ПРОЕКТ Развития предметно-развивающей среды группы «Лучики»
проект
Изучить и внедрить в практику инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие интегративных качеств личности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 892.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №10 « ДЮЙМОВОЧКА»
ПРОЕКТ
Развития предметно-развивающей среды
группы «Лучики»
г. Закаменск
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский
Тип проекта: | информационно-исследовательский |
Вид проекта: | практико-ориентированный, творческий. |
Продолжительность проекта: | долгосрочный. |
Участники: | педагог группы, родители воспитанников, дети. |
Сроки реализации проекта: | сентябрь 2023 – май 2023 года |
Актуальность: | Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок» Созданию предметно-развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. Предметно - развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, обогащающаяся новизной система. Она развивающая и развивающаяся, а также обогащающая и обогащающаяся. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка. Она воспитывает и развивает его. Но не всякая среда может быть развивающей. Сегодня оборудование и игровой материал часто не соответствует ГОСТу. Отсутствует культура цвета и формы, поэтому создаётся впечатление ярмарочного, бессистемного заполнения групп случайными предметами, не создающими предметно-развивающую среду. Считаем, что эта проблема в ДОУ сегодня актуальна. Исходя из этого нами разработан проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы «Речевички» в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ» |
Цель проекта: | Создание модели современной предметно-развивающей среды группы с учетом ФГОС, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей |
Задачи проекта: | Изучить и внедрить в практику инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие интегративных качеств личности. Создать условия для развития индивидуальности каждого воспитанника с учетом его особенностей, формирование ведущих интегративных качеств: любознательный, эмоционально отзывчивый, владеющий коммуникативными навыками; освоить инновационные технологии, способствующие саморазвитию дошкольников. Разделить всего пространства группы на центры с целью обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства (развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности детей, формирования предпосылок учебной деятельности). Создать предметно-развивающею среду, направленною на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Привлечь внимание родителей к проблеме развивающей среды в группе, к совместной творческой деятельности с педагогами и детьми, с целью пополнения среды новыми пособиями, играми и игрушками. |
Ожидаемые результаты реализации проекта: | Создание обновленной предметно-развивающей и предметно-игровой среды группы, способствующей охране и укреплению физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия в соответствии с ФГОС; Оформление центров по разным видам детской деятельности; оптимизация игрового пространства; Систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы. |
Этапы и мероприятия проекта | |
Подготовительный этап (мероприятия) | Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами Выступление на общем родительском собрании: определение цели и задач проекта; создание творческой группы. Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. |
Реализационный этап (мероприятия) | Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-развивающей среды. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков. Приобретение необходимой детской мебели. |
Заключительный этап (мероприятия) | Анализ влияния созданной развивающей среды группы, целесообразность распределения пространства на центры. |
Понятие «предметно-развивающая среда»
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она объективно – через свое содержание и свойства – создаёт условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.
Предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.
При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Принципы построения предметно-развивающей среды.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.
Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
Принцип стабильности-динамичности - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.
Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов даст ребенку чувство психологической защищенности, поможет развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо
помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учесть закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Особенности построения предметно-развивающей среды в группе
В дальнейшем все пространно группы будет разбито на сектора.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
1. Центр игры
2. Центр двигательной активности
3. Центр конструирования
4. Цент музыкально - театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
1. Центр книги
2. Центр отдыха
3. Центр природы
Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.) Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:
1. Центр познавательной и исследовательской деятельности
2. Центр продуктивной и творческой деятельности
3. Центр правильной речи и моторики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...

Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....

Памятка для воспитателей групп раннего возраста «Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»
laquo;Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»...

"Организация предметно-развивающей пространственной среды группы детского сада"
О том, как организовать зоны в группе...









