Методическая разработка Интеграция музыкальных занятий с занятиями йогой в группах с детьми с задержкой психического и/или физического развития (ЗПР)
проект (средняя группа)

Штерц Наталья Николевна

Оздоровление и улучшение физического и психического здоровья  детей с задержкой психического развития  через интеграцию музыкальной деятельности, элементов йоги (оздоровительная гимнастика и ритмика) и логопедических распевок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Интеграция музыкальных занятий с занятиями йогой в группах с детьми с задержкой психического и/или физического развития (ЗПР)

Цель проекта: оздоровление и улучшение физического и психического здоровья детей с задержкой психического развития через интеграцию музыкальной деятельности, элементов йоги (оздоровительная гимнастика и ритмика) и логопедических распевок.

Период реализации: 6 месяцев

Возраст детей: дошкольный (3–7 лет)

Группа: дети с задержкой психического и/или физического развития

Форма работы: групповые занятия (микроподгруппы по 4–6 детей при необходимости коррекции)

Материально-методическое обеспечение: музыкальные записи (различные темпы, динамика), музыкальные инструменты (барабаны, маракасы, колокольчики), коврики для йоги/мягкие коврики, опорные предметы (мячи, ленты), секундомер/таймер, карточки с простыми образами поз и движений, логопедические карточки, зеркальце для артикуляции.

________________________________________

Вводная диагностика (предварительная, первый месяц)

Цель входящей диагностики: определить исходный уровень физических, эмоционально-поведенческих, музыкальных и речевых навыков, степень внимания и самоорганизации.

Методы диагностики (добавлены речевые параметры):

• Наблюдение в игровой и деловой деятельности (протокол наблюдения);

• Простые функциональные тесты физического состояния: гибкость, статическая выносливость, координация;

• Оценка слухового восприятия: узнавание знакомых мелодий и реакции на смену темпа/динамики;

• Оценка речевой функции: произношение звуков в слогах, интонационная выразительность, дыхательная поддержка при простых фразах (например, произнести фразу на выдохе);

• Оценка внимания и исполнительских навыков: выполнение короткой последовательной инструкции из 3 шагов;

• Анкетирование/беседа с родителями по самочувствию, режиму сна, имеющимся логопедическим рекомендациям, противопоказаниям.

Критерии оценки (входные баллы):

• Физическое: 0–3;

• Координация: 0–3;

• Слушание и музыкальное восприятие: 0–3;

• Внимание/исполнение инструкций: 0–3;

• Эмоциональная устойчивость/социальное взаимодействие: 0–3;

• Речевая функция (артикуляция, дыхание, интонация): 0–3.

Формирование индивидуального плана поддержки, включающего логопедические цели.

________________________________________

Общие принципы занятий (дополненные логопедическими аспектами)

1. Безопасность и учет противопоказаний.

2. Пошаговость и доступность: короткие блоки (3–7 минут).

3. Ритмичность и повторяемость.

4. Мультисенсорный подход: зрительные, слуховые, тактильные стимулы; зеркальце и артикуляционные карточки для работы над произношением.

5. Индивидуализация: вариативность сложности упражнений, учет индивидуальных логопедических рекомендаций.

6. Позитивная мотивация и поощрение.

7. Небольшие группы и регулярность: 2–3 занятия в неделю по 25–35 минут, при этом включать 5–8 минут логопедической распевки и игр.

________________________________________

Структура каждого занятия (25–35 минут) с логопедической вставкой

1. Приветственная часть (2–3 мин): музыкальное приветствие, дыхательная разминка (1–2 цикла), одна короткая логопедическая распевка для включения речевого аппарата.

2. Разогрев (5–7 мин): оздоровительная гимнастика + ритмика. Включить артикуляционные упражнения в движениях (см. ниже).

3. Основная часть (10–15 мин): интеграция поз йоги и музыкальных последовательностей + логопедические игры и распевки.

4. Заключительная часть (3–5 мин): релаксация и короткая речевая рефлексия (повторить короткую фразу, спеть куплет).

5. Прощание и рекомендации родителям (1–2 мин).

________________________________________

Логопедические распевки и игры (включать в каждое занятие 5–8 минут)

Цель распевок: подготовить дыхательный аппарат, развивать артикуляционную подвижность, интонационную выразительность, просодию и речевой ритм.

1. Принципы распевок:

  • Простые мелодические фразы, повторяющиеся по фразе, на удобной для детей высоте.
  • Использовать гласные: а, о, у, ы, э, и; свето-звуковые карточки подбирают тональность и динамику.
  • Комбинировать распевки с движением (руки вверх при подъеме мелодии, опускание при конце фразы).

2. Примеры распевок и упражнений:

  • «Медвежонок» (дыхание + гласные): вдох носом — «п» (коротко), выдох на «ааа» плавно на четыре счета. Повторить 4 раза. Цель — выдоховая поддержка.
  • Артикуляционная гимнастика под мелодию: улыбка (широко открыть рот — 3 счета), трубочка (губы вытянуть — 3 счета), язык вперед-назад (по 4 движения). Повтор на такт музыки.
  • Простая мелодическая распевка с интонационными вопросами и ответами: воспитатель поет короткую фразочку восходящей интонацией, дети повторяют нисходящей. Цель — работа над просодией.
  • Гласно-согласные упражнения: «ма-ма, ба-ба, па-па» под метроном, увеличивая и уменьшая громкость. Цель — четкость артикуляции и дыхание.

3. Логопедические игры:

  • "Пой и поймай звук": музыкальный руководитель поет звук или слог, дети повторяют и одновременно бросают мягкий мяч в корзину. Комбинация слухо-моторной координации.
  • "Эхо-оркестр": разделить группу на два ряда; первый ряд поет короткое слово/слог, второй — повторяет тише или с другой динамикой.
  • "Кто громче, но чисто?": дети по очереди произносят слоги на вдохе/выдохе, цель - контроль дыхания и артикуляции.
  • "Звуковая дорожка": на полу — карточки со слогами; под музыку дети идут и на каждой карточке произносят слог, затем выполняют простую позу йоги.

________________________________________

Пошаговый план работы на 6 месяцев (с логопедическим блоком)

Месяц 1 — адаптация, диагностика, введение распевок

• Занятия 2 раза в неделю, 25 минут.

• Включать 5 минут логопедических распевок в начале.

• Упражнения: простые дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, базовые позы йоги с опорой.

• Диагностика: входные тесты по физике, вниманию, слуху и речи.

Месяц 2 — развитие базовых навыков внимания, координации и артикуляции

• 2–3 занятия в неделю, 25–30 минут.

• Распевки: работа над громкостью и четкостью слогов; упражнения на дыхание «вдох 2 — выдох 4» с пением гласных.

• Ритмика: хлопки в такт, марш, ходьба по линии с произношением слогов.

Месяц 3 — интеграция поз йоги в музыкальные и речевые последовательности

• 2–3 занятия в неделю, 30 минут.

• Включение игровых речевых комплексов: последовательности из поз и коротких речевых фраз (например: «Я сильный», «Я глубокий вдох»), повторяемых в ритме музыки.

• Работа над интонацией через вопросно-ответные распевки.

Месяц 4 — развитие слухового восприятия, ритма и речи

• 2–3 занятия в неделю, 30 минут.

• Усложнение логопедических заданий: произношение слов/словосочетаний на выдержке выдоха, использование элементов ролевой речи в историях-путешествиях.

• Игры: «Эхо-оркестр», «Пой и поймай звук».

Месяц 5 — усложнение ритма, координации и речевой выразительности

• 2–3 занятия в неделю, 30–35 минут.

• Расширение распевок: вокальные фразы с различной динамикой и темпом, работа с дикцией в движении.

• Комплекс упражнений на дыхание и удержание фраз на выдохе до – секунд (в зависимости от возможностей).

Месяц 6 — закрепление, итоговая диагностика и демонстрация

• 2 занятия в неделю, 25–35 минут.

• Повтор входных тестов, оценка динамики по речевым и физическим критериям.

• Мини-показ с участием родителей: демонстрация одной музыкально-логопедической и одной йога-последовательности.

________________________________________

Пример занятия (30 минут) с логопедическим блоком

1. Приветствие и дыхание (3 мин)

  • Музыка: спокойная мелодия.
  • Дыхание «шарик»: вдох через нос, плавный выдох на «а-а-а» (3 раза).
  • Короткая распевка: воспитатель поет «а-э-и-о-у», дети повторяют в мягком ритме.

2. Разогрев — «Пробуждение тела и речи» (6 мин)

  • Музыка: умеренный темп.
  • Упражнения: наклоны головы, плеч; марш на месте. На каждом движении дети произносят слоги: «ма», «па», «ба» — в такт. Использовать зеркальце для контроля артикуляции.

3. Основная часть — «Йога-путешествие с речью» (15 мин)

  • Сценарий: короткая история (поход в лес). Каждый этап — поза йоги + логопедическая задача. 1) Гора (Tadasana) — повторять фразу «Я стою крепко» на вдохе/выдохе, удержание 10–15 с. 2) Дерево (Vrksasana) — произнести односложные слова на выдержке выдоха: «дом», «кот», «мяч». 3) Кошка/корова — проговаривать звук «мр» или «рр» плавно, работать над подвижностью языка. 4) Игра «Звуковая дорожка» — ходьба по карточкам со слогами, произношение слогов в ритм музыки.
  • Ритмическая часть: на барабанный ритм — движения, на звонок — произносить заданный слог.
  • 4. Релаксация и словесная рефлексия (4–5 мин)
  • Поза: лежа. Медленная мелодия.
  • Визуализация + шепотом повтор фразы «Я спокойный» или тихое напевание короткой фразы с растягиванием гласной.

5. Прощание и рекомендации родителям (1–2 мин)

  • Домашнее задание: ежедневно 5 минут распевок и дыхательных упражнений, короткая речевая игра перед сном.

________________________________________

Адаптации и безопасность (логопедические дополнения)

• Использовать зеркальце для демонстрации артикуляции, мягкие подставки под подбородок при необходимости.

• Исключать напрягающие позы для детей с дыхательными проблемами; согласовывать с врачом при наличии бронхиальной патологии.

• Для детей с низким вниманием — частые смены активности, визуальные карточки с последовательностью действий и слогов.

• Для детей с нарушениями слуха — опора на вибрацию, визуальные сигналы, чтение губ и тактильная поддержка.

________________________________________

Оценка эффективности (с речевой компонентой)

Параметры оцениваются по шкале 0–3, суммарный балл включает речевые показатели:

• Физика, координация, музыкальное восприятие, внимание, эмоциональная устойчивость, речевая функция.

Успех считается значимым при улучшении суммарного балла на – и выше, а также при наличии положительной динамики по речевым показателям: четкость произношения, увеличение длительности выдоха при речи, улучшение просодии.

________________________________________

Рекомендации родителям (с логопедическим акцентом)

• Повторять дома распевки 5–10 минут (например, перед сном), работать над дыханием и короткими артикуляционными упражнениями.

• Использовать игры: петь простые песенки с жестами, играть в «повтори звук», читать короткие ритмичные стихи.

• Информировать воспитателя и логопеда об изменениях в состоянии и посещаемости.

• При необходимости обращаться к логопеду для индивидуальных занятий.

________________________________________

Пример дневника занятия (шаблон)

• Дата:

• Состав группы (ФИО детей):

• Цель занятия:

• Музыкальное сопровождение:

• Логопедическая распевка/задача:

• Краткое описание этапов:

• Индивидуальные замечания по каждому ребенку:

• Речевые наблюдения (артикуляция, дыхание, просодия):

• Эмоциональная оценка группы:

• Рекомендации на дом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.1. При проведении любо...

«Снежная семья». Конспект занятия по лепке в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития

Развитие навыков сотрудничества у детей на занятии лепкой с использованием нетрадиционной техники....

Методическая разработка: Программа по КРЗ: Психологический тренинг и театральные игры для детей с задержкой психического развития в группах компенсирующей направленности ДОУ

Актуальность и отличительные особенности программы.Задержка психического развития является полиморфным расстройством, объединяющем в себе обширный ряд проблем, которые могут сочетаться во множестве ра...

методическая разработка "Зелёные лекари" план-конспект занятия по окружающему миру, старшая группа.

Природа- настоящая кладовая здоровья.                                              ...

Методическая разработка "Радужный венок". Конспект открытого занятия для детей подготовительной логопедической группы .

Методическая разработка "Радужный венок" . Конспект открытого занятия для детей подготовительной логопедической группы ....