Представление опыта работы по теме: «Содержание образовательно-воспитательного процесса в группах раннего возраста для воспитанников 1-2 лет»
статья (младшая группа)

Псарикова Марина Сергеевна

Воспитание, обучение и развитие воспитанников МБДОУ от 1 года до 2 лет осуществляется в соответствии с авторской программой «Малышарики». Образовательная программа является моделью организации образовательного процесса и определяет содержание образования в группе раннего возраста.

В соответствии с авторской программой «Малышарики» составлена рабочая программа группы раннего возраста № 1 «Малышок» общеразвивающей направленности.

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», представленной авторским коллективом под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Грамотная организация пропедевтического периода (консультирование родителей потенциальных воспитанников, встречи родителей и воспитателей группы и др.) и непосредственно адаптационного периода, обеспечивают протекание адаптации в легкой степени у большинства воспитанников. Педагоги на протяжении адаптационного периода организуют занятия, игры, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, облегчающие моменты расставания с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc80.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

Представление опыта работы

по теме:

«Содержание образовательно-воспитательного процесса в группах раннего возраста для воспитанников 1-2 лет»

Подготовила:

Псарикова Марина Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории.

город Рубцовск 2025 год

Воспитание, обучение и развитие воспитанников МБДОУ от 1 года до 2 лет осуществляется в соответствии с авторской программой «Малышарики». Образовательная программа является моделью организации образовательного процесса и определяет содержание образования в группе раннего возраста.

В соответствии с авторской программой «Малышарики» составлена рабочая программа группы раннего возраста № 1 «Малышок» общеразвивающей направленности.

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», представленной авторским коллективом под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Грамотная организация пропедевтического периода (консультирование родителей потенциальных воспитанников, встречи родителей и воспитателей группы и др.) и непосредственно адаптационного периода, обеспечивают протекание адаптации в легкой степени у большинства воспитанников. Педагоги на протяжении адаптационного периода организуют занятия, игры, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, облегчающие моменты расставания с родителями. В период адаптации педагог-психолог регулярно посещает группы раннего возраста, оказывает помощь педагогам в создании положительного психологического климата (во время приема детей, проведения режимных моментов, игровой деятельности). На каждого воспитанника заводится лист адаптации. Ведутся индивидуальные карты контроля за нервно-психическим развитием и поведением ребенка с целью своевременного выявления отклонений в развитии и построения дальнейшей работы. В приемной групповой ячейки размещена информация для родителей (законных представителей) по вопросам организации жизни детей раннего возраста во время адаптации к детскому саду.

В МБДОУ организована система взаимодействия воспитателя группы раннего возраста и узких специалистов, помощников воспитателя. Имеется план взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, ведутся тетради взаимодействия с педагогом- психологом, музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель, педагог психолог регулярно предлагают воспитателям и родителям консультации, рекомендации по воспитанию и развитию детей раннего возраста. Материал размещается на информационных стендах для родителей в приёмной группы («Для вас, родители», «Разговор о важном») и информационных стендах. В приемной группы имеются подборки консультаций воспитателя и узких специалистов различной тематики для родителей воспитанников в соответствии с планами взаимодействия с родителями.

Рационально организовано взаимодействие помощника воспитателя группы раннего возраста и воспитанников в период проведения воспитателем образовательной деятельности по подгруппам. Ведётся тетрадь взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя группы раннего возраста для детей от 1 года до 2 лет, в которой прописано содержание совместной деятельности помощника воспитателя с воспитанниками: беседы, игровая деятельность, чтение художественной литературы и пр.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям воспитанников. Групповое пространство имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая при этом друг другу. Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Пространство групповой ячейки организовано в виде центров развития. Оснащение центров развития меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, образовательными задачами и интересами воспитанников. Игрушки и материалы соответствуют возрастным особенностям, индивидуальным потребностям и интересам воспитанников, обеспечивают психическую безопасность и максимальный для данного возраста развивающий эффект. Имеются в достаточном количестве игрушки для сенсорного и интеллектуального развития: бизиборды различной конструкции и размера, мягкие развивающие модули, составные игрушки, требующие соотнесения размеров, форм или цветов, рамки-вкладыши, пирамидки, мягконабивные игрушки из тканей различной фактуры (размещаются в уголке уединения, подвергаются ежедневной обработке), сортировочные ящики, наборы для конструирования. Имеется развивающий дидактический стол с разнообразным дидактическим наполнением, которое периодически обновляется. Педагоги, в том числе - в период адаптации, активно используют игрушки забавы: механические, двигающиеся, имеющие световые и звуковые эффекты. В достаточном количестве имеется игровое и спортивное оборудование для физического развития воспитанников раннего возраста.

Для развития сюжетной игры в достаточном количестве имеются маркеры игрового пространства, мобильные игровые модули, игрушки-предметы оперирования, игрушки- персонажи, предметы-заместители.

Развивающей предметно-пространственной средой группы предусмотрена площадь, свободная от мебели. Игрушки (игрушки-каталки, тележки, автомобили и пр.), материалы и оборудование для двигательной активности располагаются таким образом, чтобы они стимулировали проявление двигательной активности воспитанников.

Во время организованной образовательной деятельности воспитатель использует адекватные возрасту детей формы и методы работы.

При организации режимных моментов воспитатель и помощники воспитателя активно используют художественное слово, народный фольклор, пестушки, потешки, заклички для создания у детей положительной мотивации к деятельности.

В качестве основных форм взаимодействия предусматриваются индивидуальные и подгрупповые, построенные преимущественно на игровых методах взаимодействия взрослого и воспитанников. Делается акцент на необходимость индивидуальной адресованности воздействий воспитателя, использовании позитивных способов воспитания, таких как похвала, поддержка, помощь ребенку в ходе деятельности, стремление заинтересовать его тем или иным видом деятельности и др., предполагается гибкое планирование деятельности педагога с учетом интересов и склонностей детей, возможность сочетания предметно-практической, игровой, познавательной, художественно-эстетической и других видов детской деятельности, предоставление детям выбора игр, игрушек и партнеров. Все это способствует созданию эмоционально комфортной атмосферы в группе, развитию свободной творческой личности каждого ребенка.

Распорядок дня группы соответствует возрастным психофизиологическим особенностям воспитанников и способствует их гармоничному развитию. Воспитанники первого и второго полугодия живут по разным режимам. Это позволяет организовать жизнь воспитанников с учетом их возрастных особенностей, осуществить полноценный уход за ними и обеспечить индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Постепенно, по мере роста и развития, воспитанников переводят с одного режима на другой. Основанием для такого перевода являются хорошее состояние здоровья, полноценный сон, уровень физического и нервно-психического развития воспитанников. Критериями оценки считаются благоприятная динамика физического и психического развития, устойчивость к простудным заболеваниям. При этом учитываются росто-весовые показатели, эмоциональное состояние воспитанника, развитие речи, совершенствование навыков ходьбы.

На слайде представлен режим дня на холодный период. В режиме дня на холодный период года указана общая продолжительность непосредственно образовательной деятельности, включая перерывы между нею. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимый объем образовательной нагрузки, предусмотренный действующими санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами.

Иногда к моменту поступления в МБДОУ в условиях семьи уже выработан определенный распорядок дня воспитанников, в частности воспитанники в возрасте полутора лет переведены родителями на одноразовый сон в течение дня. В этих случаях режим дня воспитанников не меняется, так как это может привести к ухудшению течения периода адаптации.

Для воспитанников:

«от 1 года до 1 года 6 месяцев дневной сон организуется дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа;

• от 1 года 6 месяцев до 2 лет дневной сон организуется однократно продолжительностью не менее 3 часов.

Проведение подвижных эмоциональных игр и закаливающих процедур перед сном не осуществляется.

В целях планомерного воздействия на развитие воспитанников непосредственно образовательная деятельность организуется в виде игр-занятий в первую и во вторую половину дня. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности для воспитанников раннего возраста не превышает 10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Для воспитанников от 1 года до 1 года 6 месяцев непосредственно образовательная деятельность проводится по подгруппам (2-4 человека) в период второго бодрствования в форме игр-занятий, длительность которых составляет 6-8 минут с каждой подгруппой. Для воспитанников в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет непосредственно образовательная деятельность проводится в утренний и вечерний период бодрствования по подгруппам (4-6 человек) в форме игр-занятий, длительность которых составляет 8-10 минут, в середине образовательной деятельности проводится физминутка.

Систематически ведется работа по формированию основ безопасности у воспитанников от 1 года до 2 лет. Тематические беседы разработаны специально для данной возратной категории, проводятся в соответствии с графиком, регистрируются в журнеле регистрации тематических бесед с воспитанниками.

С целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении организованна работа медико-педагогического совещания. Заседания в группах раннего возраста проводятся 1 раз в квартал. Ведутся протоколы совещаний.

Взаимодействие педагогов с родителями осуществляется через различные формы сотрудничества: размещение актуальной информации в родительских уголках и на официальном сайте МБДОУ («Адаптация ребенка к ДОУ», «Капризы и упрямство детей раннего возраста», «Как помочь ребенку в период адаптации» и др.); индивидуальные консультации, которые фиксируются в журнале получения рекомендаций родителями (законными представителями) групп раннего возраста. В свободном доступе для родителей воспитанников имеется папка, в которой собраны нормативно-правовые документы МБДОУ; информация для родителей о целях и задачах деятельности МБДОУ, образовательных программах, реализуемых в МБДОУ, образовательных ориентирах.

С целью выявления степени удовлетворенности условиями и качеством образования в группе раннего возраста проводится анкетирование родителей. Результаты данного опроса показывают, что родители довольны комфортными условиями, созданными для детей в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему "Содержание предметно-развивающей среды в группах раннего возраста"

Консультация для педагогов "Содержание предметно-развивающей среды в группах раннего возраста"....

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...

Представление опыта работы на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Цель: формирование у дошкольников  основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере любимых детских сказок.Задачи:Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, ...

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...