Проект «Взаимодействие ДОУ с родителями Современные формы работы »
проект
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Взаимодействие ДОУ с родителями
Современные формы работы »
Разработчик проекта:
Мыльникова К.А
2025– 2026 учебный год
Содержание
Введение………………………………………………………………….
Современные подходы к изучению семьи……………………………..
Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи……………
Особенности организации взаимодействия ДОУ
с семьями воспитанников………………………………………………..
Формы взаимодействия ДОУ с родителями……………………………
Заключение……………………………………………………………….
Источники информации…………………………………………………
Приложения ……………………………………………………………..
Введение
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотрудничества, его особенности и определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.
Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- неограниченное ( по времени ) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
- информационно – педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей средой;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать, как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив, как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.
Пояснительная записка
Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. А это говорит об «условной любви»: что – то выполнил – хороший, чего – то не сделал – плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, т. е. передачи взрослыми своего опыта, знаний, сводится к какой – то дрессуре.
Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами : «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т. д.
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому.
Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей.
Актуальность проблемы. Многие родители обращаются к педагогам и психологам с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны или, наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны на занятиях, плохо воспринимают программный материал. Кроме того, у них часто возникают трудности в социальной адаптации (неумении общаться со взрослыми и сверстниками, высокая конфликтность). К сожалению, взрослые зачастую не могут понять причин такого поведения ребенка, пытаются ругать, наказывать, тем самым еще больше усугубляя его неуравновешенное состояние. Чтобы помочь родителям найти правильный подход к таким детям, прежде всего надо знать основные причины эмоционального неблагополучия.
Во – первых, неблагоприятная обстановка дома. От опытного воспитателя не укроется подобное обстоятельство. Ведь свое отношение к «домашним проблемам» ребенок отражает в рассказах о семье, в рисунках, играх. Во – вторых, у детей с эмоциональными нарушениями практически всегда деформирована самооценка (занижена, завышена или амбивалентна, т. е. противоречива и неустойчива) и ожидаемая оценка со стороны взрослых. В – третьих, для «трудных» детей характерен повышенный уровень тревожности (реже пониженный, носящий компенсаторный характер). Педагоги отмечают, что такие дети чрезмерно робки, беспокойны, плаксивы, не уверены в себе.
Вывод: Дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.
Ожидаемые результаты:
1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников
Проектная часть
Тип проекта: долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный
Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство
Задачи проекта:
- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
- создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;
-повышение педагогической культуры родителей;
-активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
-развитие творческих способностей детей и родителей.
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и родители.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Современные подходы к изучению семьи
Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей. Если вы подойдете к родительским собраниям неформально, творчески, родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.
Основные этапы подготовки родительского собрания:
- Выбор темы собрания.
- Определение целей родительского собрания.
- Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
- Приглашение родителей и других участников собрания.
- Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.
- Запись ответов детей по теме собрания на магнитофон.
- Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
Главная задача любого из перечисленных видов родительских собраний – искать совместные пути решения всевозможных проблем.
Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы:
-социологические опросы,
- интервьюирование и анкетирование.
Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. В работе по изучению семьи необходимо использовать - контактное проведение анкетирования, т.е. (сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы).
Воспитатели ДОУ должны помнить, по результатам
единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего
воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление
многократно, в сходных и разных условиях.
Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного
воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимо дополнения семейного и дошкольного воспитания, повышения результативности и того и другого.
Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи
Организация совместной деятельности.
Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье; реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.
Формы познавательной деятельности: дни отрытых дверей, совместные олимпиады, выпуск газет. Это могут быть конкурсы: « Семья – эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения».
Формы трудовой деятельности: оформление группы, благоустройство и озеленение участка, создание библиотеки, выставки «Мир наших увлечений».
Формы досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы , экскурсионные поездки.
Широкое распространение получают семейные праздники: День матери, День бабушек и дедушек, день взаимного благодарения, игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек.
Сферы возникновения трудностей во взаимодействии ДОУ и семьи.
Повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми; привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, обучения, развития и воспитания детей.
Осуществляются эти цели в постановке следующих задач:
- Помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать их в общении;
- Осознать свою позицию в общении с детьми в рамках семейного воспитания;
- Научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения;
- Овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
- Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком;
- Активировать коммуникации в семье.
Рекомендации по организации взаимодействия.
Ввести родителей воспитанников в круг целей и задач дошкольного образовательного учреждения на новый учебный год, в решении которых предстоит принять участие и родителям воспитанников данной группы. Главная задача воспитателей группы – увлечь родителей общей идеей дошкольного учреждения, чтобы родители стали единомышленниками в разрешении проблем, возникших на данном этапе развития учреждения.
Особенности организации взаимодействия ДОУ
с семьями воспитанников.
При организации совместной работы дошкольного образовательного
учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения
Памятка для педагога по работе с родителями.
- Помните, что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.
- 2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка.
- Задача педагогов – помочь ми в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.
- 3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь – это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими, какие они есть, и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.
- Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации, тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих
этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение
Экспресс – опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных
отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и
правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями.
Которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности
ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества. Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Все формы с родителями подразделяются на :
коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или
большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной
работы с родителями воспитанников.
Наглядно - информационные - играют роль опосредованного общения
между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с
семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются
нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они
еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.
Формы взаимодействия ДОУ с родителями
Познавательные формы взаимодействия с родителями
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми. По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
- Общее родительское собрание ДОУ
Главная задача родительского собрания – искать совместные пути решения всевозможных проблем. Собрания можно условно разделить:
- На организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения , разрабатываются мероприятия с участием родителей;
- Установочные (инструктивные), на которых родителей знакомят с изменениями в нормативно – правовой базе, воспитательно – образовательном процессе;
- Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения (о результатах психологической диагностики, о заболеваемости и посещаемости, медосмотре и др.)
без упоминания фамилий детей и родителей;
- Консультативные, здесь обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;
- Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации;
- Совместные с воспитанниками и родителями;
- Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям;
- Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы;
- Собрания – диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;
- Собрания – практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;
- Отчетные (итоговые), имеющие цель показать воспитательно – образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы;
- Информационно – просветительские (по плану всеобуча родителей) , являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива; посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.
Далее следует определить организационную форму собрания. Эти встречи могут проводиться в форме классического собрания – донесения информации до родителей (вопросы родителей – ответы воспитателя). В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов форма проведения собрания меняется от встречи к встрече: педагогическая мастерская, организационно – деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, тренинг, ролевая игра, круглый стол, встреча и т. п.
Собрания – встречи могут носить интригующие названия «Дискуссионные качели».
«Круглый стол с острыми углами».
«Вечер вопросов и ответов»
«Встречи отцов».
«Встречи мам».
«Семейные гостиные.
«Диспуты» и т. д.
Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности на исследование Р. Овчаровой, можно использовать на родительских собраниях следующие методы взаимодействия.
- Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций.
- Видеокоррекция. Участники дискуссии просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
- Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
- Совместные действия- выполнения заданий педагогом и родителями с дальнейшим самоанализом.
- Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
- Вербальная дискуссия воспитывает культуру диалога в семье и обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей.
Источники информации
1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: « Аркти», 2005, С. 221.
4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наиболее эффективные формы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей.
В материале описаны формы работы логопеда с рдителями по преодалению ОНР....
Взаимодействие воспитателей и родителей в работе по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с речевыми нарушениями.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, псих...

«Взаимодействие педагогов и родителей в работе с одаренными детьми».
Система работы с одарёнными детьми....

Проект «Взаимодействие ДОУ с родителями Современные формы работы .»
СодержаниеВведение………………………………………………………………….Современные подходы к изучению семьи……………………………..Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи…………… Особенности организации взаимодействия ДОУс се...

Педагогический проект: «Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей, успешного становл...

Взаимодействие специалистов и родителей в работе с детьми с РАС
Взаимодействие специалистов и родителей в работе с детьми с РАС...
«Взаимодействие логопеда и родителей в работе по формированию фонематических процессов у детей»
Родительское собрание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...
