Методическая разработка «Поэтический мир Сергея Есенина: знакомство дошкольников с творчеством поэта» Целевая группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: формирование первоначального представления о творчестве С.А. Есенина через интеграцию различных видов детской деятельности.
Задачи:
Познакомить с биографией поэта, его детством в рязанском селе Константиново
Развивать умение воспринимать поэтические образы, понимать настроение стихотворения
Обогащать словарный запас эпитетами, сравнениями из поэзии Есенина
Воспитывать любовь к родной природе, эмоциональную отзывчивость
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Рязанский край» с фотографиями природы
Разучивание стихотворения «Белая берёза»
Слушание романса «Отговорила роща золотая» в детской обработке
Рисование осенних пейзажей по мотивам есенинской поэзии
Оборудование:
Презентация «В гостях у Сергея Есенина»
Реквизит для интерактива: сундучок с «волшебными» предметами (перо, листья, снежинка)
Материалы для творческой мастерской
Аудиозаписи музыкальных произведений
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 имени А.Ю. Малинина города Рошаль муниципального округа Шатура»
Методическая разработка
«Поэтический мир Сергея Есенина:
знакомство дошкольников с творчеством поэта»
Целевая группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Автор: воспитатель Спичак Н.М.
2025г.
Цель: формирование первоначального представления о творчестве С.А. Есенина через интеграцию различных видов детской деятельности.
Задачи:
Познакомить с биографией поэта, его детством в рязанском селе Константиново
Развивать умение воспринимать поэтические образы, понимать настроение стихотворения
Обогащать словарный запас эпитетами, сравнениями из поэзии Есенина
Воспитывать любовь к родной природе, эмоциональную отзывчивость
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Рязанский край» с фотографиями природы
Разучивание стихотворения «Белая берёза»
Слушание романса «Отговорила роща золотая» в детской обработке
Рисование осенних пейзажей по мотивам есенинской поэзии
Оборудование:
Презентация «В гостях у Сергея Есенина»
Реквизит для интерактива: сундучок с «волшебными» предметами (перо, листья, снежинка)
Материалы для творческой мастерской
Аудиозаписи музыкальных произведений
Ход занятия:
1. Организационный момент
(Звучит тихая музыка, дети рассаживаются на ковре)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Я хочу пригласить вас в мир прекрасной поэзии. Посмотрите на этот старый сундучок. Как вы думаете, что в нём может храниться? (Ответы детей) Давайте заглянем!
2. Основная часть
Интерактив «Волшебный сундучок»
Достаём предметы по одному:
Пёрышко: Это мамино перо. Когда маленький Сережа Есенин был совсем малышом, бабушка пела ему колыбельные, а мама рассказывала сказки.
Листья берёзы и клёна: Эти деревья стали главными героями его стихов.
Снежинка: Зимой он любил смотреть, как падает снег и укрывает всё вокруг.
Знакомство с биографией
(Презентация с фотографиями)
Показываем дом в Константиново, реку Оку, церковь, где пел в хоре маленький Серёжа
Рассказываем, как он помогал дедушке в саду и слушал народные песни
Чтение и анализ стихотворений
«Белая берёза»: Читаем стихотворение, показывая иллюстрации
Вопросы для обсуждения:
Какое настроение у этого стихотворения?
Почему поэт называет берёзу «белой»?
Что значит «принакрылась снегом, точно серебром»?
«Черёмуха»: Использую прием драматизации - дети показывают, как «черёмуха в платье белом стоит», «роса медвяная» опускается на ветки
Физкультминутка «Осенние листья»
(Под стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы...» дети изображают летящие листья)
Цель: Сменить вид деятельности, снять мышечное напряжение, развить образное мышление и пластику через воплощение поэтических образов.
Оборудование: Тихое, спокойное музыкальное сопровождение (например, инструментальная мелодия осеннего характера), можно использовать аудиозапись самого стихотворения в медленном, выразительном исполнении.
Текст стихотворения и движения:
(Воспитатель читает стихи медленно, выразительно, с паузами, показывая движения. Дети повторяют.)
«Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.»
Движения: Поднять руки через стороны вверх, изображая голые ветки деревьев. Плавно опустить руки вниз, присесть на корточки, обхватив себя за плечи, изображая холод и сырость.
«Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.»
Движения: Встать, поднять правую руку и описать над головой большой круг («колесо»). Медленно опустить руку вниз, показывая, как солнце «скатывается».
«Дремлет взрытая дорога.»
Движения: Поставить руки на пояс, медленно и плавно пройтись на месте, как будто идя по сонной, уставшей дороге.
«Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.»
Движения: Сложить ладони вместе, приложить к щеке, изображая «дремоту». Затем поднять указательный палец вверх («немного»). Обнять себя двумя руками и плавно покачаться с ноги на ногу, как бы укачивая «седую зиму».
3. Творческая мастерская
Варианты деятельности на выбор:
Рисование «Берёза под моим окном» с использованием нетрадиционной техники (ватные палочки для снега, губка для кроны)
Аппликация «Золотая роща» из осенних листьев
Лепка сюжета по стихотворению «Собаке Качалова»
4. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, давайте создадим наше «дерево впечатлений». Подойдите к этому дереву и прикрепите:
Зелёный листок - если вам было интересно
Жёлтый листок - если вы узнали что-то новое
Красный листок - если вам захотелось прочитать другие стихи Есенина
(Дети подходят к нарисованному дереву и прикрепляют листочки)
Дидактические материалы:
Авторская игра «Собери есенинский образ»
Цель: развитие ассоциативного мышления, обогащение словаря.
Ход игры: Дети выбирают картинку с природным объектом (берёза, река, небо) и подбирают к ней карточки с эпитетами из стихов Есенина.
Картотека «Слова Есенина»
Объясняем значение устаревших слов: «хата», «плетень», «струится», «перламутр»
Игра «Объясни слово»: дети рисуют значение непонятных слов
Оценочные материалы:
Критерии эффективности занятия:
Эмоциональный отклик детей на поэзию
Активное участие в обсуждении стихотворений
Умение использовать в речи эпитеты из поэзии Есенина
Проявление творчества в продуктивной деятельности
Вопросы для самоанализа:
Удалось ли создать атмосферу погружения в поэтический мир?
Доступны ли были подобранные стихотворения для детского восприятия?
Какие приёмы работы вызвали наибольший отклик у детей?
Заключение:
Работая над этой темой, я убедилась, что поэзия Сергея Есенина, при грамотном отборе материала, становится прекрасным средством развития эмоционального интеллекта и образного мышления дошкольников. Дети учатся видеть красоту в обычном, развивают языковое чутьё и познают мир через поэзию.
Данная разработка может быть использована коллегами в работе с детьми старшего дошкольного возраста, адаптирована для различных образовательных ситуаций и интегрирована в программы по краеведению и художественно-эстетическому развитию.
Приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1.Презентация «Детство Есенина» (15 слайдов)
Цель: Визуализация биографии поэта для дошкольников.
Содержание слайдов:
1.Титульный слайд: Портрет С.А. Есенина (добрый, улыбающийся образ), название «Детство Сергея Есенина».
2.Слово «Родина»: Карта России, крупно выделена Рязанская область. Объяснение, что у каждого человека есть малая родина — место, где он родился.
3.Село Константиново: Красивая панорама села на высоком берегу Оки. Акцент на простор, луга, реку.
4.Дом-музей: Фотография бревенчатой избы с резными наличниками. Рассказ о том, что здесь прошло детство поэта.
5.Семья: Рисунок или реконструкция: мама, папа, маленький Сережа. Бабушка (можно показать, как она рассказывает сказки).
6.Помощник: Иллюстрация: мальчик помогает дедушке в саду или пасет лошадь.
7.Родная природа: Коллаж из красивых фотографий рязанских пейзажей: поле, река, берёзы. Связь с будущими стихами.
8.Первые книги: Изображение старинной церковно-приходской школы, где учился Сергей.
9.Любимые игры: Рисунок детей, играющих на улице. Предположение, в какие игры мог играть маленький Сережа.
10.Бабушкины сказки: Уютная иллюстрация: бабушка и внук у печи. Текст: «Именно бабушка научила Серёжу любить народные песни и сказки».
11.Первое стихотворение: Изображение листа бумаги и пера. Рассказ о том, что первое стихотворение он написал в 9 лет.
12.Мечты о будущем: Слайд с вопросом: «О чём мечтал маленький Серёжа?» (Он мечтал увидеть большой мир и писать стихи).
13.Поэт вырос: Портрет взрослого Есенина. Текст: «Но в душе он навсегда остался тем деревенским мальчишкой, который любит свою родину».
14.Есенин сегодня: Фотография музея-заповедника в Константиново. Сообщение о том, что люди до сих пор приезжают сюда, чтобы вспомнить поэта.
15.Заключительный слайд: Вопрос к детям: «Давайте прочитаем его стихи?» и красивый коллаж из образов его поэзии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Картотека дидактических игр по творчеству поэта
1. Игра «Собери есенинский образ»
Цель: Учить подбирать характерные эпитеты к объектам природы, обогащать словарь.
Материал: Карточки с изображениями (берёза, река, небо, снег, луна) и карточки со словами (белая, пушистая, голубое, серебристый, золотой, тихая).
Ход: Ребёнок выбирает картинку и подбирает к ней 1-2 подходящих слова-эпитета из стихов Есенина.
2. Игра «Волшебный сундучок»
Цель: Развивать ассоциативное мышление, умение угадывать предмет по словесному описанию-отрывку из стихотворения.
Материал: Сундучок, предметы-символы: пёрышко, ветка берёзы, снежинка (искусственная), яблоко, колосок.
Ход: Воспитатель достаёт предмет, не показывая его, и зачитывает отрывок стихотворения («Белая берёза под моим окном...»). Дети угадывают, что лежит в сундучке.
3. Игра «Найди рифму»
Цель: Познакомить с понятием «рифма» на материале простых есенинских строк.
Материал: Парные карточки со словами: «окно — серебро», «снегом — бахромой», «зима — сама».
Ход: Дети находят пары карточек, которые звучат похоже (рифмуются).
4. Игра-пантомима «Угадай время года у Есенина»
Цель: Развивать умение передавать образ через движение, закреплять признаки сезонов.
Ход: Воспитатель читает отрывки стихов о разных временах года. Дети жестами и мимикой изображают то, что слышат (падающие листья, падающий снег, цветущую черёмуху).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Список музыкальных произведений для сопровождения занятий
1. Для создания фона и атмосферы:
П.И. Чайковский «Времена года» (фрагменты: «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке», «Апрель. Подснежник»).
А. Вивальди «Времена года» (фрагменты «Осень», «Зима»).
Русские народные мелодии в спокойной инструментальной обработке («Ах ты, берёза», «Вечерний звон»).
2. Для слушания и релаксации (романсы на стихи Есенина):
«Отговорила роща золотая...» (в спокойной, инструментальной или детской аранжировке, например, в исполнении детского хора).
«Берёза» (романс, можно найти адаптированные версии).
«Над окошком месяц...» (нежная колыбельная мелодия).
3. Для физкультминуток и активных игр:
Русские народные плясовые мелодии («Светит месяц», «Калинка»).
Детские песни о природе («Во поле берёза стояла»).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Примеры детских работ по теме
1. Рисунки «Берёза под моим окном»
Техника: Восковые мелки + акварель (проявляется эффект «снега»).
Описание: Дети рисуют берёзу, а затем белым восковым мелком или свечой «рисуют» снег и иней. При покрытии синей акварелью снег проявляется.
2. Коллективная аппликация «Золотая роща»
Техника: Обрывная аппликация из цветной бумаги осенних оттенков или аппликация из настоящих осенних листьев.
Описание: Дети вместе создают общую картину осеннего леса, используя жёлтые, оранжевые, красные листья.
3. Лепка «Собаке Качалова» («Дай, Джим, на счастье лапу мне...»)
Техника: Лепка из пластилина.
Описание: Дети лепят доброго пса Джима. Можно обыграть ситуацию — попросить своего вылепленного Джима «подать лапу».
4. Рисунок «Алые светы зари»
Техника: Гуашь «по-мокрому».
Описание: Дети на мокром листе бумаги создают размытые пятна алого, оранжевого, розового цвета, изображая зарю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – методическая разработка «Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Час удивительных открытий»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует форм...

Методическая разработка под названием «Богатыри земли русской», предназначенная для познавательного развития детей в подготовительной к школе группе.
Основная цель данного учебного материала: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великих русских богатырях — защитниках земли русской. Главны...
Методическая разработка музыкально-ритмического занятия на тему "Какие права имеют наши дети?" в подготовительной к школе группе детского сада.
В сценарии дети знакомятся со своими правами, которые им предоставляет общество. Вместе со сказочными героями дети путешествуют по сказкам и узнают о своих правах. Золушка, Айболит, Караба...

Методическая разработка: "Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у воспитанников подготовительной к школе группы с ТНР «Приключения Джейка и пиратов Нетландии».
Цель: Обобщить и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группы.Задачи:Воспитательные: -Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса;-интерес ...

Методическая разработка для педагогов дошкольного образования. Календарно-тематическое планирование кружка "Мастерство слова" в подготовительной к школе группе.
Цель программы "Мастерство слова"Разучивание с детьми произведений художественной литературы повышает уровень произвольной памяти, внимания детей, развивается речь. Так же дет...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Учебно – методическая разработка «Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Час удивительных открытий»
Целью данной работы является поддержка и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям....
