Эссе «Мой Есенин: как рассказать детям о поэте, который слышал, как растет трава»
материал

Спичак Наталья Михайловна

                                          Эссе

«Мой Есенин: как рассказать детям о поэте, который слышал, как растет трава»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moy_esenin.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Эссе

«Мой Есенин: как рассказать детям о поэте, который слышал, как растет трава»

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Я – воспитатель, и мой мир – это мир детства. Мир, где познание идет не через сложные термины и даты, а через образы, чувства и красоту. И когда меня спрашивают, зачем в этом хрупком и ярком мире нужен такой «взрослый» и, казалось бы, сложный поэт, как Сергей Есенин, я отвечаю: он – самый что ни на есть детский поэт. Потому что он навсегда сохранил в себе дивную способность видеть мир глазами ребенка.

Мой первый и главный разговор с детьми о Есенине начинается не с биографии, а с картинки. Я показываю им репродукцию – деревенская улица, бревенчатая изба, бескрайнее поле.

И читаю всего две строчки:

«Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром…»

И мы не анализируем. Мы просто смотрим в окно и представляем: а какая сейчас береза под нашим окном? Мы рисуем ее, лепим из пластилина, делаем аппликацию из ваты. И вот уже Есенин – не портрет в учебнике, а добрый волшебник, который помог нам увидеть привычное дерево как чудо. Он учит детей самому главному – вниманию. Вниманию к тому, как иней узорами ложится на стекло, как шуршит под ногами осенняя листва, как пахнет первая весенняя трава. Он – проводник в мир природы, который так близок и понятен каждому малышу.

Конечно, я не рассказываю им о трагическом «Черном человеке» или бунтарском «Москва кабацкая». Мой Есенин для детей – это Есенин-художник, влюбленный в свою рязанскую землю. Это поэт, который наделяет душой все вокруг. Мы с ребятами говорим о том, что у него «изба-старуха челюстью порога, жует пахучий мякиш тишины». Дети с легкостью верят в такое! Для них мир одушевлен. Они и сами разговаривают с игрушками и цветами. Есенин говорит с ними на одном языке – языке живой, одухотворенной природы.

А как он работает с цветом! Это же готовая палитра для наших занятий!

«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна» – здесь мы ищем все оттенки синего и фиолетового.

«Алые светы зари» – и мы берем самые яркие краски.

«Отговорила роща золотая…» – и вот мы уже на прогулке собираем золотые, багряные, лимонные листья, чувствуя легкую грусть осени.

Через эти стихи мы учимся не только видеть, но и чувствовать. Чувствовать тихую грусть увядания осенью и радостное пробуждение весной. Есенин помогает мне развивать в детях эмоциональный интеллект – способность сопереживать, радоваться и грустить вместе с природой.

И, конечно, мы играем.

Его стихи – прекрасный материал для логоритмики. Попробуйте прохлопать ритм:

«Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает…»

Это так здорово! Мы не просто заучиваем текст, мы его «проживаем» телом, движением, музыкой.

Что я хочу донести до детей своей «есенинской» работой? Я не ставлю целью вырастить литературоведов. Моя задача – посеять в их душах семена прекрасного. Показать, что родной язык – невероятно богатый, мелодичный и образный. Что наша природа – это большая, красивая и добрая книга, которую нужно уметь читать.

Сергей Есенин для меня – не просто великий поэт. Он мой союзник в самом важном деле – воспитании Чувства. Чувства красоты, любви к малой родине, сострадания ко всему живому. И когда я вижу, как ребенок, глядя на заходящее солнце, вдруг говорит: «Смотри, воспитательница, небо, как у Есенина, в алых светах», – я понимаю, что диалог состоялся. Поэт, который всю жизнь тосковал по раю своего детства, сумел через сто лет подарить кусочек этого рая моим малышам. И в этом – его вечная, нестареющая сила.

Спасибо за внимание!

С уважением, воспитатель МБОУ «СОШ №6 имени А.Ю. Малинина г Рошаль м о Шатура» Спичак Н. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Найди предметы в которых слышится звук С.

Учить детей выделять(называеть)  предметы в которых есть звук С, находящийся в любой позиции.Ребёнок или взрослый называет представленные предметы, потом нажимает на лишние предметы и называет ос...

Исследовательская работа "Почему на тропинке не растет трава"

Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста...

«Читаем детям» Произведения поэтов и писателей России для детей 2-3 лет.

Произведения поэтов и писателей России для детей 2-3 лет. Материал предназначен для родителей малышей 2-3 летнего возраста....

Почему на тропинках не растет трава

ull;Тема проекта: « Почему на тропинках не растёт трава?»•Тип проекта: познавательный•Направление:  естественно - научное•Длительность: краткосрочный  (с  1...

Познакомить детей с разнообразием мира растений. Учить детей делить его на группы: деревья, кустарники, травы, цветы.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира растений. Учить детей делить его на группы: деревья, кустарники, травы, цветы. Определить с детьми названия цветов и части их строения ...

День памяти о россиянах, которые выполняют свой долг за пределами Отечества. Что и как рассказать детям?

День памяти о россиянах, которые выполняют свой долг за пределами Отечества. Что и как рассказать детям?...