мастер-класс для педагогов «Создание проблемных ситуаций»
консультация

Прайс Елена Анатольевна

мастер-класс для педагогов «Создание проблемных ситуаций»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Восточная притчаC:\Users\1\Desktop\87568c7efbe630a.jpg

Дверь

Однажды наставник собрал своих учеников и объявил им:

— У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Необходимо  открыть её без посторонней помощи. Тот из вас, сможет это сделать, кто  обладает всеми теми знаниями, которыми обладаю я.

Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.

Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки, делал вычисления и расчеты.

Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле оказалась лишь слегка прикрытой. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась.

- Учитель, дверь разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно   легчайшего толчка, чтобы она открылась!- воскликнул ученик.

Мудрец-наставник  нашёл себе преемника.

Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:

— Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.

 

Мастер – класс «Создание проблемных ситуаций»

Педагогические задачи:

  • способствовать повышению уровня знаний участников о методе проблемного обучения;
  • отработать навыки создания проблемной ситуации с помощью технологической карты деятельности по проблемному обучению.

- Добрый день, уважаемые коллеги, приятно видеть вас на мастер-классе!

- Хотелось бы начать наш мастер-класс с восточной притчи..  

           (задача для слушателей распознать используемый в притче  приём (метод))

- Давайте порассуждаем, можно ли эту восточную притчу считать педагогической ситуацией?

- Как вы думаете, какой, по-вашему, метод заложен в основу педагогической ситуации, описанной в притче? Почему вы так решили?    

                                          (1 СЛАЙД – понятие пробл.обуч. и пробл.ситуации)

- Сегодня пойдет беседа о методе проблемного обучения, а к притче мы вернемся чуть-чуть позже и узнаем слова-обращения к ученикам наставника.

- Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.  Отсюда возникает вопрос:  Какими умениями должен обладать воспитатель, чтобы управлять процессом разрешения проблемных ситуаций? И какими  умениями должен обладать ребенок в процессе их разрешения?

- Сегодня на мастер-классе я  хочу поделиться своим опытом работы по созданию технологической карты, в основу которой заложен пошаговый алгоритм решения проблемной ситуации.

- Предлагаю вашему вниманию технологическую карту. Ознакомьтесь, карта частично заполнена и нам предстоит в ходе нашей работы полностью ее заполнить.

У вашей группы в карте определена лишь деятельность педагога, в вашей группе определена деятельность ребенка.

- Сначала я предлагаю определить этапы решения  проблемной ситуации.  Возьмите белые карточки и разложите в той последовательности, в которой, по-вашему мнению, просматривается алгоритм решения проблемной ситуации.

(практич.деятельность педагогов)

- В ходе анализа проблемной ситуации выделена определенная последовательность  решения проблемной ситуации, состоящей из четырех этапов:

           (2 СЛАЙД - алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из четырех этапов)

- Мы определили этапы решения  проблемной ситуации, а теперь в соответствии с каждым этапом и имеющейся деятельностью, проработаем и заполним ту деятельность, которая в таблице отсутствует.

(практич.деятельность педагогов)

- Уважаемые коллеги!  На данный момент технологическая карта заполнена. Давайте озвучим ваш полученный результат и организуем взаимопроверку, поскольку та часть таблицы, которую будет озвучивать каждая группа, у противоположной группы была представлена в готовом виде.

  Я объявляю этапы, а каждая из групп озвучивает ту деятельность, которую   обозначила  на данном этапе. Итак: ваша группа озвучивает деятельность кого? (педагога), а ваша группа?  (ребенка)

- Следуя  данной технологической карте,  организую процесс обучения с детьми таким образом, чтоб  ребенок сам являлся открывателем новых знаний.

- Предлагаю вашему вниманию проблемную ситуацию из моей практики.

                                                             (разбор проблемной ситуации)

- При проведении сюжетно-ролевой игры «Театр» дети получили билеты в театральный зал.  Здесь я включила проблемную ситуацию: одному ребенку был дан билет на 3-е место в первом ряду, 2-му ребенку – на пятое место в этом же первом ряду.  Но при рассаживании в театральном ряду, двое, заранее подготовленных детей, «неожиданно» оказались на одном месте и не могли понять, как это произошло.

1. Мой вопрос к детям «Почему Саша и Миша оказались на одном месте, хотя билеты у них были на разные места»?

2. Варианты ответов детей были таковы:

- Саша был прав, Миша сел неправильно;

- Это Миша сел правильно, а Саша был не прав;

- Оба перепутали места.

3. Далее дети ищут правильное решение. Берут билет Саши и находят его место (при этом считают слева направо – 3 СЛАЙД). Затем проверяют, правильно ли Миша нашел свое место. Оказалось, что Миша считал справа налево, а нужно было считать слева направо. Саша был прав. Верным оказалось первое предположение. Дети сами обосновали свое решение.

- Сейчас я предлагаю вам проанализировать эту проблемную ситуацию по изготовленной нами технологической карте.

                                                                 (педагоги анализируют ситуацию)

- Вернемся к восточной притче. Поскольку вначале мы сказали, что в основу этой притчи заложен метод проблемного обучения, давайте попробуем проанализировать деятельность наставника и ученика на определенных этапах проблемной ситуации.

1 группа – Найдите в тексте притчи и зачитайте отрывок, деятельность наставника по мотивации к поиску новых знаний или умений.

2 группа - Найдите в тексте притчи деятельность ученика по обсуждению плана поисковых действий, рассуждению и выдвижению идеи и гипотезы.

- Соответствует ли полностью данная ситуация методическим требованиям создания проблемной ситуации?

ВЫВОД:  

- Сегодня я продемонстрировала  вам, каким образом  использование технологической карты помогает педагогу в  создании и решении проблемной ситуации.

- В заключение хочу зачитать Вам  слова Наставника, обращенные к своим ученикам (из притчи)...

- Спасибо за участие в мастер-классе! Я надеюсь, что технол.карта поможет вам в вашей пед.деятельности  (раздаю)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

деятельности по проблемному обучению дошкольников

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

I

Постановка проблемы

 Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий.

 Создает проблемную ситуацию

 Формулирует или помогает сформулировать проблему.

 Определяет целевую установку.

Осознает создавшееся противоречие.

 

«Присваивает» проблему.

Участвует в формулировке проблемы.

Осознает цель поиска.

II

Актуализа-ция знаний

Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации.  

Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений.

Мотивирует к поиску новых знаний или умений.

Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует).

Осознает потребность в новых знаниях.

Концентрируется на поиске новых знаний.

III

Выдвиже-ние гипотез – предполо-жений

 Организует выдвижение предположений.

 Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

 Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе  поиска.

Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их.

Принимает  программу поиска.

Проводит поисковую деятельность.

IV

Проверка решения

Проверяет результаты поиска.

Помогает выбрать правильное решение

Докладывает результаты поиска.

Формулирует выводы.

V

Введение в систему знаний

Выделяет новые знания.

Организует размещение результатов поиска в уголке Открытий.

Организует применение полученных знаний. 

Присваивает новые знания и умения.

Участвует в размещении в уголке Открытий результатов поиска.

Применяет полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»

МАСТЕР КЛАССиз опыта работыТема: Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»...

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»

Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...

Памятка для педагогов «Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

В организации и содержании каждой игры следует продумывать создание проблемной ситуации. В игру добавляются моменты проблемной ситуации, используются действия, которые направлены против чего-то.При от...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...

"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)

quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...

Мастер класс для педагогов «Использование проблемной ситуации на занятиях по развитию речи у дошкольников» (формирование словаря)

Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у дошкольников (фор...