Дидактическое пособие "Нейро-домик"
учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа)

Горяева Татьяна Ивановна

Цель: Создание условий для интеллектуального и психомоторного развития детей. 

Задачи:

-развитие пространственных представлений; 

-развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики; 

-формирование правильного взаимодействия ног и рук; 

-развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления; 

-обучение последовательному выполнению действий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_neyro-domik.pptx2.67 МБ
Файл opisanie_neyro-domik.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №19 «Хрусталик», Красноярский край, г.Минусинск , у л.Тимирязева . 3А Дидактическое пособие « Нейро -домик » Воспитатель Горяева Татьяна Ивановна 2025г.

Слайд 2

Дидактическое пособие « Нейро -домик» Цель: Создание условий для интеллектуального и психомоторного развития детей. Задачи: -развитие пространственных представлений; -развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики; -формирование правильного взаимодействия ног и рук; -развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления; -обучение последовательному выполнению действий. Дидактическое пособие предназначено для детей 2-7 лет. Ожидаемые результаты : -синхронизация работы полушарий; -повышение стрессоустойчивости, устойчивости и произвольности внимания, снижение утомляемости; -развитие мелкой и крупной моторики, ускорение формирования пространственных представлений; -совершенствование мыслительной деятельности, памяти, речи

Слайд 3

Список материалов и инструментов для изготовления пособия: -картонная коробка 35смх25смх40см -ткань фланель - обрезки ткани, фетра -пластиковые прозрачные конверты -бумага- самоклейка - резинка бельевая -лента атласная -шнур -пуговицы -картон -коробочки бросовый материал) -наполнитель для нейромячиков - рис, гречка, полиэтилен, песок

Слайд 4

« Лабиринты» Цель. Развитие графомоторных и глазодвигательных навыков, активизация межполушарного взаимодействия. Задача. Проходить лабиринты одновременно двумя руками, передвигая пальчик (крышки, мячики) навстречу друг другу. Варианты: - Обводить линию по очереди в паре (развиваем умение работать в паре/команде + умение ждать + внимательность + зрительно-моторная координация) - Импровизируем и подключаем другие предметы к работе. Пробуем одной рукой обвести линию, а второй - выполнять задания с мячиком/ладошками/ кругами - Можно проводить крышку или мячик по линиям + произносить звук (тяни Ааа , тяни Уууу - развитие речевого дыхания), можно рассказывать стихотворения или решать устные примеры (тренировка внимания)

Слайд 5

" Пальцеход " Цель. Развитие межполушарного взаимодействия, функций переключения и распределения внимания, формирование самоконтроля Варианты: -Ребенок проводит указательным пальцем по дорожкам из фигур. Затем ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами сначала правой руки, затем левой руки, без речевого сопровождения. Каждый пальчик «идет» по своей дорожке. -Ребенок «ходит» по фигурам указательными и средними пальцами сначала правой руки, затем левой руки, наступая на фигуры, приговаривая слова стихотворения. Ходит цапля по болоту На прогулку, на работу Очень нужно цапле там Взять еду своим птенцам - Ребенок «ходит» другими пальцами: указательным и безымянным; большим и мизинцем; большим и указательным и т.п. -Одновременные движения пальчиками обеих рук без речевого сопровождения. Затем, одновременно проговаривая слова стихотворения. «Шагая» пальчиками обеих рук по дорожкам, необходимо начинать и заканчивать путь одновременно. - Пальчики одной руки «шагают» вверх, другой вниз. Разнотипность движений может заключаться в использовании разных пальцев разных рук (на левой работают указательный и средний, на правой – большой и мизинец).

Слайд 6

« Нейромячики » Цель. Улучшение зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия и формирования чувства ритма . Варианты: « Знакомство». Ощупываем , рассматриваем мячики и запоминаем фактуру, размеры, вес, наполнитель, материал, цвет. Игра «Скажи, какой» (подбор признаков), «Скажи наоборот» (Не твёрдый, а … Не гладкий, а…). Изучаем карту тела, прокатывая мячик с головы до ног. По ходу называть все части тела, где катится мяч сейчас. « Балансы» Просим ребёнка стоять прямо и удерживать мяч на вытянутых руках: на ладони; на кулачке; на тыльной стороне ладони, на пальцах. Сначала делать одной рукой, затем другой и потом двумя (цель - продержать одну минуту на обеих руках). Затем добавляем движение рук в стороны, по кругу. Можно делать с закрытыми глазами. «Пространство » - « Мяч- повторюшка » - в одной руке у ребёнка мяч, другую руку держит взрослый. Взрослый двигает рукой ребёнка, а вторая рука в точности копирует движения. Смена рук. -« Вперёд – в стороны» - лёжа на спине, вытягиваем руки с мячиком вперёд , мяч берём в одну руку и отводим её в сторону, вторая рука при этом остаётся впереди, затем возвращаем руку и мяч перекладываем в другую и то же самое. «Делай и считай» -«Себе из правой в левую» - передача мяча из одной руки в другую по счёт 1-2-1-2… -«Параллель» - дети сидят напротив друг друга, мяч в правой руке, передаём другому мяч параллельно и одновременно принимаем другой рукой. Под счёт 1-2-1-2… -«Диагональ» - дети сидят напротив друг друга, мяч у одного в правой руке, у другого в левой руке. По диагонали передаём другому под счёт 1-2-1-2 - « 2 мяча» - у одного ребёнка 2 мяча, передаёт их другому под счёт 1-2-1-2…

Слайд 7

«Кулак, ребро, ладонь» Цель игры : развитие мелкой моторики рук, мышления, внимания, улучшение координации движений, а также развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Варианты: -Ребёнку показывают положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ребёнок выполняет движения вместе с воспитателем, затем по памяти в течение 8–10 повторений моторной программы. - Вокруг стола произвольно раскладываются фигуры с положениями рук, подгруппа детей под музыку ходят вокруг стола, прикладывая к фигурам руки в нужном положении.

Слайд 8

«Попробуй повтори» Цель . Активизация работы полушарий, развитие внимания, пространственных представлений . Вариант 1. Каждый из участников вытягивает вслепую по одной карточке. Переворачиваются они одновременно по команде ведущего. Участники внимательно рассматривают свою карточку, воспроизводят изображенные на них позы и замирают. Через оговоренное время (можно использовать для этого песочные часы) ведущий проверяет правильность выполнения задания. Вариант 2. Проводится в парах. Упражнение можно усложнить, если участник, воспроизводящий движение по инструкции, будет выполнять задание с закрытыми глазами. Один из двух участников выбирает случайным образом карточку , внимательно рассматривает ее и , не показывая карточку партнеру, четко и понятно объясняет ему, что необходимо сделать, чтобы тот смог точно воспроизвести движение, изображенное на карточке.

Слайд 9

«Повтори жест» Цель . Тренировка навыков мелкой моторики, улучшения памяти, нейропсихологической коррекции и психомоторного развития. Варианты: - Показывать изображение одного жеста. Ребенку нужно повторить этот жест сначала одной рукой, потом сразу обеими руками. - Положить рядом две карточки по 2 (затем 3,4) жеста пальцев и предложить ребенку повторить обеими руками жесты, начиная с первого на каждой карточке. -Показать малышу карточки и через 5-10 секунд переверните её. Задача ребенка – запомнить изображенные жесты и повторить их по памяти.

Слайд 10

«Покажи одновременно» Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом. Варианты: -Под диктовку ребенку необходимо одновременно указательными пальцами обеих рук находить одинаковые фигуры. -На первый ряд фигур положить изображение жестов. Ребенок одной рукой должен показать жест, другой- фигуру на втором ряду. - На оба ряда фигур положить изображение жестов. Ребенок одной рукой должен показать жест, расположенный на первом ряду, другой рукой- жест, расположенный на втором ряду.

Слайд 11

Результаты. Использование данного многофункционального дидактического пособия дает возможность ребенку научиться анализировать информацию, искать решение задач и делать правильный выбор. Взрослому (педагогу): помогает в игровой форме стимулировать память, внимание, мышление, логику детей. Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений, эмпатию и социализацию, умение взаимодействовать, сотрудничать, обсуждать.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Нейро-домик»

Цель: Создание условий для интеллектуального и психомоторного развития детей. 

Задачи:

-развитие пространственных представлений; 

-развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики; 

-формирование правильного взаимодействия ног и рук; 

-развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления; 

-обучение последовательному выполнению действий. 

Методическая ценность

Данное пособие дает возможность ребёнку научиться анализировать информацию, искать решение задач и делать правильный выбор.

Взрослому (педагогу): помогает в игровой форме стимулировать память, внимание, мышление, логику детей. Развивать  мелкую и крупную моторику, координацию движений, эмпатию  и социализацию, умение взаимодействовать, сотрудничать, обсуждать.

Содержимое пособия является безопасным, отвечает индивидуальным и возрастным особенностям детей и санитарно-гигиеническим нормам.

Пособие предназначено для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Может использоваться в специально-организованной деятельности (групповая, подгрупповая, индивидуальная работа), в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной игровой деятельности .

Описание пособия: Основа дома выполнена из картонной коробки, обшитой фланелью. Окна дома –пластиковые прозрачные конверты. В них расположены игры. На крыше домика также расположены игры, изготовленные из фетра, ткани, картона, шнура и атласных лент. На двух других сторонах домика тоже расположены игры- на пуговицах прикреплены мешочки, а  на резинках- коробочки.  Все дополнительные надписи, картинки изготовлены из бумаги. Картинки взяты из сети Интернет и заламинированы.

Ожидаемые результаты:

  • синхронизация работы полушарий; 
  • повышение стрессоустойчивости, устойчивости и произвольности внимания, снижение утомляемости; 
  • развитие мелкой и крупной моторики, ускорение формирования пространственных представлений; 
  • совершенствование мыслительной деятельности, памяти, речи

В дидактическое пособие «Нейро-домик» включены  такие игры:

1.«Лабиринты»

Цель. Развитие графомоторных и глазодвигательных навыков, активизация межполушарного взаимодействия.

Задача. Проходить лабиринты одновременно двумя руками, передвигая пальчик (крышки, мячики) навстречу друг другу.

Варианты:
- Обводить линию по очереди в паре (развиваем умение работать в паре/команде + умение ждать + внимательность + зрительно-моторная координация)

- Импровизируем и подключаем другие предметы к работе. Пробуем одной рукой обвести линию, а второй - выполнять задания с мячиком/ладошками/ кругами

- Можно проводить крышку или мячик  по линиям + произносить звук (тяни Ааа, тяни Уууу - развитие речевого дыхания), можно рассказывать стихотворения или решать устные примеры (тренировка внимания)

2. "Пальцеход"

Цель. Развитие межполушарного взаимодействия, функций переключения и распределения внимания, формирование самоконтроля

Варианты:

-«Знакомство с дорожками». Ребенок проводит указательным пальцем по дорожкам из фигур. Затем ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами сначала правой руки, затем левой руки, без речевого сопровождения. Каждый пальчик «идет» по своей дорожке.

-Ребенок «ходит» по фигурам указательными и средними пальцами сначала  правой руки, затем левой руки, наступая на фигуры, приговаривая слова стихотворения.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам

- Ребенок «ходит» другими пальцами: указательным и безымянным; большим и мизинцем; большим и указательным и т.п.

-Одновременные  движения пальчиками обеих рук без речевого сопровождения. Затем, одновременно проговаривая  слова стихотворения. «Шагая» пальчиками обеих рук по дорожкам, необходимо начинать  и заканчивать путь одновременно.

 - Пальчики одной руки «шагают» вверх, другой вниз. Разнотипность движений может заключаться  в использовании разных пальцев разных рук (на левой работают указательный и средний, на правой – большой и мизинец). Это высокий уровень регуляции.

3. «Нейромячики»

Цель.  Улучшение зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия и формирования чувства ритма.

Действия с нейромячиками можно выполнять индивидуально, в парах, в группе.

Задача. Выполнять движения с нейромячиками , повторяя заданную речевую инструкцию .

Варианты:

«Знакомство»

Ощупываем, рассматриваем мячики и запоминаем фактуру, размеры, вес, наполнитель, материал, цвет. Игра «Скажи, какой» (подбор признаков), «Скажи наоборот» (Не твёрдый, а … Не гладкий, а…).

Изучаем карту тела, прокатывая мячик с головы до ног. По ходу называть все части тела, где катится мяч сейчас.

«Балансы»

Просим ребёнка стоять прямо и удерживать мяч на вытянутых руках:

-на ладони;

-на кулачке;

-на тыльной стороне ладони на пальцах.

Сначала делать одной рукой, затем другой и потом двумя (цель - продержать одну минуту на обеих руках). Затем добавляем движение рук в стороны, по кругу. Можно делать с закрытыми глазами.

«Пространство»

 «Мяч-повторюшка» - в одной руке у ребёнка мяч, другую руку держит взрослый. Взрослый двигает рукой ребёнка, а вторая рука в точности копирует движения. Смена рук.

«Вперёд – в стороны» - лёжа на спине, вытягиваем руки с мячиком вперёд, мяч берём в одну руку и отводим её в сторону, вторая рука при этом остаётся впереди, затем возвращаем руку и мяч перекладываем в другую и то же самое.

«Делай и считай»

-«Себе из правой в левую» - передача мяча из одной руки в другую по счёт 1-2-1-2…

-«Параллель» - дети сидят напротив друг друга, мяч в правой руке, передаём другому мяч параллельно и одновременно принимаем другой рукой. Под счёт 1-2-1-2…

-«Диагональ» - дети сидят напротив друг друга, мяч у одного в правой руке, у другого в левой руке. По диагонали передаём другому под счёт 1-2-1-2

«2 мяча» - у одного ребёнка 2 мяча, передаёт их другому под счёт 1-2-1-2…

 «Мяч передавай, слово называй».

Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

«Звуковая цепочка».

Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова —начало следующего. Например: весна— автобус— слон— нос— сова.

4. «Кулак, ребро, ладонь»  

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, мышления, внимания, улучшение координации движений, а также развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. 

Варианты:

-Ребёнку показывают положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга.  Ребёнок выполняет движения вместе с воспитателем, затем по памяти в течение 8–10 повторений моторной программы.

- Вокруг стола произвольно раскладываются фигуры с положениями рук, подгруппа детей под музыку  ходят вокруг стола, прикладывая к фигурам руки в нужном положении.  

5. «Попробуй повтори»

Цель. Активизация работы полушарий, развитие внимания, пространственных представлений.

Количество игроков: от 1 до 4.

Задача: Участник должен воспроизвести позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение.

Вариант 1.

Каждый из участников вытягивает вслепую по одной карточке. Переворачиваются они одновременно по команде ведущего. Участники внимательно рассматривают свою карточку, воспроизводят изображенные на них позы и замирают. Через оговоренное время (можно использовать для этого песочные часы) ведущий проверяет правильность выполнения задания.

Вариант 2.

Проводится в парах.

Упражнение можно усложнить, если участник, воспроизводящий движение по инструкции, будет выполнять задание с закрытыми глазами. Один из двух участников выбирает случайным образом карточку, внимательно рассматривает ее и, не показывая карточку партнеру, четко и понятно объясняет ему, что необходимо сделать, чтобы тот смог точно воспроизвести движение, изображенное на карточке.

6. «Повтори жест»

Цель.  Тренировка навыков мелкой моторики, улучшения памяти, нейропсихологической коррекции и психомоторного развития.

Задача. Дошкольникам необходимо повторить жесты рук или пальцев, изображенные на карточках.
Варианты:

- Показывать  изображение одного жеста. Ребенку нужно повторить этот жест сначала одной рукой, потом сразу обеими руками.

- Положить  рядом две карточки по 2 (затем 3,4) жеста пальцев и предложить ребенку повторить обеими руками жесты, начиная с первого на каждой карточке.
-Показать  малышу карточки и через 5-10 секунд переверните её. Задача ребенка – запомнить изображенные жесты и повторить их по памяти.

7. «Покажи одновременно»

Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Варианты:

 -Под диктовку ребенку необходимо одновременно указательными пальцами обеих рук находить одинаковые фигуры.

-На первый ряд фигур положить изображение жестов. Ребенок одной рукой должен показать жест, другой- фигуру на втором ряду.

- На оба ряда  фигур положить изображение жестов. Ребенок одной рукой должен показать жест, расположенный на первом ряду, другой рукой- жест, расположенный на втором ряду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....