Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма (старший дошкольный возраст)
материал
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок (в движении и с помощью слова, а также в сочетании с пением.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 158.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-дидактические игры для развития
чувства ритма (старший дошкольный возраст)
Условные обозначения:
- Один удар
- Два быстрых удара
- Три быстрых удара
Приветствие
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок (в движении и с помощью слова).
Описание упражнения: дети стоят в шеренге. Повернув голову влево, говорят соседу, стоящему слева: «Здравствуй», затем поворачивают голову вправо и говорят соседу, стоящему справа: «Здравствуй», после этого смотрят вперед на педагога и с наклоном головы вперед медленно проговаривают: «Здрав-ствуй-те!». Ритмический рисунок: II, II, III.
Хлопки и хлопочки
Цель: Воспитание чувства ритма, умение передать в движении ритмический рисунок.
Описание упражнения: дети стоят по кругу, лицом в центр круга, и выполняют следующие виды хлопков. На первую пару восьмых дети делают два быстрых хлопка слева, а на вторую пару восьмых – два быстрых хлопка справа. Затем на первую четверть хлопают один раз перед грудью, на вторую четверть отводят руки вниз и назад и хлопают у себя за спиной. Ритмический рисунок (II II I I) передается детьми сначала под ритм, задаваемый взрослым, а потом по памяти. Упражнение проводится под счет или хлопки педагога.
Мы потопаем немножко
Цель: Воспитание чувства ритма, умение передать в движении простой ритмический рисунок.
Описание упражнения: дети стоят в шеренге. Педагог демонстрирует детям движения: топает правой ногой, топает левой ногой, а потом делает три шага на месте. После этого движения ногами выполняются детьми одновременно с педагогом. И, наконец, дети показывают эти движения самостоятельно (по памяти). Ритмический рисунок (I, I, III).
Молоточки
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать ритмический рисунок по памяти (в движении с помощью звукоподражания).
Описание упражнения: дети стоят в шеренге или полукругом, лицом к педагогу. Сначала дети смотрят предлагаемое им задание, затем повторяют его вместе с педагогом и, наконец, выполняют ритмическое задание самостоятельно. На первую четверть совершается удар правым кулаком по левому с высоким поднятием вверх правой руки – «Тук», на вторую четверть движения и звукоподражание повторяется. На три, следующих за ними, восьмых дети три раза подряд быстро стучат правым кулачком по левому и произносят «Тук-тук-тук». Упражнение повторяется еще раз, но удары производятся уже не правым кулаком по левому, а наоборот. В дальнейшем упражнение может выполняться и под текст: Тук, тук молотком строим, строим птичкам дом. Ритмический рисунок: I, I, III. Другие варианты ритмических рисунков: I ,III, I; III, I, I.
Флажки
Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью звукоподражания ).
Описание упражнения: дети стоят полукругом и держат в каждой руке по флажку. Педагог демонстрирует действия, а дети наблюдают. Затем дети вместе с педагогом повторяют игру с флажками и, наконец, выполняют ее самостоятельно по памяти. На первый такт стучать флажком о флажок, одновременно произнося звукоподражания: «Тук-тук, ту-у-к; тук-тук, ту-у-к», а на второй такт поднять флажки над головой, кружиться на месте ( оборот на 360 градусов) и петь в том же ритме: «Ля-ля, ля-я-я; ля-ля, ля-я-я». Ритмический рисунок: II, I, II, I / II, I, II, I.
Кулачки и ладошки
Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать музыкальный ритм в движении в сочетании с пением.
Описание упражнения: дети делятся на две группы и садятся на стульчики напротив друг друга. Одни из них будут стучать кулачками, а другие хлопать в ладошки. Обе группы детей поют по очереди свои слова и точно передают ритм движения руками. Музыкальное сопровождение: песня «кулачки и ладошки», сл.Ю.Островского, муз. Е. Тиличеевой.
Передай платок
Цель: развитие слухового внимания, ритмической четкости движений.
Оборудование: цветной платочек.
Описание упражнения: дети стоят по кругу, педагог дает одному из детей платочек.
1 часть музыки. На затакт ребенок, держащий платок, плавным движением передает его соседу справа, на «раз» следующего такта тот принимает платок правой рукой и передает его дальше. Оба ребенка сопровождают передачу платочка небольшим поклоном друг другу.
2 часть музыки. Ребенок, получивший платок, входит в круг и пляшет, размахивая платочком. С окончанием музыки возвращается на свое место.
Упражнение повторяется несколько раз. При этом передача платочка может происходить по кругу как в правую, так и в левую стороны.
Музыкальное сопровождение «передай платок», муз. Т. Ломовой.
Определи по ритму
Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).
Учитесь танцевать
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
Машина
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Оборудование: кольца от игры «серсо» по количеству детей.
Описание упражнения: дети сидят на стульчиках и держат в руках «рули» (кольца). Под песню, исполняемую педагогом в медленном темпе, дети неспешно крутят у себя перед грудью «рули» - едут на машинах. С окончанием музыки движение прекращается.
В следующий раз педагог исполняет песню в быстром темпе, соответственно и дети крутят «руль» быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как они ехали: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: песня «Машина», сл.Н.Найденовой, муз. Т. Попатенко.
Дождик
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Описание упражнения:
Под музыку, исполняемую педагогом, дети изображают, как падают капли дождя. Для этого обе кисти сжимаются в кулаки, из которых высвобождаются только указательные пальцы. Поочередно дети то поднимают, то опускают кисти рук. Вначале музыка звучит в замедленном темпе, затем постепенно ускоряется, а перед окончанием вновь начинает замедляться - в соответствии с темпом музыки меняется и темп движения кистей рук детей.
Музыкальное сопровождение: «Дождик», муз. И. Кореневской.
Самолеты
Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения в колонне в соответствии с изменением темпа музыки.
Описание упражнения: перед началом упражнения педагог читает детям стишок: Самолет летит,
В нем мотор гудит – У-у-у…
Дети под быструю музыку бегут друг за другом по залу, изображая самолеты, - руки подняты в стороны, как крылья самолетов. С замедлением дети опускают руки и переходят на ходьбу. С окончанием музыки дети останавливаются.
Музыкальное сопровождение: «Самолет», муз. К. Дискина.
Часы
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Описание упражнения: дети стоят лицом к педагогу. Под музыку, исполняемую в медленном темпе, дети изображают, как идут часы: не спеша совершают легкие наклоны то влево, то вправо, при этом руки скользят вдоль туловища. С окончанием музыки наклоны прекращаются. В следующий раз педагог проигрывает музыку в быстром темпе, соответственно и дети выполняют наклоны быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как шли их часы: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: песенка «Часы», сл. С.Маршака, муз. Е.Тиличеевой.
Змейка
Цель: развитие чувства музыкального ритма, координация темпа движения с темпом музыки.
Оборудование: детские стульчики по количеству детей, бубен.
Описание упражнения:
На отдельные неторопливые ритмичные удары в бубен дети идут змейкой (друг за другом, держась за руки) между стульями, поставленными по прямой линии на расстоянии одного метра друг от друга. На быстрый перезвон бубна (тремоло) дети начинают бежать по внешнему кругу – вокруг стульев. Когда бубен замолкает, дети садятся на стульчики. Когда снова зазвучат отдельные удары в бубен, дети возобновляют движение змейкой.
Мячи
Цель: развитие чувства музыкального темпа, выполнение движений под музыку различного темпа.
Оборудование: большие мячи по количеству детей.
Описание упражнения: дети стоят в шеренге с мячами в руках. Под музыку, звучащую в медленном темпе, дети несколько раз не спеша поднимают мячи над головой и, нагибаясь, опускают их к ногам (не выпуская мячи из рук). На быстрый темп дети катят мячи по полу и бегут за ними до противоположной стороны зала.
Музыкальное сопровождение: «Мячи», муз. К. Дискина. В первый раз играть на бубне должен взрослый, а при повторении упражнения бубен можно дать одному из детей, предварительно выбранного считалкой.
Осенние листочки
Цель: формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро» и «медленно».
Описание упражнения: Детям, сидящим на стульчиках или на ковре, предлагается выполнить импровизированные движения руками при прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе и сидеть спокойно при прослушивании отрывка в медленном темпе..
Усложнение: предложить детям дополнить движения рук движениями головы, корпуса и ног.
Музыкальное сопровождение: «Тема из вариации», муз. К.Вебера.
Курочка и цыплятки
Цель: обучение детей дифференциации однотипных движений в соответствии с темповым диапазоном музыкального отрывка.
Описание упражнения:
Дети сидят на стульчиках. Прослушивая музыкальный отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются до ладони другой руки – курочка клюет зернышки. При прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе дети совершают те же движения, но уже в быстром темпе – цыплята клюют зернышки.
Музыкальное сопровождение: «Русская народная мелодия» в обр. Г. Фрида.
Барабанщик
Цель: побуждение детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом игрой на барабане.
Оборудование: барабан, коврики, на которых помещаются обе руки ребенка.
Описание упражнения:
Педагог играет на барабане в соответствующем темпе (быстро или медленно), дети на своих импровизированных барабанчиках ( ковриках) отстукивают ладошками заданный темп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра для среднего и старшего дошкольного возраста "Мишка, Киска и Мышонок"
Эта игра поможет музыкальному руководителю в развитии звуковысотного и тембрового слуха дошкольников на индивидуальных и полугрупповых занятиях. Наглядный материал превращает выполнение упражнени...

Музыкально-дидактические игры -как средство развития детей дошкольного возраста.
Содержание данной статьи может быть использовано в работе музыкального руководителя....

2017-2018 Методические рекомендации для родителей «Музыкально-дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста»
Полезная информация для родителей...

Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, в то время как музыкально-дидактические пособия, в качестве учебных, примен...

Картотека музыкально дидактических и фольклорных игр для детей дошкольного возраста
Картотека музыкально дидактических и фольклорных игр для детей дошкольного возраста...

Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»...

семинар для воспитателей "роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"
Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие у них музыкальных способностей. Эта задача реализуется и в самостоятельной деятельности, когда по желанию и инициативе самих детей возник...
