Русский народный костюм
презентация к уроку (средняя группа)

 

Здравствуйте!

Представляю вашему вниманию материал открытого занятия в средней группе "Русский народный костюм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация.23.1 КБ
Файл narodnyy_kostyum.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе.

Тема: «Русский национальный костюм»

Цель: Знакомство с русским костюмом.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.

Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.

Развивающие:

Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при выполнении физ.минутки ,мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к прошлому русского народа.

Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей. (Сарафан, кокошник, лапти, орнамент, сударыня, сударь, русичи , хлебосольный)

Материал:

  • Двое родителей в русских национальных костюмах: женский(сарафан,рубаха,кокошник,ботинки) и мужской( рубаха, шаровары, пояс,кепка,сапоги).
  • Карточки с орнаментами для раскрашивания детьми, краски ,кисточки.
  • Тексты загадок, поговорок.
  • Книги с русскими народными сказками.
  • Картинки с изображением русской национальной одежды: сарафан, рубаха, кокошник, лапти, пояс,кепка.

Ход занятия:

Воспитатель: «Посмотрите , дети ,к нам гости идут!»

(Входят мужчина и женщина (родители) в русских костюмах ).

Родители: «Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!»

Воспитатель: Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

- Никто из вас не догадался, откуда они появились?

- Давайте спросим у гостей, откуда они пришли.

Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Гости: Мы пришли к вам из прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.

Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин– сударь.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей? Спросите вежливо , как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Дети : Как вас звать - сударыня и сударь?

Гости: Меня зовут Марьюшка , а моего мужа - Иванушка.

Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Дети: Красивые, ласковые, нежные, добрые.

Воспитатель: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

-Какого цвета у них волосы? (светло-русые)

-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)

-А какие глаза? (голубые, небесные)

Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

-Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – ботиночки. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. (Показ уборов бумажных, а затем на портретах женщин).

Воспитатель: Во что же одет Иванушка?

Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым. На голове -кепка.

Гости: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Например: (показ и рассматривание иллюстраций)

знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь),

Желтый – тепло и ласку,

Синий – радость,

Черный – богатство.

Воспитатель: Посмотрите , и в костюмах наших гостей есть эти цвета.

(Рассматривают костюмы)

Воспитатель: Давайте с вами попробуем нарисовать узоры из русского орнамента при помощи волшебной кисточки. (Работа за столами)

Физ .минутка :- Рисовали , рисовали, (Симметричные круговые движения руками)

-Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

-А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

-И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).

Воспитатель:- А теперь, давайте поиграем в игру «Найди и покажи».

-Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.

-Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну ,не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан).

-Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник).

-Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха).

-Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс).

-Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали. (Лапти).

Воспитатель: О русских девицах-красавицах сказки сочиняли, стихи, песни слагали. Купцы заморские говорили о русском народе, что он хорош собой, храбрый и справедливый, любит добротные вещи, а в людях ценит умение и храбрость. Русские люди самые хлебосольные.

Ребята, вы запомнили, какие русские люди? (люди русские храбрые, сильные, красивые.)

Воспитатель: А вы знаете, что значит слово «хлебосольные»?

(На Руси дорогих гостей встречали и угощали хлебом и солью, поэтому и стали говорить, что люди русские хлебосольные, значит гостеприимные.)

Да и сам русский народ отмечал свои характерные черты. Послушайте пословицы:

-Русский человек хлеб – соль водит.

-Русский человек – добрый человек.

-Русский крепок на трех сваях: авось, небось, да как-нибудь.

-У русского мужика нет лучше друга, чем печь.

Воспитатель: Как выдумаете, почему так говорят, что «нет лучше друга, чем печь»? (люди любили поваляться на печи, погреться, иногда полениться).

Воспитатель: Да, ребята, в русском характере встречаются не только хорошие черты, есть и отрицательные, например лень.

Свою жизнь, черты характера русский народ отражал в сказках.

Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните, в каких сказках высмеивается лень, жадность, зависть?

(«По щучьему велению», «Крошечка –Хаврошечка», «Привередница», «Про Иванушку дурочка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса – лапотница».)

Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты, как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры.

Воспитатель: Какие русские народные игры вы знаете?

( Ловишки , Гуси-гуси, У медведя во бору, Колпачок, Гори –гори ясно !)

Воспитатель: А вам известна игра «Заря»?

-Это тоже русская народная игра. Давайте с нашими гостями поиграем в эту игру. Для игры выберем водящего русской народной считалкой «Кафтан».

«У Ивана три кафтана:

Красный, белый, голубой,

У Ивана три кафтана,

Выбирай себе любой.»

(дети выбирают водящего -Зарю и играют в русскую народную игру «Заря»):Дети стоят по кругу ,спиной в круг, говорят текст:

-Заря – заряница,

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты - голубые,

Кольца обвитые.

За водой пошла.(Заря идёт в кругу ,кладёт ленту одному из игроков на плечо и они вдвоём бегут в кругу в разные стороны , один из них встаёт на освободившееся место .Проигравший становится Зарёй .

(Игроки не поворачиваются в круг до конца игры).

Воспитатель: - Поиграли все , молодцы ! А теперь попрощайтесь с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут ,или спросят у воспитателей , узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.

( Дети прощаются с гостями , гости угощают их гостинцами.)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования «Русский народный сарафан»

Слайд 2

Мастер-класс по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования «Русский народный сарафан»

Слайд 3

Цель: -Знакомство с русским костюмом. - Поиск новых средств, форм и методов художественно-эстетического развития детей.

Слайд 4

Задачи: Образовательные: - Познакомить детей с бытом и традициями русского народа, продолжать рассказывать о русском костюме. -Познакомить с символикой в украшении костюма, возможностью использования нетрадиционных техник рисования,подручных средств и материалов. Развивающие: -Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, творческое воображение, фантазию, мышление, мелкую моторику рук. Воспитательную: -Воспитывать интерес к прошлому русского народа. -Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями. -Воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.

Слайд 5

Встреча гостей в русских народных костюмах.

Слайд 6

Беседа гостей с детьми о русских народных костюмах .

Слайд 7

Показ приемов рисования.

Слайд 8

. Рисование узоров

Слайд 10

Показ готовых работ.

Слайд 11

. Отгадывание загадок.

Слайд 12

Поиграли в «Ручеек»…

Слайд 13

Угощение от гостей. .

Слайд 14

Фото на память.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

Русский народный костюм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.Программное содержание:Используя ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

БЕСЕДА в подготовительной группе о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»

: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиц...

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....