мастер-класс для педагогов «Создание проблемных ситуаций»
консультация
мастер-класс для педагогов «Создание проблемных ситуаций»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 151.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Восточная притча
Дверь
Однажды наставник собрал своих учеников и объявил им:
— У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Необходимо открыть её без посторонней помощи. Тот из вас, сможет это сделать, кто обладает всеми теми знаниями, которыми обладаю я.
Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.
Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки, делал вычисления и расчеты.
Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле оказалась лишь слегка прикрытой. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась.
- Учитель, дверь разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно легчайшего толчка, чтобы она открылась!- воскликнул ученик.
Мудрец-наставник нашёл себе преемника.
Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:
— Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.
Мастер – класс «Создание проблемных ситуаций»
Педагогические задачи:
- способствовать повышению уровня знаний участников о методе проблемного обучения;
- отработать навыки создания проблемной ситуации с помощью технологической карты деятельности по проблемному обучению.
- Добрый день, уважаемые коллеги, приятно видеть вас на мастер-классе!
- Хотелось бы начать наш мастер-класс с восточной притчи..
(задача для слушателей распознать используемый в притче приём (метод))
- Давайте порассуждаем, можно ли эту восточную притчу считать педагогической ситуацией?
- Как вы думаете, какой, по-вашему, метод заложен в основу педагогической ситуации, описанной в притче? Почему вы так решили?
(1 СЛАЙД – понятие пробл.обуч. и пробл.ситуации)
- Сегодня пойдет беседа о методе проблемного обучения, а к притче мы вернемся чуть-чуть позже и узнаем слова-обращения к ученикам наставника.
- Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. Отсюда возникает вопрос: Какими умениями должен обладать воспитатель, чтобы управлять процессом разрешения проблемных ситуаций? И какими умениями должен обладать ребенок в процессе их разрешения?
- Сегодня на мастер-классе я хочу поделиться своим опытом работы по созданию технологической карты, в основу которой заложен пошаговый алгоритм решения проблемной ситуации.
- Предлагаю вашему вниманию технологическую карту. Ознакомьтесь, карта частично заполнена и нам предстоит в ходе нашей работы полностью ее заполнить.
У вашей группы в карте определена лишь деятельность педагога, в вашей группе определена деятельность ребенка.
- Сначала я предлагаю определить этапы решения проблемной ситуации. Возьмите белые карточки и разложите в той последовательности, в которой, по-вашему мнению, просматривается алгоритм решения проблемной ситуации.
(практич.деятельность педагогов)
- В ходе анализа проблемной ситуации выделена определенная последовательность решения проблемной ситуации, состоящей из четырех этапов:
(2 СЛАЙД - алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из четырех этапов)
- Мы определили этапы решения проблемной ситуации, а теперь в соответствии с каждым этапом и имеющейся деятельностью, проработаем и заполним ту деятельность, которая в таблице отсутствует.
(практич.деятельность педагогов)
- Уважаемые коллеги! На данный момент технологическая карта заполнена. Давайте озвучим ваш полученный результат и организуем взаимопроверку, поскольку та часть таблицы, которую будет озвучивать каждая группа, у противоположной группы была представлена в готовом виде.
Я объявляю этапы, а каждая из групп озвучивает ту деятельность, которую обозначила на данном этапе. Итак: ваша группа озвучивает деятельность кого? (педагога), а ваша группа? (ребенка)
- Следуя данной технологической карте, организую процесс обучения с детьми таким образом, чтоб ребенок сам являлся открывателем новых знаний.
- Предлагаю вашему вниманию проблемную ситуацию из моей практики.
(разбор проблемной ситуации)
- При проведении сюжетно-ролевой игры «Театр» дети получили билеты в театральный зал. Здесь я включила проблемную ситуацию: одному ребенку был дан билет на 3-е место в первом ряду, 2-му ребенку – на пятое место в этом же первом ряду. Но при рассаживании в театральном ряду, двое, заранее подготовленных детей, «неожиданно» оказались на одном месте и не могли понять, как это произошло.
1. Мой вопрос к детям «Почему Саша и Миша оказались на одном месте, хотя билеты у них были на разные места»?
2. Варианты ответов детей были таковы:
- Саша был прав, Миша сел неправильно;
- Это Миша сел правильно, а Саша был не прав;
- Оба перепутали места.
3. Далее дети ищут правильное решение. Берут билет Саши и находят его место (при этом считают слева направо – 3 СЛАЙД). Затем проверяют, правильно ли Миша нашел свое место. Оказалось, что Миша считал справа налево, а нужно было считать слева направо. Саша был прав. Верным оказалось первое предположение. Дети сами обосновали свое решение.
- Сейчас я предлагаю вам проанализировать эту проблемную ситуацию по изготовленной нами технологической карте.
(педагоги анализируют ситуацию)
- Вернемся к восточной притче. Поскольку вначале мы сказали, что в основу этой притчи заложен метод проблемного обучения, давайте попробуем проанализировать деятельность наставника и ученика на определенных этапах проблемной ситуации.
1 группа – Найдите в тексте притчи и зачитайте отрывок, деятельность наставника по мотивации к поиску новых знаний или умений.
2 группа - Найдите в тексте притчи деятельность ученика по обсуждению плана поисковых действий, рассуждению и выдвижению идеи и гипотезы.
- Соответствует ли полностью данная ситуация методическим требованиям создания проблемной ситуации?
ВЫВОД:
- Сегодня я продемонстрировала вам, каким образом использование технологической карты помогает педагогу в создании и решении проблемной ситуации.
- В заключение хочу зачитать Вам слова Наставника, обращенные к своим ученикам (из притчи)...
- Спасибо за участие в мастер-классе! Я надеюсь, что технол.карта поможет вам в вашей пед.деятельности (раздаю)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность ребенка |
I Постановка проблемы | Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Создает проблемную ситуацию Формулирует или помогает сформулировать проблему. Определяет целевую установку. | Осознает создавшееся противоречие.
«Присваивает» проблему. Участвует в формулировке проблемы. Осознает цель поиска. |
II Актуализа-ция знаний | Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. | Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний. |
III Выдвиже-ние гипотез – предполо-жений | Организует выдвижение предположений. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поиска. | Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их. Принимает программу поиска. Проводит поисковую деятельность. |
IV Проверка решения | Проверяет результаты поиска. Помогает выбрать правильное решение | Докладывает результаты поиска. Формулирует выводы. |
V Введение в систему знаний | Выделяет новые знания. Организует размещение результатов поиска в уголке Открытий. Организует применение полученных знаний. | Присваивает новые знания и умения. Участвует в размещении в уголке Открытий результатов поиска. Применяет полученные знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»
МАСТЕР КЛАССиз опыта работыТема: Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»...

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.
Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»
Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...

Памятка для педагогов «Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
В организации и содержании каждой игры следует продумывать создание проблемной ситуации. В игру добавляются моменты проблемной ситуации, используются действия, которые направлены против чего-то.При от...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...
"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)
quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...

Мастер класс для педагогов «Использование проблемной ситуации на занятиях по развитию речи у дошкольников» (формирование словаря)
Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у дошкольников (фор...

