Индивидуальная программа профессионального роста 2025-2028
методическая разработка
Методическая разработка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №36 «Малышок»
Индивидуальная программа профессионального роста педагога
«Ранняя профориентация дошкольников. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через проектную деятельность»
Воспитатели:
Поваляева Анастасия Геннадьевна
Маклакова Надежда Васильевна
Начало работы: 2025г.
Окончание работы: 2028г.
Актуальность.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. В дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. В таких условиях ранняя профориентация способствует успешному личностному развитию детей возрастной категории 5-7 лет.
Дошкольный возраст – начальный этап первичной профессионализации, профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к миру профессий требует особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации.
«Ранняя профориентация» — это направление в дошкольной педагогике, которое подразумевает систему мероприятий, направленных на выявление интересов и способностей, стимуляцию, поддержку развития личностных качеств и универсальных жизненно важных компетенций обучающихся.
По мнению А.Н. Леонтьева, у детей старшего дошкольного возраста уже есть возможность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с ним. В этом возрасте наблюдается прямой интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Считается, что чем больше ребенок будет знать о профессиях своих родителей и других людей, тем более осознанным и полноценным будет в дальнейшем его собственный выбор профессии.
Сейчас все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях в обучении. Педагогам необходимо способствовать формированию таких качеств личности ребёнка, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно эти качества востребованы обществом в настоящее время.
Метод проекта является одним из перспективных методов, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, формирует навыки сотрудничества, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, объединяет специалистов ДОУ, детей и их родителей в единую цель.
Цель работы: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через проектную деятельность.
Задачи:
- развивать эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формировать представлений о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
- развивать познавательную активность, интерес к профессиям взрослых;
- формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
- формировать у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Планируемые результаты
У детей:
Образовательные: сформируются знания детей о видах профессий, значения трудовой деятельности в жизни человека; обобщаться и расширятся знания детей об особенностях некоторых профессий;
Воспитательные: активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых; сформируется чувство уважения к людям разных профессий.
Таким образом, проектная деятельность повысит уровень освоения детьми мира профессий и расширит кругозор знаний о труде взрослых.
У педагога:
- повысится профессиональная компетентность по вопросам организации ранней профориентации, по использованию инновационных образовательных технологий и т.п.;
У родителей:
- повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений;
Для ДОУ/группы:
- будет составлена картотека «Профессии», «Стихотворения о профессиях»
- обогатится предметно-развивающаяся образовательная среда.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-экскурсии и наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей, родителей, представителей профессий;
-просмотр и обсуждение мультфильмов;
-непосредственно образовательная деятельность;
-сюжетно-ролевые и дидактические игры;
-работа с лепбуком «В мире профессий»;
- художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
-выставки творческих работ детей, продукты проектной деятельности;
-буклеты, памятки, консультации и рекомендации для родителей по теме;
-выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ;
-презентация на родительском собрании «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»;
-презентация педагога по теме самообразования;
- участие в творческих конкурсах на разных уровнях;
-выступление на педсоветах и родительских собраниях, размещения своих методических разработок в Интернет - сообщества.
План работы над темой
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Организационно-ознакомительный | Постановка проблемы. Подбор литературы. Определение целей и задач. | Сентябрь 2025г. |
Основной (практический) | Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации. Составление плана работы с детьми и родителями. Практическая деятельность по реализации творческого плана. | Октябрь-Ноябрь 2025г. Декабрь2025 г. Январь 2026- Май 2028г. |
Заключительный | Подведение итогов Составление презентации о проведенной работе (мероприятиях) Представление материалов на педсоветах, семинарах ДОУ, ГМО воспитателей, рекомендации для педагогов для дальнейшего применения в своей работе. | В течении окончания каждого учебного года. |
Литература по теме самообразования:
Время работы с материалом | Название, автор | Результат |
В течение всего периода работы над данной темой. | 1. Акопян Л.М., Кожевникова А.В., Шапиева И.Н. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: методические рекомендации, 2021. 2. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014. 3. Бутылкина Г. Все профессии нужны, все профессии важны // Ребенок в детском саду. – 2004. 4. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008 5. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2016. 6. Дунаева О. В. Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. 7. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2006. 8. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2014 9. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Эксмо, 2005. 10. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. – М.: Сфера, 2016. | Изучение методических рекомендаций, подбор игр и бесед по теме, оформление проектной деятельности |
Поэтапно-творческий перспективный план
на 2025-2026 учебный год
1 | Серия экскурсий по д/с «Кто работает в детском саду?» | Январь-февраль 2026г. |
2 | Наблюдения за трудом взрослых (помощник воспитателя, плотник, дворник и др.) | В течение года |
3 | Проведение консультаций. Папка-передвижка «Роль семьи в ранней профориентации ребёнка» | Ноябрь 2025г. |
4 | Проект «Кто работает в детском саду?» | Март 2026г. |
5 | Проект «Профессии наших родителей» | Апрель-май 2026г. |
6 | Совместные мероприятия Встречи с интересными людьми «В гостях у нас наши родители» | |
7 | Организация сюжетно-ролевых игр | В течение года |
8 | Создание альбома «Кто работает в детском саду?», «Профессии наших родителей» | В течение года |
9 | Привлечение к обновлению РППС. Помощь родителей в изготовлении дидактических игр, альбомов, в пополнении уголка ряжения. | В течение года |
10 | Д/и «Домино «Профессии», «Собери картинку», «Профессии», «Кому, что нужно для профессии?» | В течение года |
11 | Обновление и пополнение картотеки: Пополнение картотеки бесед по профессиям. | В течение года |
12 | Проведение консультаций. Информация для родителей «Произведения для детей по профессиям» | Март 2026г. |
Поэтапно-творческий перспективный план
на 2026-2027 учебный год
1 | Проект «Работники библиотеки» Экскурсия в библиотеку | Сентябрь-октябрь 2026г. |
2 | Совместные мероприятия Встречи с интересными людьми «В гостях у нас наши родители» | Ноябрь-декабрь 2026г. |
3 | Привлечение к обновлению РППС. Помощь родителей в изготовлении дидактических игр, альбомов, в пополнении центров. | В течение года |
4 | Буклет «Что нужно знать ребёнку о профессиях взрослых» | Декабрь 2026г. |
5 | Проект «Пожарно-спасательный отряд» Экскурсия в пожарную часть | Январь- февраль2027г. |
6 | Квест-игра «Все профессии нужны, все профессии важны» | Май 2027г. |
7 | Организация сюжетно-ролевых игр | В течение года |
8 | Обновление и пополнение картотеки: пополнение картотеки бесед по профессиям. | В течение года |
Поэтапно-творческий перспективный план
на 2027-2028 учебный год
1 | Проект «работники ГИБДД» | Сентябрь-октябрь 2027г. |
2 | Обновление и пополнение центра по правилам дорожного движения | В течение года |
3 | Совместные мероприятия Встречи с интересными людьми «В гостях у нас наши родители» | Ноябрь 2026г. |
4 | Организация сюжетно-ролевых игр | В течение года |
5 | Проект «работники почты» Экскурсия в почтовое отделение | Январь-февраль 2028г. |
6 | Обновление и пополнение картотеки: Пополнение картотеки бесед по профессиям. | В течение года |
7 | Проект «Предприятия г.Канска» | Март-апрель 22028г. |
8 | Организация досуга «Кто работает в театре?» | Май 2028г. |
9 | Подбор наглядной информации для родителей. | Декабрь 2027г. Март 2028г. |
На протяжении всего периода использования данной темы будут созданы игровые пособия, подготовлены материалы к сюжетно-ролевым играм, пополнен иллюстративный материал.
Практическое представление опыта работы по данной теме:
– организация экскурсий;
- представление опыта работы по данной теме;
- участие детей в чемпионате профессий среди детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального роста педагога
Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их...

Индивидуальная программа профессионального роста педагога
Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их...

Индивидуальная программа профессионального и личностного роста педагога
quot;Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр в образовательном процессе"«Развитие связной речи у детей дошкольного возра...

Индивидуальная программа профессионального и личностного роста воспитателя
Индивидуальная программа профессионального и личностного роста воспитателя "Развитие познавательной активности детей 3-7 лет с помощью ТРИЗ технологии"...

Индивидуальная программа профессионального роста
Индивидуальная тема самообразования: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»....

Индивидуальная программа профессионального роста педагога «Логосказка как средство развития речи у детей с ОВЗ»
Индивидуальная программа учителя-логопеда в современных условиях...
Индивидуальная программа профессионального роста педагога. Тема: Мнемотехника
Индивидуальная программа профессионального роста педагога (мнемотехника)...
