Экологический проект «Дошколенок-Эколенок»
проект (старшая группа)
Экологический проект «Дошколенок-Эколенок»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 145.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Снежинка»
Старшая группа №4 «Дружная семейка»
Экологический проект «Дошколенок-Эколенок»
Воспитатели
Кругляк М.С.
Батурина М.И.
Урай 2021-2022г.
Содержание
Введение
1. Актуальность
2. Содержание проекта
2.1. Цели и задачи проекта
2.2.Ожидаемые результаты
2.3. Этапы реализации проекта
2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности
2.4.1 Перспективный план организации экологического образования в группе
2.4.2 Самостоятельная деятельность детей
3. Ресурсное обеспечение проекта
4. Критерии оценивания проекта
5. Заключение
Используемая литература
Приложение к проекту
Введение
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе вечный источник детского разума
В. Сухомлинский
Проект «Дошколенок-Эколенок» разработан для целенаправленной работы с детьми старшей группы №4 на основе современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования и воспитания.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:
- непосредственно образовательная деятельность;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- целевые прогулки и экскурсии;
- экологические акции;
- праздники, развлечения, досуг;
- беседы, ситуативные разговоры;
- дидактические игры.
1.Актуальность
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.
Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической депривации. [2]
Работа педагога по устранению экологической депривации должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование у детей развития чувственного восприятия их непосредственного природного окружения. Необходимо одушевить для ребенка окружающий его мир.
Современное содержание работы с детьмидошкольного возрастапо ФГОС ДО предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Огромная роль в этом отводится экологическому образованию детей, так как именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на этапе завершения дошкольного образования мы ориентируемся на целевые ориентиры. Одним из пунктов целевых ориентиров является следующее:
• «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. … Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, […], элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.»
Знакомство с объектами живой и неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к области «Познавательное развитие». Таким образом, детское экспериментирование является одним из способов достижения данного целевого ориентира. Эксперименты – это реальные опыты с реальными объектами и их свойствами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека.
По мнению Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу.
Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.
Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.
2. Содержание проекта
2.1. Цель и задачи проекта
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
- Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением плана работы с детьми и их родителями;
- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
- Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
- Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
- Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
- Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
2.2 Ожидаемы результаты
У детей:
1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
У родителей:
1. повышение экологической культуры;
2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
3 . участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.
2.3. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с сентября 2021 года по май 2022 года
1 этап – подготовительно-проектировочный (сентябрь 2021 года)
2 этап – практический (с октября 2021 года – апрель 2022 года)
3 этап – обобщающе-результативный (май 2022 года)
4 этап – презентация проекта
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки выполнения |
Подготовительно-проектировочный этап | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы | Сентябрь 2021г. |
Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностического материла | |||
Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: -подбор книг для оформления выставок в книжном уголке; - оборудование уголка экспериментирования; - изготовление лэпбука; - изготовление дидактических игр; - изготовление фотоальбомов; -изготовление папок передвижек для информации родителей по темам проекта | Сентябрь 2021 – апрель 2022г. | |
Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования, | |||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по организации экологического воспитания детей дома | Сентябрь 2021 | |
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома. | Сентябрь 2021 – апрель 2022 | ||
Практический этап | Выявить уровень экологической воспитанности детей группы | Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей группы | Сентябрь 2021г |
Реализация поставленных задач | Составление плана образовательной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников | Сентябрь 2021г | |
Организация образовательной деятельности в соответствии планом | Сентябрь 2021 – апрель 2022 | ||
Разработка бесед на экологическую тему, подбор дидактических игр по экологическому воспитанию | |||
Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, картотеки опытно-экспериментальной деятельности | |||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, экспериментальной, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт. | |||
Привлечь социум в работу по реализации проекта | Посещение курса занятий в музее города Урай (КИЦ) | Сентябрь 2021 – апрель 2022 | |
Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, памятки с экологическим содержанием. | Сентябрь 2021 – апрель 2022 | ||
Привлекать родителей к участию в городских акциях | |||
Участие в городских конкурсах на экологические темы | Сентябрь 2021-апрель 2022г. | ||
Обобщающе-результативный этап | Выявление и оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей подготовительной к школе группы | Мониторинг качества экологического образования в группе | Май 2022г |
Оценка эффективности работы с родителями | Анкетирование | Май 2022г | |
Проведение итогового мероприятия: акция «Зеленая Планета» - посадка растений на участке группы. Оформление уголка | Май 2022г | ||
Презентация проекта | Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми подготовительной к школе группы Подвести итоги работы на педагогическом совете | Подготовка презентации на тему: «Проект «Дошколенок-эколенок» | Май 2022г. |
2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности.
2.4.1 План организации экологического образования в старшей группе №4
ПЛАН
1. Экскурсии.
2. Поделки из природного и бросового материала.
3. Оформление фотоальбомов, альбомов с рисунками и рассказами.
4. Беседы по темам проекта.
5. Участие в городских конкурсах, выставках рисунков по темам проекта.
6. Оформление папок передвижек для информации родителей по темам проекта.
7. Привлечение родителей к сбору информации, иллюстраций, фотографий по темам проекта.
8. Участие и помощь родителей в организации акций, стенгазет, плакатов по темам проекта.
9. Разработка эмблемы проекта.
10. Совместное посещение КИЦ.
11. Разучивание с детьми стихотворений, пословиц, поговорок, закличек, потешек по темам проекта.
12. Доклады детей по темам проекта.
13. Изготовление лепбука.
14. Оформление картотек: прогулок, опытно-экспериментальной деятельности, дидактических и пальчиковых игр.
15. Оформление уголка.
ПЛАН ПО ПРОЕКТУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №4 « ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»
1. Экскурсии.
2. Поделки из природного и бросового материала.
3. Оформление фотоальбомов, альбомов с рисунками и рассказами.
4. Беседы по темам проекта.
5. Участие в городских конкурсах, выставках рисунков по темам проекта.
6. Оформление папок передвижек для информации родителей по темам проекта.
7. Привлечение родителей к сбору информации, иллюстраций, фотографий по темам проекта.
8. Участие и помощь родителей в организации акций, стенгазет, плакатов по темам проекта.
9. Разработка эмблемы проекта.
10. Совместное посещение КИЦ.
11. Разучивание с детьми стихотворений, пословиц, поговорок, закличек, потешек по темам проекта.
12. Доклады детей по темам проекта.
13. Изготовление лэпбука.
14. Оформление картотек: прогулок, опытно-экспериментальной деятельности, дидактических и пальчиковых игр.
15. Оформление уголка.
2.4.2 Самостоятельная деятельность детей
Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности. Поэтому необходимо создать условия для:
- индивидуальных проявлений детей в практической (трудовой, экспериментальной), изобразительной деятельности, чтобы дети имели возможность отразить в рисунках, поделках, труде свое отношение к изучаемому природному объекту или явлению;
- самостоятельного поиска интересующей информации.
Для решения этих задач необходимо:
1. Организовать выставки книг по тематике: «Животный мир», «Планета Земля», «Растительный мир»
2. Оборудовать уголки экспериментирования и природы таким образом, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную практическую деятельность, учитывая при этом то, что весь материал должен быть безопасным и простым в использовании.
3. Доступность материалов для изобразительной деятельности, ручного труда (природный и бросовый материал).
3. Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы:
• Методический и художественный материал по тематике проекта.
• Мониторинговые мероприятия с детьми, анкетирование родителей.
• Мероприятия по информированию родителей в ходе реализации проекта: папки-передвижки, домашние задания, совместные акции.
• Иллюстративный материал по ознакомлению с природным миром
4. Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатами совместной работы по реализации проекта (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу).
2. Информированность родителей об организации образовательной деятельности дошкольника
3. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
5. Заключение
Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Используемая литература
1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф
2. Педагогическое образование в России, №2/2011. Статья Л. В. Моисеева и В. А. Зебзеева «Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства» с. 110-117.
3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988
4. Бондаренко Т.М. Организация НОД в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание»: Практическое пособие длявоспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИПЛакоценинаН.А., 2012
5. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с. (Вместе с детьми)
6. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.
7. Автор-составитель Поваляева М.А Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 416 с.
8. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.
9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.: ил. – (Дошкольный мир).
10. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 181 с., илл.
11. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000. - 575 с. : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.: с.573
12. Шорыгина Т. А. Беседы о русском Севере: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва: Сфера, 2008. - 96 с. - (Вместе с детьми).
13. Шорыгина Т. А. Беседы о тайге и ее обитателях: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва : Сфера, 2009. - 96 с. - (Вместе с детьми)
14. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО»)
15. Н. Рыжова Статья «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом – природа». Газета «Дошкольное образование» №11, 12, 13/2004
16. Н. Ф. Виноградова Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978.
17. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 112 с.
18. Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5- 7 лет / сост. С. С. Дреер, А. Н. Потыкан. – Волгоград: Учитель, 2011. – 137 с.
19. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В Ю. Дьяченко [и др.]. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012. – 271 с.
Приложение к проекту
Экологические дидактические игры
«Вершки и корешки»
Игровой материал:
Картинки с изображением листьев, плодов, корней овощей.
Правила игры:
Находить пару только после сигнала, называть съедобную часть растения и что из нее можно приготовить.
Ход игры:
Участники становятся в круг, образуя «корзинку», двигаются по кругу со словами. Дети останавливаются и говорят «корешки»:
Здесь чудо-корешки!
И для пищи мы важны.
Затем произносят «вершки»:
Куда чудеснее вершки,
все блюда с нами так вкусны!
Затем говорит воспитатель:
Опрокинулась корзина, разбежались корешки,
А за ними и вершки.
Дети бегают, не наталкиваясь друг на друга.
Тише, тише, не спешите
И друг друга находите:
Корешок найдет вершок,
А вершок – свой корешок.
После дети образуют пары. Кто-то из детей называет съедобную часть овоща и блюдо, которое можно из него приготовить.
«Когда это бывает?»
Подготовка к игре. Воспитатель подбирает 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Например, в серию «Осень» входят: «Осенний парк», «Дождь», «Первый снег», «Уборка пшеницы», «Сбор яблок», «Грибы», «Отлет птиц» и др.; в серию «Зима» — «Зимний парк», «Сосульки», «Снегири», «Подкормка птиц», «Уборка снега», «Каток», «Колка дров», «Зимние забавы»; серию «Весна» составляют: «Весенний парк», «Грачевник», «Ледоход», «Весенние игры детей», «Посадка деревьев», «Весенняя пахота», «Цветущие деревья», «Подснежники», «Ландыш»; серию «Лето» — «Летний парк», «Гроза», «Радуга», «Сенокос», «Луг», «Полив цветника», «Купание в речке».
Всем играющим воспитатель раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, белый или голубой — зима, зеленый — весна, красный — лето.
Игровое действие. Воспитатель (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).
Правила игры. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:
1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);
2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;
3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.
Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).
«Угадай, что где растет»
Игра словесная, проводится со всеми детьми или с небольшой группой вне занятия.
Игровое действие. Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель (или ребенок) кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
Правила игры. Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Примечания.
1. В этой игре детей можно разделить на звенья. Звено, набравшее больше фишек, получает флажок.
2. Рекомендуем и другой вариант этой игры (игра с картинками) — по типу лото. Играют 4—5 человек. У каждого — большая картинка, на которой нарисован, например, огород, или сад, или поле. Ведущий поднимает маленькую картинку и называет растение, изображенное на ней.
Эту картинку берет тот, у кого есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно отберет все свои картинки.
«С какого дерева листок»
Ход игры: предложить ребёнку разложить листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.
Речевая задача «Кто обедал в птичьей столовой?»
Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видим их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают.
Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.
Что это были за птицы? (Снегири.)
Вариант: В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки.
Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтенькими грудками. Они очень любят лакомиться салом.
В среду и четверг прилетали небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягодки рябины.
А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове.
Как называются птицы, которые обедают в птичьей столовой?
Речевая задача «Где снежинки?»
Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите, какие красивые!
А на рукавицах блестят капельки воды.
Где же снежинки?
Речевая задача «Волшебные льдинки»
Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки.
Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник иа крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки.
До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.
Вдруг ему за воротник... кап-кап, поднял он голову — нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.
Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?
Речевая задача «Когда это бывает?»
Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая на земля снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает?
Речевая задача «Что здесь случилось?»
Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.
— Откуда взялось столько воды?— подумал заяц, но так и не догадался.
Расскажите, ребята, что здесь случилось.
Речевая задача «Что случилось на прогулке?»
«В понедельник мы поедем в лес»,— сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.
Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,— сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.
Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети близко подошли к гнезду?
Пальчиковые игры
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)
Будем листья собирать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(приседают, «шагают» по ковру средним
и указательным пальцами обеих рук)
«Овощи»
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев
Вырос у нас чесночок,
(указательный левой руки)
Перец, томат, кабачок,
(средний)
Тыква, капуста, картошка,
(безымянный)
Лук и немножко горошка.
(мизинец)
Овощи мы собирали,
(мизинец правой руки)
Ими друзей угощали,
(безымянный)
Квасили, ели, солили,
(средний)
С дачи домой увозили,
(указательный)
Прощай же на год,
(большой палец левой руки)
Наш друг – огород.
(большой палец правой руки)
«Овощи»
Ох – ох – ох – лучше всех горох!
(дети соединяют ритмично большой и
указательный пальцы)
Ха – ха – ха – это чепуха!
(хлопают в ладоши)
Ор – ор – ор – всех вкуснее помидор!
(ударяют кулачками по коленкам)
Овь – овь – овь – сладкая морковь!
(хлопают ладонями по коленам)
Ла – ла – ла – вкусная свекла!
(ритмично сжимают пальцы в кулачок)
Оп – оп – оп – душистый укроп!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх)
«Капуста»
Тук! Тук Тук! Тук!
Раздаётся в доме стук.
(дети ритмично ударяют ребром ладони по столу)
Мы капусту нарубили,
Перетёрли, посолили.
(выполняют хватательные движения обеими руками,
указательный и средний пальцы трутся о большой)
И набили плотно в кадку.
Всё теперь у нас в порядке!
(ударяют обеими руками по столу, отряхивают руки)
«По грибы»
Топ, топ – пять шагов,
(дети «шагают» пальцами по столу)
В туесочке пять грибов.
(сплетают пальцы – делают туесочек, большие пальцы - ручка)
Мухомор красный – гриб опасный,
А второй лисичка – рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело!
(загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев)
«Наш лесок»
Наш лесок, он не низок не высок.
Зелен светел наш лесок,
Мы когда учиться стали,
В том лесочке насчитали,
8 сосенок густых,
5 березок молодых,
7 осинок невеличек,
9 елочек сестричек.
Хорошо в лесу таком,
Каждый кустик нам знаком.
«Перелётные птицы»
Тили – тили, тили – тили –
На юг птицы улетели!
(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
Улетел от нас скворушка –
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей торопились:
Кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж!
(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках,
начиная с мизинца левой руки)
«Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле – еле;
Перелётные птицы на юг улетели;
(дети поочерёдно, начиная с больших, соединяют
пальцы обеих рук (на каждую примету))
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком
принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре.
(сжимают руки в «замок»)
Поздняя осень стоит на дворе.
(разводят руками перед собой)
«Хризантемы»
Ах! Какие хризантемы!
(Пальцами показать. как цветок распускается)
Мы сорвем их без проблемы.
(Обеими руками срываем цветы.)
Ух! Охапку мы набрали!
(Обеими руками показать охапку)
Эх! Прихватим и для Вали!
(Махнуть рукой и рвать цветы дальше)
Эхе-хе… цветов не стало.
(Удивленно пожать плечами.)
Их и раньше было мало…
(Развести руки в стороны.)
Ох! Зачем мы их сгубили?
(Прижать к щекам обе руки)
Ведь не мы же их растили!
(горестно покачать головой)
«Бегония»
Какое красивое имя – бегония!
(Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук)
Как будто все время куда-то бежит.
(Указательными и средними пальцами «бежим» по столу)
Живет на окошке красавица скромная
(Поочередное соединение всех пальцев с
большим, начиная с мизинца)
И убегать никуда не спешит.
(Хлопки)
«Фикус»
Ну-ка, фикус, похвались –
(Хлопки)
Вот какой огромный лист!
(Растопырить пальцы рук)
Сделан будто бы из кожи,
(Потереть ладони)
Фикус, мы тебе поможем:
(Сжимать и разжимать кисти рук)
Каждый толстенький твой лист
(Прижать ладони друг к другу)
Вымоем старательно.
(Поглаживаем кисти («моем»))
Зеленей ты становись.
(Хлопки)
Ростом - с воспитателя!
(Потянуться, руки поднять вверх)
Опытно-экспериментальная деятельность
«Почему осенью листья желтеют?»
Задачи:
Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом
Ход занятия:
Воспитатель: Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные)А какие приметы осени вы знаете?
Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее.
-А вы молодцы ребята много знаете примет осени. И вот я задумалась, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
- А вы, ребята, как считаете? Объясните, почему вы так считаете.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
(Ответы детей: нужно провести опыты и эксперименты)
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)
Проблемный вопрос:
- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.
- А что нам понадобится для наших исследований:
(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
1. Опыт «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называетсяхлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет и становится желтым или …
- Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).
2. Опыт: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
3. Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы
-Из каких частей состоит лист?
-Почему листья зелёные?
-Почему листья меняют свою окраску и опадают?
-Как листья опадают?
- Сейчас я вам предлагаю разделиться на подгруппы и зарисовать результаты наших экспериментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"
Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....

Экологический проект экологический проект в день синички «Покорми птиц» 2
Экологический проект в день синички «Покорми птиц» Совместное изготовление кормушки для птиц. Размещении кормушки на территории ДОУ. Цель проекта:Изучение образа жизни и поведени...

Проект по экологии "Дошколенок - Эколенок"
Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, напра.вленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта....

