План работы по самообразованию «Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)
Современные развивающие игрушки, такие как бизиборды, позволяют детям самостоятельно решать задачи, развивать моторику, речь и творческое мышление. Бизиборды интегрируют все образовательные области развития ребенка и способствуют его социализации и индивидуализации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53 «Радуга» города Лесосибирска
План работы по самообразованию на 2024 – 2025 учебный год «Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста»
Составила воспитатель первой
квалификационной категории
Ефимова С.В.
2024 год
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов
Актуальность
Итальянский педагог и учёный Мария Монтессори в рамках своей методики предложила развивать мелкую моторику детей через познание сути вещей. Для этого нужно было перенести подручные приспособления на стенд для изучения, таким образом, дети смогут изучать функциональность каждой мелкой детали, находясь в безопасности. Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких детей. Современные развивающие игрушки, такие как бизиборды, позволяют детям самостоятельно решать задачи, развивать моторику, речь и творческое мышление. Бизиборды интегрируют все образовательные области развития ребенка и способствуют его социализации и индивидуализации.
Цель: использование многофункционального пособия - бизиборд как средства разностороннего развития ребёнка, активизации умственной деятельности, предпосылок развития их творческого потенциала.
Задачи:
- помочь улучшить моторику рук, так как игра с бизибордом учит открывать, нажимать, крутить разные предметы;
- помочь улучшить координацию движений. В процессе игры ребенок учится управлять своими руками, выполняя простые манипуляции: открутить, закрыть, открыть;
- развивать причинно – следственные связи. Ребенок начинает понимать, что нужно выполнить какие-либо действия, чтобы достичь результата;
- развивать цветовосприятие. На развивающей доске крепится много ярких элементов, если правильно задействовать их в игровом процессе, то ребенок начнет распознавать цвета;
- развивать воображение. Во время самостоятельной игры ребенок находит новое применение деталям и элементам.
Разновидности бизибордов
- Классический бизиборд. Это обычная одинарная доска с развивающими элементами. Ее размеры могут варьировать от дорожных компактных вариантов до метровых в ширину (при этом высота не должна превышать 60 см.)
- Классический бизиборд – книжка. Эта развивающая доска состоит из двух частей, которые крепко скреплены между собой и надежно фиксируются в «рабочем» состоянии. Конструкция напоминает мольберт. Развивающие элементы могут располагаться как на двух сторонах, так и на одной их них, а вторая сторона в таких моделях выступает в роли мелкой доске.
- Классический бизиборд разной формы. Такие доски обычно выполняются в виде животных, транспортов. Возможно, что веселые образы смогут увлечь ребенка, но в тоже время они же отвлекают его внимание от основной функции доски – развитию моторики. К тому же ограниченность формы отображаются на наполнении бизиборда.
- Бизибоксы. Это кубы с пятью функциональными сторонами и, как следствие, с большим количеством развивающих модулей. Бизибокс благодаря своей форме может выступать в роли ящика для игрушек. Единственный минус – сложная транспортировка. В эту категорию можно включить и бизиборды в виде домиков.
- Мягкий бизиборд. Он подходит для самых маленьких и обладает большим количеством элементов для тактильного ощущения, липучками, шнурками, кармашками. Тканевая основа ограничивает в разнообразии «развивалок», но зато ее можно использовать с шести месяцев, когда ребенок учится сидеть.
Самые распространённые элементы в бизиборде: застежки, шнурки, липучки, молнии, пуговицы, замочки, замки с ключом, дверные цепочки, шпингалеты, счеты,часы, лабиринты, магниты, мозаика с геометрическими фигурами, выключатели, кнопки, розетки, световые и звуковые модули.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с ребенком
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Месяц | Игровые упражнения | Цель |
Сентябрь | Бизиборд «Дом» | Способствование развитию памяти, сенсорики, мышления, логики и мелкой моторики рук. |
«Открой и закрой окошечки» Материал: картинки зверей; небольшие замочки, защёлки, щеколды, ручки — все те предметы, которые относят к дверной фурнитуре. Описание: необходимо открыть дверку, чтобы увидеть, кто там живёт, какой предмет лишний, что бывает такого цвета и т.д. | Способствование развитию действий руки, формированию ручную умелость, совершенствование мелкой моторики пальцев. | |
«Волшебный круг» Материал: деревянный круг с различными вырезами, мелкие шарики. Описание: ребёнку предлагается покрутить круг с шариками. | Развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения. | |
«Шестерёнки» Материал: Шестерёнки. Описание: ребёнку предлагается покрутить шестерёнки. | Совершенствование мелкой моторики. | |
«Открой – закрой» Материал: крючок, шпингалет. Описание: ребенку предлагается открыть и закрыть крючок, шпингалет. | Развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, мышления. | |
Октябрь | «Выключатели - розетки». Материал: выключатели одинарные и двойные. Описание: ребенку предлагается включить и выключить выключатель. | Выработка умения действовать с различными бытовыми приспособлениями. |
«Светло – темно». Материал: окошечко из пайеток. Описание: ребенку предлагается чешуйки прогладить сначала в одну сторону (сделать одним цветом), затем в другую. | Развитие мелкой моторики | |
«Открой – закрой» Материал: молнии. Описание: ребенку предлагается открыть и закрыть домик на молнию. | Развитие мелкой моторики рук, пространственное воображение, мышление. | |
Ноябрь | «Защелки-замочки». Материал: крючок Описание: ребенку предлагается закрыть(открыть) окно на крючок. | Развитие мелкой моторики рук, ловкости пальчиков. |
«Учимся застёгивать пуговицы». Материал: пуговицы, лоскут с выемкой для пуговицы Описание: ребенку предлагается застегнуть(расстегнуть) пуговицу. | Вырабатывать умение застёгивать и расстегивать пуговицы. | |
«Липучки - шипучки» Материал: липучка. Описание: ребенку предлагается оторвать(соединить) липучку к полотну. | Знакомство детей с «шипящей» поверхностью. | |
Декабрь | «Замочек без ключей» Материал: замок, приделанный к резинке. Описание: ребенку предлагается расстегнуть (застегнуть) необычный замочек | Развитие мелкой моторики рук, ловкости и мышления. |
«Кто живет в этом домике» Материал: окна с вырезанными фигурами животных, фигурки животных. Описание: ребенку предлагается в вырезанное окно вставить соответствующую фигурку животного. | Знакомство детей с домашними животными. | |
«Большие и маленькие» Материал: игрушки, бусинки, фигурки, пуговицы. Описание: ребенку предлагается сравнить предметы разной величины. | Развитие навыка соотносить и сравнивать предметы разной величины | |
Январь | «Найди игрушкам домики». Материал: геометрические фигуры. Описание: ребенку предлагается сравнить геометрические фигуры. | Соотнесение, группирование, сравнивание плоскостных геометрических фигур. |
«Подбери игрушки (предметы, картинки) к огоньку по цвету». Материал: картинки, предметы разного цвета. Описание: ребенку предлагается сгруппировать предметы по цвету | Закрепление представлений о цвете предметов. | |
«Найди и покажи такую же фигуру». Материал: плоские фигуры. Описание: ребенку предлагается найти похожую фигуру из предложенных. | Закрепление умения соотносить геометрические фигуры. | |
Февраль | «Что для кого?». Материал: картинки с изображением овощей и животных. Описание: ребенку предлагается покормить животного овощем. | Развитие логического мышления, умения сравнивать предметы по назначению. |
«Найди животное, игрушку». «Назови, кого увидел» Материал: развивающая доска «Домашние и дикие животные и птицы, их детёныши» Описание: ребенок с помощью взрослого называет и раскрашивает домашних и диких животных, птиц. | Продолжать знакомство детей с животными и птицами. | |
«Краса - длинная коса» Материал: шнурки Описание: Ребёнок заплетает различные косички. | Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие усидчивости, умение управлять своими движениями. | |
«Дорожки геометрических фигур» Материал: дорожки, геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) Описание: ребенку предлагается найти домик каждой геометрической фигуре. | Знакомство с геометрическими фигурами. | |
Март | «Открой плотину» Материал: замочки. Описание: Всем дети любят возиться с разными замочками: открывают и закрывают их. Эта игра очень нравится нашим малышам. Ребенку очень интересно узнать, как открываются замочки. | Развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, мышления. |
«Резиночки» Материал: Разноцветные Резиночки Описание: ребёнку предлагается «нарисовать разноцветными резинками" геометрические фигуры, узоры. | Развитие пространственного мышления, воображения, логики, мелкой моторики, внимания, усидчивости. | |
«Угадай, кто в домике живёт» Материал: замочки – молнии, картинки животных. Описание: 1 вариант - ребенку предлагается узнать, кто спрятался в домике, кто из животных выставил свой хвостик. 2 вариант - ребёнку предлагается открыть домик, и поселить животного по хвостику. | Формирование познавательной деятельности, речи, развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, усидчивости. | |
Апрель | «Дорожки геометрических фигур» Материал: дорожки, геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) Описание: ребенку предлагается найти домик каждой геометрической фигуре. | Продолжать знакомство с геометрическими фигурами. |
«Шнуровка» Материал: башмачок, косички. Описание: 1 вариант – ребенку предлагается заплести различные косички. 2 вариант - ребёнку предлагается продеть шнурок в дырочки, зашнуровать ботинок, завязать бант на ботинке. | Развитие тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), развитие речи ребенка. | |
«Закрой дом» Материал: цепочка, крючок, шпингалет. Описание: ребенку предлагается закрыть дом на (крючок, цепочку, шпингалет). | Способствовать развитию сенсорики и мелкой моторики рук. | |
Май | Классический бизиборд (доска) «Расскажи сказку» (Репка) Материал: Картинки сказок Описание: ребенку предлагается подобрать картинки к сказке, разложить их в окошечки в разной последовательности. Ребенок, открывая окошечко, проговаривает сказку по картинке. | Обеспечение неограниченного процесса познания ребенка, развивая мелкую моторику, речь и воображение. |
«Расскажи сказку» (Теремок) Материал: Картинки сказок Описание: ребенку предлагается подобрать картинки к сказке, разложить их в окошечки в разной последовательности. Ребенок, открывая окошечко, проговаривает сказку по картинке. | Обеспечение неограниченного процесса познания ребенка, развивая мелкую моторику, речь и воображение | |
«Много - мало» Материал: счёты, замочки Описание: ребенок предлагается найти количество замочков (косточек) по заданию воспитателя (один - много). | Знакомство с понятиями «много», «мало», «один». |
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно -развивающей среды группы.
План работы с родителями воспитанников
месяц | Содержание |
Сентябрь | Подбор материала, необходимого для работы с родителями по теме самообразования. Постановка целей и задач по данной теме. |
Октябрь | Папка – передвижка «Бизиборд для малышей». Стендовая информация в родительском уголке «Играем пальчики развиваем». |
Ноябрь | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук и речь» |
Декабрь | Индивидуальные консультации «Изготовление бизиборда своими руками". Рекомендации родителям |
Январь | Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том,как привлекать детей к развитию мелкой моторики рук в домашних условиях. |
Февраль | Познакомить родителей с РППС группы. предложить оказать помощь в пополнении и обогащении центра игр. |
Март | Консультация для родителей «В игры разные играем, что мы в детях развиваем» |
Апрель | Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу развития и укрепления мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста |
Май | Выставка для родителей и педагогов «Бизиборд своими руками». |
Ожидаемый результат - повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Литература:
- Захарова Е. Проект в группе раннего возраста «Развивающая доска – Бизиборд». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. (www.maam.ru)
- Петровский В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении// Дошкольное образование России в документах и материалах. М.,2001.
- Сомова А.С., Шнюкова Т.Н. Учебно-методическое пособие на тему: Развивающая доска – бизиборд. (www.nsportal.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста”
Организуя игровую деятельность воспитанников, я стремилась найти что то новое, нетрадиционное. Хотелось избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желание и деятельность...

План работы по самообразованию «Проектная деятельность в развитии детей младшего дошкольного возраста» 2019-2020 уч.г.
Использование метода проекта в дошкольном образовательном учреждении как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, разв...

План работы по самообразованию «Формирование экологических начал у детей младшего дошкольного возраста»
План работы по самообразованию«Формирование экологических начал у детей младшего дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность», 2 младшая группа
Тема: «Экологическое воспитания детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравс...

Презентация "Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста"
Бизиборд служит предметом интеграции элиментов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФОП ДОУ....

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа
Тема: «Экологическое воспитания детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравс...

План работы по самообразованию "Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста"
План работы нацелен на использование многофункционального пособия - бизиборд как средство разностороннего развития ребенка, активизации умственной деятельности, предпосылок развития их творческого пот...
