План по самообразованию "«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
материал (младшая группа)
Художественная литература как средство всестороннего разития дошкольника
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ № 198
г.Оренбург
План
по самообразованию
«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
на 2024-2025 уч. г.
Воспитатель: Хохлова Г.А
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Михалков Сергей
Актуальность темы
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.
Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета.
Следует помнить, что художественная литература является основным источником знаний и воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.
Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Цель работы по теме самообразования: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить своё профессиональное мастерство.
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (уголок книги).
- способствовать формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- способствовать приобщению детей к словесному искусству;
- формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;
- формировать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
Предполагаемый результат:
- составлен и проанализирован план изучение методической литературы;
- составлена картотека игр-драматизаций;
- пополнена предметно-развивающей среды (уголок книги).
Дети:
- любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.
- интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;
- имеют представление о семье, о малой Родине, о гендерной принадлежности;
- самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, сочиняют четверостишия, инсценируют отрывки из произведений.
Родители:
- регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;
- проявляют интерес к взаимодействию с воспитателем, детьми.
Этапы | Сроки | Формы работы | Практические выходы |
Подго товите льный этап | Сентябрь 2024 | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач | Выбор темы по самообразованию |
Сентябрь 2024 | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы | Подборка материалов по теме самообразования | |
Сентябрь 2024 | Изучение инновационных методик и технологий | Подборка материалов по теме самообразования | |
Прак тичес кий этап | Октябрь 2024 | Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. | Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. |
Октябрь 2024 | Консультация «Насколько важно читать ребёнку» | Информация в уголке для любознательных родителей. | |
Октябрь 2024 | Подбор дидактических игр по формированию нравственных качеств с использованием произведений художественной литературы | Картотека дидактических игр | |
Ноябрь 2024 | Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» | Мастер - класс | |
Ноябрь 2024 | Консультация «Воспитание детей через художественное слово» | Информация в уголке для любознательных родителей. | |
Декабрь 2024 | Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». | Выступление на педагогическом совете. | |
Январь 2025 | Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» | Информация в уголке для любознательных родителей | |
Январь 2025 | Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой» | Семинар | |
Февраль 2025 | Консультация для родителей «Учим с ребенком стихи» | Информация в уголке для любознательных родителей | |
Февраль 2025 | Провести деловую игру для педагогов ДОО "Эрудит" (приобщение дошкольников к художественной литературе) | Игра | |
Март 2025 | Консультация для воспитателей «Сказка в развитии речи детей» | Подборка консультаций | |
Апрель 2025 | Доклад по теме «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». | Выступление | |
Май 2025 | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Отчет в папку с материалами педсовета. | |
На заключительном этапе папку с материалами представить для обмена опытом. | |||
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим
дошкольников с литературой. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий р...

Отчёт по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...

План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника». Воспитатель :Евдокимо...

План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» 2020-2021 учебный год
Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Цель: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....

План по самообразованию: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.Через...
