НОД "Удивительное путешествие"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Глотова Елена Александровна

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей родине. Сформировать у детей эмоциональное отношение к миру профессий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnoe_puteshestvie.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Рябинушка» Поспелихинского района Алтайского края

(МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка»)

Конспект

Удивительное путешествие

Лучшая методическая разработка НОД

ФИО: Глотова Елена Александровна, воспитатель 1квалификационной категории,

с. К - Мысы,

2024 год

Педагог: Глотова Елена Александровна.

Образовательная область: познавательное, социально – коммуникативное, речевое развитие.

Возрастная группа: 5-7 лет.

Тема: «Удивительное путешествие».

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей родине. Сформировать у детей эмоциональное отношение к миру профессий.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                                                                                   - обобщить и систематизировать знания детей о России;                                                                                                               - закрепить понятие Родина;                                                                                                                                                                                      - формировать у детей представление о родине, как о родной стране;                                                                                          - закрепить знания детей о государственных символах России;                                                                                                                                                                                            - закрепить названия народных промыслов;                                                                                                                                              - обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений;                      - вызвать интерес к устному народному творчеству( к сказкам, былинам о богатырях);

-формировать интерес к истории своей Родины.

                                                           

 Воспитательные:

-воспитывать нравственно- патриотические качества детей: любовь к родине. гордость за свою страну;                                

-воспитывать интерес к разным профессиям, и их значимости в жизни;                                                                                       -воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;                                                                                                                                                                                                                                                                                                               -формировать навыки сотрудничества;

-продолжать формировать коммуникативные качества личности.

Развивающие:

- развивать познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей;                                               -развивать у детей речь, логическое мышление;                                                                                                                                 -развивать память, внимание.

Предварительная работа:

 -беседы о российской символике;

 -загадывание загадок;

 -чтение художественной литературы;

 - заучивание стихотворений;

- дидактические  игры;

-наблюдение за трудом взрослых;

-рассматривание иллюстраций;

-выполнение работ по мотивам народно - прикладного искусства.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия: 

- физическая карта России;

-"сказочно - историческая карта России" со стрелкой;

 -иллюстрация российского герба;

 -волшебный сундучок;

 -нота;

 -запись гимна России;

 -флажки разных стран;

 - доска;

-картинка "город"

-иллюстрации с изображением детей, занимающихся физкультурой;

-иллюстрации с изображением изделий декоративно – прикладного искусства (матрешка, хохлома, гжель, дымковская

игрушка);

-иллюстрации богатырей и их снаряжения;

-картинки с предметами быта наших предков и аналогичные современные;

-иллюстрация "русской избы";

-флажки 3 цветов (белый, синий, красный).

1.Организационный момент, начало занятия включающие:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети стоят в кругу

(руки прикасаются к уголкам губ)

(руки прикладывают к сердцу)

(берутся за руки и поднимают их вверх)

Дети присаживаются на стульчики.

Дети (Родина)

Дети отвечают (Родина – это наши мама и папа, наша семья, это место, где мы родились, это наш родное село, страна, в которой мы живем.)

Дети рассматривают карты и определяют, что одна карта - это карта России,  на которой изображены города, реки, моря. леса.

Дети(согласны)

Воспитатель:

"Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром!"

Воспитатель: Все садимся по местам.                                                       Никому не тесно?                                                                                    По секрету вам скажу – будет интересно!

 Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:          

"Есть на Земле гигантской дом под крышей голубой,                                                                   Живут там солнце, дождь и снег, лес и речной прибой. Живут в нем звери и кусты, задорный звон ручья, Живем в том доме светлом мы и все наши друзья...   Что это?"

Воспитатель: А что для вас значит слово Родина?                  

Воспитатель: Ребята, посмотрите перед нами две карты.

Давайте их сравним.

Первая карта - это карта России - нашей Родины. Посмотрите какая она огромная. Что на ней изображено?                                                                      Но сегодня я вам предлагаю                                                                     отправиться в путешествие по сказочно - исторической карте России. Вы, заметили она необычная. Мы будем передвигаться от станции к станции. Нас ждет много нового и интересного. А путь нам укажет стрелка. Куда она показывает, туда мы и будем направляться.  

Воспитатель: Ну, что отправляемся в путь?

 

Дети находятся в групповой комнате.

Доска

Физическая карта России, "Сказочно - историческая карта России"(изображены сказочные герои - богатыри, изделия народных мастеров, символы России, предметы старины)

2. Основная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети сидят на стульчиках лицом к доске.

Дети отвечают (нота)

Дети встают.

                                                         Дети(гимн)

Дети отвечают (флаги)

Дети выбирают Российский флажок среди других флажков.

Дети(герб)

Ответы детей (двуглавый орёл)

Ответы детей (конь белого цвета, плащ - синего, щит – красного)                         Дети(цвета флага)

Ответы детей (символы России)

                                                                                Дети рассматривают иллюстрации и называют роспись (дымковская, хохлома, матрешка)

Дети находят соответствующие картинки.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом (поднять руки вверх, опустить вниз, поочередные движения руками в стороны,                                                поднять руки вверх и потянуться на носочках, показать руками силуэт гриба, "пекут" ладошками пирожки, соединяют руки в круг перед грудью).

Дети рассматривают иллюстрации.   Ответы детей (богатырей)                                Дети называют богатырей(Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка)                                                  Дети(сильные, смелые, защищают Родину от врагов)

                                                                     Ответы детей (Илья Муромец и Соловей – разбойник, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Змей Горыныч, Бой на Калиновом мосту, На заставе богатырской)

Ответы детей (люди, сказочники)  

Ребенок рассказывает стихотворение: "Сказки любят все на свете,                   Любят взрослые и дети,                                    Сказки учат нас добру                                                         И прилежному труду.                                                   Говорят, как надо жить,                                          Чтобы всем вокруг дружить!"

 

                                                                       Дети отвечают (военные, солдаты)

Ответы детей (бронежилет, каска, пистолет, пули, нож)

Дети рассматривают картинки.

Дети подбирают соответствующие картинки (перо - ручка, свеча – лампочка, лапти – туфли и т.д).

Ответы детей (бочка, люлька, самовар, деревянная ложка, свечка, перо, сундук, печь)

Воспитатель: Ребята, стрелка привела нас на первую станцию "Загадкино"(на карте прикреплены изображения символов России). Здесь нам предстоит угадать все загадки из сундучка.

Воспитатель: И так, давайте посмотрим, что лежит в сундучке. (достает "ноту", вырезанную из картона)                                                                               Воспитатель: Ребята, что это?                                                              Нам, наверное, нужно прослушать музыку. Кажется, я догадалась какую.                                                                              "Он звучит торжественно,                                                             Все встают приветственно-                                                          Песню главную страны                                                              Уважать мы все должны".                                                                  Воспитатель: Ребята, мы сейчас прослушали торжественную, величавую песню, в которой поется о любви к Родине. Как называется эта песня?                                                   Гимн слушают всегда стоя и никогда при этом не разговаривают. У каждой страны есть свои символы.

Воспитатель: Что же еще в сундучке есть? (достает флажки разных стран).                                                         Ребята, нужно найти флаг России.                               Какого он цвета?                                                              Правильно, он состоит из трех цветных полос (белый, синий, красный) Его еще называют: триколор. Каждая полоса имеет свое значение: Белый цвет – это белые облака, снег, это цвет мира и доброты, синий- это голубой цвет неба, рек и озер, красная полоска – это отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к Родине.                                                                                          Воспитатель: Ребята, послушайте историю возникновения флага."                                                             В давние, давние времена, когда на свете не было ваших бабушек и прабабушек, жизнь наших предков была очень неспокойна. Часто приходилось жителям городов и деревень объединяться и защищаться от врагов. В случае опасности воин брал палку. На конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал её. Далеко был виден этот знак, со всех сторон к воину стягивался народ. Палку с пучком травы так и назвали стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Нужно было быть очень внимательным, чтобы отличить свой стяг от чужого. Потом придумали вместо пучка, привязывать ткань, кусок материи развевался на ветру и его лучше было видно. Так появился флаг.
Воспитатель: Посмотрите, здесь еще что-то лежит (герба России).                                                                        Это, ребята, герб России. Посмотрите внимательно на него, кто на нем изображен?                                    Воспитатель: У России красивый герб, на нём изображен двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. А двуглавый он потому, что солнце восходит на востоке, а садится на западе, поэтому одна голова повернута на восток, а другая на запад. Внутри герба, на груди орла, расположен щит, на щите всадник на коне. Это Георгий Победоносец (святой, который считается защитником добра на земле, отечества) он пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле.                           Обратите внимание, какого цвета конь, плащ у всадника и щит?                                                                  Что напоминают вам эти цвета?

 

Воспитатель: С первым заданием мы справились.         О чем были загадки?                                             Молодцы!

Воспитатель: Отправляемся на следующую станцию. Движемся по стрелке.

Вторая станция "Город мастеров"                               Воспитатель: Земля русская испокон веков славилась своими мастерами, людьми, способными создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа, его история. Народные промыслы – это гордость России. Промысел - это ремесло, профессия. Это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Ремесла кормили, одевали, обували. От души работали и работают мастера, гончары, художники, вкладывают всю душу в свои изделия.

Воспитатель:" Славилась Россия чудо – мастерами

Дерево и глину в сказку превращали

Красками и кистями красоту творили

Своему искусству молодых учили"

Воспитатель: Дети, какой вид росписи вам знаком?

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас прочту стихи – загадки, а вы мне найдете картинки – отгадки.

1."Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке"(матрешка).

2."Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке"(хохлома).

3."Это роспись – просто чудо,

Голубая вся посуда,

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком"(гжель).

4."Все игрушки – непростые

А волшебно – расписные

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски"(дымковские игрушки).

5.Разрисованные прялки, люльки, доски и качалки,

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,                   Здесь такие букеты, что нельзя описать (городецкая роспись).

Воспитатель: Путешествие наше продолжается. Следующая остановка "Островок здоровья"

Воспитатель: Здесь предлагают нам размяться и физкультурой заняться (физминутка).

"Небо синее в России,

Реки синие в России,

Васильки и незабудки,

Не цветут нигде красивей.

Есть и клены и дубы,

А какие есть грибы!

А еще пекут в печи,

Вот такие калачи!"

Воспитатель: Двигаемся дальше.                                Стрелка нас привела на "Богатырскую заставу"                                                                           Кого вы здесь видите?                                                          Да это русские богатыри. А как их зовут, вы знаете?

                           

Почему героев сказок называют богатырями?

Богатыри встречаются во многих сказках, былинах. Давайте вспомним называния этих произведений.                                                                    

А кто их написал?                                    

Это русские народные сказки и написал их русский народ. Они передаются из поколения в поколения. Принцип построения русских сказок одинаков и понятен - добро побеждает зло.                                     Воспитатель: Русские богатыри совершают различные подвиги вместе. Спасают родную землю от врагов выходят на бой с диковинными злодеями, выручают попавших в беду пригожих девиц. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Отличались отвагой и силой.                   Воспитатель: Раньше на Руси люди были обучены ремеслу. А сейчас это - профессия. Ребята, как вы думаете, какая профессия была у богатырей? Воспитатель: Верно. И у богатырей и у российских военных общая профессия – защищать Родину. Даже снаряжения похожи.                                                                    Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть. Игра называется "Назови правильно". Я называю снаряжение богатыря, а вы называете снаряжение современного воина.  

-Кольчуга (бронежилет),

-Шлем(каска),

-Меч(пистолет),

-Стрелы(пули),

-Кинжал(нож).

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились.

Воспитатель: Итак, движемся по стрелке дальше. Это наша последняя станция: "Русская изба".                   Посмотрите сколько здесь интересных предметов.

Здесь нам предстоит провести конкурс – игру "Раньше и теперь".

Воспитатель: Ребята, перед вами картинки с предметами быта наших предков. Вам нужно соотнести их с современными предметами (детям предлагаются картинки с предметами быта наших предков и аналогичные современные).

Воспитатель: А теперь давайте назовем предметы старины.

Воспитатель: Молодцы!                                                         Вот и закончилось наше путешествие. Мы побывали на всех станциях.

         

"Волшебный сундучок" с загадками (нота, флажки разных стран, иллюстрация российского герба).

Звучит Гимн России (фрагмент)

Картинка "город"

Иллюстрации с изображением изделий декоративно – прикладного искусства (матрешка, хохлома, гжель, дымковская игрушка)

 

Иллюстрация детей, занимающихся физкультурой.

На карте - изображение богатырей.

Д/и" Назови правильно"

Картинки, на которых изображено снаряжение богатырей.

На карте изображение избы.

Картинки: печь, перо для письма, телега, счеты, люлька, бочка, свеча, сундук, веник, деревянная ложка, лапти, самовар, газовая плита, ручка, детская кроватка, автомобиль, кастрюля, лампочка, калькулятор, пылесос, чайник, туфли, шифоньер.

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Ответы детей (да, понравилось)

Дети выбирают флажок и место на карте (обосновывают свой выбор).

Воспитатель: Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы с вами тоже вернулись.     О многом мы вспомнили, многое узнали.                     Дети, вам понравилось путешествие?                                Я предлагаю вам на нашей карте отметить флажком белого цвета место, где было интересно; синим флажком - скучно; красным флажком - трудно.                                                                                                                                                                                                                                            

Воспитатель: А вам я хочу сказать: любите свою страну, старайтесь, больше узнать о ее истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции!  

Флажки трех цветов: белый, синий, красный.

                                                                                                                                                                                                                                                     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...