Картотека сюжетно-ролевых игр с куклой Олей для детей раннего возраста
картотека

Зубова Татьяна Анатольевна
Данная картотека представляет собой сборник сюжетно-ролевых игр для детей раннего возраста с использованием куклы Оли. В ней собраны сценарии и игровые ситуации, способствующие развитию воображения, коммуникационных навыков и эмоционального интеллекта у малышей.
 
Игры с куклой Олей направлены на создание комфортной и дружелюбной атмосферы, где дети могут свободно выражать свои мысли и чувства, а также учиться взаимодействовать друг с другом. В каждой игре предложены простые, но эффективные идеи, которые легко адаптировать под различные темы и интересы детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно-ролевых игр с куклой Олей для детей раннего возраста

«Познакомимся с куклой Олей»

Цель: познакомить детей с куклой, вызвать интерес к ней, желание играть. Дать образец несложных игровых действий с куклой, стимулировать сопровождение их речью.

Материал: кукла.

Содержание игры: Ребенок сидит на стуле за столом. Взрослый говорит: «К нам в гости пришла кукла, ее зовут Оля, давай с ней познакомимся!». Кукла «подходит», «протягивает» руку: «Я – Оля, а тебя как зовут?» Взрослый предлагает пожать кукле руку, погладить ее по головке и пр. Далее взрослый обращается к кукле: «Оля, хочешь сесть на стул? Садись, Оля!» Обращается к ребенку: «Попроси Олю сесть» -  стимулирует к общению с куклой с помощью речи и жестов. «Оля, как настоящая девочка, - продолжает педагог, - вот у нее руки. Где у Оли руки? Вот ноги, где ноги? Вот голова, где голова? Покажите, пожалуйста, где глаза, нос, рот?» Ребенок показывает, легко дотрагиваясь руками, взрослый поощряет высказывания, действия ребенка. Если ребенок не говорит, неоднократно четко произносить нужные слова самому взрослому, спокойно и ласково, показывая плавными движениями и жестами, доступными для подражания.    Взрослый делает вид, что кукла шепчет ему что-то на ухо, а он внимательно слушает, потом обращается к ребенку: «Оля хочет спросить, а где у (имя ребенка) руки и ноги?» Кукла обращается: «Где у тебя ручки, где ножки? Можно я поглажу тебя по голове, а ты можешь погладить меня? Можно к тебе на ручки?» - и т.д.

«Кукла Оля ходит»

Цель: продолжать учить ребенка играть с куклой, радоваться встрече с ней. Закреплять знакомые игровые действия, помогать сопровождать их речью, показать новые игровые действия с куклой.

Материал: кукла.

Содержание игры: Рекомендуется начать совместную деятельность с подвижной игры с речевым сопровождением: «Большие ноги идут по дороге», - взрослый и ребенок движутся по кругу или в прямом направлении, произнося слова «Топ, топ, топ» вместе и делая большие шаги.  «Маленькие ножки идут по дорожке», - продолжает взрослый и делает вместе с ребенком маленькие шажки, произносят: «топ, топ, топ...» «В ямку - бух!» -  приседают, «падают» в ямку.  «Как мы упали? Бух! Бух! Сидим в ямке, слышим, кто-то поет: а-а-а-а. Кто это поет? Правильно, Оля поет! Как поет Оля? Позовем ее, пусть поможет выбраться из ямки!» - зовут Олю. Она приходит, помогает - протягивает ручки (вместе со взрослым).  «Оля, а ты умеешь ходить? Покажи! (имя ребенка), попроси Олю идти». Оля идет маленькими ножками: топ, топ, топ. Как идет Оля? Топ-топ.  Повторяем вместе и самостоятельно. «Бух! Упала! Как упала Оля? Уа, уа, плачет Оля! Как плачет Оля? Не плачь, не плачь!» - взрослый гладит по голове куклу, прижимает к себе, предлагает пожалеть куклу так же. «Не плачь, Оля, мы с тобой поиграем еще раз!» - заканчивает игру взрослый.

«Покатай куколку в коляске».

Цель: Продолжать учить ребенка играть с куклой, радоваться встрече с ней. Вызвать желание покатать куколку в коляске. Учить заботиться о близких.

Материал: кукла, коляска.

Содержание игры: Воспитатель зовёт детей к куколке. Говорит, что куколка хочет гулять. Предлагает взять куклу Оля за ручку и погулять с ней. «Большие ноги идут по дороге», - взрослый и ребенок движутся по кругу или в прямом направлении, произнося слова «Топ, топ, топ» вместе и делая большие шаги.  «Маленькие ножки идут по дорожке», - продолжает взрослый и делает вместе с ребенком маленькие шажки, произносят: «топ, топ, топ...» После взрослый говорит: «Кукла устала, давай покатаем ее на коляске! Садись, Оля! Тебе удобно? Я тебя покатаю! Не бойся!» - взрослый говорит короткими фразами, стимулируя ребенка к повторению в зависимости от речевых возможностей своего малыша.

Покатаю Оленьку, Куколку свою.

Покатаю Оленьку, песенку спою.

      Я в коляске Оленьку, Оленьку везу.

       Я коляску с Оленькой деткам подвезу.

«Уложим Зайку спать»

Цель: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить зайку головой на подушку, накрыть одеялом. Формировать у детей временные отношения: день – гуляют, играют, кушают, ночь – спят. Учить ласково обращаться с зайкой. Воспитывать культуру поведения.

Материал: игрушка – зайка, кроватка, одеяло, подушка, простынка, матрац.

Содержание игры: Воспитатель обращает внимание детей на то, что зайка много прыгал и устал, что зайке пора спать. Педагог обращается к детям: «Мы сегодня будем укладывать спать нашего зайку. Куда положим зайку? Правильно, на кровать. Сиди, зайка, пока на стуле, мы тебе все приготовим».  Взрослый достает по очереди (по логике последовательности действий) необходимые предметы, медленно и четко действует, комментируя короткой фразой: «Это… матрац. Что это? Зачем матрац? Правильно, чтобы было мягко спать. На матрац положим …правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался. Зачем простынка? Под голову положим… подушку. Зачем подушка? А чем накроем зайку? Правильно, одеялом. Зачем одеяло?» Если дети могут назвать наволочку и пододеяльник, то педагог называет и эти предметы. Позже дети учатся самостоятельно надевать их. Педагог продолжает: «Ложись, зайка, голову клади на подушку. Я тебя накрою одеялом, чтобы было тепло. Спи. Я тебе песенку спою».

«Покачай куклу Олю, спой ей песенку»

Цель: Учить выполнять игровые действия, поощрять стремление использовать в игре потешки. Учить качать куколку спокойно, заботясь о ней. Петь песенку «баю-бай».

Материал: кукла.

Содержание игры: Воспитатель изображает, что кукла Оля плачет: «Уа, уа!». Изображает, как плачет. «Что наша Оля сегодня капризничает. Наверное, она устала. Давайте пожалеем Оля». Предлагает детям по очереди погладить Оля по голове. «Ничего Оля не хочет, только плачет и плачет. Давайте, ребятки, попробуем Олю покачать, споём колыбельную песенку, может, она и поспит»,- продолжает воспитатель. Предлагает детям взять куколку на ручки и осторожно покачать её.

Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок,

Нарядился, воротился,

Стал он люлечку качать.

Баю – баю – баю – бай.

Спи, Оленька, скоренько.

Встань, Оленька, с зоренькой!

Предлагает детям, качая куклу, подпевать: «Аа, аа, баю-бай».

«Уложим куклу Олю спать»

Цель: Познакомиться с предметами одежды; закрепить последовательность одевания и раздевания куклы. Воспитывать доброжелательность, умение оказывать помощь окружающим. Прививать культуру общения.

Материал: кукла, кроватка, одеяло, матрац, подушка, простынка.

Содержание игры:  Воспитатель приносит в группу куклу. Кукла «здоровается» с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, кукла очень ласковая, добрая и воспитанная девочка. Но она очень устала, долго гуляла на улице, помогала другим ребятам и ей очень хочется отдохнуть. Дети предлагают ей отдохнуть, показывают красивую кроватку. Воспитатель обращает внимание на ласковое произношение слов. Но Оля еще маленькая, не умеет самостоятельно раздеваться, и воспитатель предлагает детям помочь ей в этом. Воспитатель обращает внимание на последовательность раздевания, аккуратного складывания вещей на стульчик, уточняет название одежды. Дети желают кукле «Спокойного сна!», а вечером «Спокойной ночи!». Воспитатель обращает внимание на то, что, когда кто-то спит, играть и разговаривать надо тихо, чтобы не разбудить спящего.

«Кукла Оля пляшет и поет»

Цель: Показать детям новые игровые действия с куклой. Учить подражать действиям взрослого. Закреплять интерес к кукле. Воспитывать положительное отношение к игрушке.

Материал: куклы, ширма, музыкальное сопровождение.

Содержание игры: Дети подходят к ширме. За ширмой спрятаны куклы. Взрослый говорит: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Оля. Она спряталась и ждет, когда мы ее позовем».  «Оля! Оля! - не идет…  Еще раз позовем…» Кукла появляется из-за ширмы, радуется детям, замечает какую-то деталь во внешности у детей (прическа, платье, рубашка и т.п.), все это делает куклу близкой ребенку, облегчают контакт с ней. «Оля умеет петь песенку, послушай!» - взрослый берет куклу на руки, раскачивает ее в такт мелодии и поет: а-а-а-а. Потом кукла «шепчет» ему на ухо, что хочет петь песенку вместе с ребятами, приглашает попеть с ней.  Кукла благодарит детей. «Оля умеет танцевать», - продолжает взрослый, берет за ручки куклу, она топает по столу (ковру) ножками в такт веселой мелодии. «Поможем Оле, похлопаем в ладоши!» Дети хлопают в ладоши, радуются забавным движениям куклы, кукла танцует и вдруг садится на ковер. «Оля, ты устала? Ой, устала Оля!» -  стимулирует детей к повторению этого вопроса и вывода, не говорящих - к подражанию жесту удивления и сочувствия. «Пусть посидит, а мы потанцуем!» Дети танцуют, а кукла (взрослый) хлопает в ладоши. Кукла говорит о том, что позовет свою подружку, чтобы попеть с ней песенки и потанцевать. Из-за ширмы «выходит» кукла, и дети танцуют с куколками.

«Построим домик для Мишки»

Цель: Показать детям новые игровые действия с мишкой и кубиками. Учить подражать действиям взрослого. Закреплять интерес к игре. Учить обыгрывать заданную ситуацию.

Материал: игрушка-мишка, кубики.

Содержание игры:  Воспитатель обращает внимание детей на чей-то плачь: «Слышите, ребятки, кто-то плачет? Кто это?» Показывает детям мишку. «Кто это, посмотрите. (мишка) Что случилось с тобой, мишка? У мишки ребятки нет домика. Ему очень грустно. Вам жалко мишку?» Предлагает пожалеть мишку. «Давайте поможем мишке. Построим ему домик». Показывает детям кубики и предлагает построить домик. Дети вместе с воспитателем делают простую постройку.

Тук, да тук, тук, да тук,

Раздается громкий стук.

Строим дом, дом большой,

И с крылечком и с трубой.

Разукрасим мы дом

И вверху флажок прибьем.

Будет жить в доме том мишка.

«Вот как мишка рад, он улыбается. Спасибо, ребятки, Вы такие молодцы! Теперь и у меня есть дом». Мишка благодарит детей, жмёт им руку. Дети играют с мишкой и построенным домиком.

«Угостим Зайку и Мишку чаем»

Цель: Учить детей выполнять простые игровые действия. Называть и показывать чайную посуду. Развивать интерес к игре. Побуждать к активной речи.

Материал: игрушка – мишка, игрушка – зайка, кукольная чайная посуда.

Содержание игры: Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости? Сегодня к нам в гости придут мишка и зайка. Давайте им чаю приготовим. Посмотрите, какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. Нальем в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставим его греться на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть мишка и зайка. Поставьте им чашку с блюдцем. А ты, (имя ребёнка), куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? Принеси, …, пожалуйста. Теперь все готово. Можно встречать мишку и зайку. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название назначения посуды: чайник, сахарница, хлебница. Приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо», мыть посуду и ставить ее на место.

«Покатаем куклу Олю на машине»

Цель: Учить детей выполнять простые игровые действия с куклой и машинкой. Учить катать куколку осторожно. Учить детей удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев рук при ходьбе.

Материал: куколка, машинка.

Содержание игры: Воспитатель сажает на машину куклу Оля и говорит: «Оля хочет покататься на машине. А кто будет шофером? Дима, ты хочешь быть шофером? Держи верёвочку и осторожно покатай Машу». Во время игры воспитатель поет:

Машина, машина идет гудит, в машине, в машине шофёр сидит!

«Би-би-би!» Би-би-би!»

В машине, в машине ребят полно. Поехали дети, глядят в окно!

«Би-би-би! Би-би-би!»

Вот поле, вот речка, вот лес густой. Приехали дети, машина, стой!

«Би-би-би! Би-би-би!»

 «Спасибо, Дима, ты был хорошим шофером. Кто ещё хочет покатать Олю?» Дети по желанию катают куколку. После игры кукла Оля благодарит детей: «Спасибо, ребята».

«Научим Мишку умываться»

Цель: Формировать у детей культурно – гигиенические навыки. Продолжать учить правильно умываться, пользоваться индивидуальным полотенцем.

Материал: игрушка – мишка, полотенце, мыло (предметы-заместители).

Содержание игры: «Наш мишка спал, а теперь проснулся. Давайте поможем ему встать с постели», -говорит воспитатель. Дети достают мишку из кроватки, обнимают его, гладят по голове.  «Надо помочь мишке помочь умыться. …, открой кран». Дети открывают кран с водой, воспитатель рассказывает потешку: Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

«Возьмём мыло и намылим мишке ручки. Помогите ему. А теперь будем мыло смывать водичкой и вытрем мишку полотенцем. Вот какой мишка стал чистый». Мишка благодарит детей.

«Оденем куклу Олю на прогулку»

Цель: Подобрать предметы одежды по сезону. Учить одевать куклу в правильной последовательности. Продолжать учить помогать близким, заботиться о них.

Материал: кукла, кукольная одежда.

Содержание игры: Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Оля уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку. Давайте вместе одевать Олю на прогулку. Что будем одевать сначала? Возьмем колготки, чтобы Оля не замерзла, одену ей теплую кофточку. Какая у Оли кофточка? (Большая, теплая, красная). Теперь оденем сапожки.

Наденем на ножки новые сапожки

Пустим по дорожке. Будет Оленька ходить,

Сапожки новые носить.

Что теперь будем одевать? (шапку). Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть кукле (пальто, шубу).

Наша Оля маленька, на ней шубка аленька,

Опушка бобровая, Оля чернобровая.

     «На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей».

«Научим куклу Оля раздеваться после прогулки»

Цель: Учить раздевать куклу в правильной последовательности. Продолжать учить помогать близким, заботиться о них.

Материал: кукла, кукольная одежда, шкаф для одежды.

Содержание игры: Воспитатель говорит: «Оля вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Помогайте ребятки Оля раздеваться. Развязали Оленьке шарфик полосатенький. Куда надо положить шарфик? (на полку в шкаф). Правильно. А сейчас, что мы поможем Оле? (куртку) Куда мы повесим куртку? (в шкаф). Что мы еще не сняли? (сапожки) Куда мы поставим сапожки? (в шкаф) Снимем с ножки новые сапожки. Что еще надо снять? (колготки). Куда надо положить колготки? (на полочку в шкаф). Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалики!

Вот они сандалики

У нашей Оли-крошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки

А теперь можно играть? Нет, надо умыться.

«Накормим Зайку кашей»

Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде. Активизировать речь детей. Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к Зайке.

Материал: игрушка – зайка, кукольная столовая посуда, кукольная мебель.

Содержание игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (тарелки, ложки и т.д.). Показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить зайку кашей.

Кушай, детка, кашку.

Ложечку- за папу, ложечку- за маму.

Будешь самым сильным, Ловки, смелым и умелым.

После еды зайка благодарит ребят. Воспитатель предлагает детям убрать посуду со стола.

«Кукла Оля собирается на праздник»

Цель: Учить детей называть различные предметы праздничной одежды, аксессуары. Познакомить с последовательностью их одевания, используя любимых кукол детей.  Учить правильно надевать различные предметы одежды.

Материал: Куклы, одежда для кукол, банты, различные праздничные аксессуары.

Содержание игры: «Ребята, куклу Олю пригласили на праздник. Она расстраивается, что не сможет быть красивой. Поможем Оле? Давайте посмотрим, какие у Оли есть платья и выберем самое нарядное». Дети вместе с воспитателем достают платья из кукольного шкафа, рассматривают их и выбирают самое нарядное. «Давайте поможем Оле одеться. Что сначала оденем? (колготки) Где они? А потом? (платье) Вот какая Оля нарядная! Только чего-то не хватает. Что ещё забыла Оля? (туфли) И. чтобы Оля была совсем красавица, оденем ей бусы. Вот теперь всё. Оля готова, может отправляться на праздник». Оля благодарит ребят за помощь.

«Делаем причёску кукле Оле»

Цель: Показать новые игровые действия с куклой. Вызвать интерес к игре. Подобрать необходимые атрибуты к заданной игровой ситуации. Вызвать желание помогать.

Материал: Кукла, расчёска, бант.

Содержание игры: Воспитатель обращается к детям: «У куклы Оле сегодня праздник. Оля хочет сделать красивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Олю красиво. Ребятки, вы хотите мне помочь? Давайте играть вместе. Возьмём расчёску и причешем Олю волосы». Дети по очереди расчёсывают волосы кукле. Воспитатель подбадривает: «Вот так. Сейчас можно и бантики им завязать. Вот какая красивая стала Оля». 

Расти, коса, до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти, косынька, до пят –
Все волосыньки в ряд.

Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться, вежливо выражать свою просьбу: «причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т.п.

«Кукла Оля заболела»

Цель: Учить выполнять новые игровые
действия. Подбирать атрибуты для игры. Формировать элементарные представления о здоровье, правилах личной гигиены.

Материал: Кукла, набор доктора.

Содержание игры: Воспитатель сообщает детям, что кукла Оля заболела. Надо уложить Олю в постель и вызвать доктора. «Я сама буду доктором. У меня есть колпак, халат и инструменты. Давайте вместе лечить куколку, начнем. Давайте послушаем ее. Что нам для этого нужно? (трубка). Слышишь, как бьется Катино сердечко: тук-тук-тук? (предложить детям по очереди послушать) Дыши, Оля. Где ложечка? Оля, скажи: «А-а-а». Видите, горло у Оли красное и температура высокая. Теперь Оля пусть поспит». Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:

«Тихо. Тихо. Тишина. Оля бедная больна.

Оля бедная больна, просит музыки она.

Спойте, что ей нравится, и она поправится».

«Вот видите, мы развеселили Олю, и она быстро поправилась».

«Поможем кукле Оле приготовить суп»

Цель: Продолжать учить действовать в заданной игровой ситуации. Подобрать атрибуты к игре. Прививать желание заботиться о близких.

Материал: Кукла, плита, столовая посуда, муляжи овощей (предметы-заместители).

Содержание игры: Воспитатель: «Ребята, кукла Оля проголодалась. Скоро обед, и Оля хочет приготовить суп. Давайте поможем Оля сварить суп».  Воспитатель предлагает детям подобрать необходимую посуду. Показывает детям предметы посуды, просит их назвать.  «Вот мы и помогли Маше подобрать необходимую посуду. Но, вот ведь беда какая, она забыла, какие овощи нужны для супа.  Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты».  Дети перебирают овощи и складывают в кастрюлю, то. Что нужно для супа. Воспитатель помогает. Затем просит детей посолить суп и помешать ложкой. «Давайте попробуем наш суп. Ах, как вкусно! Молодцы, помогли Оле». Оля благодарит ребят за помощь и приглашает всех к столу обедать.

«Устроим кукле Оле комнату»

Цель: Расширять представления детей о предметах мебели (стол, стул, диван, кровать) и их назначении. Называть предметы и действия доступными детям речевыми средствами (звукосочетаниями, облегчённые слова). Побуждать к активным действиям.

Материал: Кукла, кукольная мебель.

Содержание игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель вносит знакомую детям куклу. (Малыши, узнав Оля, радуются.) «Здесь будет Олина комната. Тут Оля будет жить. Оленька, тебе нравится твоя комната?» «Нет, - отвечает Оля. - Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет, кровати нет». Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Оля кровать?» Предлагает кукле осмотреть кровать, а затем лечь в нее: «Ложись, Оленька!» Оля ложится и засыпает. ««Пусть поспит», - говорит воспитатель, - а мы ей комнату устроим. Стол поставим... Что это? Зачем Оле стол? И стулья надо. Зачем стулья?» - интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья. Затем воспитатель вносит шкаф для белья и для посуды (буфет). Спрашивает названия этих предметов мебели, объясняет их назначение, ставит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья. После того, как комната будет оборудована, воспитатель предлагает разбудить Олю. Просыпается Оля. Она радуется новой мебели. Оля благодарит ребят.

«Постираем кукле Оле платье»

Цель: Способствовать обогащению игр новыми сюжетами. Воспитывать интерес к труду, желание принимать в нём посильное участие.

Материал: Кукла, кукольная одежда, тазик, мыло.

Содержание игры: Воспитатель обращается к детям: «Оля сегодня упала и испачкала своё платье. Его нужно постирать. Что нам для этого нужно? Давайте возьмём таз и мыло». Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоем (втроем). Когда все необходимое для стирки готово, педагог спрашивает: «Можно стирать белье? Ничего не забыли принести?» (нельзя, потому что не принесли воды) Какая нам нужна вода? (теплая). Давайте принесем воды и нальем ее в таз. Затем воспитатель показывает, как надо стирать белье. Дети повторяют действия взрослого.

У меня большая стирка, мне белье стирать не лень.

Я в лоханку лью водицу и стираю целый день.

В мыльной пене, в мыльной пене станет чистым все белье.

Выстиранное белье складывают в отдельные тазики. По совету воспитателя дети выливают грязную мыльную воду и наливают чистую, холодную, для полоскания белья. Затем педагог объясняет: «Когда белье выстирано, выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить». Дети повторяют все действия взрослого. После того, как белье развешено, воспитатель предлагает детям убрать все на место.

«Мишка и Зайка испачкались»

Цель: Вызвать интерес к игровой ситуации. Подобрать необходимые атрибуты к игре. Формировать представление о культурно-гигиенических навыках. Продолжать учить заботиться о близких.

Материал: Игрушка – мишка, игрушка – зайка, тазик, полотенце, мыло, мочалка.

Содержание игры: Дети подходят к столу, на котором находятся ванночка и купальные принадлежности. Воспитатель говорит: «Дети, сейчас мы будем купать мишку и зайку. Они испачкались». Воспитатель ставит на стол ванночку с водой. «Смотрите, зайка и мишка хотят купаться. Где их можно выкупать? (в ванночке) Какая нужна водичка? (Теплая). Что еще нам надо, чтобы помыть зайку и мишку? (Мыло, мочалка) Чем будем вытирать? (Полотенцем) Начинаем мыть. Куда надо посадить мишку и зайку? (В ванночку) Что будем им мыть? (Ручки, ножки) А животик будем мыть? (Да)» Выполняет вместе с детьми действия. А теперь польем на Катю из лейки водичкой. Вот какие они чистые. Вытрем мишку и зайку полотенцем. А что же дальше будем делать? Теплого чаю выпить дадим и положим в постель.  Дети вместе с воспитателем укладывают в кровать. Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает детям убрать предметы на место. Затем благодарит за помощь.

«Кукла Оля собирается в детский сад»

Цель: Активизировать речь детей. Воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле. Продолжать учить одеваться по алгоритму.

Материал: Кукла, кукольная одежда, полотенце.

Содержание игры: Воспитатель показывает детям, что кукла Оля ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. «Давайте, ребятки, разбудим Олю. Оленька, просыпайся. Тебе пора в детский сад».  Воспитатель вместе с детьми поднимает куклу из постельки. «Давайте поможем Оля умыться и почистить зубки». Дети ведут машу к крану умываться, вытирают её полотенцем. Воспитатель показывает, как нужно почистить зубки Оля. «А теперь помогите выбрать Оля одежду в детский сад». Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует её. Воспитатель вместе с детьми одевает куколку. «Что оденем сначала? (колготки) А потом? (платье) А теперь давайте сделаем Оля причёску, завяжем ей бант. Вот какая Оля красавица! Теперь она готова идти в детский и играть там с ребятами». Дети танцуют вместе с куколкой.

«Кукла Оля просыпается»

Цель: Формировать умение выполнять игровые действия. Подбирать предметы одежды. Учить заботиться о близких, помогать им. 

Материал: Кукла, кукольная одежда.

Содержание игры: «Солнышко уже проснулось, ребяткам улыбнулось. Ребятки тоже проснулись, а Оля всё ещё спит. Давайте позовём Олю играть. Оля, просыпайся, пора вставать». Воспитатель предлагает детям позвать Олю, погладить её.

Ручки-ручки – потягушки
И ладошки – похлопушки.
Ножки-ножки – топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки –чмок.

Куколка просыпается. «Вставай, Оля, умывайся, одевайся, будем играть». Дети вместе с воспитателем поднимают куклу Олю из кроватки, умывают, вытирают полотенцем. «Оля, нужно убрать постель. Давайте поможем Оле». Дети заправляют аккуратно куколкину постель. «Теперь поможем Оле одеться». Достают одежду куклы из шкафа, одевают куколку по алгоритму. После играют с куколкой. Куколка благодарит ребят за помощь.

«Мишка пришел в магазин»

Цель: Учить детей действовать в новой игровой ситуации. Подбирать необходимые атрибуты. Помочь детям обустроить место для игры. Способствовать развитию сюжета.

Материал: Игрушка – мишка, атрибуты для игры «Магазин».

Содержание игры: Воспитатель говорит детям: «Мишка собирается в магазин за продуктами, но он не хочет идти один, потому что ему нужно купить много продуктов. Он просит вас помочь». Воспитатель предлагает детям взять сумки и отправляться в магазин.  Дети выбирают продукты. Воспитатель спрашивает, что это и объясняет для чего тот или иной продукт. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Кукла Оля наводит порядок»

Цель: Предложить детям подобрать необходимые атрибуты к игре. Учить брать на себя необходимую роль. Учить выполнять в игре знакомые трудовые операции.

Материал: Кукла, тряпочка, детское ведёрко, щётка.

Содержание игры: Воспитатель: «Ребятки, посмотрите какой у Оли в комнате беспорядок. Оля, давай будем убираться. Поможем куколке. Что нам нужно для уборки? (ведро, тряпочка, щётка, вода)». Дети приносят уборочный инвентарь, рассматривают его, воспитатель рассказывает о его назначении. Потом вместе с детьми начинают уборку. Протирают мебель, подметают, убирают вещи по своим местам.

Бим-бом, тили-бом, собираем все кругом!
Бим-бом, тили-бом, будет чистым наш дом!

«Вот какие, молодцы! Всё убрали, теперь у Оли чисто и красиво. Оля говорит вам спасибо, ребятки. Теперь можно и потанцевать. Становитесь с Олей танцевать».

«Мишка и Зайка поздравляют куклу Олю с праздником»

Цель: Предложить детям принять участие в игре. Выполнять игровые действия по сюжету. Обогащать социальный и коммуникативный опыт детей. Активизировать словарный запас детей.

Материал: Игрушка – зайка, игрушка – мишка, кукла, подарки.

Содержание игры: «Ребятки, вы знаете, что скоро праздник - 8 марта. В этот день поздравляют всех мам, бабушек и девочек. Оля тоже девочка, значит и у неё праздник. Сегодня Олю придут поздравлять зайка и мишка. Поможем Оле нарядиться и накрыть на стол». Ребята вместе с воспитателем выбирают для Оли нарядное платье и бант, одевают куклу. Потом накрывают стол для чаепития. Воспитатель просит детей показывать и называть предметы чайной посуды. «А вот и наши гости: мишка и зайка. Они принесли для Оли цветочки. Оле очень понравились цветы. Давайте поставим их в вазу. Сначала нужно налить в вазу воду, а потом поставить в неё цветы». Дети выполняют инструкцию воспитателя. «Оля приглашает гостей пить чай». Дети помогают посадить Олю, зайку и мишку за стол и поят их чаем. Куколка благодарит гостей за подарки.

«Помогаем кукле Оле собрать игрушки»

Цель: Используя метод косвенного руководства. Способствовать организации игры. Учить детей отражать свои впечатления, применять умения, общаться в ходе игры.

Материал: Кукла, игрушки.

Содержание игры: Воспитатель говорит детям: «Кукла Оля в своём детском саду разбросала все игрушки и теперь плачет, потому что не помнит где что лежало. Вам жалко Олю. Давайте её успокоим и пожалеем». Дети жалеют куколку. «Давайте ей поможем. Вы поможете Оле собрать игрушки? Все игрушки должны лежать на своих местах. Поможем?» Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей. Дети собирают игрушки. После того, как все игрушки убраны, Оля благодарит ребят за помощь и предлагает потанцевать.

«Угостим Зайку обедом»

Цель: Подобрать необходимые атрибуты к игре. Накрыть на стол. Учиться ухаживать, заботиться, помогать.

Материал: Игрушка – зайка, кукольная мебель, кукольная столовая посуда.

Содержание игры: Воспитатель: «Скоро зайка возвратится с прогулки. Он долго играл, проголодался, давайте приготовим ей кашу и компот». Педагог вместе с детьми готовит посуду: кастрюли, тарелки, нож, ложки, хлебницу, чашку. Затем наливает воду в кастрюли и ставит их на плиту. Предлагает помыть фрукты. «Вода уже кипит, высыпай из тарелки фрукты в кастрюльку, мешай ложкой. Теперь насыплем сахару. Зайка любит сладкий компот». Пробует на вкус, накрывает кастрюлю крышкой, отставляет в сторону. «А теперь для зайки наварим сладкой каши. Вот здесь у нас в коробочке крупа. Называется она рис. Рисовая каша очень вкусная». Пересыпает крупу в тарелку, привлекает детей к приготовлению каши. «Вода уже закипела, надо помыть крупу (моет). Теперь высыплем рис в кипящую воду и будем варить». Помешивает ложкой кашу: «Да, да, да, да, да, да, каша будет хороша. Варю я не спеша. И в кастрюльке понемножку все помешиваю ложкой. Да, да, да, каша очень хороша. Готово, сварилась рисовая каша». Дети ставят на стол тарелку, чашку, кладут ложки, салфетки. «Позовите зайку. Все уже приготовлено». Накладывает кашу в тарелку, ставит на стол. Вместе с воспитателем умывают зайке и вытирают лицо и руки полотенцем, усаживают за стол, кормят. «Кушай, зайка, не спеша. Кушай кашу, кушай, крошка. И компота пей немножко». Зайке понравился обед, он вытирает рот салфеткой, благодарит детей.

«Покатаем Зайку и Мишку в автобусе»

Цель: Создать новую игровую ситуацию. Развивать воображение. Продолжать учить действовать с предметами-заместителями.

Материал: Игрушка – мишка, игрушка – зайка, кукольная мебель (стулья), руль.

Содержание игры: «Ребята, зайка никогда не ездил на автобусе. А ему очень хочется. Покатаем зайку?» Воспитатель ставит стулья в ряд и говорит, что это автобус. Предлагает детям занять места, называет их и зайку пассажирами. Одному ребёнку предлагает занять первый стул и быть водителем. «Без водителя автобус не поедет. Водителю нужен руль. (даёт ребёнку руль). А ещё все пассажиры автобуса должны купить билеты. Сейчас я вам дам билетики. Ну вот водитель готов, пассажиры заняли свои места, билеты куплены, и автобус может отправляться.

Мы в автобус дружно сели,

И в окошко посмотрели.

Наш шофёр педаль нажал,

И автобус побежал.

«Вот и остановка, пассажиры приехали. Скажем спасибо водителю автобуса».

«У куклы Оли день рождения»

Цель: Формировать представление о празднике, праздничной одежде. Накрыть на стол. Учить встречать гостей. Учить быть внимательными и заботливыми.

Материал: Кукла, кукольная мебель, посуда, праздничная кукольная одежда.

Содержание игры: Воспитатель говорит, что у ее куклы Оли сегодня день рождения и она приглашает в гости. «Что мы подарим Оле, чем порадуем ее?» Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок меда или с зайкой, который подарит Оле сладкую морковку. Затем воспитатель предлагает детям помочь Оле красиво накрыть стол для гостей, приготовить чай с пирогами. Дети идут на день рождения. Кукла радостно встречает гостей, благодарит их: «Спасибо, Мишка. Садись чай пить. Смотрите, а вот и зайка-побегайка пришел. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, заинька, садись и ты чай пить, медом угощайся».

Чей, чей, чей, чей, чей сегодня день рожденья?

Кто, кто, кто, кто принимает поздравленья?

     Кто получит от ребят и игрушки и подарки?

Все мы Оля поздравляем! С ней, с ней, с ней, с ней

Веселимся и играем.

 «Вот какой веселый день рождения был у Оли. Теперь пора прощаться, пусть Оля отдыхает».

«Поможем Зайке помыть посуду»

Цель: Предложить детям принять участие в игре. Выполнять игровые действия по сюжету. Учить выполнять в игре знакомые трудовые операции. Воспитывать любовь к труду.

Материал: Игрушка – зайка, кукольная посуда, тазик, полотенце.

Содержание игры: Воспитатель обращает внимание детей на игрушку-зайку: «Ребята, к нам пришёл зайка. Он очень грустный. У зайки беда. У него в доме вся посуда испачкана, а помыть зайка её не может, он не умеет. Поможем зайчику?». Дети с воспитателем и зайкой идут в кукольный уголок, собирают всю посуду со стола. «В чём мы будем мыть посуду? (в раковине, в тазике) Что нам нужно ещё? (вода, мыло) Давайте включим воду, только водичка должна быть тёплой. Будем мыть посуду тёплой водой с мылом». Дети моют посуду. «А теперь посуду будем вытирать чистым полотенцем». После того, как вся посуда вымыта и высушена, дети расставляют её по местам. Зайчик благодарит ребят за помощь и предлагает теперь поиграть.

«К кукле Оле пришли гости»

Цель: Учить действовать в заданной игровой ситуации. Накрыть на стол. Учить встречать гостей. Учить быть внимательными и заботливыми.

Материал: Куклы, кукольная посуда, одежда, мебель.

Содержание игры: Воспитатель: «Ребята, кукла Оля сегодня ждёт гостей. К ней придут её подружки куколки. Оля хочет угостить их чаем с печеньем. Поможем Оле накрыть на стол? Давайте возьмём чайную посуду и поставим её красиво на стол. Какую посуду мы возьмём? (чайную) Что это? (чашка, блюдце, чайник, ложка, сахарница и т.д.)» Дети накрывают на стол. «Ой, ребятки, а Оля сама то не одета красиво. Давайте поможем Оле нарядиться. Что же Оле лучше одеть? (нарядное платье, туфли, бант)». Дети одевают куклу. «Слышите шаги (топ-топ), это Олины гости идут. Здравствуйте, куколки, проходите, мы вас уже ждём». Усаживают кукол за стол, поят чаем с печеньем. Куколки потом разговаривают. После Оля с ребятами провожает гостей, говорит им «до свидания», машет рукой, просит ребят помочь ей убрать со стола. Кукла Оля хвалит ребят и благодарит за помощь.

«Мишка заболел»

Цель: Учить детей брать на себя роль. Применять в игре личный опыт. Учить подбирать атрибуты. Называть инструменты, которыми пользуется врач.

Материал: Игрушка - мишка, атрибуты медицинского работника, игрушки – заместители.

Содержание игры: Воспитатель обращает внимание на игрушку-мишку: «Ребята, посмотрите на нашего мишку. Видите, какой он грустный? Знаете, почему мишка такой грустный? У него болит животик.

Мишка бедный заболел 
Мишка бедный заболел.
Много меду вчера съел. 
Мишке больно и неловко, 
Всё болит: живот, головка.

Поможем мишке? Давайте уложим мишку в кровать и позовём доктора. Давай,…, ты будешь сегодня доктором. Одевай халат, бери чемоданчик доктора, будем осматривать мишку». Ребёнок с помощью воспитателя берёт на себя роль доктора. Он слушает мишку, измеряет температуру, смотрит горло. «Мы поможем вылечить мишку? Дадим ему лекарство?» Дети дают мишке лекарство. Мишка выздоравливает и благодарит доктора за помощь. « Мы рады, мишенька, что смогли тебе помочь, только будь теперь осторожнее, не ешь слишком много мёду». А теперь давайте поиграем с мишкой.

«Купание куклы Оли»

Цель: Учить детей купать кукол. Учить последовательно выполнять цепочку игровых действий, сопровождая их речью, мимикой, жестами. Формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребёнку, выражать ласку, понимать её состояние (весёлая, грустная, холодно ей или тепло и т. д.). Формировать представление о культурно-гигиенических навыках, о предметах необходимых для водных процедур. Упражнять в названиях предметов, одежды, белья.

Материал: Кукла, таз, мыло, полотенце, мочалка, кукольная одежда.

Содержание игры: Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает: «Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?» Затем говорит детям: «Оля испачкалась. Надо ее искупать. Где у нас ванночка? Кто принесет воды? Какая нам нужна вода? (теплая). Кто принесет мыло? Мочалку? Полотенце? (дает поручение детям). Все готово. …, помоги, пожалуйста, Оле раздеться. …, а ты принеси для Оли чистую рубашку, трусики. …, начинай мыть Олю. Куда надо посадить куклу? (в ванночку) А сейчас что будем делать? (Помоем кукле голову чистой, теплой водой, потом руки, ноги). А водичка булькает, а водичка пенится, Оленька помоется, причешется, оденется». Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает вытереть ее полотенцем. Подчеркивает: кукла стала чистой. Ребята убирают все на место, вешают сушить полотенце. Затем куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Оле песенку: «Баю-баю, баиньки, в огороде – заиньки. Зайки травку едят, Оляе спатеньки велят».

«Мама укладывает дочку спать»

Цель: Учить объединять несколько элементарных действий в единый сюжет. Брать на себя роль. Стимулировать чтение потешек, пение песен.

Материал: Кукла, кроватка, одеяло, матрац, подушка.

Содержание игры: Воспитатель: «Кто нас любит больше все? Кто нам песенки поёт? Кто нас жалеет? Конечно это мама. Давайте и вы ребятки сегодня станете мамами и папами для наших куколок. Наши дочки-куколки долго играли и устали, они хотят спать. Давайте положим их в кроватки. Что нужно сначала сделать? (постелить постель)». Дети готовят куколке постель. «Мама всегда помогает своей дочке. Помогите куколке снять одежду». Ребёнок-мама раздевает куклу, аккуратно вешает одежду на стульчик. «А теперь нужно покачать дочку и спеть ей колыбельную и покачать её.

 Баю-баю-баю, дочку я качаю.

Спи, моя хорошая, глазки закрывай.

Баю-баю-баю-бай, поскорее засыпай.

Вот и уснула дочка, можно её в кроватку положить и укрыть одеялом. Пусть доченька спит». Воспитатель благодарит детей-мамочек.

«Мама готовит обед для дочки»

Цель: Учить детей выполнять ролевые действия. Способствовать объединению ролевых действий единым сюжетом. Поддерживать интерес детей к игре. Учить применять в игре полученный опыт и знания.

Материал: Кукла, кукольная посуда, плита, муляжи продуктов питания.

Содержание игры: «Сегодня вы опять будете мамами. У мамы всегда много дел. Мама моет, стирает, убирает. А ещё мама готовит обед. Скоро дочка придёт с прогулки и её надо будет кормить. Давайте приготовим обед». Воспитатель предлагает ребёнку-маме одеть фартук, помыть руки и начать готовить обед. Ребёнок подбирает необходимую посуду. Продукты. Воспитатель следит за игрой и направляет ребёнка, помогает ему. «Ну вот и готов обед. Пора накрывать на стол». Накрывают на стол. Приходит куколка, и ребёнок- мама моет ей руки и сажает обедать. Ребёнок кормит дочку. Куколка благодарит за обед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значение сюжетных и сюжетно -ролевых игр в формировании нравственных качеств у детей раннего возраста

В данной статье представлен доклад на тему: "Роль и значение сюжетных и сюжетно -ролевых игр в формировании нравственных качеств у детей раннего возраста"....

Картотека сюжетно-ролевых игр на формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста (первая младшая группа)

 В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» – самовыр...

Картотека "Сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений для детей среднего дошкольного возраста"

Картотека "Сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений для детей среднегот возраста, разработана мной с учетом темы недели календарного плана....

«Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»

laquo;Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»...

Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возрастаВыполнила: Пуштова Наталья Викторовна «ПОГРАНИЧНИКИ»Цель: закрепление знаний дете...