" Мои права и обязанности"
материал (подготовительная группа)
- «Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа:
«Мои права и обязанности»
Цель: познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Задачи: разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Оборудование:компьютер,презентация «Мои права и обязанности»,цветок «Права и обязанности детей» для игры.
Ход занятия:
1. Игра «Имена»
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
2. Интерактивная беседа «Право на имя»
Воспитатель:
- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
- Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
- Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Воспитатель: Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира?
Воспитатель,читает записи с презентации.
Воспитатель: Дети имеют право на:
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- На воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех,кто обеспечит им наилучший уход
- На медицинский уход
- На достаточное питание и достаточное количество чистой воды
- Право на отдых
- Право говорить на своём родном языке,исповедовать свою религию,соблюдать обряды своей культуры
- Право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов
- Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы
- Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение
- Право на безопасные условия жизни ,право не подвергаться жестокому или небрежному обращению
Воспитатель: Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом. И перед учителями и школой. Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Что такое устав школы? Устав школы – это документ в котором прописаны права и обязанности школьников (презентация).
4. «Консультация»
Воспитатель: Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей.
Игра «Разрешается – запрещается»
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это … разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают –
Это … запрещается.
С мамой дети жить должны,
Ей цветы всегда дарить –
Это … разрешается.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать – всегда
Запрещается!
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Вместе дружно в мире жить.
С разными детьми дружить –
Это … разрешается.
Бегать, прыгать и учиться,
Если заболел – лечиться.
Это … разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго … запрещается.
5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Воспитатель: У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Дочь: Я имею право на отдых и досуг! Я привыкла отдыхать с громкой музыкой.
- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Ситуация 2.
Воспитатель:Саша, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Саша: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
- Объясните, пожалуйста, Саше в чем он не прав.
Ситуация 3.
Воспитатель:Петров, ты опять разрисовал парту в кабинете ! Ведь дети ее только что помыли!
Петров: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
- Разъясните Петрову его права и обязанности.
Давайте выведем простые правила взаимообщения:
- Нужно знать свои права.
- Нужно уважать права других людей.
- Нельзя забывать об обязанностях
Воспитатель: читает ститхотворение-шутку
Мои права (стихотворение-шутка)
У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Воспитатель: Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.
Стихотворение "Наши права".
- В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете. - На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье. - В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже. - Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться. - Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав. - Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено. - О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других. - Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!
Упражнение собери цветок «Права и обязанности детей»(дети выходят по одному и прикрепляют лепесток на доску,на которых написаны права детей).
Воспитатель: Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)
Воспитатель: Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.
6. Подведение итогов (рефлексия)
- Для чего надо знать и соблюдать права и обязанности гражданина России?
-Где записаны эти права?
(Дети получают памятки с правами и обязанностями в семье.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Мои права" (дошкольникам о правах и обязанностях)
Сценарий викторины "Мои права" посвящен знакомству детей старшего дошкольного возраста с основными правами (на неприкосновенность жилища, на здоровье, на жизнь, на безопасность и др.)....

Конспект комплексного занятия. Тема: «Декларация прав ребенка. Права и обязанности ребенка» с детьми старшей группы.
Задачи: Формировать патриотизм и гражданственность. Формировать знания детей о своих правах и обязанностях. Формировать у детей гордость за свою страну. Учить уважать и помогать взрослым.Предвар...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РОДИТЕЛЕЙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ...

Памятка «Права ребенка. Обязанности. Органы, защищающие права детей»
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати...

Методическая разработка ООД по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правами и обязанностями Тема: «Я человек, а значит, есть права и обязанности»
Цель: формирование элементарных представлений у дошкольников о правах и обязанностях представленных в основном документе о «Правах ребёнка».Задачи:Помочь детям осознать, ...

Конспект родительского собрания «Права и обязанности ребенка – обязанности родителей»
Цель: Правовое просвещение родителей....

