Русский народный костюм
презентация к уроку (средняя группа)
Здравствуйте!
Представляю вашему вниманию материал открытого занятия в средней группе "Русский народный костюм"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.1 КБ | |
| 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе.
Тема: «Русский национальный костюм»
Цель: Знакомство с русским костюмом.
Программные задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.
• Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.
Развивающие:
• Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при выполнении физ.минутки ,мелкую моторику рук.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к прошлому русского народа.
• Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.
Словарная работа:
• Обогащать и активизировать словарь детей. (Сарафан, кокошник, лапти, орнамент, сударыня, сударь, русичи , хлебосольный)
Материал:
- Двое родителей в русских национальных костюмах: женский(сарафан,рубаха,кокошник,ботинки) и мужской( рубаха, шаровары, пояс,кепка,сапоги).
- Карточки с орнаментами для раскрашивания детьми, краски ,кисточки.
- Тексты загадок, поговорок.
- Книги с русскими народными сказками.
- Картинки с изображением русской национальной одежды: сарафан, рубаха, кокошник, лапти, пояс,кепка.
Ход занятия:
Воспитатель: «Посмотрите , дети ,к нам гости идут!»
(Входят мужчина и женщина (родители) в русских костюмах ).
Родители: «Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!»
Воспитатель: Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.
- Никто из вас не догадался, откуда они появились?
- Давайте спросим у гостей, откуда они пришли.
Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?
Гости: Мы пришли к вам из прошлого, из Древней Руси.
Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.
Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин– сударь.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей? Спросите вежливо , как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.
Дети : Как вас звать - сударыня и сударь?
Гости: Меня зовут Марьюшка , а моего мужа - Иванушка.
Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?
Дети: Красивые, ласковые, нежные, добрые.
Воспитатель: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.
-Какого цвета у них волосы? (светло-русые)
-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)
-А какие глаза? (голубые, небесные)
Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.
-Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.
Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – ботиночки. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.
Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. (Показ уборов бумажных, а затем на портретах женщин).
Воспитатель: Во что же одет Иванушка?
Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым. На голове -кепка.
Гости: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
Например: (показ и рассматривание иллюстраций)
знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.
-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.
-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.
-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:
Красный – благополучие, (хорошую жизнь),
Желтый – тепло и ласку,
Синий – радость,
Черный – богатство.
Воспитатель: Посмотрите , и в костюмах наших гостей есть эти цвета.
(Рассматривают костюмы)
Воспитатель: Давайте с вами попробуем нарисовать узоры из русского орнамента при помощи волшебной кисточки. (Работа за столами)
Физ .минутка :- Рисовали , рисовали, (Симметричные круговые движения руками)
-Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)
-А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)
-И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).
Воспитатель:- А теперь, давайте поиграем в игру «Найди и покажи».
-Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.
-Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну ,не догадаться вам?
Она зовется (Сарафан).
-Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, уж очень он хорош.
А зовут такой убор (Кокошник).
-Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха).
-Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс).
-Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Их веревкой привязали. (Лапти).
Воспитатель: О русских девицах-красавицах сказки сочиняли, стихи, песни слагали. Купцы заморские говорили о русском народе, что он хорош собой, храбрый и справедливый, любит добротные вещи, а в людях ценит умение и храбрость. Русские люди самые хлебосольные.
Ребята, вы запомнили, какие русские люди? (люди русские храбрые, сильные, красивые.)
Воспитатель: А вы знаете, что значит слово «хлебосольные»?
(На Руси дорогих гостей встречали и угощали хлебом и солью, поэтому и стали говорить, что люди русские хлебосольные, значит гостеприимные.)
Да и сам русский народ отмечал свои характерные черты. Послушайте пословицы:
-Русский человек хлеб – соль водит.
-Русский человек – добрый человек.
-Русский крепок на трех сваях: авось, небось, да как-нибудь.
-У русского мужика нет лучше друга, чем печь.
Воспитатель: Как выдумаете, почему так говорят, что «нет лучше друга, чем печь»? (люди любили поваляться на печи, погреться, иногда полениться).
Воспитатель: Да, ребята, в русском характере встречаются не только хорошие черты, есть и отрицательные, например лень.
Свою жизнь, черты характера русский народ отражал в сказках.
Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните, в каких сказках высмеивается лень, жадность, зависть?
(«По щучьему велению», «Крошечка –Хаврошечка», «Привередница», «Про Иванушку дурочка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса – лапотница».)
Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты, как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры.
Воспитатель: Какие русские народные игры вы знаете?
( Ловишки , Гуси-гуси, У медведя во бору, Колпачок, Гори –гори ясно !)
Воспитатель: А вам известна игра «Заря»?
-Это тоже русская народная игра. Давайте с нашими гостями поиграем в эту игру. Для игры выберем водящего русской народной считалкой «Кафтан».
«У Ивана три кафтана:
Красный, белый, голубой,
У Ивана три кафтана,
Выбирай себе любой.»
(дети выбирают водящего -Зарю и играют в русскую народную игру «Заря»):Дети стоят по кругу ,спиной в круг, говорят текст:
-Заря – заряница,
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты - голубые,
Кольца обвитые.
За водой пошла.(Заря идёт в кругу ,кладёт ленту одному из игроков на плечо и они вдвоём бегут в кругу в разные стороны , один из них встаёт на освободившееся место .Проигравший становится Зарёй .
(Игроки не поворачиваются в круг до конца игры).
Воспитатель: - Поиграли все , молодцы ! А теперь попрощайтесь с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут ,или спросят у воспитателей , узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.
( Дети прощаются с гостями , гости угощают их гостинцами.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер-класс по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования «Русский народный сарафан»
Цель: -Знакомство с русским костюмом. - Поиск новых средств, форм и методов художественно-эстетического развития детей.
Задачи: Образовательные: - Познакомить детей с бытом и традициями русского народа, продолжать рассказывать о русском костюме. -Познакомить с символикой в украшении костюма, возможностью использования нетрадиционных техник рисования,подручных средств и материалов. Развивающие: -Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, творческое воображение, фантазию, мышление, мелкую моторику рук. Воспитательную: -Воспитывать интерес к прошлому русского народа. -Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями. -Воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.
Встреча гостей в русских народных костюмах.
Беседа гостей с детьми о русских народных костюмах .
Показ приемов рисования.
. Рисование узоров
Показ готовых работ.
. Отгадывание загадок.
Поиграли в «Ручеек»…
Угощение от гостей. .
Фото на память.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский народный костюм
Русский народный костюм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.Программное содержание:Используя ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

БЕСЕДА в подготовительной группе о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»
: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиц...

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....