Технологическая карта занятия
учебно-методический материал (старшая группа)

Ефременко Светлана Николаевна

Данная технологическая карта представляет собой структурированный конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Ключевые особенности и элементы:

  • Целевая аудитория: Воспитатели дошкольных образовательных учреждений, педагоги дополнительного образования.

  • Цель: Формирование у детей умения выразительно рассказывать стихотворение наизусть с помощью мнемотехники.

  • Структура: Карта имеет четкую структуру, включающую целевой, организационный, содержательный и оценочный блоки, что соответствует требованиям ФГОС ДО и облегчает подготовку и проведение занятия.

  • Инновационный подход: В основе методики лежит использование мнемотаблицы — эффективного инструмента для развития памяти, связной речи и облегчения процесса заучивания стихотворных текстов.

  • Интеграция образовательных областей: Занятие гармонично интегрирует области «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».

  • Развивающие аспекты: Пособие направлено не только на заучивание стиха, но и на обогащение словаря, развитие образного мышления, внимания и эстетического восприятия природы через художественное слово.

  • Практическая ценность: Технологическая карта содержит подробный ход занятия с указанием деятельности воспитателя и детей, что позволяет легко воплотить его в жизнь. Включает физкультминутку, критерии оценки и описание ожидаемых результатов.

  • Воспитательный потенциал: Занятие способствует воспитанию любви к родной природе и интереса к поэзии, знакомя детей с творчеством классика русской литературы С.А. Есенина.

Итог: Данный ресурс является готовым методическим инструментом для проведения эффективного и увлекательного занятия, помогающего детям легко и с интересом выучить стихотворение, развивая при этом ключевые компетенции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (ООД)

Возрастная группа: Старшая (5-6 лет)
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «Заучивание стихотворения С.А. Есенина «Береза» с использованием мнемотаблицы»
Продолжительность: 25-30 минут.

1. Целевой блок

Цель: Создание условий для обучения выразительному чтению наизусть стихотворения С. Есенина «Береза» с использованием приема мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умение заучивать стихи с помощью мнемотаблицы.

- Уточнить и активизировать словарь по теме: кайма, бахрома, серебро, пейзаж.

- Развивающие:

- Развивать внимание, память (слуховую, зрительную), связную речь.

- Развивать умение понимать образные выражения и красоту литературного текста.

Воспитательные:

- Помочь почувствовать красоту зимней природы в стихотворении.

- Воспитывать интерес к поэзии, творчеству С.А. Есенина.

- Воспитывать любовь к родной природе.

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие» (признаки зимы, символ России — береза).

- «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие пейзажной живописи, поэтического слова).

- «Физическое развитие» (физкультминутка).

Предварительная работа:

- Беседы о зиме, зимних явлениях.

- Рассматривание пейзажей с изображением зимней природы.

- Знакомство с творчеством поэтов и художников, воспевающих русскую природу.

2. Организационный блок

Материалы и оборудование:

- Портрет С.А. Есенина.

- Репродукции картин-пейзажей с изображением зимы и березы (на мольберте).

- Мяч для игры.

- Готовые листы-схемы (мнемотаблица) для стихотворения «Береза».

- Аудиозапись или музыкальное сопровождение для физкультминутки (опционально).

3. Содержательный блок (Ход занятия)

Структурный этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Организационный момент (2-3 мин.)
(Создание эмоционального настроя)

Приветствие:
«Мы все дружные ребята...»
Настраивает детей на работу.

Дети слушают, настраиваются на занятие, повторяют речевку.

Создан положительный настрой, сформирована готовность к совместной деятельности.

2. Вводная часть (5-7 мин.)
(Актуализация знаний, мотивация)

Беседа:
- «Какое сейчас время года?»
Игра с мячом «Признаки зимы»:
- «Назовите зимние месяцы».
Работа с наглядностью:
- Подводит детей к мольберту с репродукциями.
- «Что изображено? Как называются такие картины? (Пейзаж). Какие деревья изображены?»
- «Береза — символ нашей Родины. Красива ли она зимой?»
- «Кто пишет стихи? Сегодня мы послушаем стихотворение Сергея Есенина о березе». Показывает портрет.

Дети отвечают на вопросы, называют месяцы, признаки зимы. Рассматривают картины, узнают жанр «пейзаж». Высказывают предположения о красоте зимней березы. Проявляют интерес к поэту.

Актуализированы знания о зиме, березе, жанре живописи «пейзаж». Сформирована мотивация к восприятию стихотворения.

3. Основная часть (15-17 мин.)

а) Первичное чтение стихотворения

«Послушайте, как поэт описал березу».
Выразительно читает стихотворение С. Есенина «Береза» без использования наглядности.

Дети слушают стихотворение.

Происходит первичное эмоциональное и смысловое восприятие текста.

б) Беседа по содержанию
(Углубленное понимание текста)

Задает вопросы:
- «О чем это стихотворение?»
- «Какой увидел березу поэт?»
- «С чем сравнивает снег? (С серебром, с бахромой)».
Объяснение слов: «Что такое каймаБахрома
- «Как понимаете: «И горят снежинки в золотом огне?» (Сверкают, переливаются).

Дети отвечают на вопросы, делятся своими мыслями. Объясняют значения незнакомых слов, опираясь на подсказки воспитателя.

Уточняется и углубляется понимание текста, объясняются образные выражения, активизируется словарь.

в) Физкультминутка (2-3 мин.)

Проводит «Зимнюю зарядку».
Читает стихотворный текст и показывает движения.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Снято мышечное и умственное напряжение.

г) Работа с мнемотаблицей

- «Давайте еще раз послушаем стихотворение, а помогут вам эти картинки-схемы». Читает стихотворение, указывая на соответствующие квадраты мнемотаблицы.
- «Теперь давайте выучим его». Организует совместное проговаривание стихотворения с опорой на таблицу.
- «Кто может повторить с помощью таблицы?» (Опрашивает 2-3 детей).

Дети слушают, следят за схемой. Хором, а затем индивидуально воспроизводят стихотворение, опираясь на зрительные символы.

Дети понимают принцип работы с мнемотаблицей. Происходит заучивание текста с помощью наглядной опоры.

4. Рефлексия. Итог (3-4 мин.)

Задает вопросы:
- «Чем мы с вами занимались?»
- «Как называется стихотворение? Кто автор?»
- «Зачем нужно учить стихи?»
- «Что было сложным?»
Подводит итог, хвалит детей.

Дети отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность, делятся впечатлениями.

Подведен итог занятия. Закреплены название и автор стихотворения. Дети осмыслили собственную деятельность.


4. Оценочный блок

Оценочные материалы: Наблюдение за деятельностью детей (включенность в беседу, понимание текста, точность воспроизведения стихотворения с опорой на мнемотаблицу, активность при ответах на вопросы рефлексии).

Критерии оценки:

Высокий уровень: Ребенок активен в беседе, понимает образные выражения, с минимальной помощью воспитателя выразительно рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Средний уровень: Ребенок понимает основное содержание стихотворения, отвечает на вопросы с помощью воспитателя, воспроизводит текст по мнемотаблице, допуская незначительные паузы или ошибки.

Низкий уровень: Ребенок пассивен, затрудняется в ответах на вопросы, воспроизводит только отдельные слова или строки даже с опорой на мнемотаблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в средней группе "Здоровый образ жизни" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Здоровый образ жизни". В занятии применяется метод интеллек-карт, которы...