Почему мелкая моторика так важна для детей с ТНР?
статья
В статье рассматривается взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речевыми способностями у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Утверждается, что развитие мелкой моторики рук оказывает значительное влияние на определенные участки головного мозга, связанные с развитием речи. Поскольку у детей с ТНР наблюдаются как трудности в артикуляции, так и проблемы с координацией движений, работа, направленная на развитие ловкости пальцев и кистей рук, становится важной задачей в коррекционной работе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему мелкая моторика так важна для детей с ТНР?
Связь между мелкой моторикой и речью – это не просто теория, а научно доказанный факт. Тонкие, точные движения пальцев и кистей рук оказывают прямое стимулирующее воздействие на определенные участки головного мозга, которые тесно связаны с речевым развитием. У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) эта взаимосвязь становится особенно очевидной и критически важной.
Дети с ТНР часто сталкиваются с комплексом проблем, которые выходят за рамки только артикуляции звуков. Наряду с трудностями в произношении, у них нередко наблюдаются:
- Недостаточная координация движений: Им может быть сложно выполнять последовательные, плавные движения руками.
- Сниженная ловкость пальцев: Мелкие предметы могут выскальзывать из рук, захват может быть неуверенным.
- Трудности с дифференциацией движений: Разделение движений между пальцами, их независимая работа может быть затруднена.
Эти двигательные трудности не существуют изолированно. Они могут усугублять уже имеющиеся речевые проблемы, создавая замкнутый круг. Мозг, который испытывает трудности с обработкой сенсорной информации от пальцев, также может испытывать сложности с обработкой и воспроизведением речевых сигналов.
Развитие мелкой моторики у детей с ТНР способствует:
- Стимуляции речевых центров мозга: Как уже упоминалось, активная работа пальцев посылает сигналы в те области мозга, которые отвечают за речь. Это помогает "пробудить" и укрепить эти нейронные связи.
- Улучшению артикуляции: Точные движения языка, губ и челюсти, необходимые для правильного произношения звуков, требуют тонкой мышечной координации. Развитие мелкой моторики рук тренирует эту способность к контролю и дифференциации движений, что косвенно влияет на артикуляционный аппарат.
- Развитию общей координации и ловкости: Улучшение мелкой моторики часто сопровождается прогрессом в общей координации движений. Это делает ребенка более уверенным в своих действиях, что может положительно сказаться на его самооценке и готовности к новым задачам, включая речевые.
- Формированию пространственных представлений: Работа с мелкими предметами, их сортировка, складывание, построение из них конструкций – все это развивает у ребенка понимание пространства, формы, размера. Эти навыки важны для понимания и использования языка, особенно в контексте описания объектов и действий.
- Развитию концентрации внимания и усидчивости: Занятия, направленные на развитие мелкой моторики, часто требуют сосредоточенности и терпения. Ребенок учится удерживать внимание на задаче, преодолевать трудности, что является важным компонентом для успешного обучения, в том числе и речевого.
- Улучшению сенсорного восприятия: Пальцы рук – это один из самых чувствительных органов осязания. Через прикосновения ребенок получает богатую сенсорную информацию об окружающем мире. Развитие мелкой моторики обогащает этот опыт, делая его более разнообразным и осмысленным, что также способствует лучшему пониманию речи и мира вокруг.
- Подготовке к письму: Для детей с ТНР, которые часто испытывают трудности с письмом, развитие мелкой моторики является фундаментом. Умение управлять карандашом, писать буквы и слова требует высокого уровня координации и ловкости пальцев.
В заключение, работа над мелкой моторикой для детей с ТНР – это не просто дополнительное занятие, а неотъемлемая часть комплексной коррекционной работы. Интегрируя игры и упражнения, направленные на развитие ловкости пальцев и кистей рук, в повседневную жизнь и занятия, родители и специалисты могут значительно ускорить и улучшить речевое развитие ребенка, а также повысить его общую адаптивность и уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие мелкой моторики - как важный компонент образовательной деятельности дошкольников.
“Источники способностей идарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли”В.А. Сухомлинский Уровень развити...

Развитие мелкой моторики: что важно знать и что делать
Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь моторика рук ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики с...

Развитие мелкой моторики, очень важно в дошкольном возрасте .Можно с помощью прищепок придумать много вариантов игры. вот некоторые из них.Для детей до 5 лет.Позже можно усложнить процесс игры.
Наши маленькие исследователи(дети) всегда играют,с тем, что казалось бы и не пригодно для детских игр.А оказалось как раз наоборот......

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»
Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Консультация для родителей "Мелкая моторика как важное звено в развитии речи детей дошкольного возраста"
Мелкая моторика как важное звено в развитии речи детей дошкольного возраста....

Еще раз о важном. Значение мелкой моторики для развития речи детей
Консультация учителя-логопеда для родителей...
«Наши волшебные пальчики: почему мелкая моторика так важна для речи?»
консультация для родителей...
