Методическая разработка «Поэтический мир Сергея Есенина: знакомство дошкольников с творчеством поэта» Целевая группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
методическая разработка (подготовительная группа)

Спичак Наталья Михайловна

Цель: формирование первоначального представления о творчестве С.А. Есенина через интеграцию различных видов детской деятельности.

 

Задачи:

 

Познакомить с биографией поэта, его детством в рязанском селе Константиново

 

Развивать умение воспринимать поэтические образы, понимать настроение стихотворения

 

Обогащать словарный запас эпитетами, сравнениями из поэзии Есенина

 

Воспитывать любовь к родной природе, эмоциональную отзывчивость

 

Предварительная работа:

 

Рассматривание альбома «Рязанский край» с фотографиями природы

 

Разучивание стихотворения «Белая берёза»

 

Слушание романса «Отговорила роща золотая» в детской обработке

 

Рисование осенних пейзажей по мотивам есенинской поэзии

 

Оборудование:

 

Презентация «В гостях у Сергея Есенина»

 

Реквизит для интерактива: сундучок с «волшебными» предметами (перо, листья, снежинка)

 

Материалы для творческой мастерской

 

Аудиозаписи музыкальных произведений

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_moy_esenin.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

          «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени А.Ю. Малинина города Рошаль муниципального округа Шатура»

Методическая разработка

«Поэтический мир Сергея Есенина:

знакомство дошкольников с творчеством поэта»

Целевая группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

                                                                                                                              Автор: воспитатель Спичак Н.М.

2025г.

Цель: формирование первоначального представления о творчестве С.А. Есенина через интеграцию различных видов детской деятельности.

Задачи:

Познакомить с биографией поэта, его детством в рязанском селе Константиново

Развивать умение воспринимать поэтические образы, понимать настроение стихотворения

Обогащать словарный запас эпитетами, сравнениями из поэзии Есенина

Воспитывать любовь к родной природе, эмоциональную отзывчивость

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Рязанский край» с фотографиями природы

Разучивание стихотворения «Белая берёза»

Слушание романса «Отговорила роща золотая» в детской обработке

Рисование осенних пейзажей по мотивам есенинской поэзии

Оборудование:

Презентация «В гостях у Сергея Есенина»

Реквизит для интерактива: сундучок с «волшебными» предметами (перо, листья, снежинка)

Материалы для творческой мастерской

Аудиозаписи музыкальных произведений

Ход занятия:

1. Организационный момент

(Звучит тихая музыка, дети рассаживаются на ковре)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Я хочу пригласить вас в мир прекрасной поэзии. Посмотрите на этот старый сундучок. Как вы думаете, что в нём может храниться? (Ответы детей) Давайте заглянем!

2. Основная часть

Интерактив «Волшебный сундучок»

Достаём предметы по одному:

Пёрышко: Это мамино перо. Когда маленький Сережа Есенин был совсем малышом, бабушка пела ему колыбельные, а мама рассказывала сказки.

Листья берёзы и клёна: Эти деревья стали главными героями его стихов.

Снежинка: Зимой он любил смотреть, как падает снег и укрывает всё вокруг.

Знакомство с биографией

(Презентация с фотографиями)

Показываем дом в Константиново, реку Оку, церковь, где пел в хоре маленький Серёжа

Рассказываем, как он помогал дедушке в саду и слушал народные песни

Чтение и анализ стихотворений

«Белая берёза»: Читаем стихотворение, показывая иллюстрации

Вопросы для обсуждения:

Какое настроение у этого стихотворения?

Почему поэт называет берёзу «белой»?

Что значит «принакрылась снегом, точно серебром»?

«Черёмуха»: Использую прием драматизации - дети показывают, как «черёмуха в платье белом стоит», «роса медвяная» опускается на ветки

Физкультминутка «Осенние листья»

(Под стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы...» дети изображают летящие листья)

Цель: Сменить вид деятельности, снять мышечное напряжение, развить образное мышление и пластику через воплощение поэтических образов.

Оборудование: Тихое, спокойное музыкальное сопровождение (например, инструментальная мелодия осеннего характера), можно использовать аудиозапись самого стихотворения в медленном, выразительном исполнении.

Текст стихотворения и движения:

(Воспитатель читает стихи медленно, выразительно, с паузами, показывая движения. Дети повторяют.)

«Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.»

Движения: Поднять руки через стороны вверх, изображая голые ветки деревьев. Плавно опустить руки вниз, присесть на корточки, обхватив себя за плечи, изображая холод и сырость.

«Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.»

Движения: Встать, поднять правую руку и описать над головой большой круг («колесо»). Медленно опустить руку вниз, показывая, как солнце «скатывается».

«Дремлет взрытая дорога.»

Движения: Поставить руки на пояс, медленно и плавно пройтись на месте, как будто идя по сонной, уставшей дороге.

«Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.»

Движения: Сложить ладони вместе, приложить к щеке, изображая «дремоту». Затем поднять указательный палец вверх («немного»). Обнять себя двумя руками и плавно покачаться с ноги на ногу, как бы укачивая «седую зиму».

3. Творческая мастерская

Варианты деятельности на выбор:

Рисование «Берёза под моим окном» с использованием нетрадиционной техники (ватные палочки для снега, губка для кроны)

Аппликация «Золотая роща» из осенних листьев

Лепка сюжета по стихотворению «Собаке Качалова»

4. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, давайте создадим наше «дерево впечатлений». Подойдите к этому дереву и прикрепите:

Зелёный листок - если вам было интересно

Жёлтый листок - если вы узнали что-то новое

Красный листок - если вам захотелось прочитать другие стихи Есенина

(Дети подходят к нарисованному дереву и прикрепляют листочки)

Дидактические материалы:

Авторская игра «Собери есенинский образ»

Цель: развитие ассоциативного мышления, обогащение словаря.

Ход игры: Дети выбирают картинку с природным объектом (берёза, река, небо) и подбирают к ней карточки с эпитетами из стихов Есенина.

Картотека «Слова Есенина»

Объясняем значение устаревших слов: «хата», «плетень», «струится», «перламутр»

Игра «Объясни слово»: дети рисуют значение непонятных слов

Оценочные материалы:

Критерии эффективности занятия:

Эмоциональный отклик детей на поэзию

Активное участие в обсуждении стихотворений

Умение использовать в речи эпитеты из поэзии Есенина

Проявление творчества в продуктивной деятельности

Вопросы для самоанализа:

Удалось ли создать атмосферу погружения в поэтический мир?

Доступны ли были подобранные стихотворения для детского восприятия?

Какие приёмы работы вызвали наибольший отклик у детей?

Заключение:

Работая над этой темой, я убедилась, что поэзия Сергея Есенина, при грамотном отборе материала, становится прекрасным средством развития эмоционального интеллекта и образного мышления дошкольников. Дети учатся видеть красоту в обычном, развивают языковое чутьё и познают мир через поэзию.

Данная разработка может быть использована коллегами в работе с детьми старшего дошкольного возраста, адаптирована для различных образовательных ситуаций и интегрирована в программы по краеведению и художественно-эстетическому развитию.

Приложения:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Презентация «Детство Есенина» (15 слайдов) 

Цель: Визуализация биографии поэта для дошкольников.

Содержание слайдов:

1.Титульный слайд: Портрет С.А. Есенина (добрый, улыбающийся образ), название «Детство Сергея Есенина».

2.Слово «Родина»: Карта России, крупно выделена Рязанская область. Объяснение, что у каждого человека есть малая родина — место, где он родился.

3.Село Константиново: Красивая панорама села на высоком берегу Оки. Акцент на простор, луга, реку.

4.Дом-музей: Фотография бревенчатой избы с резными наличниками. Рассказ о том, что здесь прошло детство поэта.

5.Семья: Рисунок или реконструкция: мама, папа, маленький Сережа. Бабушка (можно показать, как она рассказывает сказки).

6.Помощник: Иллюстрация: мальчик помогает дедушке в саду или пасет лошадь.

7.Родная природа: Коллаж из красивых фотографий рязанских пейзажей: поле, река, берёзы. Связь с будущими стихами.

8.Первые книги: Изображение старинной церковно-приходской школы, где учился Сергей.

9.Любимые игры: Рисунок детей, играющих на улице. Предположение, в какие игры мог играть маленький Сережа.

10.Бабушкины сказки: Уютная иллюстрация: бабушка и внук у печи. Текст: «Именно бабушка научила Серёжу любить народные песни и сказки».

11.Первое стихотворение: Изображение листа бумаги и пера. Рассказ о том, что первое стихотворение он написал в 9 лет.

12.Мечты о будущем: Слайд с вопросом: «О чём мечтал маленький Серёжа?» (Он мечтал увидеть большой мир и писать стихи).

13.Поэт вырос: Портрет взрослого Есенина. Текст: «Но в душе он навсегда остался тем деревенским мальчишкой, который любит свою родину».

14.Есенин сегодня: Фотография музея-заповедника в Константиново. Сообщение о том, что люди до сих пор приезжают сюда, чтобы вспомнить поэта.

15.Заключительный слайд: Вопрос к детям: «Давайте прочитаем его стихи?» и красивый коллаж из образов его поэзии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Картотека дидактических игр по творчеству поэта

1. Игра «Собери есенинский образ»

Цель: Учить подбирать характерные эпитеты к объектам природы, обогащать словарь.

Материал: Карточки с изображениями (берёза, река, небо, снег, луна) и карточки со словами (белая, пушистая, голубое, серебристый, золотой, тихая).

Ход: Ребёнок выбирает картинку и подбирает к ней 1-2 подходящих слова-эпитета из стихов Есенина.

2. Игра «Волшебный сундучок»

Цель: Развивать ассоциативное мышление, умение угадывать предмет по словесному описанию-отрывку из стихотворения.

Материал: Сундучок, предметы-символы: пёрышко, ветка берёзы, снежинка (искусственная), яблоко, колосок.

Ход: Воспитатель достаёт предмет, не показывая его, и зачитывает отрывок стихотворения («Белая берёза под моим окном...»). Дети угадывают, что лежит в сундучке.

3. Игра «Найди рифму»

Цель: Познакомить с понятием «рифма» на материале простых есенинских строк.

Материал: Парные карточки со словами: «окно — серебро», «снегом — бахромой», «зима — сама».

Ход: Дети находят пары карточек, которые звучат похоже (рифмуются).

4. Игра-пантомима «Угадай время года у Есенина»

Цель: Развивать умение передавать образ через движение, закреплять признаки сезонов.

Ход: Воспитатель читает отрывки стихов о разных временах года. Дети жестами и мимикой изображают то, что слышат (падающие листья, падающий снег, цветущую черёмуху).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Список музыкальных произведений для сопровождения занятий

1. Для создания фона и атмосферы:

П.И. Чайковский «Времена года» (фрагменты: «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке», «Апрель. Подснежник»).

А. Вивальди «Времена года» (фрагменты «Осень», «Зима»).

Русские народные мелодии в спокойной инструментальной обработке («Ах ты, берёза», «Вечерний звон»).

2. Для слушания и релаксации (романсы на стихи Есенина):

«Отговорила роща золотая...» (в спокойной, инструментальной или детской аранжировке, например, в исполнении детского хора).

«Берёза» (романс, можно найти адаптированные версии).

«Над окошком месяц...» (нежная колыбельная мелодия).

3. Для физкультминуток и активных игр:

Русские народные плясовые мелодии («Светит месяц», «Калинка»).

Детские песни о природе («Во поле берёза стояла»).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примеры детских работ по теме

1. Рисунки «Берёза под моим окном»

Техника: Восковые мелки + акварель (проявляется эффект «снега»).

Описание: Дети рисуют берёзу, а затем белым восковым мелком или свечой «рисуют» снег и иней. При покрытии синей акварелью снег проявляется.

2. Коллективная аппликация «Золотая роща»

Техника: Обрывная аппликация из цветной бумаги осенних оттенков или аппликация из настоящих осенних листьев.

Описание: Дети вместе создают общую картину осеннего леса, используя жёлтые, оранжевые, красные листья.

3. Лепка «Собаке Качалова» («Дай, Джим, на счастье лапу мне...»)

Техника: Лепка из пластилина.

Описание: Дети лепят доброго пса Джима. Можно обыграть ситуацию — попросить своего вылепленного Джима «подать лапу».

4. Рисунок «Алые светы зари»

Техника: Гуашь «по-мокрому».

Описание: Дети на мокром листе бумаги создают размытые пятна алого, оранжевого, розового цвета, изображая зарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – методическая разработка «Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Час удивительных открытий»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует форм...

Методическая разработка под названием «Богатыри земли русской», предназначенная для познавательного развития детей в подготовительной к школе группе.

Основная цель данного учебного материала: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа  Древней Руси, о великих русских богатырях — защитниках земли русской. Главны...

Методическая разработка музыкально-ритмического занятия на тему "Какие права имеют наши дети?" в подготовительной к школе группе детского сада.

В сценарии дети знакомятся со своими правами, которые им предоставляет общество. Вместе со сказочными героями дети путешествуют по  сказкам и  узнают о своих правах. Золушка, Айболит, Караба...

Методическая разработка: "Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у воспитанников подготовительной к школе группы с ТНР «Приключения Джейка и пиратов Нетландии».

Цель: Обобщить и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группы.Задачи:Воспитательные: -Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса;-интерес ...

Методическая разработка для педагогов дошкольного образования. Календарно-тематическое планирование кружка "Мастерство слова" в подготовительной к школе группе.

Цель программы "Мастерство слова"Разучивание с детьми произведений художественной литературы повышает уровень произвольной памяти, внимания детей, развивается речь. Так же дет...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....