ПРОЕКТ Развития предметно-развивающей среды группы «Лучики»
проект

Изучить и внедрить в практику инновационные подходы  к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие интегративных качеств личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_razv.docx892.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД №10 « ДЮЙМОВОЧКА»

ПРОЕКТ

Развития предметно-развивающей среды

группы «Лучики»

        

г. Закаменск

«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский

Тип проекта:

информационно-исследовательский

Вид проекта:

практико-ориентированный, творческий.

Продолжительность проекта:

долгосрочный.

Участники:

педагог группы,   родители воспитанников, дети.

Сроки реализации проекта: 

сентябрь 2023 – май 2023 года

Актуальность:

Девиз проекта:

«На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок»

Созданию предметно-развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.  Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда.

Предметно - развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая,  меняющаяся, обогащающаяся новизной система. Она развивающая и развивающаяся, а также обогащающая и обогащающаяся. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка.  Она воспитывает и развивает его. Но не всякая среда может быть развивающей. Сегодня оборудование и игровой материал часто не соответствует ГОСТу. Отсутствует культура цвета и формы, поэтому создаётся впечатление ярмарочного, бессистемного заполнения групп случайными предметами, не создающими предметно-развивающую среду. Считаем, что эта проблема в ДОУ сегодня актуальна. Исходя из этого нами разработан проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы «Речевички» в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ»

Цель  проекта:

Создание модели современной предметно-развивающей среды группы с учетом ФГОС, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

Задачи проекта:

Изучить и внедрить в практику инновационные подходы  к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие интегративных качеств личности.

Создать условия для развития индивидуальности каждого воспитанника с учетом его особенностей, формирование ведущих интегративных качеств: любознательный, эмоционально отзывчивый, владеющий коммуникативными навыками; освоить инновационные технологии, способствующие саморазвитию дошкольников.

Разделить всего пространства группы на центры с целью обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства (развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности детей, формирования предпосылок учебной деятельности).

Создать предметно-развивающею среду, направленною на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Привлечь внимание родителей к проблеме развивающей среды в группе, к совместной творческой деятельности с педагогами и  детьми, с целью пополнения среды новыми пособиями, играми  и игрушками.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание обновленной предметно-развивающей и предметно-игровой среды группы, способствующей охране и укреплению физического и психического здоровья детей,  эмоционального благополучия в соответствии с ФГОС;

Оформление центров по разным видам детской деятельности; оптимизация игрового пространства;

Систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы.

Этапы и мероприятия проекта

Подготовительный этап

(мероприятия)

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами

Выступление на общем родительском  собрании: определение цели и задач проекта; создание творческой группы.

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

Реализационный этап

(мероприятия)

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-развивающей среды.

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и  игровой мебели и игровых уголков.

Приобретение необходимой детской мебели.

Заключительный этап

(мероприятия)

Анализ влияния созданной развивающей среды группы, целесообразность распределения пространства на центры.

Понятие «предметно-развивающая среда»

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она объективно – через свое содержание и свойства – создаёт условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.

Предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.       

Принципы построения предметно-развивающей среды.

 Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.

Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип стабильности-динамичности - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов даст ребенку чувство психологической защищенности, поможет развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо

помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

 Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

 В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учесть закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Особенности построения предметно-развивающей среды в группе

В дальнейшем все пространно группы будет разбито на сектора.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя: 

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

Picture background

3. Центр конструирования

Picture background

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Picture background

Спокойный сектор:

1. Центр книги

Picture background

2. Центр отдыха

Picture background

3. Центр природы

Picture background

Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.) Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

Picture background

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

Picture background

3. Центр правильной речи и моторики

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a07f5ba25586f21651e1d5b41f205010c95a80db-4614052-images-thumbs&n=13

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...