Методическая разработка под названием «Богатыри земли русской», предназначенная для познавательного развития детей в подготовительной к школе группе.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гыпылова Елена Анатольевна

Основная цель данного учебного материала: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа  Древней Руси, о великих русских богатырях — защитниках земли русской. Главные задачи методической разработки:

Социально-коммуникативное развитие:

•       Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою страну; воспитывать желание быть похожими на сильных и храбрых защитников.

•       Стимулировать желание самостоятельно делать выводы.

        Развитие свободного общения со взрослыми и детьми во время совместной деятельности.

 Познавательное развитие:

•       Обобщить знания детей о русских былинных богатырях.

•       Закрепить представление детей об одежде и оружии богатырей.

 Речевое развитие:

•       Активизировать речь и обогащать словарь дошкольников.

•       Развивать логическое мышление у детей.

•       Художественно-эстетическое развитие:

•       Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.

•       Способствовать развитию творческого мышления; развивать фантазию у детей.

      Физическое развитие:

•       Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении  НОД.

•              Развивать навыки коллективной и слаженной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablnod1.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Богатыри земли русской»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа            Древней Руси, о великих русских богатырях — защитниках земли русской.

Задачи: 

Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою страну; воспитывать желание быть похожими на сильных и храбрых защитников.
  • Стимулировать желание самостоятельно делать выводы.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми во время совместной деятельности. Познавательное развитие:

  • Обобщить знания детей о русских былинных богатырях.
  • Закрепить представление детей об одежде и оружии богатырей.

 Речевое развитие:

  • Активизировать речь и обогащать словарь дошкольников.
  • Развивать логическое мышление у детей.
  • Художественно-эстетическое развитие:
  • Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.
  • Способствовать развитию творческого мышления; развивать фантазию у детей.

      Физическое развитие:

  • Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении  НОД.
  • Развивать навыки коллективной и слаженной деятельности.

       Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря», разрезные картинки, загадки, книги со сказками.

       Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане»; рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря»; просмотр энциклопедии об оружии русских богатырей и деталей их одежды; беседы с детьми «Как стать богатырем?», «как жили наши предки?».

        Ход непрерывной образовательной деятельности:

Этапы

Действия воспитателя

Действия детей

1

2

3

  • Нет ничего лучше, краше

Милой родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

(Н. Кончаловская)

  • Ребята, скажите, какое это стихотворение (грустное, веселое или торжественное)? Что прославляет нашу Родину? Кто такие предки? Как назывались наши предки, чем они занимались?

Рассматривание репродукции В. Васнецова «Три богатыря»:

  • Скажите, пожалуйста, кто изображен на репродукции?
  • Как звали этих богатырей?
  • Во что они одеты?
  • Что находится у них в руках?
  • Какими изображает их художник?
  • Опишите лошадей славных богатырей?
  • Как вы думаете, что делают эти богатыри на картине?

Правильно, ребята. На картине изображены три богатыря: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.  Посередине на вороном коне сидит Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Слева на светло-сером коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой.  Справа на коне бурой масти - Алеша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность. 

Дидактическая игра «Помоги богатырю собраться в путь»

Цель: формирование первоначальных исторических представлений о богатырях Древней Руси.

  • Молодцы, ребята, справились с задачей. Теперь ваши богатыри могу спокойно идти в бой с врагом.

- Ребята, откуда еще мы с вами узнали о богатырях? А что такое «былины»? А в каких русских народных сказках упоминаются богатыри русские?

- С кем боролись богатыри в сказках?

- Назовите мне самые известные сказки, где упоминаются богатыри?

Физкультминутка

       За высокими горами,

       За широкими долами,

       На границе у реки

       Дозором шли богатыри.

       Очень сильные,

       Очень зоркие

       Землю русскую любили

       Свой народ освободили.

  • Попробуйте отгадать загадки про оружие и доспехи:

  1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (Кольчуга)
  2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (Шлем)
  3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять, в руке удержать... (Палица)
  4. Снести им легко было голову с плеч. Ну что, догадались? Конечно же, … (Меч)
  5. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете, наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький... (Щит)
  • Молодцы, ребята, отгадали все загадки.

Дидактическая игра «Добавь слово - «наоборот» (упражнять детей в употреблении слов — антонимов. Способствовать пониманию и запоминанию пословиц).

Родимая сторона — мать, а чужая…. (мачеха).

От родины веет теплом, а от чужбины … (холодом).

Собака лает на смелого, а кусает... (трусливого).

Худой мир лучше доброй ...(ссоры).

Мир строит, а война …. (разрушает).

Человек от лени болеет, а от труда... (здоровеет).  

- Ребята, бывают ли в наше время богатыри?

-Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны, охраняет границу сейчас, спасает людей из огня,  спортсменов  - Олимпийских чемпионов?

Итак, богатырь не обязательно силач.  И вы можете стать богатырями, но что для этого надо делать? (Заниматься спортом, развивать силу воли)

Дети сидят на стульях и внимательно слушают стихотворение.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рассматривают репродукцию Васнецова и отвечают на вопросы воспитателя (на картине изображены три богатыря Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич; они одеты в доспехи, специальную одежду для защиты; в их руках меч, палица и лук со стрелами;они изображены большими, сильными и бесстрашными; лошади у богатырей крупные, сильные; богатыри смотрят вдаль и т. д.).

Дети должны из предложенных картинок выбрать верные: найти изображения с оружием, одеждой, конем, принадлежавшими богатырям русским.  

Дети отвечают: из былин, сказок, стихотворений.

Былины — это рассказы о том, чтобы очень давно.

В таких сказках, как «Соловей-разбойник», «Финист — ясный сокол», «Змей — Горыныч».

Богатыри боролись с Соловьем-разбойником, Змеем — Горынычем, «Кощеем Бессмертным».

О богатырях писал А.С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане» и в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Дети поднимают руки вверх,

Разводят руки в стороны,

Плавные движения руками перед собой,

Идут друг за другом по кругу.

Останавливаются,

поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки

Приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам

Обнимают себя

Руки вверх, кричат «ура».

Дети внимательно слушают загадки и отгадывают их.

Дети пытаются подобрать слова — антонимы.

Ответы детей.

                                                                                     

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»

Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...

Методическая разработка на тему "Богатыри земли Русской" с использованием инновационных мультимедийных технологий .

Цели:Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с имен...

Методическая разработка НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной к школе группе Разные люди живут на Земле (с презентацией)

Базовая образовательная область: социально-коммуникативное развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: формировать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе на тему: «Знатоки русских былин»

Данный материал позволит закрепить знания детей о содержании былин, основных героях и событиях, пословицах о Родине ,смелости, дружбе....

Методическая разработка музыкально-ритмического занятия на тему "Какие права имеют наши дети?" в подготовительной к школе группе детского сада.

В сценарии дети знакомятся со своими правами, которые им предоставляет общество. Вместе со сказочными героями дети путешествуют по  сказкам и  узнают о своих правах. Золушка, Айболит, Караба...

Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе Тема: «Чтобы не ссориться с огнем, нужно больше знать о нем».

Пожар – одно из самых опасных явлений, страшное не только таким последствием как материальный ущерб. Он часто приводит к потере здоровья и даже жизни. Самое печальное, если пострадавшими ок...

Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе «Спасибо за ваш труд».

Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию  детей  в подготовительной к школе группе. Тема: «Спасибо за ваш труд»....