Мастер-класс с педагогами ДОУ на семинаре " Повышение компетенций педагогов ДОУ в области патриотического воспитания через игровую деятельность"
методическая разработка

астер-класс "Народные игры в ДОУ" посвящен знакомству и обучению педагогов ДОУ использованию народных игр в работе с детьмиОн включает в себя теоретическую часть, посвященную истории и значению народных игр, а также практические занятия, где участники осваивают различные народные игры, учатся адаптировать их для разных возрастных групп и интегрировать в образовательный процесс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Подвижные и хороводные народные игры »

Цель: представление опыта работы по приобщению дошкольников

к культуре своей родины через народные игры и хороводы

Задачи:

познакомить педагогов с некоторыми народными играми России

закрепить знания участников мастер – класса об организации и

проведении подвижных игр

повысить профессиональную компетентность участников мастер –

класса.

Ход мастер класса:

Педагог приглашает участников мастер-класса :

Уважаемые коллеги, сегодня мастер – класс будет посвящён народным играм

России. Мы хотим предложить вам вспомнить старые и поиграть в новые

игры  России, в которые вы сможете поиграть с детьми  и на улице и в групповых комнатах и на праздничных утренниках и просто в обычный будний день.

Мы с вами живем в удивительное время. Происходит много разных

открытий, люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как

и много лет назад: дети растут, играют и через игры познают мир, усваивают

нравственные ценности и перенимают навыки и умения старшего поколения.

Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он

познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка

тому, что он может сделать, и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои

мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями,

освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих

проблем, учится общаться с другими людьми. Недаром говорят, если вы

хотите узнать душу ребенка, приглядитесь, как и во что играют ваши дети.

Поэтому, сегодня я  вам предлагаю отправиться в удивительный мир

народных игр.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны

и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми

детьми считалками и зазывалками. Зазывалки использовались как зачин,

призывающий потенциальных участников к игре.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с

помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее

распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда

человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она

помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид

Сейчас каждый из вас вытяните считалочку или зазывалку и прочитает ее

выразительно.

1. Белки зайцев угощали

И морковку подавали.

Все орешки сами съели

А тебе водить велели!

       2. Аист - аист, аист - птица,

            Что тебе ночами снится?

           Мне - болотные опушки,

               - А еще?

             - Еще лягушки!

            Их ловить, не изловить.

                  Вот и все, тебе водить!

3. Мы собрались поиграть.

Ну кому же начинать?

Раз, два, три -

Начинаешь водить ты!

                4. Гномик золото искал

                И колпак свой потерял!

            Сел, заплакал: «Как же быть?»

               Выходи, тебе водить!

5. Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять

Выплывает

Белый месяц!

Кто до месяца дойдет

Тот и прятаться пойдет.

                 6. Катилось яблочко

                        Мимо сада,

                       Мимо огорода,

               Мимо частокола;

               Кто его поднимет,

                 Тот вон пойдет!

7. Таря - Маря

В лес ходила,

Шишки ела - нам велела.

А мы шишки

Не едим

Таре - Маре отдадим!

Зазывалки:

1. Чижик-пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя показать?

2. Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?

3. Собирайся народ,

Кто в прятки играть идёт?

Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал

набор.

Тай-тай, налетай

Никого не принимай!

Заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому

творчеству, но и развиваем детскую память.

Плетень

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.
После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.
Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).

А пока участники выполняют задание, хочу раскрыть значение слова, «Чур,

меня!», которое мы произносим в играх.

У наших предков — язычников он был божеством не самого высокого ранга,

однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался

покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих

участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого

бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная

полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее

своевольно.

Также Чур охранял человека и всё его добро от нечистой силы: как житель

проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому

при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться,

сказав: «Чур, меня!», то есть попросить: «Чур, побереги меня!» Даже тайны

мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное,

зачурай его: «Чур, тебе на язык!» — и злое пожелание не сбудется. Ну, а

найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись:

«Чур, мое!» — и добрый древний божок побережет твою находку только для

тебя одного.

Днём данного божества является понедельник. Поэтому считают, если в

понедельник сутра приговаривать «Чур, мне», «Чур, меня», «Чур, моё» — то

в семье будет лад и достаток.

На сегодняшний день большинство молодых родителей не знают народных

песен, хороводов, а музыка для них имеет развлекательное значение.

Поэтому хороводные игры в детском саду также просто необходимы.

Слово «хоровод» означает круг. Оказывается в глубокой древности люди

считали, что такая фигура, как круг обладает магическими свойствами. В

центр круга не могла проникнуть всякая нечистая сила.

Раньше ведь люди жили общинами и делали все сообща. Соберут, бывало,

урожай зерна или другой культуры, засыпят в закрома, и водят вокруг

них хороводы, для того, чтобы боги уберегли этот урожай от нечистой силы.

Постепенно до нашего времени (когда многие люди перестали верить в

сверхестественные силы) такое значение, как оберега утратилось. Но

остались хороводы в виде танца, игры.

Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей.

Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А

ведь хороводные игры – верный помощник в организации детей. Как только

организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды,

ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и

спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В

этих играх дети проявляли лучшие качества: доброту, благородство,

взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его

участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и

разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и

органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь:

«Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».

В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества.

Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок.

В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за

другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами,

тройками.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит

фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более

интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения

мы знакомим детей с народными обычаями, традициями,

используем народные игры, потешки, приговорки.

Хороводных игр огромное количество. Они, наверно, знакомы педагогам с

большим стажем работы, а вот начинающим они могут пригодиться. Все

дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции,

дают хороший настрой на весь день. Хороводные игры доступны каждому

ребенку, как только они встали на ножки. Они завлекают детей уже с году.

Порой и мы взрослые с удовольствием поиграли бы в хороводные игры со

своей взрослой компанией.

. Русская народная подвижная игра «Капустка»
Описание игры. Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу. Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют: Вейся, вейся капустка моя, Вейся, вейся белая, Как мне, капустке, виться Как мне зимой не валиться!
Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице. Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие. После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты». Затем «капустка» уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.
«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: 

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

Игра "Божья коровка, черная головка" - это подвижная игра для детей дошкольного возраста, в которой дети изображают божьих коровок. Обычно она сопровождается потешкой или стишком, и включает в себя элементы движения и имитации. Игра воспитывает у детей наглядно-действенное мышление, способствует развитию внимания, воображения; развивает и стимулирует развитие важнейших психологических процессов.

Воспитатель : Послушайте, какую замечательную потешку про божью коровку я знаю. (Читает потешку, сопровождая ее движениями, предлагает детям повторять за ним).
Потешка «Божья коровка»
Божья коровка,
Черная головка.
Дети подносят руки к голове.
Улети на небо,
Машут руками, как крыльями.
Принеси нам хлеба.
Черного и белого,
Машут кистями рук на себя.
 Только не горелого. Грозят пальчиком.
Затем движения в кругу ускоряются и дети с каждым разом произносят потешку быстрее и быстрее .Усложнить игру можно разделяясь на два- три круга..  и произносить потешку с запаздыванием каждого круга.. на строчку..

Игра – это школа воспитания. С помощью игры, у детей развивается ловкость, меткость, быстрота и сила;  так же игры учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Благодаря знакомству с русскими народными подвижными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное и физическое здоровье наших детей. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. В результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников.

1. Белки зайцев угощали

И морковку подавали.

Все орешки сами съели

А тебе водить велели!

       2. Аист - аист, аист - птица,

            Что тебе ночами снится?

           Мне - болотные опушки,

               - А еще?

             - Еще лягушки!

            Их ловить, не изловить.

                  Вот и все, тебе водить!

3. Мы собрались поиграть.

Ну кому же начинать?

Раз, два, три -

Начинаешь водить ты!

                4. Гномик золото искал

                И колпак свой потерял!

            Сел, заплакал: «Как же быть?»

               Выходи, тебе водить!

5. Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять

Выплывает

Белый месяц!

Кто до месяца дойдет

Тот и прятаться пойдет.

                 6. Катилось яблочко

                        Мимо сада,

                       Мимо огорода,

               Мимо частокола;

               Кто его поднимет,

                 Тот вон пойдет!

7. Таря - Маря

В лес ходила,

Шишки ела - нам велела.

А мы шишки

Не едим

Таре - Маре отдадим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность» "Протокол родительского собрания в младшей группе" " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

laquo;Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность» "Протокол родительского собрания в младшей группе""Экологическое в...

Консультация для педагогов"« Экологическое воспитание через игровую деятельность»

      Экологическое образование официально признано сегодня одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Речь пойдет об игровых технол...

Патриотическое воспитание через игровую деятельность

Консультация для педагогов о актуальности и методах и приемах патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

«Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность»

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, уме...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Пути реализации и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников.  Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, о...

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье отражен опыт применения проектной деятельности в рамках работы по патриотическому воспитанию дошкольников....