Тема: «Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Моделирование»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.o-teoriya.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №138»

Тема: «Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Моделирование»

Подготовил: воспитатель

Первой квалификационной категории

Строганова Елена Валентиновна.

г. Оренбург, 2025

       

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
 Модель - обобщенный образ существенных свойств моделируемого             объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)   

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

 Важнейшие принципы моделирования:

Воображение - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ассоциация -это мысленная связь между двумя образами.

 Основы метода:

Принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом).

Кем разработан метод «Моделирования». 

 Многочисленные  исследования отечественных психологов и педагогов – Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко показывают, что использование моделирование, как средство формирования разнообразных знаний и навыков, оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.

   По мнению Н. Н. Подьякова, использование моделирования создаёт для детей возможности получить доступ к скрытным, непосредственно не воспринимаемым свойствам предметов.

 Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана  работниками психологов и педагогов -  Л. А. Венгер, Н.Н. Подьяков и другие.

Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения; реальный предмет может быть замещён знаком, символом.

Цели моделирования:

-Активизировать познавательную деятельность детей.

-Формировать умение составлять условную предметную модель соответственно ситуации, заданной словесно, сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно. (но не по образцу).

-Формировать умение составлять условную предметно-схематическую модель соответственно ситуации, заданной словесно, сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно.

-Составлять условную плоскостную, а затем графическую модель соответственно ситуации, заданной словесно; сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно.

 Задачи моделирования:  

-Воспитывать интерес к математическим действиям.

-Развивать логика – математические представления: о геометрических фигурах, пространстве, величинах, времени, числах.

-Помочь ребенку выявлять скрытые связи между явлениями и сделать их доступными  его пониманию;

-Повысить наблюдательность ребенка, возможность заметить особенности окружающего мира;

-Ознакомление детей с математическими понятиями и образами, классификациями.

Формировать умение детей определять и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости.

Виды моделей:

1.Предметные – модели, которые воспроизводят конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей. 

Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
2.Предметно-схематические – модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей.

Игра "Счётные палочки"

Цель: Развитие навыков счёта и понимания количественных отношений.

Материалы: Набор счётных палочек разных цветов.

Как играть:

Попросите ребёнка построить из палочек простую фигуру (например, домик).

Затем предложите посчитать количество использованных палочек.

После этого попросите изменить фигуру, добавив или убрав определённое количество палочек, и снова посчитайте. 

«Чудо –гусенка» возраст от 3 до 7 лет(изучаем цвета)

Каждый участник игры получает по набору разноцветных кружков, ведущий переворачивает карточки с гусенками. Задача каждого –выложить свои цветные карты, как изображено на картинке. Кружки из игры - это объект для сортировки, счетный материал, фишки для выкладывания мозаики, инструмент для игры «Что изменилось».Можно выбрать гусеницу по настроению.

 «Собери картинку по образцу»: деревянные головоломки монтессори.

Цель: упражнять в составлении картинки с добавлением фрагментов, устанавливая правильную последовательность, формирование логических приёмов умственных действий у дошкольников: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

3.Плоскостное - построение различных моделей на плоскости из геометрических фигур.

Игра "Геометрические фигуры"

Цель: Знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами.

Материалы: Карточки с изображениями различных геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), наборы фигур из картона или пластика.

Как играть:

Покажите ребёнку карточку с изображением фигуры и попросите найти такую же среди наборов.

Предложите ребёнку собрать из фигур простые композиции (домик, машина, цветок).

Обсудите свойства каждой фигуры: сколько углов, сторон, одинаковой ли длины стороны и т.д.

 4. Графические- модели, в которых существенные  признаки и связи   выражены с помощью предметов- заместителей, графических знаков. «Жираф» : Цель: формирование навыков счёта.

Дидактическая игра: «На какую фигуру похож предмет»

Цель: закрепить название геометрических фигур, форму, углы, стороны, цвета.

Задача игрока: правильно определить на какую фигуру похож предмет, прикрепить прищепку на изображение геометрической фигуры, на которую похож предмет.

Графическое моделирование при составлении задач:

-Использование схем позволяет ребенку понять смысл и значение арифметических задач, формирует обобщенное умение анализировать и решать задачи.

-Ребенок может не только нарисовать конкретную задачу, но и  составить новую, меняя сюжет.

-Для составления задачи используются различные символы (понятные детям): точки, фигуры, цифры, использование различных цветов спектра.

Моделирование — один из эффективных методов развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). Этот метод помогает детям наглядно представлять абстрактные понятия, такие как числа, формы, величины и отношения между ними. Суть методики, состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логические структуры в процессе знакомства с математическим содержанием. Сочетание такой работы с системой заданий, активно развивающих мелкую моторику, т. е. заданий логико-конструктивного характера, является фактором, активно влияющим на математическое развитие дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала  в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающих игр В.В. Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Змейка».

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающ...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...