Проект "Растут ли булки на деревьях"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Горбачевская Наталья Алексеевна

Проект по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rastut_li_bulki_na_derevyah.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседание

педагогического совета

Протокол № 1  от 16.10.2024г.

Утверждаю:

и.о.заведующего МДОУ №3

_________Е.П. Иванова

Приказ №149 от 16.10.2024г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Информационно-практико-ориентированный проект по финансовой грамотности

«Растут ли булки на деревьях»

Авторы: Иванова Е.П., старший воспитатель

Ищенкова Н.В., воспитатель

Горбачевская Н.А., воспитатель

МО «город Свирск», 2024г.

Паспорт проекта:

Наименование проекта: «Растут ли булки на деревьях»

Вид проекта:  Финансовая деятельность детей дошкольного возраста ,информационно-практико-ориентированный: ( дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы)

По количеству участников: групповой

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители(законные представители), предприниматели.

Сроки и этапы реализации:

По времени: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: две  недели.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, финансовое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие, конструктивное развитие.

Актуальность :

«ЕСЛИ ХЛЕБА НИ КУСКА, ТО И В ТЕРЕМЕ ТОСКА»

Развивая финансовую деятельность детей дошкольного возраста, мы в основном  рассказываем о возникновении денег и наглядно изучаем их, учим пользоваться купюрами и пластиковыми картами, знакомим с работой банка. В данном проекте, вместе с Феечкой Копеечкой, мы рассказываем о финансах необычным способом, рассмотрев путь возникновения хлеба " от зернышка до хлеба".  Мы соприкасаемся с финансовой стороной производства и потребления хлебобулочных изделий путём подробного рассмотрения физических, финансовых затрат в ходе производства, самого основного продукта нашего питания – хлеба. Рассмотрим длинный путь хлеба от зернышка до булочки, чтобы понять из чего складывается его стоимость.

          Хлеб - является основой питания многих народов и рассматривается как источник жизни и символ труда.  С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется в небрежном отношении к хлебу, так как дети не до конца понимают его ценность и ценовую стоимость. Важно научить детей понимать из чего складывается огромный труд по производству хлеба, уважать и ценить его. Мы с воспитанниками подготовительной группы решили проследить весь путь хлеба от посева зерна до нашего стола.

          Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб, о истории хлеба, а так же дать правильное осознание того, из чего складывается его финансовая сторона.

Цель проекта: 

1.Ознакомление детей со значение слова финансы и из чего складывается стоимость хлеба.

2. Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания и производства хлеба, о профессиях людей, задействованных в данных процессах.

Задачи проекта: 

  • Обогатить знания детей о финансах и их возникновении.
  • Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку; о выращивании пшеницы.
  • Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями: агроном, комбайнер, пекарь, пиццейолло, дрожжи, ингредиент, затраты, прибыль, цена, ассортимент.
  • Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
  • Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;  
  • Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
  • Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом; замес соленого теста.

Ожидаемые результаты по Проекту:

  •  формирование у детей основ финансовой грамотности;
  • приближенность знаний к реальной действительности, начало экономического мышления;

• знания о новых профессиях и их специфике, финансовой составляющей, умение рассказать о них;

• умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта:

• чтение;
• беседа;
• наблюдение;
• обсуждение;
• прослушивание тематических сказок и рассказов;
• задание;
• игра;
• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
• прослушивание радиопередачи;

• викторина;
• конкурс;
• тематическое оформление помещения;
• встреча;
• мастер-класс;
• экскурсия;
• тематическое мероприятие.

Инструментарии при организации работы в рамках Проекта, которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса:

• образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников «Открытия Феечки Копеечки»;
• тематические книги;
• хрестоматии;
• альбомы и тетради для раскрашивания;
• наглядные и раздаточные материалы;
• журналы и газеты;
• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
• энциклопедические и справочные издания;
•  видеоносители информации;
• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы;
• костюмы народов России ;
• элементы мультипликации и диафильма;
• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
• театральные постановки, их фрагменты и элементы;
• телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;
• музеи и картинные галереи;
• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
• различные мероприятия, праздники,  акции
.

Этапы реализации проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Подготовительный этап

Разработка Проекта, выделение приоритетной проблемы , определение цели и задач проекта, составление плана работы,  изучение  и анализ  методической литературы по тематике проекта, обогащение предметно развивающей среды:  игры и задания,  картотека народных росписей,  материалы и коллекции в мини-музее «Народные промыслы России»,  дидактические игры и наглядные пособия патриотического содержания, разработка перспективного планирования проекта.

Участие в тематических
беседах, играх, рассматривание
иллюстраций по теме.

Участие в предполагаемых
формах работы по Проекту

Организационный
этап

Работа по Проекту осуществлялась по следующим блокам:

  •  «История хлеба»;
  • «Традиции нашей страны»;
  • «Декоративно-прикладное искусство»;
  • «Сказки народов России о хлебе»

Работа по этим блокам проводилась  с использованием разнообразных форм:

  • познавательные занятия и беседы с детьми;
  • чтение художественной литературы о природе;
  •  наблюдения;
  • патриотические акции;
  • художественно – продуктивная деятельность;
  • мастер-класс

Активное участие в формах
работы по теме.

Проведение круглых столов
с родителями, консультаций
по теме проекта и
реализации задач, размещение актуальной информации на сайте организации и в группах Viber.

Привлечение родителей к проведению тематических  мастер-классов.

Формирующий этап

Проведение занятий с детьми (комплексные, тематические занятия, беседы, игры, развлечения, досуги, театрализация «Колосок», «Колобок», лепка из солено теста, выставки рисунков, поделок, аппликаций, экскурсия на кухню, в пекарню). Создание мини-музея в группе.

Совместная работа по созданию
выставки, подготовки итогового
мероприятия

Совместная работа детей,
родителей (законных представителей) и педагогов по
созданию и оформлению
выставок совместных
работ, фото выставок и
фотоколлажей по теме
Проекта. Мини-музей «Хлебобулочные изделия».  Мастер-класс от мамы «Печем вместе с мамой булочку»

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия
Кулинарный поединок «Битва кондитеров» . Обобщение опыта на педагогическом совете.

Расширение знаний детей в
рамках темы проекта, участие в
итоговых мероприятиях. Анализ
результатов проектной
деятельности

Участие в итоговых
мероприятиях

План  мероприятий

проекта «Растут ли булки на деревьях»

МДОУ № 3

п/п

Мероприятие

Сроки

Место проведения

Ответственные

1.

Просмотр презентации «Как появились деньги» об истории возникновения денег.

17.10.2024г

групповое помещение

педагоги

2.

Организация мини-музея «От зернышка до хлеба»

в течении всего проекта

групповое помещение

педагоги

3.

Беседа на тему "Как появляется хлеб".

17.10.2024г

групповое помещение

педагоги

4.

Художественная деятельность: лепка из соленого теста, открытка «Колосок»,  рисование на тему «Профессии, связанные с хлебом», конструирования из бумаги и подручных материалов «Русская печь», «Мельница»

в течении всего проекта

групповое помещение

педагоги групп старшего дошкольного возраста

5.

Занятие с элементами робототехники и моделирования «Как убирали хлеб в старину и как убирают сегодня»

22.10.2024г.

групповое помещение

Ильенко В.Ю.

Ищенкова Н.В.

6.

Разыгрывание сценки «Колосок», «Колобок»

22.10.2024г.

музыкальный зал

Новицкая М.М.

Ильенко В.Ю.

Горбачевская Н.А.

Ищенкова Н.В.

7.

Проведение экспериментальной и опытной деятельности, рассматривание и изучение свойств муки, проращивание и наблюдение за стадиями развития зерна и ростков.

23.10.2024г

групповые помещения

педагоги групп старшего дошкольного возраста

8.

Мастер-класс от мамы «Печем вместе с мамой булочку»

24.10.2024г.

групповое помещение

педагоги групп старшего дошкольного возраста

9.

Кулинарный конкурс «Битва кондитеров»

25.10.2024г.

музыкальный зал

педагоги групп старшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД - "Как булки растут" (экскурсия)

Детям очень интересно знать откуда берется хлеб, как его делают. Поэтому мы с ребятами средней группы решили сходить на нашу хлебопекарню....

Конспект НОД по ознакомлению с профессией повара в подготовительной к школе группе «Ай качи, качи, качи, печем булки, калачи»

Конспект НОД по ознакомлению с профессией повара в подготовительной к школе  группе«Ай качи, качи, качи, печем булки, калачи»...

Сценарий развлечения по лексической теме «Хлеб – всему голова» «Каравай, сушки, булки и любимый Колобок»

Познавательное развлечение для дете старшей группы, для закрепления темы "Хлеб всему голова"...

Что мы знаем о хлебе или как получилась булка

Презентация для занятия с детьми...

Презентация "Как из зерна получилась булка"

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля - 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 гр. хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинг...

Детско-родительский проект (по финансовой грамотности) «Растут ли булки на деревьях?» (вторая младшая)

Вид проекта: творческо-исследовательскийУчастники: дети, родители, педагогиМасштаб: краткосрочный (1 месяц) - ноябрьАктуальность: Всем известна пословица «Хлеб – всему голова», но см...