Карта профессиональных затруднений и компетенций педагога ДОО в области внедрения STEM-технологий
рабочие листы
В работе представлена карта профессиональных затруднений и компетенций педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) в области внедрения STEM-технологий. Карта позволяет выявить слабые стороны и определить направления для профессионального развития педагогов, а также оценить уровень их готовности к внедрению STEM-подхода в образовательный процесс. Это может быть полезно для разработки программ повышения квалификации и методической поддержки педагогов ДОО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта профессиональных затруднений и компетенций педагога ДОО в области внедрения STEM-технологий
ФИО педагога: _________________________________
Дата заполнения: « » __________ 20 г.
Группа: _________________________
Цель: Выявить актуальный уровень профессиональных компетенций для построения индивидуальной траектории методического сопровождения.
Инструкция: Внимательно ознакомьтесь с описанием каждого уровня. Отметьте (например, галочкой или цветом) тот уровень, который наиболее точно отражает Вашу текущую практику по каждому из показателей.
Блок 1. Методико-теоретическая готовность
№ | Показатель компетенции | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 | Уровень 4 |
1.1 | Понимание сути и целей STEM-образования | Воспринимаю STEM как отдельные занятия (робототехника, опыты). Не вижу связи между компонентами. | Понимаю STEM как интегрированный подход, но затрудняюсь в его практической реализации в полном объеме. | Четко понимаю цели развития (критическое мышление, креативность) через STEM. Планирую деятельность с учетом интеграции. | Глубоко понимаю философию подхода. Могу транслировать его идеи коллегам и родителям, аргументировать его ценность. |
1.2 | Знание видов и возможностей STEM-оборудования ДОО | Знаком(а) с оборудованием поверхностно, не уверен(а) в его назначении и правилах использования. | Знаю названия и основное назначение оборудования, но использую его редко или только по готовым инструкциям. | Уверенно использую большинство доступного оборудования (конструкторы, цифровые микроскопы, роботы) для решения педагогических задач. | Знаю все функциональные возможности оборудования, использую его нестандартно, творчески. Могу научить коллег эффективной работе с ним. |
Блок 2. Практико-ориентированные компетенции
№ | Показатель компетенции | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 | Уровень 4 |
2.1 | Организация опытно-экспериментальной деятельности | Провожу простые опыты и эксперименты только по готовым конспектам, без обсуждения гипотез с детьми. | Организую циклы опытов по теме. Фиксирую результаты вместе с детьми (зарисовываем, делаем фото). | Создаю проблемные ситуации, побуждающие детей выдвигать гипотезы и самостоятельно проверять их. Интегрирую эксперименты в игровые сюжеты. | Организую долгосрочные исследовательские проекты на основе детских вопросов. Использую сложное оборудование (микроскопы, веб-камеры). |
2.2 | Использование основ робототехники и программирования | Не использую. Испытываю неуверенность или технический страх. | Использую роботов (Bee-Bot, Botley) и простые алгоритмы строго по инструкции, во время специально отведенных занятий. | Самостоятельно организую игры и квесты с роботами. Обучаю детей составлению линейных алгоритмов и простых программ. | Разрабатываю собственные сценарии и маршруты для роботов. Интегрирую программирование в сюжетно-ролевые игры и проекты. |
2.3 | Развитие инженерного и конструкторского мышления | Предлагаю детям образцы для сборки конструктора. Критерий успеха – точное повторение. | Использую схемы и чертежи для конструирования. Обсуждаем с детьми свойства материалов и устойчивость конструкций. | Ставлю перед детьми открытые задачи ("построй мост через реку шириной 50 см"). Поощряю испытания, доработки и улучшения моделей. | Организую "инженерные бюро", где дети работают над комплексными проектами (город будущего, космодром), создают и защищают свои модели. |
2.4 | Навык сопровождения детской проектной деятельности | Не веду проекты или их реализация формальна (подготовка поделок к празднику). | Реализую краткосрочные проекты по готовым методическим разработкам. Результат чаще всего предопределен. | Организую проекты на основе интересов и вопросов детей. Выступаю в роли фасилитатора: помогаю спланировать этапы, найти ресурсы. | Являюсь тьютором в сложных, межгрупповых проектах. Владею техниками "мозгового штурма", помогу детям представить и оформить итоги своего исследования. |
Блок 3. Интегративно-аналитические компетенции
№ | Показатель компетенции | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 | Уровень 4 |
3.1 | Умение интегрировать STEM-технологии в ООП ДО (в соответствии с ФГОС ДО) | Провожу STEM-активности эпизодически, как отдельные "события", не связанные с темой недели. | Вижу возможности интеграции, но реализую их фрагментарно (например, только экспериментирование в теме "Вода"). | Системно интегрирую STEM-активности в календарно-тематическое планирование, охватывая все образовательные области. | Являюсь автором-разработчиком программных модулей или технологических карт по STEM-направлению для ДОО. |
3.2 | Умение анализировать и оценивать образовательные результаты (развитие компетенций ребенка) | Оцениваю только предметные результаты (построил башню, запомнил свойство воды). | Могу отметить проявление любознательности, активности ребенка во время деятельности. | Владею инструментами наблюдения (карты, протоколы). Фиксирую динамику развития (умение сотрудничать, договариваться, решать проблемы). | Провожу комплексный анализ развития ребенка, представляю результаты (в т.ч. визуализированные) на педсоветах, в портфолио ребенка. Использую данные для коррекции своей работы. |
3.3 | Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам STEM-образования | Информирую родителей о прошедших занятиях (фото в группе). | Организую открытые просмотры, привлекаю родителей к сбору материалов для экспериментов. | Активно вовлекаю родителей в процесс: провожу мастер-классы, консультирую, организую совместные STEM-фестивали и конкурсы проектов. | Инициирую и координирую работу семейного клуба или лаборатории. Родители – полноправные партнеры в образовательном процессе. |
Итоговая часть (для старшего воспитателя)
- Ключевые сильные стороны педагога: (Заполняется на основе показателей уровней 3-4)
- Основные зоны профессионального роста и затруднения: (Заполняется на основе показателей уровней 1-2)
- Рекомендации и индивидуальная траектория развития:
- Формы методической поддержки: (Наставничество, мастер-класс, творческая группа и т.д.)
- Темы для самообразования:
- Конкретные практические задачи на ближайший период:
Подпись педагога: _________________________
Подпись старшего воспитателя: _________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
Представляю вашему вниманию материал из опыта работы «Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...
Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагоги - наиболее психологическ...

Внедрение STEM - технологий в дошкольное пространство.
Актуальность реализации новых подходов к конструктивно – модельной деятельности и введения робототехники в образовательный процесс для педагогов обусловлена требованиями ФГОС ДО. Одной из эффект...

Внедрение STEM – ТЕХНОЛОГИЙ: «Маленькими шагами в большое будущее» (обновление образовательного процесса посредством)
В настоящее время наблюдается технологическая революция, в которой наша страна не на первых ролях. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими соврем...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность внедрения STEM-технологии как инновационного подхода в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».
Цель: проанализировать эффективность работы по использованию STEAM -технологии в воспитательно- образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаи...
Мастер-класс с педагогами ДОУ на семинаре " Повышение компетенций педагогов ДОУ в области патриотического воспитания через игровую деятельность"
астер-класс "Народные игры в ДОУ" посвящен знакомству и обучению педагогов ДОУ использованию народных игр в работе с детьми. Он включает в себя теоретическую часть, посвященную ист...

Презентация педагогического опыта на Городской конференции "Развитие начал технического образования у детей с ОВЗ путём внедрения STEM - технологий в образовательный процесс. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.
Использование STEM – технологий позволяет разнообразить и обогатить образовательный процесс обучения грамоте. В целях преемственности и сетевого взаимодействия на этапах дошкольного и ...
