Инновационный проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников "Моя Россия"
проект

Старостина Анна Вадимовна

Формирование нравственного - патриотического отношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_-rossiya.docx91.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушки»

Инновационный проект по нравственно – патриотическому

воспитанию дошкольников

«Моя Родина –Россия»

                                           Для участия в конкурсе по теме:

       «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании» - 2022

Номинация :

Лучшая дошкольная образовательная организация, реализующая программы

гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей – 2022;

Лучший инновационный проект по гражданскому, патриотическому и духовно-

нравственному воспитанию детей и молодёжи – 2022;

Авторы:

Лобацевич Е.И., Врио заведующего

Тельцова Е.И., старший воспитатель

Старостина А.В, воспитатель

Нижневартовск, 2022

Содержание

Паспорт проекта …………………………………………………………………………... ..3

Пояснительная  записка проекта………………………………………………………........8

Нормативно-правовая основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников…..8

Актуальность проекта……………………………………………………………………….9

Цели и задачи проекта……………………………………………………………………...10

Новизна проекта……………………………………… ……………………………………10

Предполагаемый результат …………… ………………………………………………….12

Принципы реализации проекта……………………………………………………………13

Концептуализация проекта………………………………………………………………...13

Пути и механизмы реализации проекта …………………………………………………..14

Особенности организации педагогической диагностики …………………….................15

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет………………………………………………………...17

Литература ………………………………………………………………..…………………45

Паспорт проекта

Направление

Нравственно – патриотическое воспитание

Полное наименование организации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

Сокращённое наименование организации

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 61 «Соловушка»

Информация об учредителе(учредителях)

Учредителем автономного учреждения является муниципальное образование города Нижневартовска. функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет администрация города в лице ее структурных подразделений:

- департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города;

- департамент образования администрации города

- Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска

- Департамент образования администрации города Нижневартовска

Юридический и фактический адреса

организации

628605, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нижневартовск, ул. Дружбы Народов 14-А

Руководитель образовательной организации

Лобацевич Елена , Врио заведующего

Телефон

организации

8 (3466) 46-53-01 - заведующий

Адреса электронной

почты и официального сайта организации  в сети Интернет

Е mail: solovushka61@yandex.ru, anzhelikagranich@yandex.ru 

 https://dou61.edu-nv.ru

2. Сведения о проекте

Наименование  

проекта

«Моя Родина –Россия»

 Проект познавательно - образовательный, информационно - практико-ориентированный, творческий, исследовательский

Нормативно-правовое обеспечение проекта

  • Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ст.26, ст.59, ст.67.1, ст.68.1, ст.68.4, ст.69.2

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ст.64
  • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г
  • Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
  • Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) п..1.4 пп.6, пп.9; п..1.6 пп.5, пп 6; ст.2.6
  • Указ Президента России от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»
  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.12.2015 № 130-03 «О гражданско-патриотическом воспитании в Ханты Мансийском автономном округе – Югре»
  • Распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2014 года № 747-рп «О Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
  • Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»
  • Образовательная программа МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

Руководитель проекта,

Авторы-составители проекта

Руководитель проекта:

Лобацевич Елена Ивановна, Врио заведующий, высшей квалификационной категории

Авторы:

Тельцова Елена Ивановна, старший воспитатель, высшей квалификационной категории,

Старостина Анна Вадимовна, воспитатель высшей квалификационной категории

Краткое обоснование

актуальности   и

инновационности проекта

  • Проект направлен на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего города и страны.
  • Новизна инновационного проекта состоит в использовании инновационных технологий в организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, что  способствует повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствуют лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России

Цель и задачи проекта

Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества на основе народного искусства и нематериального культурного наследия народов.

Задачи:

  • формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим
  • формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традиций формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России
  • воспитание патриотизма, уважения к культурной прошлой России средствами эстетического воспитания; музыка, изодеятельность, художественное слово;
  • воспитание нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики России

3.Ресурсное обеспечение проекта

3.1.Целевая аудитория

Воспитанники МАДОУ г. Нижневартовска №61 «Соловушка», родители (законные представители)

Срок реализации проекта

1 год

Механизм реализации проекта

Проект реализуется в рамках ООП ДО МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.

При разработке и реализации проекта было учтено его соответствие годовому, учебному плану дошкольного учреждения, методикам обучения, используемым в дошкольном учреждении.

Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта, работу инициативной группы проекта.

Проект предусматривает распределение материала по 4 модулям, которые разбиты по тематическим блокам, в каждом блоке наименование мероприятия согласно возрасту воспитанников и продукт деятельности по неделям.

Ресурсное обеспечение

Нормативно- правовое;

-кадровое;

-материально- техническое;

-финансовое;

-информационно-методическое.

Планируемые результаты

 Для детей:

  • сформировано желание быть активным участником в жизни детского сада, семьи, активно участвовать в мероприятиях, проводимых в городе;
  • расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, памятниках и других культурных ценностях;
  • формирование элементарных проектно-исследовательских умений и
  • навыков;
  • развиты интегративные качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»;
  • знают основные государственные и народные праздники;
  • имеют представления о российской армии, ее роли в защите Родины;
  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

Для родителей:

  • сформирована активная родительская позиция;
  • повышена компетентность родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания детей;
  • активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ по реализации проекта.
  • укрепление значимости семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств ребенка;
  • сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Для педагогов:

  •    качественное освоение педагогами инновационных технологий, направленных на нравственно- патриотическое воспитание воспитанников.
  •    использование проектного метода для улучшения качества работы в вопросах обучения и воспитанию у воспитанников чувства патриотизма;
  •    обогащение предметно-пространственной развивающей среды, материально-технического и программно-методического обеспечения, направленного на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников;
  •    личностный и профессиональный рост педагогов, самореализация, моральное удовлетворение.

Источники финансирования проекта

Бюджетные и внебюджетные средства, спонсорская помощь.

Продукт проекта

Создание альбомов: «Наш край –Югра», «Русь изначальная», «Устное народное творчество», «Устное народное творчество братских народов», «Народные забавы», видеолектории, квест –игры, игры с использованием ИКТ, тематические конспекты НОД, праздничные мероприятия.

Использование музейной технологии - оформление мини музеев в группах и в образовательном пространстве ДОУ


1.Пояснительная записка

Основными принципами дошкольного образования в условиях ФГОС является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации развития детей, амлификация детского развития и т.д. 

Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине: «Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…» (Максимилиан Волошин).

         Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

         Нравственно-патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. В последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения. В большей степени это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Возрождение нравственно-патриотического воспитания – шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.

2. Нормативно-правовая основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников

  • Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ст.26, ст.59, ст.67.1, ст.68.1, ст.68.4, ст.69.2

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ст.64
  • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г
  • Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
  • Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) п..1.4 пп.6, пп.9; п..1.6 пп.5, пп. 6; ст.2.6
  • Указ Президента России от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»
  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.12.2015 № 130-03 «О гражданско-патриотическом воспитании в Ханты Мансийском автономном округе – Югре»
  • Распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2014 года № 747-рп «О Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
  • Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»
  • Образовательная программа МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

3. Актуальность проекта

           Дошкольный возраст период становления базовой культуры личности, приобщение к ценностям, обретение жизненных ориентиров. От того, какими глазами увидит ребенок окружающее, от того, какие уроки извлечет из рассказов о современных событиях, о прошлом страны, зависит каким он вырастит гражданином. Вот почему важно знакомить ребенка с историей нашей Родины.                    

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

               Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

               В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем нравственно-патриотического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственно-патриотического воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных образовательных деятельностей. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну.  Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.            Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

               К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции нравственно-патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна:

-  у детей недостаточно развит познавательный интерес к истории

и культурному наследию города, края, стране;

-  недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей

нравственно-патриотических чувств;

- изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

                Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.

 Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и области, страны. Считаем, что метод проекта обеспечивает системный подход, укрепляет субъективные позиции ребенка в различных видах деятельности, развивает творческие способности дошкольников и помогает педагогу развиваться как творческой личности.

Воспитание через деятельность (проект, как технология нравственно-патриотического воспитания)

Именно проектная деятельность гармонизирует сферы ребенка, обеспечивает альянс эмоциональных переживаний (патриотическое чувство), познавательной и созидательной деятельности (патриотическое сознание и патриотическое поведение).

Участвуя в коллективном творческом деле, как равный партнер, ребенок обретает первоначальный опыт переживаний созидательной значимости личностного вклада в общий результат.        

         Проектирование рассматриваем как комплексную коллективно –деятельность, участники которой без специального дидактизма, самостоятельно осваивают новые понятия, представления, способов взаимодействия и преобразования действительности в зонах актуального и ближайшего их развития в различных сферах жизни.

 Семья – вот первоисточник патриотических проектов. Постепенно расширяя образовательное пространство, мы выходим с детьми на систему: семья, нация, народ, Родина.

Целью работы по нравственному - патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

4.Цель и задачи проекта

Цель проекта: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества на основе народного искусства и нематериального культурного наследия народов.

Задачи проекта:

  • формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим
  • формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традиций формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России
  • воспитание патриотизма, уважения к культурной прошлой России средствами эстетического воспитания; музыка, изодеятельность, художественное слово;
  • воспитание нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

5. Новизна проекта

Новизна инновационного проекта состоит в использовании инновационных технологий в организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, что способствует повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствуют лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России.:

  • использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями;
  • исследовательски – творческие проекты дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • информационно – практико – ориентированные проекты позволяют детям собирать информацию и реализовать ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др. «Родной свой край люби и знай!», «Люблю березку русскую» и т.д.)
  • Творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.)
  • Нормативные проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в семье, обществе) и т.д.
  • Использование ИКТ технологии - видеолектории – организационная форма досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий.
  • Квест- технология - командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

            Данный проект составлен в соответствии с требованиями ФГОС ДО, проект приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также пробуждает у него понимание характера российского человека, и желание стать гражданином – патриотом. Идея проекта -создание новой, более эффективной системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования нравственно- патриотических чувств у старших дошкольников

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина –Россия» разработан и апробируется   педагогическим коллективом МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» под руководством Латыповой Ольги Николаевны – заведующего, высшей квалификационной категории.

             В данном проекте представлены материалы в виде модулей и блоков, методические материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем, родным городом, с историческим и культурным наследием многонациональной Родины –России.

             В проект входят: конспекты занятий и бесед, перспективные планы, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры, художественное слово, альбомы разной направленности.  Данные мероприятия помогут сформировать у детей чувство гордости за свою страну, за родной город, любовь к Родине - России.

            Материалы проекта могут быть использованы педагогами, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования и родителями в работе с детьми дошкольного возраста.

Гипотеза. Работа по воспитанию чувства патриотизма у детей дошкольного возраста как результат нравственно-патриотического воспитания будет успешной, если:

* процесс воспитания реализуется с учётом содержания понятия «чувство патриотизма у   детей дошкольного возраста»;

* будут определены критерии сформированности патриотических чувств у дошкольников;

* теоретически разработана и апробирована педагогическая технология, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной; воспитание бережного отношения к матери-земле, уважение к старшим, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга, почитание предков.

* педагогический процесс по нравственно-патриотическому воспитанию будет проходить при участии подготовленных педагогов, родителей и социальных партнеров

6.Предполагаемый результат

        Для детей:

  • сформировано желание быть активным участником в жизни детского сада, семьи, активно участвовать в мероприятиях, проводимых в городе;
  • расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, памятниках и других культурных ценностях;
  • формирование элементарных проектно-исследовательских умений и
  • навыков;
  • развиты интегративные качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»;
  • знают основные государственные и народные праздники;
  • имеют представления о российской армии, ее роли в защите Родины;
  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

Для родителей:

  • сформирована активная родительская позиция;
  • повышена компетентность родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания детей;
  • активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ по реализации проекта.
  • укрепление значимости семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств ребенка;
  • сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Для педагогов:

  •    качественное освоение педагогами инновационных технологий, направленных на нравственно- патриотическое воспитание воспитанников.
  •    использование проектного метода для улучшения качества работы в вопросах обучения и воспитанию у воспитанников чувства патриотизма;
  •    обогащение предметно-пространственной развивающей среды, материально-технического и программно-методического обеспечения, направленного на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников;
  •    личностный и профессиональный рост педагогов, самореализация, моральное удовлетворение.

7.Принципы реализации проекта

1.        Научной обоснованности и практической применимости.

2.        Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

3.        Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями                       детей.

4.        Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.

5.        Наглядность

6.        Дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком

7.        Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.

8.        Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

9.        Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов, родителей и социальных партнеров.    

10.         Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.

11.  Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка, педагога, родителей.

12. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.

8.Концептуализация проекта

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников, в связи с этим определились проблемы и, противоречия, а также пути их решения.  

Противоречия

Проблема

Пути решения

1. Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными, резкое снижение воспитательного воздействия семьи  в  сфере воспитания

1.Недостаточность знаний у современных детей о родном городе, стране, особенностях народных традиций,

2.Часто равнодушие к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

3.Недостаточной является работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.

1.Вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания дошкольников через различные формы взаимодействия.

2.Организация работы с родителями под девизом: «Их знание и любовь к Родине должны передаваться детям».

2.В общественном сознании  получили широкое распространение  равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому  долгу  и служению Родине

Низкая  гражданская активность людей

1.Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, страны, создание условий для активного   приобщения детей к социальной действительности.

2.Привлечение детей к участию   в городских праздниках с тем, чтобы познакомиться с жителями, с традициями и наследием родного края.

3.Вовлечение детей и родителей в сотрудничество с учреждениями микросоциума с целью повышения воспитательного потенциала субъектов деятельности.

4.Осознанный отбор методов,  ознакомление  детей с родным городом, его   историей, и историей  страны, прежде  всего повышающих  их познавательную и  эмоциональную активность.

9.Пути и механизмы реализации проекта

Проект реализуется в рамках ООП ДО МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.

При разработке и реализации проекта было учтено его соответствие годовому, учебному плану дошкольного учреждения, методикам обучения, используемым в дошкольном учреждении.

Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта, работу инициативной группы проекта.

Проект предусматривает распределение материала по 4 модулям, которые разбиты по тематическим блокам, в каждом блоке наименование мероприятия согласно возрасту воспитанников и продукт деятельности по неделям.

10. Особенности организации педагогической диагностики

Диагностический инструментарий определения результатов работы по теме:

Педагог ДОО использует следующие методики и тесты:

  • проективная методика «Рисунок семьи» (тест на определение эмоционального благополучия ребенка);
  • метод изучения продукта детского творчества;
  • метод наблюдения;
  • метод тестов с целью диагностики внутригруппового статуса личности, структуры межличностных отношений, исследования отношения ребенка к ряду типичных для него, жизненных ситуаций и др.;
  • методы математико-статистического анализа полученных данных;        
  • методы анкетирования, бесед с родителями с целью изучения семейного микроклимата, отношения к программе и др.

Диагностическая карта по нравственно - патриотическому воспитанию детей

Ф.И. ребенка

н.г.

к.г.

1.Родной город

   - Название города.

   - Название реки.

   - Домашний адрес.

   - Название профессий родителей.

   - Название почты, школы, аптеки, больницы, детского сада, других достопримечательностей города

   - Транспорт родного города: виды транспорта, название, назначение, транспортные профессии.

2.Родная природа

   - Название времен года, приметы сезонных изменений в родном городе.

   - Названия диких животных родного края, их повадки, жилище.

   - Названия зимующих и перелетных птиц родного края.

   - Названия лекарственных растений родного края.

     - Названия растительности родного края: деревья, кустарники, грибы, ягоды.

3.Родная страна

   - Название нашей страны – Россия.

    - Умение узнавать государственный флаг и герб РФ среди других.

   - Знания символического значения цветов флага и герба.

     - Знание правил поведения во время звучания гимна.

      Знание столицы России – Москва.

     - Знание имен знаменитых соотечественников.

     - знание крупных городов и рек России.

4.Родная культура

    - Знание русских народных сказок.  

    - Знание русских народных пословиц и поговорок о Родине.

    - Знание предметов декоративно- прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковские и филимоновские игрушки).

     - Знание народных праздников и их значения (Рождество, Новый год, День защитника Отечества и т.д)

5.Личностный компонент

   - Отношение к окружающей среде

   - Забота о близких

   - Проявление дружелюбия

   - Умение управлять своими чувствами, договориться

   - Умение анализировать свои

поступки и поступки других

Уровень знаний

Высокий уровень.

Ребенок без особого труда называет свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес, профессии родителей, виды транспорта, преобладающие в родном городе. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребенок передает настроение и впечатление. Знает достопримечательности города, название аптек, детских садов, больниц, где они расположены. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ, ХМАО – Югра и города, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта, русские народные сказки, пословицы и поговорки о Родине. Называет природные богатства России. Знает приметы сезонных изменений в родном крае, диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир ХМАО – Югра и России. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень.

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, ему требуется помощь, подсказка, вспомогательные вопросы. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами. Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес, городской транспорт, частично называет профессии. Знает достопримечательности, но не может объяснить их место нахождения. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значении у флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Знает русские народные сказки, затрудняется назвать пословицы и поговорки о Родине, народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России. Знает: диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир родного края, затрудняется назвать лекарственные растения. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не всегда умеет договориться с ними, оказывает помощь. Анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень

Ребенок часто допускает ошибки.  Не знает названия страны, округа, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн РФ, но затрудняется в узнавании символики округа и родного города. Отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, распространенных профессиях родного края, названиях школ, садов, библиотек. Знает русские народные сказки, но не может назвать народные праздники, игрушки, пословицы и поговорки о Родине. Знает диких животных и птиц России, но не может назвать флору и фауну родного края, природные богатства. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, редко считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

                                                                                       Тематическое планирование

по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет

Блок

Тема мероприятия

Возраст

Дата проведения

Цель

Продукт

1 Модуль «Родной город»

Воспитанники получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

1 «Мой детский сад»

«Наша группа»

3-4 года

2 неделя

Формировать понятие дружбы, воспитывать уважительное отношение друг к другу и взрослым. Учить беречь игрушки группы

Визитная карточка группы – творческая коллективная работа.

«Наша группа»

4-5 лет

2 неделя

Вызвать у детей радость от прихода в детский сад; продолжать знакомить с детским садом как с ближайшим социальным окружением ребёнка; закреплять знание правил поведения в детском саду; способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей.

Визитная карточка группы – творческая коллективная работа.

«Мой любимый детский сад»

5-6 лет

2 неделя

Формировать знания детей о профессиях работников детского сада. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Фотоотчет -Экскурсия по детскому саду

«Мой любимый детский сад»

6-8 лет

2 неделя

Создание условий для расширения знаний детей о своем детском саде, уточнения представлений о труде сотрудников детского сада.

Фотоотчет -Экскурсия по детскому саду

2 «Моя семья»

« Папа, мама, я»

3-4 года

3 неделя

Формировать у детей понятие «семья»; умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи. Формировать умения говорить о себе в первом лице. Воспитывать добрые чувства и любовь по отношению к своим близким.

Генеалогическое древо «Моя семья», семейный коллаж

«Наша дружная семья»

4-5 лет

3 неделя

 формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;

 закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей;

 

Генеалогическое древо «Моя семья», семейный коллаж

« Я и моя семья»

5-6 лет

3 неделя

  • формирование ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к своей семье. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

Генеалогическое древо «Моя семья», семейный коллаж

« Я и моя семья»

6-8 лет

3 неделя

Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

Генеалогическое древо «Моя семья», семейный коллаж

3 «Моя малая Родина»

«Мой дом, мой город Нижневартовск»

3-4 года

4 неделя

Закрепить у детей знания о понятии «дом», воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому,  расширять знания детей о своей «малой родине», улицах, жилых домах.

Детские рисунки по теме, конспект НОД, беседы, презентация

«Дома бывают разные. Мой город Нижневартовск»

4-5 лет

4 неделя

Формирование представлений детей о том, из каких материалов люди в разных местностях строят дома. Расширить знания о городе.

Детские рисунки по теме, конспект НОД, беседы, презентация

«Моя улица. Мой город Нижневартовск»

5-6 лет

4 неделя

Формировать у детей интерес к родному городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома: этажность, номера, из чего построены.

Детские рисунки по теме, конспект НОД, беседы, презентация

«Городские здания. Мой город Нижневартовск»

6-8 лет

4 неделя

Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением. Объяснить, что дома бывают жилые и не жилые.

Детские рисунки по теме, конспект НОД, беседы, презентация

4. «Символика родного города Нижневартовска»

« Флаг города Нижневартовска»

3-4 года

5 неделя

Познакомить детей с флагом нашего города. Закрепить и расширить представления детей о символике города

Воспитывать уважительное отношение к символам государственности.

Творческие работы детей совместно с родителями «Флаг моего города», конспект НОД

«Флаг и герб города Нижневартовска»

4-5 лет

5 неделя

Познакомить детей с флагом и гербом нашего города. Закрепить и расширить представления детей о символике города

Воспитывать уважительное отношение к символам государственности.

Творческие работы детей совместно с родителями «Флаг моего города», конспект НОД

«Флаг, герб и гимн города Нижневартовска»

5-6 лет

5 неделя

Закрепить и расширить представления детей о символике города

Воспитывать уважительное отношение к символам государственности.

Творческие работы детей совместно с родителями «Флаг моего города», конспект НОД

«Символика города Нижневартовска и округа ХМАО-Югры»

6-8 лет

5 неделя

Закрепить и расширить представления детей о символике города

Воспитывать уважительное отношение к символам государственности

Творческие работы детей совместно с родителями «Флаг моего города», конспект НОД

5.«Растительный мир Югры »

«Осина, ель, береза»

3-4лет

6 неделя

Учить названию деревьев, уточнить характерные признаки деревьев, закрепить название частей. Учить сравнивать деревья друг с другом.

Воспитывать бережное отношение к природе

Изготовление книжек –малышек, презентация

«Тайга. Какие растут деревья»

4-5 лет

6 неделя

Формирование представления  о растительности тайги, знакомство с тайгой и особенностях природных условий

Изготовление книжек –малышек, презентация

«Сокровища тайги. Кедр. Пихта»

5-6 лет

6 неделя

Дать представление о развитии и роста Сибирского кедра и пихты. Формировать понятие о среде произрастания кедра и об условиях его жизни с использованием кругов Эйлера.

 Воспитывать бережное отношение к кедру и пихте

Видеолекторий, конспект НОД

«Богатство тайги. Клюква, брусника, черника»

6-8 лет

6 неделя

Познакомить детей с ягодами нашего края. Изучить целебные свойства ягод и их применение в жизни человека.  Прививать детям бережное отношение к природе нашего края

Видеолекторий, конспект НОД

6.«Животный мир Югры»

«Бурый медведь, лиса, волк, заяц»

3-4 лет

7 неделя

Формировать представления детей о животных родного края (строение, характерные признаки – размер, форма), об особенностях образа жизни ( как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут); способствовать возникновению добрых чувств ко всему живому

Изготовление книжек –малышек, презентация

«Лось, белка, бурундук»

4-5 лет

7 неделя

Формировать представления детей о животных родного края (строение, характерные признаки – размер, форма), об особенностях образа жизни ( как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут); способствовать возникновению добрых чувств ко всему живому

Изготовление книжек –малышек, презентация

«Рысь, ласка»

5-6 лет

7 неделя

Формировать представления детей о животных родного края (строение, характерные признаки – размер, форма), об особенностях образа жизни ( как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут); способствовать возникновению добрых чувств ко всему живому

Видеолекторий, конспект НОД

«Кабарга, ондатра, горностай»

6-8 лет

7 неделя

Формировать представления детей о животных родного края (строение, характерные признаки – размер, форма), об особенностях образа жизни ( как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут); способствовать возникновению добрых чувств ко всему живому

Видеолекторий, конспект НОД

7.«Коренные жители Югры»

«Жители Севера»

3-4 года

8 неделя

Познакомить детей с образом жизни коренных жителей Югры.

Воспитывать уважение к людям другой культуры.

Совместное с родителями изготовление альбома «Мой край Югра»

«Жители Севера»

4-5 лет

8 неделя

Познакомить детей с образом жизни коренных жителей Югры. Познакомить с образом жизни коренного населения ханты и манси

Воспитывать уважение к людям другой культуры.

изготовление альбома «Мой край Югра»

«Народ Севера. Ханты и манси»

5-6 лет

8 неделя

Расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре;  воспитывать уважение к коренным народам Югры, патриотические чувства.

изготовление альбома «Мой край Югра»

«Народ Севера. Ханты и манси»

6-8 лет

8 неделя

Расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; воспитывать уважение к коренным народам Югры, патриотические чувства. Познакомить с народными игрушками, сказками и былинами.

изготовление альбома «Мой край Югра»

  1. Модуль «Родная страна»

На занятиях этого модуля дети получают географические сведения о территории России. Расширяются представления о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Воспитанники знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы нравственно-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

1.«Страна и ее символика»

«Березка –символ России»

3-4 года

9 неделя

Формирование патриотического сознания. Воспитание чувства гордости и любви к русской березке – символу России.

Творческие работы детей совместно с родителями «Русская березка»,

Конспект НОД (беседа)

«Флаг России»

4-5 лет

9 неделя

Дать знание детям о государственном флаге, как о символе нашей страны.

Творческие работы «Флаг России» Конспект НОД (беседа)

«Государственные символы России»

     

5-6 лет

9 неделя

Закрепить и обобщить знания   детей о государственных символах России – гербе, флаге.

Сформировать уважительное отношение к государственным символам. Познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Создание альбома «Государственные символы России» Конспект НОД (беседа)

«Государственные символы России. Флаг , герб столицы нашей Родины –Москвы»»

6-8 лет

9 неделя

Закрепить знания детей о государственных символах РФ; гимне, флаге, гербе.   Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того что,  государственные символы  призваны  объединять людей, живущих в одной стране.

Создание альбома «Государственные символы России, и столицы нашей Родины» Конспект НОД (беседа)

2.«Москва – столица нашей родины»

«Главный город нашей страны»

3-4 года

10 неделя

Познакомить детей с главным городом России – Москвой. Формировать представления о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России.

Презентация «Москва –столица нашей Родины» Конспект НОД (беседа)

«Главный город нашей страны»

4-5 лет

10 неделя

Познакомить детей с главным городом России – Москвой. Формировать представления о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, в городе котором работает правительство РФ.

Презентация «Москва –столица нашей Родины» Конспект НОД (беседа)

«Москва –столица нашей родины. Города России»

5-6 лет

10 неделя

Познакомить детей с такими городами РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т.д.  

Формировать представление о том, что Россия – огромная страна.  

 Воспитывать чувство  гордости  за  свою  родную страну

Видеолекторий

Создание альбома «Города России» Конспект НОД (беседа)

«Москва –столица нашей родины. Золотое кольцо России»

6-8 лет

10 неделя

Формировать представления о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, в городе котором работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться её историческим прошлым, современными достижениями.

Познакомить дошкольников с городами Золотого кольца, ознакомление дошкольников с достопримечательностями русских городов, входящих  в Золотое кольцо России.

Видеолекторий

 Создание альбома «Золотое кольцо России» Конспект НОД (беседа)

«Многонациональная Россия»

«Какие народы живут в России. Наши соседи»

3-4 года

11 неделя

Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Презентация или видеоролик Конспект НОД (беседа)

«Какие народы живут в России. Наши соседи»

4-5 лет

11 неделя

Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Презентация или видеоролик Конспект НОД (беседа)

«Какие народы живут в России. Жизнь людей на Севере»

5-6 лет

11 неделя

Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ.      

Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, башкирах, украинцев, черкесов, азейбаржанцев, хантах.  

Побуждать детей уважительно относиться к людям разных национальностей.

Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере, занятиями коренных жителей.  

Презентация или видеоролик Конспект НОД (беседа)

«Народы России. Жизнь людей на Севере»

6-8 лет

11 неделя

Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ.      

Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, башкирах, украинцев, черкесов, азейбаржанцев, хантах.  

Побуждать детей уважительно относиться к людям разных национальностей.

Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере, занятиями коренных жителей.  Формировать чувство уважения к жизни и труду людей  в  тяжелых  климатических условия.

Презентация или видеоролик Конспект НОД (беседа)

4.« Россия –наша Родина»

«Мы –россияне»

3-4 года

12 неделя

 Сформировать в воображении детей образ Родины, представления о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине. Закрепить название родной страны «Россия»

Детские рисунки в сотворчестве с родителями Конспект НОД (беседа)

« Мы-россияне»

4-5 лет

12 неделя

Сформировать в воображении детей образ Родины, представления о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине. Закрепить название родной страны «Россия»

Детские рисунки в сотворчестве с родителями Конспект НОД (беседа)

«Наша страна-Россия»

5-6 лет

12 неделя

Расширять знания детей о Родине.

Вызвать интерес детей к прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей с понятием большая и малая Родина.

Творческие работы « Карта России» Конспект НОД (беседа)

«Наша страна-Россия»

6-8 лет

12 неделя

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия»

Творческие работы « Карта России» Конспект НОД (беседа)

5. « История Российского государства»

«История Руси»

3-4 года

13 неделя

Способствовать развитию патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре

Альбом в сотворчестве с родителями «Русь изначальная» Конспект НОД (беседа)

«Русь изначальная»

4-5 лет

13 неделя

Познакомить детей с первыми историческими факторами зарождения Руси. Раскрыть в доступной форме этимологию слов "славяне", "предки". Воспитать интерес к истории России, чувство гордости за русский народ.

Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.

Альбом в сотворчестве с родителями «Русь изначальная» Конспект НОД (беседа)

«Как жили славяне»

5-6 лет

13 неделя

Познакомить  детей  с  историей возникновения Руси, с  жизнью наших  предков,    с условиями  их  быта  и культурой

Альбом в сотворчестве с родителями «Русь изначальная» Конспект НОД (беседа)

«Становление Руси, быт и уклад жизни наших предков»

6-8 лет

13 неделя

Познакомить с наиболее известными племенами и географическим положением места, выбранного предками для поселения.

Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.

Альбом в сотворчестве с родителями «Русь изначальная» Конспект НОД (беседа)

«Богатыри земли русской»

3-4 года

14 неделя

 Познакомить с понятием богатыри. Расширить представления детей о русских богатырях-

защитниках земли русской.

Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях.

Презентация Конспект НОД (беседа)

«Богатыри»

4-5 лет

14 неделя

Формирование уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патриотических чувств к Родине и ее истории

Презентация Конспект НОД (беседа)

"Былинные богатыри - защитники земли русской"

5-6 лет

14 неделя

Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.

Воспитывать  чувство восхищения  подвигами русских богатырей

Презентация Конспект НОД (беседа)

"Былинные богатыри - защитники земли русской"

6-8 лет

14 неделя

Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.                       Познакомить детей с понятием «былина»; оживить представление о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.                            Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников.

Презентация Конспект НОД (беседа)

  1. Модуль Родная культура

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого модуля воспитанники знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у воспитанников общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

1.  «Русские народные традиции и обычаи» 

«Народная культура  и традиции на Руси»

3-4 года

15 неделя

Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Приобщить детей к традициям народа.

Презентация Конспект НОД (беседа)

«Обычаи и традиции русского народа»

4-5 лет

15 неделя

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. Развивать интерес к крестьянскому быту и народному фольклору.

Презентация Конспект НОД (беседа)

«Обычаи и традиции русского народа»

5-6 лет

15 неделя

Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа

Презентация Конспект НОД (беседа)

«Народная культура и традиция. Русский самовар и чаепитие»

6-8 лет

15 неделя

Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа

Презентация Конспект НОД (беседа)

2. «Труд и ремесла  на Руси»

«Как хлеб на стол пришел»

3-4 года

16 неделя

Расширить кругозор детей, дать первичное представление о том, как изготавливали в древности хлеб и хлебобулочные изделия(куличи, калачи)

Презентация Конспект НОД (беседа)

«Как рубашка в поле выросла. Ткачество»

4-5 лет

16 неделя

Знакомство как в старину крестьяне выращивали и обрабатывали лен, изготавливали из него одежду. Познакомить со старинными орудиями труда для обработки льна, как в давние времена женщины ткали ткани, из которых изготавливали одежду, скатерти, полотенца.

Презентация Конспект НОД (беседа)

«Русская деревянная  резьба»  

5-6 лет

16 неделя

Познакомить детей с видом труда –резчик по дереву, воспитывать в ребёнке эмоционально-ценностное отношение к своим корням, истокам, фольклору

Презентация Конспект НОД (беседа)

«Гончарные и кузнечные мастеровые»

6-8 лет

16 неделя

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Скопинской керамике.

Познакомить детей с трудом гончара.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов

Презентация Конспект НОД (беседа)

3. Государственные праздники России

«Новый год»

3-4 года

17 неделя

Рассказать о праздниках.  

Формировать понятие «государственный» праздник, «религиозный», «народный».    

Способствовать развитию  познавательной активности, повышать  интерес к  истории  и  культуре  нашей страны, чувство патриотизма и уважения к своему народу

Творческие работы совместно с родителями «Новогодние чудеса»

«Новый год»

4-5 лет

17 неделя

Рассказать о праздниках.  

Формировать понятие «государственный» праздник, «религиозный», «народный».    

Способствовать развитию  познавательной активности, повышать  интерес к  истории  и  культуре  нашей страны, чувство патриотизма и уважения к своему народу

Творческие работы совместно с родителями «Новогодние чудеса»

«Новый год»

5-6 лет

17 неделя

Рассказать о праздниках.  

Формировать понятие «государственный» праздник, «религиозный», «народный».    

Способствовать развитию  познавательной активности, повышать  интерес к  истории  и  культуре  нашей страны, чувство патриотизма и уважения к своему народу

Творческие работы «Новогодние чудеса»

«Новый год»

6-8 лет

17 неделя

Рассказать о праздниках.  

Формировать понятие «государственный» праздник, «религиозный», «народный».    

Способствовать развитию  познавательной активности, повышать  интерес к  истории  и  культуре  нашей страны, чувство патриотизма и уважения к своему народу

Творческие работы «Новогодние чудеса»

«Великий праздник –Рождество»

3-4 года

18 неделя

Познакомить с историей этого

праздника,  с  обычаями  и   традициями.

Творческие работы совместно с родителями  «Рождество»

«Великий праздник –Рождество»

4-5 лет

18 неделя

Познакомить с историей этого

праздника,  с  обычаями  и   традициями.

Творческие работы совместно с родителями  «Рождество»

«Великий праздник –Рождество»

5-6 лет

18 неделя

Познакомить с историей этого

праздника,  с  обычаями  и   традициями.

Творческие работы совместно с родителями  «Рождество»

«Великий праздник –Рождество»

6-8 лет

18 неделя

Познакомить с историей этого

праздника,  с  обычаями  и   традициями.

Творческие работы совместно с родителями  «Рождество»

4. «Русская изба»

«Русская изба»

3-4 года

19 неделя

Дать представление о русской избе.

Вызвать интерес к  старинным вещам (печка, чугунок, люлька и др.)

Детские рисунки в сотворчестве с родителями Конспект НОД (беседа)

«Русская изба»

4-5 лет

19 неделя

Формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре, через ознакомление с русской избой.        Познакомить детей с устройством русской избы;

Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, кочерга, ушат, люлька, прялка, чугунок, самовар, лавка, сундук

Детские рисунки в сотворчестве с родителями Конспект НОД (беседа)

«Русская изба»

5-6 лет

19 неделя

Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);

познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;

воспитывать интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Детские рисунки Конспект НОД (беседа)

«Русская изба»

6-8 лет

19 неделя

Познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.

Ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата.  Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Детские рисунки Конспект НОД (беседа)

5. «Устное народное творчество. Народный фольклор»

«Ладушки в гостях у бабушки

3-4 года

20 неделя

Использование прибауток, потешек. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о кошке и петушке

Книга –потешек, прибауток

«У бабушки в деревне»

4-5 лет

20 неделя

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных

Книга – загадок

« В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу

5-6 лет

20 неделя

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Книга пословиц, поговорок, прибауток

« В гости к хозяюшке»

6-8 лет

20 неделя

Загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение русской народной игры « Заря-зарница»

Книга пословиц, поговорок, прибауток

« В гостях у сказки»

3-4 года

21 неделя

Приобщать детей дошкольного возраста к русским народным сказкам, увлечь народными сюжетами. Воспитывать чувство справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.

Альбом русских народных сказок

«Русская народная сказка «Жихарка»

4-5 лет

21 неделя

 Развивать интерес к произведениям народной культуры;

учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги

персонажей, соблюдать композицию сказки;

Альбом русских народных сказок

«Русская народная сказка «Каша из топора»

5-6 лет

21 неделя

Приобщение детей к основам русской культуры ее традициям. Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок.

Альбом русских народных сказок

«Русская народная сказка «Три царства — медное, серебряное и золотое»

6-8 лет

21 неделя

Приобщение детей к основам русской культуры ее традициям. Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок.

Альбом русских народных сказок

6. Народные сказки народов, проживающих на территории России

«Петушок и два мышонка — украинская народная сказка»

3-4 года

22 неделя

Познакомить с украинской народной сказкой, воспитывать уважение к устному творчеству других народов, проживающих на территории России.

Альбом украинских народных сказок

«Зилян –татарская народная сказка»

4-5 лет

22 неделя

Познакомить с украинской народной сказкой, воспитывать уважение к устному творчеству других народов, проживающих на территории России.

Альбом татарских народных сказок

«Абзалил –башкирская народная сказка»

5-6 лет

22 неделя

Познакомить с украинской народной сказкой, воспитывать уважение к устному творчеству других народов, проживающих на территории России.

Альбом башкирских народных сказок

«Падишах и садовник –азейбаржанская народная сказка»

6-8 лет

22 неделя

Познакомить с украинской народной сказкой, воспитывать уважение к устному творчеству других народов, проживающих на территории России.

Альбом азейбаржанских народных сказок

7. Русская народная песня

«Поиграем с куклой Машей»

3-4 года

23 неделя

Знакомство с песенками-потешками. Пение колыбельных

Альбом русских народных песен

«Козлик и дудочка»

4-5 лет

23 неделя

Знакомство с музыкальным инструментом –дудочкой. Исполнение русских народныхпесен «Как у нас то козел», «Бабушкин козлик»

Альбом русских народных песен

«Песня душа народа»

5-6 лет

23 неделя

Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле березонька стояла»

Альбом русских народных песен

«Гусли звончатые»

6-8 лет

23 неделя

Знакомство с русским народным инструментом гуслями. Разучивание русской народной мелодии «Тимоня»

Альбом русских народных песен

8. Народные песни народов, проживающих на территории России

«Прослушивание украинской народной песни для детей»

3-4 года

24 неделя

Познакомить с украинской народной песней, воспитывать уважение к устному творчеству других народов, проживающих на территории России.

Альбом украинских народных песен

«Прослушивание татарской народной песни для детей»

4-5 лет

24 неделя

Познакомить с татарской народной песней, воспитывать уважение к устному творчеству других народов, проживающих на территории России.

Альбом татарских народных песен

«Прослушивание башкирской народной песни для детей»

5-6 лет

24 неделя

Познакомить с башкирской  народной песней, воспитывать уважение к устному творчеству других народов, проживающих на территории России.

Альбом башкирских народных песен

«Прослушивание азейбаржанской народной песни для детей»

6-8 лет

24 неделя

Познакомить с азейбаржанской  народной песней, воспитывать уважение к устному творчеству других народов, проживающих на территории России.

Альбом азейбаржанских народных песен

9. Государственные  праздники России

«День защитника Отечества»

3-4 года

25 неделя

Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Развивать патриотические чувства

Стенгазета «Защитники Отечества» Конспект НОД (беседа)

«День защитника Отечества»

4-5 лет

25 неделя

Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Развивать патриотические чувства

Стенгазета «Защитники Отечества» Конспект НОД (беседа)

«День защитника Отечества»

5-6 лет

25 неделя

Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Развивать патриотические чувства

Стенгазета «Защитники Отечества» Конспект НОД (беседа)

«День защитника Отечества»

6-8 лет

25 неделя

Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Развивать патриотические чувства

Стенгазета «Защитники Отечества» Конспект НОД (беседа)

«Мама –первое слово»

3-4 года

26 неделя

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека.

Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы, ценить ежедневную заботу мамы о семье.

Воспитывать духовно- нравственные чувства.

Детские рисунки в сотворчестве с родителями

«Мамин праздник»

4-5 лет

26 неделя

Воспитывать  добрые  и нежные  чувства  к  своим  мамам, познакомить детей с женщинами,  в разные годы прославившими  нашу страну  в  области  искусства,  науки, спорта, космонавтики

Детские рисунки в сотворчестве с родителями

«Международный женский день 8 марта»

5-6 лет

26 неделя

Воспитывать  добрые  и нежные  чувства  к  своим  мамам, бабушкам, сестрам, познакомить детей с женщинами,  в разные годы прославившими  нашу страну  в  области  искусства,  науки, спорта, космонавтики

Детские рисунки

«Международный женский день 8 марта»

6-8 лет

26 неделя

Воспитывать  добрые  и нежные  чувства  к  своим  мамам, бабушкам, сестрам, познакомить детей с женщинами,  в разные годы прославившими  нашу страну  в  области  искусства,  науки, спорта, космонавтики

Детские рисунки

10. Народные забавы

«В гости к солнышку»

3-4 года

27 неделя

Использование на занятии закличек. Проведение русской народной игры «Солнышко –ведрышко»

Альбом русских народных подвижных игр

«Колобок»

4-5 лет

27 неделя

 Использование на занятии русской народной сказки «Колобок» Проведение русских народных игр «Лиса», «Пятнашки»

Альбом русских народных подвижных игр

« Мы поедем в Городец покупать себе ларец»

5-6 лет

27 неделя

Проведение русских народных игр «Лошадки» «Перетягивание каната»

Альбом русских народных подвижных игр

«Деревянные ложки»

6-8 лет

27 неделя

Проведение русской народной игры «Ручеек». Использование на занятии потешек

Альбом русских народных подвижных игр

11. Народные подвижные игры, народов проживающих на территории России

« Перепелочки-украинская народная подвижная игра»

3-4 года

28 неделя

Познакомить с традициями украинского народа, воспитывать уважение к  культуре другого народа

Альбом украинских народных подвижных игр

«Тимербай –татрская народная подвижная игра»

4-5 лет

28 неделя

Познакомить с традициями татарского народа, воспитывать уважение к другой культуре

Альбом татарских народных подвижных игр

«Аҡ тирәк, күк тирәк

(Белый тополь, синий тополь) – башкирская народная подвижная игра»

5-6 лет

28 неделя

Познакомить с традициями башкирского народа, воспитывать уважение к другой культуре

Альбом башкирских народных подвижных игр

«Отдай платочек (Дэслшлы вер) –азебаржанская народная подвижная игра»

6-8 лет

28 неделя

Познакомить с традициями азейбаржанского народа, воспитывать уважение к другой культуре

Альбом азейбаржанских народных подвижных игр

11. «Русские народные промыслы»

«Русская матрешка»

3-4 года

29 неделя

Познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан)

Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству и бережное  отношение к игрушкам.

Творческие работы в сотворчестве с родителями конспект НОД, презентация

«Золотая хохлома»

4-5 лет

29 неделя

Формировать представления об элементах хохломской росписи, изделий хохломских узоров

 Воспитывать интерес к народному быту, к изделиям декоративно- прикладного искусства, фольклору России.

Творческие работы в сотворчестве с родителями конспект НОД, презентация

«Сказочная гжель»

5-6 лет

29 неделя

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Творческие работы в сотворчестве с родителями конспект НОД, презентация

«Дымковские игрушки»

6-8 лет

29 неделя

Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.

Закреплять знания детей о процессе изготовления Дымковской игрушки и умение рассказать об этом.

Творческие работы в сотворчестве с родителями конспект НОД, презентация

«Украинские народные игрушки»

3-4 года

30 неделя

 Познакомить с украинскими народными игрушками. Воспитывать уважительное отношение к народному промыслу народов, живущих в России

Творческие работы в сотворчестве с родителями конспект НОД, презентация

«Татарские народные игрушки»

4-5 лет

30 неделя

Познакомить с татарскими народными игрушками. Воспитывать уважительное отношение к народному промыслу народов, живущих в России

Творческие работы в сотворчестве с родителями конспект НОД, презентация

«Башкирские народные игрушки»

5-6 лет

30 неделя

Познакомить с башкирскими народными игрушками. Воспитывать уважительное отношение к народному промыслу народов, живущих в России

Творческие работы в сотворчестве с родителями конспект НОД, презентация

«Азейбаржанские народные игрушки»

6-8 лет

30 неделя

Познакомить с азейбаржансими народными игрушками. Воспитывать уважительное отношение к народному промыслу народов, живущих в России

Творческие работы в сотворчестве с родителями конспект НОД, презентация

  1. модуль Родная природа

Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой воспитанники узнают общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире, птицах. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

1.Растительный мир России

«Русский лес – чудесный лес»

3-4 года

31 неделя

Формировать  представления детей о  растительном мире средней полосы России, воспитывать бережное отношение к родной природе, воспитывать патриотические чувства.

Презентация, видеолекторий конспект НОД

«Русский лес – чудесный лес»

4-5 лет

31 неделя

Расширять представления детей о  растительном мире средней полосы России, воспитывать бережное отношение к родной природе, воспитывать патриотические чувства.

Презентация, видеолекторий конспект НОД

«Лес наше богатство»

5-6 лет

31 неделя

Познакомить детей с тем как люди в старину использовали богатство русского леса. Учить бережному отношению к природе. Воспитывать патриотические чувства к родной природе

Лепбук по теме

Конспект НОД

«Красота и богатство русского леса»

6-8 лет

31 неделя

Продолжать знакомить детей с красотой, богатством русского леса. Учить бережному отношению к природе. Воспитывать патриотические чувства к родной природе

Лепбук по теме

Конспект НОД

2. Животный мир России

«В мире животных. Ёж, белка»

3-4 года

32 неделя

Обогатить и расширить знания детей, а о диких животных.

Учить узнавать и называть по внешнему виду.

Дать представление о том, чем питаются, как и где обитают дикие животные.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

«По лесным тропинкам»

4-5 лет

32 неделя

Расширять и уточнять представления детей о природе.

Углублять представления детей о диких животных средней полосы.

Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

«Путешествие в лес. Кто живет в лесу»

5-6 лет

32 неделя

Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных России; систематизировать знания детей о взаимосвязях в природе; формировать представление о работе лесников, об охране животных государством. Воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Квест -игра Конспект НОД

«Животные России»

6-8 лет

32 неделя

Формирование эстетически-нравственного отношения к животным, через изображения их образов.

        Закрепление знаний о животных России и среде их обитания.

Закреплять представления о работе лесников, об охране животных государством. Воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Квест -игра Конспект НОД

3.Птицы России

«Вот такие птички, птички невелички. Синица»

3-4 года

33 неделя

Знакомство с птицей –синичкой, формировать у детей обобщенное представление о синице как о живом существе,  имеющее типичное строение, приспособленное к определенным климатическим условиям.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

 «Пернатые соседи Соловей»

4-5 лет

33 неделя

Знакомство с птицей –соловьем, формировать у детей обобщенное представление о соловье  как живому существу,  имеющему типичное строение, приспособленное к определенным климатическим условиям.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

«Птицы России. Сова. Кукушка»

5-6 лет

33 неделя

Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям;

Формировать осознанно – правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

«Птицы России. Жаворонок»

6-8 лет

33 неделя

. Формировать у детей обобщенное представление о птице жаворонке как живом существе, имеющее типичное строение, приспособленное к определенным климатическим условиям;

Формировать осознанно – правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

4. Государственные праздники России

«День Победы»

3-4 года

34/1 неделя

Сообщить детям первоначальные сведения о Дне Победы. Дать знания о ветеранах.

Стенгазета «День Победы» Конспект НОД

«День Победы»

4-5 лет

34/1 неделя

Продолжать знакомить детей с подвигом народа в ВОВ, воспитывать патриотические чувства и уважение к прошлому своей страны

Стенгазета «День Победы» Конспект НОД

Фотоотчет экскурсии в музей боевой славы.

«День Победы»

5-6 лет

34/1 неделя

Обобщить  и систематизировать  знания детей  о  подвиге    наших соотечественников  в  годы Великой  Отечественной войны, воспитывать патриотические чувства и уважение к прошлому своей страны

Стенгазета «День Победы» Конспект НОД

Фотоотчет экскурсии в музей боевой славы.

«День Победы»

6-8 лет

34/1 неделя

Обобщить  и систематизировать  знания детей  о  подвиге    наших соотечественников  в  годы Великой  Отечественной войны, воспитывать патриотические чувства и уважение к прошлому своей страны

Стенгазета «День Победы» Конспект НОД

Фотоотчет экскурсии в музей боевой славы.

5. Реки России

«Река Обь»

3-4 года

34/2 неделя

Познакомить детей с названием крупной    реки России: Обь. Формировать понимание значения воды в жизни для жизни всего живого. Побуждать детей  бережно  относиться  к природным богатствам России.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

«Голубые реки России»

4-5 лет

34/2 неделя

Познакомить детей с названиями крупных    рек России: Волга, Лена, Обь. Формировать понимание значения воды в жизни для жизни всего живого. Побуждать детей  бережно  относиться  к природным богатствам России.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

«Голубые реки России»

5-6 лет

34/2 неделя

Познакомить детей с названиями крупных    рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара. Формировать понимание значения воды в жизни для жизни всего живого. Побуждать детей  бережно  относиться  к природным богатствам России.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

«Озеро Байкал»

6-8 лет

34/2 неделя

Познакомить детей с   озером Байкал. Формировать понимание значения воды в жизни для жизни всего живого.  Побуждать детей  бережно  относиться  к природным богатствам России.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

6. Красная книга России

«Знакомство с Красной книгой»

3-4 года

35 неделя

Познакомить детей с Красной книгой, животными, растениями, занесенными в нее.

формировать у детей эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

воспитывать желание помогать природе и бережно относиться к ней.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

«Что такое Красная книга?»

4-5 лет

35 неделя

Продолжать знакомить детей с Красной книгой, животными, растениями, занесенными в нее.

формировать у детей эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

воспитывать желание помогать природе и бережно относиться к ней.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

«Что такое заповедник?»

5-6 лет

35 неделя

Познакомить детей с назначением заповедников, «Красной книги».  

Воспитывать бережное  отношение  к  природе, патриотические чувств.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

«Что такое заповедник?»

6-8 лет

35 неделя

Познакомить детей с назначением заповедников, «Красной книги».  

Воспитывать бережное  отношение  к  природе, патриотические чувств.

Презентация, видеолекторий Конспект НОД

Итоговая диагностика. Обследование детей на определение итоговых знаний.

36 неделя

 Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155] – М.: Центр педагогического образования, 2014.  - 32 с.

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.

3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.  Мы живём в России.  Гражданско-патриотическое   воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 96с.

4.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 184 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

5.Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 104


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Уголок России - отчий дом"

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой прожи...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию "Моя Россия" детей подготовительной группы.

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Воспитание патриотизма - это не просто...

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию "Моя Россия" детей подготовительной группы.

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...

Инновационный проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина –Россия»

Инновационный проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина –Россия»...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается сотношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, слюбви к своему дому. В настоящее время в современной семье забытынра...