семинар для воспитателей "роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"
рабочая программа

Пономаренко Елена Юрьевна

Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие у них музыкальных способностей. Эта задача реализуется и в самостоятельной деятельности, когда по желанию и инициативе самих детей возникают игры с пением, сюжетно-ролевые и музыкально-дидактические игры.

В младшей и средней группах большое значение придается развитию звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма у детей. в начале для выполнения  этой задачи вносятся музыкально-дидактические игры в занятие, закрепляются они в трех-четырех занятиях с усложнением. А затем воспитатели пробуют проводить такие игры в группе в свободное время или на прогулке.

Музыкально-дидактические  игры развивают у ребенка стремление к собственному творчеству, способствуют более интересному и содержательному проведению досуга, а также воспитывают любовь к музыке и творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.57 МБ
Файл семинар23.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар - практикум для воспитателей: «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей дошкольного возраста» Музыкального руководителя МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 183 Пономаренко Е.Ю.

Слайд 2

Найди и покажи. Игровой материал: 5-6 наборов парных карточек с мамами и детёнышами разных животных. Ход игры: взрослый показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.

Слайд 3

Зайцы на поляне. Игровой материал: На планшете изображен лес, поляна. В центре сделаны разрезы, куда вставляются картинки «Зайцы спят», «Зайцы пляшут». Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушаете музыку. Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют соответствующую картинку на планшете.

Слайд 4

Эхо Игровой материал: Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», две из них только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий звук у, приподняв голову вверх. Четыре фигурки ёлок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон. Ход игры: Ведущий выкладывает пред двумя детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто - девочку, которая кричит низким звуком. Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки а, у. Далее ведущий поочерёдно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поёт а или у?». Игра продолжается, пока оба играющих не найдут своих девочек

Слайд 5

Громко – тихо . Игровой материал : Две карточки с изображением большого аккордеона и малого. Цветные карточки: красные – громко, серые - тихо. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу воспитателя. Ход игры: Громко или тихо сказать своё имя помяукать , похрюкать. М.р . исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю.

Слайд 6

Музыкальный квадрат. На «раз» - хлопнуть двумя руками по коленям, на «два» - хлопнуть в ладоши, на «три» - повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз. Ход игры: Игра проводится под любу мелодию .

Слайд 7

Танец воды. Игровой материал : Карточки с изображением различных линий: «забор», «волна», «черта», «капелька», «снежинка» Ход игры: Попросить ребёнка войти в роль музыканта или художника и нарисовать или сыграть танец воды, изображённый на карточке. Дети должны попрыгать, поплавать рукой по клавишам, нарисовать дождик или речку, снег.

Слайд 8

Наше путешествие. Игровой материал: Металлофон, бубен, ложки, барабан. Ход игры : Воспитатель предлагает детям придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например: Оля вышла из дома и побежала вниз по лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире (показ на металлофоне).

Слайд 9

Учёный кузнечик. Игровой материал : Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон. Ход игры : Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз. Примечание. Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».



Предварительный просмотр:

           

             

Подготовила и провела

Музыкальный руководитель

Е. Ю. Пономаренко

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад № 183»

2022г.

Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие у них музыкальных способностей. Эта задача реализуется и в самостоятельной деятельности, когда по желанию и инициативе самих детей возникают игры с пением, сюжетно-ролевые и музыкально-дидактические игры.

В младшей и средней группах большое значение придается развитию звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма у детей. в начале для выполнения  этой задачи вносятся музыкально-дидактические игры в занятие, закрепляются они в трех-четырех занятиях с усложнением. А затем воспитатели пробуют проводить такие игры в группе в свободное время или на прогулке.

Например:  игра «Птицы и птенчики» Воспитатель поет за маму низким голосом, а дети пропевают за птенчиков высоким голосом. Затем детей делят на две группы: Одна группа – мамы, вторая – птенчики. Первая группа поет низко, вторая – высоко.

 Можно импровизировать в игре с карточками. Детям раздают карточки с большими птицами и маленькими птичками. Воспитатель говорит: Послушайте, каких птичек я позову. Говорит низким голосом «чик-чирик», бегут дети у которых карточки с большими птицами, затем поет высоким тонким голосом.. Бегут дети с маленькими птичками на карточках.

Также можно использовать таких персонажей, как Кошка и котята, курица и цыплята  и т.д.

Для развития тембрового слуха используются игры  «На чем играю», или «Наш оркестр». В этой игре к детям приходят персонажи: Медведь с барабаном, петрушка с бубном, зайчик с дудочкой и т.д.  ребята называют инструменты и пытаются описать звучание..

Развитию ритмического слуха помогают игры на темп. «ходим - бегаем», «Кто идет?». А воспитатели повторяют эти игры в свободное время в группе.

Так совместная работа воспитателей и музыкального руководителя дает видимые результаты.

В старшей и группе для развития звуковысотного слуха подготовлены игры «бубенчики», «три поросенка».

В игре Волк и  «три поросенка» первый поросенок НИФ-НИФ поет низким голосом, второй  - НУФ-НУФ чуть повыше, а третий – НАФ-НАф – поет выше остальных.

Ниф-ниф поет на звук «До»  я ниф-ниф,

НУф-нуф поет на звук «Ми» я нуф-нуф,

Наф-наф поет на звук «соль» я наф-наф.

 А волк, в свою очередь поет на самую низкую ноту, например на ноту «си» малой октавы: Я серый волк. При этом можно придумать любой сюжет с этими персонажами.

При проведении игр нужно обращать внимание на то, чтобы ребенок проявлял инициативу, импровизировал, выдумывал своих героев и мог пропеть голосом выдуманного персонажа.

В игре «Бубенцы» детям предлагают проиграть маленькие музыкальные фразы на металлофоне, триоли, проиграть ритмическую фразу на колокольчике. Повторяя за педагогом.  В самостоятельной деятельности можно ставить маленькие сказки с участием самих детей   или с куклами.

Дети начинают постепенно проявлять инициативу, умеют играть с куклами, и даже стараются пропевать свою мелодию.

 В ходе игр складываются дружеские отношения между детьми, дети раскрываются, это способствует и  эмоциональной настроенности детей.

В подготовительной группе дети должны  с помощью музыкально-дидактических игр научиться воспроизводить ритмические рисунки, сопоставлять тембры голосов и инструментов, вслушиваться в звуки, различать их по высоте, проявлять творчество в пении,  движениях, четко передавать интонацию муз. произведения.

В музыкально-дидактических играх особенно ярко проявляют себя музыкальные дети, они всегда бывают хорошими организаторами, чувствуют, что способны порадовать окружающих. В свободное время  ребята самостоятельно организуют различные музыкально-дидактические игры, и берут главные роли в них на себя.

Задача музыкального руководителя и воспитателей, на примере этих детей проявить интерес к играм другим более скованным детям, не заостряя внимание на неправильность исполнения,  а  помогать выбрать правильный темп и интонацию.  

В этом плане очень полезны  «дни рождения» в группе. Дети водят хоровод, именинник выбирает кого-то из детей, пляшет с ним.  Дети также могут просто петь песни про день рождения,  обыгрывая их по желанию.

Для развития самостоятельности и творчества в  движениях можно придумать игру «кто придумает пляску», или «звери танцуют в лесу» и т.д.

         Сначала в игру играют под музыкальное сопровождение на занятии. А затем и в группе в свободное время.

Например.   Детям раздают карточки на которых изображено: Девочка танцует, кукла спит, солдатики маршируют. Детям предлагаю придумать свои мелодии и движения. Пляски, колыбельные, марш.

Затем задание можно усложнить. Детям дают задание придумать конкретную мелодию: марш , колыбельную, веселую, грустную и т.д.

Таким образом музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется с помощью музыкально-дидактических игр с выполнением творческих заданий.

Музыкально-дидактические  игры развивают у ребенка стремление к собственному творчеству, способствуют более интересному и содержательному проведению досуга, а также воспитывают любовь к музыке и творчеству.

2 слайд.

Игра «Найди и покажи» младш.гр.  практическое задание

3 слайд

Игра «Зайцы на поляне» младш.гр.   практическое задание

4 слайд

Игра «Эхо» средн. гр. практическое задание

5 слайд 

Игра «Громко-тихо» средн. гр. практическое задание

6 слайд

Игра «Музыкальный квадрат» старш. гр. практическое задание

7 слайд

Игра «Танец воды» старш. гр. практическое задание

8 слайд

Игра «Наше путешествие»  подгот. гр. практическое задание

9 слайд

Игра «Ученый кузнечик» подгот. гр. практическое задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Коммуникативные методы и приемы формирующие эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста"

В практической деятельности для развития ритмических навыков детей  необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого много...

Настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

В статье раскрыты основные требования к настольным музыкально - дидактическим играм, предназначенным для музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста....

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...

Использование музыкально-игрового материала в целях успешного музыкального развития детей дошкольного возраста.

В целях наиболее успешного музыкального развития детей необходимо использовать музыкально – игровой материал, который облегчит воспитанникам процесс восприятия музыки, активизирует музыкальное в...

Семинар- практикум «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования»

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников средней  группы...

Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Роль музыкально-дидактических игр  заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игр...