Карта профессиональных затруднений и компетенций педагога ДОО в области внедрения STEM-технологий
рабочие листы

Чижова Анна Игоревна

В работе представлена карта профессиональных затруднений и компетенций педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) в области внедрения STEM-технологий. Карта позволяет выявить слабые стороны и определить направления для профессионального развития педагогов, а также оценить уровень их готовности к внедрению STEM-подхода в образовательный процесс. Это может быть полезно для разработки программ повышения квалификации и методической поддержки педагогов ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта профессиональных затруднений и компетенций педагога ДОО в области внедрения STEM-технологий

ФИО педагога: _________________________________
Дата заполнения: «    » __________ 20 г.
Группа: _________________________

Цель: Выявить актуальный уровень профессиональных компетенций для построения индивидуальной траектории методического сопровождения.

Инструкция: Внимательно ознакомьтесь с описанием каждого уровня. Отметьте (например, галочкой или цветом) тот уровень, который наиболее точно отражает Вашу текущую практику по каждому из показателей.

Блок 1. Методико-теоретическая готовность

Показатель компетенции

Уровень 1
(Начальный / Репродуктивный)

Уровень 2
(Базовый / Адаптивный)

Уровень 3
(Продуктивный / Инициативный)

Уровень 4
(Творческий / Экспертный)

1.1

Понимание сути и целей STEM-образования

Воспринимаю STEM как отдельные занятия (робототехника, опыты). Не вижу связи между компонентами.

Понимаю STEM как интегрированный подход, но затрудняюсь в его практической реализации в полном объеме.

Четко понимаю цели развития (критическое мышление, креативность) через STEM. Планирую деятельность с учетом интеграции.

Глубоко понимаю философию подхода. Могу транслировать его идеи коллегам и родителям, аргументировать его ценность.

1.2

Знание видов и возможностей STEM-оборудования ДОО

Знаком(а) с оборудованием поверхностно, не уверен(а) в его назначении и правилах использования.

Знаю названия и основное назначение оборудования, но использую его редко или только по готовым инструкциям.

Уверенно использую большинство доступного оборудования (конструкторы, цифровые микроскопы, роботы) для решения педагогических задач.

Знаю все функциональные возможности оборудования, использую его нестандартно, творчески. Могу научить коллег эффективной работе с ним.

Блок 2. Практико-ориентированные компетенции

Показатель компетенции

Уровень 1
(Начальный / Репродуктивный)

Уровень 2
(Базовый / Адаптивный)

Уровень 3
(Продуктивный / Инициативный)

Уровень 4
(Творческий / Экспертный)

2.1

Организация опытно-экспериментальной деятельности

Провожу простые опыты и эксперименты только по готовым конспектам, без обсуждения гипотез с детьми.

Организую циклы опытов по теме. Фиксирую результаты вместе с детьми (зарисовываем, делаем фото).

Создаю проблемные ситуации, побуждающие детей выдвигать гипотезы и самостоятельно проверять их. Интегрирую эксперименты в игровые сюжеты.

Организую долгосрочные исследовательские проекты на основе детских вопросов. Использую сложное оборудование (микроскопы, веб-камеры).

2.2

Использование основ робототехники и программирования

Не использую. Испытываю неуверенность или технический страх.

Использую роботов (Bee-Bot, Botley) и простые алгоритмы строго по инструкции, во время специально отведенных занятий.

Самостоятельно организую игры и квесты с роботами. Обучаю детей составлению линейных алгоритмов и простых программ.

Разрабатываю собственные сценарии и маршруты для роботов. Интегрирую программирование в сюжетно-ролевые игры и проекты.

2.3

Развитие инженерного и конструкторского мышления

Предлагаю детям образцы для сборки конструктора. Критерий успеха – точное повторение.

Использую схемы и чертежи для конструирования. Обсуждаем с детьми свойства материалов и устойчивость конструкций.

Ставлю перед детьми открытые задачи ("построй мост через реку шириной 50 см"). Поощряю испытания, доработки и улучшения моделей.

Организую "инженерные бюро", где дети работают над комплексными проектами (город будущего, космодром), создают и защищают свои модели.

2.4

Навык сопровождения детской проектной деятельности

Не веду проекты или их реализация формальна (подготовка поделок к празднику).

Реализую краткосрочные проекты по готовым методическим разработкам. Результат чаще всего предопределен.

Организую проекты на основе интересов и вопросов детей. Выступаю в роли фасилитатора: помогаю спланировать этапы, найти ресурсы.

Являюсь тьютором в сложных, межгрупповых проектах. Владею техниками "мозгового штурма", помогу детям представить и оформить итоги своего исследования.

Блок 3. Интегративно-аналитические компетенции

Показатель компетенции

Уровень 1
(Начальный / Репродуктивный)

Уровень 2
(Базовый / Адаптивный)

Уровень 3
(Продуктивный / Инициативный)

Уровень 4
(Творческий / Экспертный)

3.1

Умение интегрировать STEM-технологии в ООП ДО (в соответствии с ФГОС ДО)

Провожу STEM-активности эпизодически, как отдельные "события", не связанные с темой недели.

Вижу возможности интеграции, но реализую их фрагментарно (например, только экспериментирование в теме "Вода").

Системно интегрирую STEM-активности в календарно-тематическое планирование, охватывая все образовательные области.

Являюсь автором-разработчиком программных модулей или технологических карт по STEM-направлению для ДОО.

3.2

Умение анализировать и оценивать образовательные результаты (развитие компетенций ребенка)

Оцениваю только предметные результаты (построил башню, запомнил свойство воды).

Могу отметить проявление любознательности, активности ребенка во время деятельности.

Владею инструментами наблюдения (карты, протоколы). Фиксирую динамику развития (умение сотрудничать, договариваться, решать проблемы).

Провожу комплексный анализ развития ребенка, представляю результаты (в т.ч. визуализированные) на педсоветах, в портфолио ребенка. Использую данные для коррекции своей работы.

3.3

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам STEM-образования

Информирую родителей о прошедших занятиях (фото в группе).

Организую открытые просмотры, привлекаю родителей к сбору материалов для экспериментов.

Активно вовлекаю родителей в процесс: провожу мастер-классы, консультирую, организую совместные STEM-фестивали и конкурсы проектов.

Инициирую и координирую работу семейного клуба или лаборатории. Родители – полноправные партнеры в образовательном процессе.


Итоговая часть (для старшего воспитателя)

  • Ключевые сильные стороны педагога: (Заполняется на основе показателей уровней 3-4)


  • Основные зоны профессионального роста и затруднения: (Заполняется на основе показателей уровней 1-2)


  • Рекомендации и индивидуальная траектория развития:
  • Формы методической поддержки: (Наставничество, мастер-класс, творческая группа и т.д.)

  • Темы для самообразования:

  • Конкретные практические задачи на ближайший период:

Подпись педагога: _________________________
Подпись старшего воспитателя: _________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы «Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...

Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагоги - наиболее психологическ...

Внедрение STEM - технологий в дошкольное пространство.

Актуальность реализации новых подходов к конструктивно – модельной деятельности и введения робототехники в образовательный процесс для педагогов обусловлена требованиями ФГОС ДО. Одной из эффект...

Внедрение STEM – ТЕХНОЛОГИЙ: «Маленькими шагами в большое будущее» (обновление образовательного процесса посредством)

В настоящее время наблюдается технологическая революция, в которой наша страна не на первых ролях. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими соврем...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность внедрения STEM-технологии как инновационного подхода в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».

Цель: проанализировать эффективность  работы  по использованию STEAM -технологии в воспитательно- образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаи...

Мастер-класс с педагогами ДОУ на семинаре " Повышение компетенций педагогов ДОУ в области патриотического воспитания через игровую деятельность"

астер-класс "Народные игры в ДОУ" посвящен знакомству и обучению педагогов ДОУ использованию народных игр в работе с детьми. Он включает в себя теоретическую часть, посвященную ист...

Презентация педагогического опыта на Городской конференции "Развитие начал технического образования у детей с ОВЗ путём внедрения STEM - технологий в образовательный процесс. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.

Использование STEM – технологий позволяет разнообразить и обогатить образовательный процесс обучения грамоте. В целях преемственности и сетевого взаимодействия на этапах дошкольного и ...