Проект «Взаимодействие ДОУ с родителями Современные формы работы »
проект

Мыльникова Ксения Андреевна
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотрудничества, его особенности и определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл взаимодействие с родителями43.15 КБ

Предварительный просмотр:


                                                     
Проект

«Взаимодействие   ДОУ с родителями

Современные  формы работы »



                                                      Разработчик проекта:

                                                                         

                           Мыльникова  К.А


                                     2025– 2026 учебный год

Содержание

Введение………………………………………………………………….

Современные подходы к изучению семьи……………………………..

Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи……………

Особенности организации взаимодействия ДОУ

с семьями воспитанников………………………………………………..

Формы взаимодействия ДОУ с родителями……………………………

Заключение……………………………………………………………….

Источники информации…………………………………………………

Приложения ……………………………………………………………..

Введение

«От того, как прошло детство,  

кто вёл ребенка за руку в детские годы,  

что вошло в его разум и сердце

 из окружающего мира – от этого  

в решающей степени зависит,  

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотрудничества, его особенности и определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном  через:

  • приобщение родителей  к педагогическому процессу;
  • неограниченное ( по времени ) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
  • информационно – педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей средой;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать, как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста,  учитывая его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив, как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов,  детей и родителей.    

   

      Существенной  стороной  взаимодействия  детского сада  и  семьи,  неоднократно  подчёркивала  Н.К.Крупская,  является  то,  что детский  сад  служит  «организующим  центром»  и  «влияет  …на  домашнее воспитание»,     поэтому     необходимо     как     можно     лучше    организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

Пояснительная записка

 Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения.  А это говорит об  «условной любви»:  что  –  то выполнил  –  хороший,   чего  –  то не сделал  –  плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, т. е. передачи взрослыми своего  опыта, знаний,  сводится к какой – то дрессуре.

Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей  в своей психологической защищенности.  Эта потребность удовлетворяется,  когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог,  нужен,  любим. Делать это можно разными способами:   ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами : «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и  т. д.

Известный семейный психотерапевт  Вирджиния  Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день,  говоря,  что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому.

Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального  психического развития детей.    

Актуальность проблемы. Многие родители обращаются к педагогам и психологам с жалобами на то, что их дети  чрезмерно возбудимы, агрессивны или, наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки.  Как отмечают воспитатели,  дошкольники с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны на занятиях, плохо воспринимают программный материал. Кроме того, у них часто возникают трудности в социальной адаптации (неумении  общаться  со  взрослыми  и сверстниками,  высокая конфликтность).  К сожалению, взрослые зачастую не могут понять причин такого поведения ребенка, пытаются ругать, наказывать, тем самым еще больше  усугубляя его неуравновешенное состояние. Чтобы помочь родителям найти правильный подход к таким детям, прежде всего надо знать основные причины эмоционального неблагополучия.

Во  –   первых,   неблагоприятная обстановка дома. От  опытного  воспитателя не укроется подобное обстоятельство.  Ведь свое отношение к «домашним проблемам»  ребенок отражает в рассказах о семье,  в рисунках,  играх. Во – вторых,  у детей с эмоциональными нарушениями практически всегда деформирована  самооценка  (занижена,  завышена  или  амбивалентна, т. е. противоречива и неустойчива) и ожидаемая оценка со стороны взрослых.  В – третьих,  для   «трудных»  детей  характерен  повышенный уровень тревожности (реже  пониженный, носящий компенсаторный характер). Педагоги отмечают, что такие дети чрезмерно робки, беспокойны, плаксивы, не уверены в себе.

Вывод: Дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.

Ожидаемые результаты:

1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

    Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями  дошкольников

Проектная часть

Тип проекта: долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный

Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Задачи проекта:

 - привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

- создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;

-повышение педагогической культуры родителей;

-активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

-развитие творческих способностей детей и родителей.

Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и родители.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Современные подходы к изучению семьи

 Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей. Если вы подойдете к родительским собраниям неформально, творчески, родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.

Основные этапы подготовки родительского собрания:

  1. Выбор темы собрания.
  2. Определение целей родительского собрания.
  3. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
  5. Приглашение родителей и других участников собрания.
  6. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.
  7. Запись ответов детей по теме собрания на магнитофон.
  8. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

Главная задача любого из перечисленных видов родительских собраний – искать совместные пути решения всевозможных проблем.

  Среди   методов   изучения   семьи   достаточно   распространёнными   стали социологические методы:  

-социологические опросы,  

-   интервьюирование   и   анкетирование.  

Метод   интервью   требует  создания      условий,      располагающих      к      искренности      респондентов. Продуктивность  интервью  возрастает,  если  оно  проводится  в  неформальной обстановке,      контакты      педагога      и      испытуемых      окрашены      личными симпатиями.

Метод   анкетирования   (письменный   опрос)   позволяет   собрать   много  данных,      интересующих      педагога.      Этот      метод      отличается   известной  гибкостью  по  возможности  получения  и  обработке  полученного материала. В   работе   по   изучению   семьи   необходимо   использовать   -   контактное  проведение  анкетирования,      т.е.      (сам  педагог    организует  анкетирование и собирает опросные листы).  

     Воспитатели      ДОУ      должны      помнить,      по      результатам  

единичного  наблюдения    делать      выводы    о    специфике    домашнего  

воспитания      нельзя:   необходимо      наблюдать       изучаемое    явление  

многократно,   в   сходных   и разных условиях.

Таким      образом,      педагог      изучает      семью,      опыт      семейного  

воспитания,   преследуя      прежде      всего     интересы      ребёнка.      На      основе   полученных  материалов      можно      решать      задачи      взаимо дополнения   семейного   и дошкольного воспитания, повышения результативности и того и другого.  

Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи

Организация совместной деятельности.

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье; реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

Формы познавательной деятельности: дни отрытых дверей, совместные олимпиады, выпуск газет.  Это могут быть конкурсы: « Семья – эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения».

Формы трудовой деятельности: оформление группы, благоустройство и озеленение участка, создание библиотеки, выставки «Мир наших увлечений».

Формы досуга: совместные праздники,  соревнования,  конкурсы, КВНы , экскурсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники: День матери, День бабушек и дедушек, день взаимного благодарения, игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек.    

  Сферы возникновения трудностей во взаимодействии    ДОУ и семьи.

Повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми; привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, обучения, развития и воспитания детей.

Осуществляются эти цели в постановке следующих задач:

  • Помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать их в общении;
  • Осознать свою позицию в общении с детьми в рамках семейного воспитания;
  • Научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения;
  • Овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
  • Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком;
  • Активировать  коммуникации  в семье.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Рекомендации по организации взаимодействия.

Ввести родителей воспитанников в круг целей и задач дошкольного образовательного учреждения на новый учебный год, в решении которых предстоит принять участие и родителям воспитанников данной группы. Главная задача воспитателей группы – увлечь родителей общей идеей дошкольного учреждения, чтобы родители стали единомышленниками в разрешении проблем, возникших на данном этапе развития учреждения.

Особенности организации взаимодействия ДОУ

 с семьями воспитанников.

 При  организации  совместной  работы  дошкольного  образовательного

учреждения  с  семьями  в  рамках  новой  философии  необходимо  соблюдать основные принципы:  

     открытость   детского   сада   для   семьи   (каждому   родителю   обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

     сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

     создание  активной  развивающей  среды,  обеспечивающей  единые  подходы  к развитию личности в семье и детском коллективе;

     диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения 

Памятка для педагога по работе с родителями.

  1. Помните, что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.
  2. 2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие,  обучение и сохранение здоровья своего ребенка.
  3. Задача педагогов – помочь ми в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.
  4. 3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь – это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими, какие они есть, и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.
  5. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации, тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.

Работу   с   родителями   следует   строить,   придерживаясь   следующих                    

этапов.

1.  Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение

Экспресс – опроса  с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю  о  том,  что  ДОУ  хочет  делать  с  его  ребенком,  но  и  узнать,  чего  он  ждет  от  ДОУ.  При  этом  необходимо  учитывать,  что  некоторые  родители предпочитают  сами  заниматься  с  ребёнком,  а  детский  сад  рассматривают только  как  среду  для  игрового  общения  своего  сына  или  дочки.  Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2.  Установление между воспитателями и родителями доброжелательных

отношений  с  установкой  на  будущее  деловое  сотрудничество.  Необходимо заинтересовать   родителей   той   работой,   которую   предполагается   с   ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.  

3.  Формирование  у  родителей  более  полного  образа  своего  ребенка  и

правильного  его  восприятия  посредством  сообщения  им  знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и   интересными   для   них.   Это   может   быть   информация   о   некоторых особенностях  общения  ребенка  со  сверстниками,  его  отношении  к  труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4.  Ознакомление  педагога  с  проблемами  семьи  в  воспитании  ребенка.

На  этом  этапе  воспитатели  вступают  в  диалог  с  родителями.

  Которые  играют здесь активную роль,   рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только  о  положительном,   но  и  о  трудностях,  тревогах,  отрицательном  в поведении ребенка.

5.  Совместное  с  взрослыми  исследование  и  формирование  личности

ребенка.   На   данном   этапе   планируется   конкретное   содержание   работы, выбираются формы сотрудничества. Форма  (лат.   -  forma)  –  устройство,  структура  чего-либо,  система организации чего-либо.  

Все формы с родителями подразделяются на :

     коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;

     традиционные и нетрадиционные.

Коллективные  (массовые)  формы  подразумевают  работу  со  всем  или

большим  составом  родителей  ДОУ  (группы).  Это  совместные  мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные   формы   предназначены   для   дифференцированной

работы с родителями воспитанников.

Наглядно  -  информационные  -  играют  роль  опосредованного  общения

между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с

семьей,  которые  в  дошкольной  педагогике  принято  считать  традиционными. Это  формы  работы  проверенные  временем.  Их  классификация,  структура, содержание,  эффективность  описаны  во  многих  научных  и  методических источниках.  К  таким  формам  можно  отнести  педагогическое  просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:  

     внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;

     работа  с  родителями  за  пределами  ДОУ.  Ее  цель  –  охватить  подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того,  посещают  их дети детский сад или нет.

Особой  популярностью,  как  у  педагогов, так и  у  родителей  пользуются

нетрадиционные    формы    общения.    Они    направлены    на    установление неформальных  контактов  с  родителями, привлечение  их  внимания  к  детскому саду.  Родители  лучше  узнают  своего  ребенка,  поскольку  видят  его  в  другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой  уже  накоплено  многообразие  нетрадиционных  форм, но они

еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на  основе  которых  строится  общение  педагогов  и  родителей.  Оно  строиться  на  основе  диалога,  открытости,  искренности,  отказе  от  критики  и  оценки партнера    по    общению.    

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

 

               Познавательные формы взаимодействия с родителями

   Доминирующую роль среди форм общения педагог  - родители по сей день     продолжают     играть     познавательные     формы     организации     их взаимоотношений.    Они    призваны    повышать    психолого-педагогическую культуру  родителей,  а,  значит,  способствовать  изменению  взглядов  родителей на  воспитание  ребенка  в  условиях  семьи,  развивать  рефлексию.  Кроме  того, формы     взаимодействия     позволяют     знакомить     родителей     с особенностями      возрастного      и      психологического      развития      детей, рациональными   методами   и   приемами   воспитания   для   формирования   их практических  навыков.  Родители  видят  ребенка  в  обстановке,  отличной  от домашней,  а  также  наблюдают  процесс  его  общения  с  другими  детьми  и взрослыми. По-прежнему   в   этой   группе   лидируют   следующие   традиционные коллективные формы общения:

 - Общее родительское собрание ДОУ

Главная задача родительского собрания – искать совместные пути решения всевозможных проблем. Собрания можно условно разделить:

  • На организационные,  на которых составляются и утверждаются  планы работы,  избирается родительский комитет,  распределяются общественные поручения , разрабатываются мероприятия с участием родителей;
  • Установочные  (инструктивные), на которых родителей знакомят с изменениями в нормативно – правовой базе,   воспитательно – образовательном процессе;
  • Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения (о результатах психологической диагностики, о заболеваемости и посещаемости, медосмотре и др.)

без упоминания фамилий детей  и родителей;

  • Консультативные, здесь обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;
  • Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации;
  • Совместные  с воспитанниками и родителями;
  • Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям;
  • Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы;
  • Собрания – диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;
  • Собрания – практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;
  • Отчетные (итоговые), имеющие цель показать  воспитательно  –  образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы;
  • Информационно – просветительские  (по плану всеобуча родителей) , являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;  посвященные рассмотрению проблем,  связанных с воспитанием и обучением.

Далее следует определить организационную форму собрания. Эти встречи могут проводиться  в форме классического собрания – донесения информации до родителей (вопросы родителей – ответы воспитателя). В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов форма проведения собрания меняется от встречи к встрече: педагогическая мастерская, организационно – деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, тренинг, ролевая игра, круглый стол, встреча и т. п.

Собрания  –  встречи  могут носить интригующие названия «Дискуссионные качели».

 «Круглый стол с острыми углами».

 «Вечер вопросов и ответов»

  «Встречи отцов».

 «Встречи мам».

 «Семейные гостиные.

  «Диспуты» и т. д.

Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности на исследование Р. Овчаровой, можно использовать на родительских собраниях следующие методы взаимодействия.

- Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций.

- Видеокоррекция. Участники дискуссии просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.

- Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.

- Совместные действия- выполнения заданий педагогом и родителями с дальнейшим самоанализом.

- Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.

- Вербальная дискуссия воспитывает культуру диалога в семье и обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей.

 

 

 

Источники информации

1.     Доронова   Т.Н.   Взаимодействие   дошкольного   учреждения   с   родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114

2.    Зверева   О.Л.,   Кротова   Т.В.   Общение   педагога   с   родителями   в   ДОУ. Методический  аспект.  [Текст]//  О.Л.  Зверева,  Т.В.  Кротова,  М.:  Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.

3.      Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «  Аркти», 2005, С. 221.

4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателей и родителей в работе по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с речевыми нарушениями.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, псих...

Проект «Взаимодействие ДОУ с родителями Современные формы работы .»

СодержаниеВведение………………………………………………………………….Современные подходы к изучению семьи……………………………..Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи…………… Особенности организации взаимодействия ДОУс се...

Педагогический проект: «Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей, успешного становл...

Взаимодействие специалистов и родителей в работе с детьми с РАС

Взаимодействие специалистов и родителей в работе с детьми с РАС...

«Взаимодействие логопеда и родителей в работе по формированию фонематических процессов у детей»

Родительское собрание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...