План по самообразованию "«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
материал (младшая группа)

Хохлова Гуля Ахтямовна

Художественная литература как средство всестороннего разития дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразоанию18.28 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ № 198

г.Оренбург

План

по самообразованию

«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

на 2024-2025 уч. г.

Воспитатель: Хохлова   Г.А

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Михалков Сергей

Актуальность темы

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником знаний и воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Цель работы по теме самообразования: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Задачи:

  • проанализировать методическую литературу по данной теме;
  • повысить своё профессиональное мастерство.
  • составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
  • создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (уголок книги).
  • способствовать формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • способствовать приобщению детей к словесному искусству;
  • формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
  • приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;
  • формировать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

Предполагаемый результат:

  • составлен и проанализирован план изучение методической литературы;
  • составлена картотека игр-драматизаций;
  • пополнена предметно-развивающей среды (уголок книги).

Дети:

  • любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.
  • интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;
  • имеют представление о семье, о малой Родине, о гендерной принадлежности;
  • самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, сочиняют четверостишия, инсценируют отрывки из произведений.

Родители:

  • регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;
  • проявляют интерес к взаимодействию с воспитателем, детьми.

Этапы

Сроки

Формы работы

Практические выходы

Подго

товите

льный этап

Сентябрь

2024

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

Выбор темы по самообразованию

Сентябрь

2024

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы

Подборка материалов по теме самообразования

Сентябрь

2024

Изучение инновационных методик и технологий

Подборка материалов по теме самообразования

Прак

тичес

кий

этап

Октябрь

2024

Подбор произведений художественной литературы

для чтения детям по темам недель.

Список произведений художественной литературы

для чтения детям по темам недель.

Октябрь

2024

Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

Информация в уголке для любознательных

родителей.

Октябрь

2024

Подбор дидактических игр по формированию нравственных качеств с использованием произведений художественной литературы

Картотека дидактических игр

Ноябрь

2024

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Мастер - класс

Ноябрь

2024

Консультация «Воспитание детей через художественное слово»

Информация в уголке для любознательных

родителей.

Декабрь

2024

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная

литература как средство всестороннего развития

ребёнка».

Выступление на педагогическом совете.

Январь

2025

Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей»

Информация в уголке для любознательных

родителей

Январь

2025

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Семинар

Февраль

2025

Консультация для родителей «Учим с ребенком стихи»

Информация в уголке для любознательных

родителей

Февраль

2025

Провести деловую игру для педагогов ДОО "Эрудит" (приобщение дошкольников к художественной литературе)

Игра

Март

2025

Консультация для воспитателей «Сказка в развитии речи детей»

Подборка консультаций

Апрель

2025

Доклад по теме «Воспитание этических норм у детей

дошкольного возраста посредством художественной

литературы».

Выступление

Май 2025

Отчёт о проделанной работе по теме

самообразования на итоговом педсовете.

Отчет в папку с материалами педсовета.

На заключительном этапе папку с материалами представить для обмена опытом.

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим

дошкольников с литературой. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий р...

Отчёт по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...

План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План работы по самообразования  «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».         Воспитатель :Евдокимо...

План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» 2020-2021 учебный год

Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Цель: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....

План по самообразованию: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.Через...