Статья
статья

"Развитие речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №159»

«Развитие речи детей дошкольного возраста»


Подготовил воспитатель:

Есюкова Т.И.



Введение

Введение

Владение языком всегда было предметом пристального внимания выдающихся исследователей из различных областей знаний. Неоспоримым является тот факт, что наша речь чрезвычайно сложна и многогранна, и ее развитие необходимо начинать с самых ранних лет жизни.

Дошкольный возраст – это ключевой период, когда ребенок активно осваивает разговорный язык, формируя и развивая все его аспекты.

Острая необходимость в развитии речи детей продиктована фундаментальной потребностью человека в общении с окружающими. Чтобы речь была четкой, понятной и вызывала интерес у собеседников, важно использовать разнообразные игры, разрабатывать эффективные методики их проведения, стимулируя тем самым игровую активность детей.

Развитие речи – это целенаправленная и систематическая педагогическая деятельность, включающая применение арсенала специальных методов и активное участие самого ребенка в речевых упражнениях.

В работе с дошкольниками для речевого развития используются следующие средства:

  • Общение: взаимодействие между взрослыми и детьми.
  • Культурная языковая среда: погружение в богатую языковую атмосферу.
  • Обучение родному языку: целенаправленные занятия.
  • Различные виды искусства: изобразительное искусство, музыка, театр.
  • Художественная литература: чтение и обсуждение произведений.

Особое место в системе работы с детьми занимает развитие речи через ознакомление с художественной литературой. Она выступает важнейшим источником и инструментом для развития всех сторон речи, а также уникальным средством воспитания. Художественная литература помогает детям почувствовать красоту родного языка и развивает образность их речи.

Актуальность развития речи у дошкольников

Современные требования к речевому развитию детей дошкольного возраста значительно возросли. От детей ожидается высокий уровень речевой активности, богатый словарный запас, уверенное владение грамматическим строем речи. Важно, чтобы они научились переходить от простого диалога к построению связных высказываний. Развитие речи должно охватывать не только ее правильность, но и формирование выразительности и образности.

Значение своевременного и полноценного развития речи в дошкольном возрасте

Своевременное и полноценное овладение речью – это первое и важнейшее условие для формирования гармоничной психики ребенка и его дальнейшего правильного развития.

  • Своевременное означает начало работы над речью с самых первых дней жизни малыша.
  • Полноценное подразумевает достаточный объем языкового материала и активное стимулирование ребенка к освоению речи в соответствии с его возрастными возможностями.

Особая важность раннего развития речи

Особое внимание развитию речи ребенка на ранних этапах жизни крайне важно, поскольку именно в этот период мозг активно развивается, формируются его основные функции. Физиологические исследования подтверждают, что функции центральной нервной системы наиболее восприимчивы к тренировке в период их естественного формирования. Без такой тренировки развитие этих функций может замедлиться или даже остановиться навсегда.

Критический период развития речевых функций

По данным М.М. Кольцовой, первые три года жизни ребенка являются критическим периодом для развития речевых функций. К этому возрасту в основном завершается анатомическое созревание речевых зон мозга, ребенок осваивает базовые грамматические формы родного языка и накапливает значительный словарный запас. Если в первые три года жизни речи малыша не уделялось должного внимания, то в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий, чтобы компенсировать упущенное.

Закономерности усвоения родной речи

Процесс усвоения родной речи – это естественный и закономерный процесс развития.

  • Способность к восприятию речи напрямую зависит от тренированности речевого аппарата ребенка.
  • Речь усваивается, когда ребенок приобретает способность артикулировать звуки (фонемы) и интонационные модели (просодемы), а также умеет выделять их на слух среди других звуков.
  • Для успешного овладения речью необходима отработанность движений речевого аппарата.
  • Речь усваивается, когда ребенок, слушая речь других, активно повторяет (сначала вслух, затем про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему. Это означает, что его речевые органы должны быть активно задействованы.


Освоение родной речи требует постоянной тренировки речевого аппарата для совершенствования произношения. Этот принцип актуален не только на начальном этапе формирования артикуляционной базы, но и в дальнейшем – в школе и вузе. Даже высокообразованный человек, чтобы уверенно говорить на новую тему, должен предварительно отрепетировать свою речь, хотя бы мысленно. Речь – это сложная функция, развитие которой зависит от множества факторов.

Периферический отдел речевого аппарата состоит из трех основных частей:

  1. Легкие и дыхательные пути: Включают легкие с системой дыхательных мышц, а также подводящие пути, такие как бронхи и трахея.
  2. Гортань: Содержит голосовые связки, отвечающие за звукообразование.
  3. Резонаторные полости: Система воздушных полостей, расположенных над гортанью, куда входят глотка, носоглотка, нос и рот.

Развитие речи как основа общения и деятельности ребенка

Расширение круга общения и усложнение деятельности ребенка предъявляют высокие требования к его речевому развитию. Речь является основным средством общения, и для полноценного взаимодействия с окружающими ребенок должен овладеть ею в совершенстве.

Коммуникативная функция речи

Одной из ключевых функций речи, активно развивающихся в дошкольном возрасте, является коммуникативная функция, или функция общения.

Ситуативная речь: особенности и проявления

Ситуативная речь понятна участникам общения, но может быть неясна постороннему, не знакомому с контекстом. У детей ситуативность речи проявляется по-разному. Типичным примером является пропуск подразумеваемого подлежащего, которое часто заменяется местоимением.

Объяснительная речь: структура и задачи

Особый тип детской речи – объяснительная. Она требует последовательного изложения, выделения ключевых связей и отношений в ситуации, которую должен понять собеседник.

Речь как инструмент планирования и регуляции поведения

В дошкольном возрасте речь ребенка трансформируется в средство планирования и регуляции его практического поведения. Это вторая важная функция речи, которая начинает развиваться по мере ее слияния с мышлением ребенка.

Развитие речи дошкольника: ключ к полноценной личности и успешной социализации

Для воспитателя глубокое понимание закономерностей усвоения речи ребенком – это фундамент для целенаправленного развития. Знание этих закономерностей позволяет определить, какие именно аспекты организма ребенка требуют совершенствования, чтобы он мог эффективно осваивать язык. Язык, как универсальный код, открывает ребенку мир окружающей действительности, формирует его как мыслящую личность и делает его восприимчивым к воспитательным воздействиям.

Важность правильной речи в дошкольном возрасте

Формирование правильной и чистой речи у дошкольника является одной из ключевых задач в системе речевого развития в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко устанавливает контакты с окружающими: он способен ясно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы и успешно договариваться со сверстниками о совместных играх. Напротив, невнятная речь может стать серьезным препятствием в общении, затрудняя взаимоотношения с людьми и нередко оставляя негативный отпечаток на характере ребенка.

Речь как основа свободного общения и развития личности

Наша цель – воспитать полноценную личность, а это невозможно без устранения всего, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Поэтому крайне важно, чтобы дети как можно раньше овладели родным языком, научились говорить правильно и красиво.

Роль окружения в формировании речи

Окружающие играют огромную роль в этом процессе. Ребенок учится речи, подражая близким ему людям: родителям, воспитателям, товарищам.

В семейном кругу ребенка часто понимают "с полуслова", и несовершенство его речи может не вызывать особых неудобств. Однако по мере расширения круга общения ребенка с внешним миром, становится критически важным, чтобы его понимали как сверстники, так и взрослые. Следовательно, чем раньше (с учетом возрастных возможностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем увереннее он будет чувствовать себя в коллективе.

Связь чистоты речи и грамотности

Существует тесная связь между чистотой звучания детской речи и будущей орфографической грамотностью. Воспитание чистой речи у дошкольников – задача общественной значимости, которую должны осознавать как родители, так и педагоги.

Как уже упоминалось, ребенок усваивает речь через подражание. Речевая среда, в которой растет малыш, оказывает благотворное или менее благоприятное влияние на развитие его речи. Ее развивающий потенциал зависит от того, насколько речевые действия окружающих учитывают закономерности усвоения языка.

Таким образом, родной язык становится для ребенка инструментом познания окружающего мира, помогая ему осознать реальные вещи, явления и их взаимосвязи.

Как развивается речь у дошкольников: роль среды и общения

Мы видим, что на формирование речи ребенка оказывает значительное влияние вся его жизненная среда. Сюда входит и забота, и отношение окружающих взрослых, и их воспитательные методы, а также собственная активность малыша в различных занятиях.

Не менее важно для своевременного речевого развития и то, как взрослый относится к ребенку. Внимательное, бережное и доброжелательное общение порождает ответные положительные эмоции и стимулирует разнообразные реакции. Без такого контакта невозможно установить тесную связь с ребенком и эффективно развивать его речь.

От рождения до владения языком

Каждый ребенок рождается, не умея говорить. В ходе своего развития он постепенно осваивает язык, на котором говорят взрослые вокруг, учась сначала устной, а затем и письменной речи. Этот путь развития детской речи проходит через несколько качественно разных этапов.

Речь не является врожденной способностью. Она развивается в процессе онтогенеза – индивидуального развития организма от зарождения до конца жизни. Этот процесс идет параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит важным показателем его общего становления. Усвоение родного языка происходит по строгим закономерностям, которые имеют общие черты для всех детей.

Почему важно знать эти закономерности?

Понимание закономерностей речевого развития детей позволяет вовремя заметить любые отклонения, правильно диагностировать нарушения речи и выстраивать эффективную коррекционно-воспитательную работу для преодоления речевых патологий.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...