Индивидуальная программа профессионального роста 2025-2028
методическая разработка

Поваляева Анастасия Геннадьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_professinalnogo_rosta_logopedicheskaya_gruppa.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №36 «Малышок»

Индивидуальная программа профессионального роста педагога

«Ранняя профориентация дошкольников. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через проектную деятельность»

                                             Воспитатели:

Поваляева Анастасия Геннадьевна

Маклакова Надежда    Васильевна

Начало работы: 2025г.

Окончание работы: 2028г.

Актуальность.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. В дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. В таких условиях ранняя профориентация способствует успешному личностному развитию детей возрастной категории 5-7 лет.

Дошкольный возраст – начальный этап первичной профессионализации, профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к миру профессий требует особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации.

«Ранняя профориентация» — это направление в дошкольной педагогике, которое подразумевает систему мероприятий, направленных на выявление интересов и способностей, стимуляцию, поддержку развития личностных качеств и универсальных жизненно важных компетенций обучающихся.

По мнению А.Н. Леонтьева, у детей старшего дошкольного возраста уже есть возможность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с ним. В этом возрасте наблюдается прямой интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Считается, что чем больше ребенок будет знать о профессиях своих родителей и других людей, тем более осознанным и полноценным будет в дальнейшем его собственный выбор профессии.

Сейчас все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях в обучении. Педагогам необходимо способствовать формированию таких качеств личности ребёнка, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно эти качества востребованы обществом в настоящее время.

Метод проекта является одним из перспективных методов, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, формирует навыки сотрудничества, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, объединяет специалистов ДОУ, детей и их родителей в единую цель.

Цель работы: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через проектную деятельность.

Задачи:

- развивать эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формировать представлений о необходимости трудовой деятельности в

жизни людей;

- развивать познавательную активность, интерес к профессиям взрослых;

- формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса,

понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

- формировать у детей желания научиться выполнять трудовые действия

представителей разных профессий.

Планируемые результаты

У детей:

Образовательные: сформируются знания детей о видах профессий, значения трудовой деятельности в жизни человека; обобщаться и расширятся знания детей об особенностях некоторых профессий;

Воспитательные: активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых; сформируется чувство уважения к людям разных профессий.

Таким образом, проектная деятельность повысит уровень освоения детьми мира профессий и расширит кругозор знаний о труде взрослых.

У педагога:

- повысится профессиональная компетентность по вопросам организации ранней профориентации, по использованию инновационных образовательных технологий и т.п.;

У родителей:

- повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений;

Для ДОУ/группы:

- будет составлена картотека «Профессии», «Стихотворения о профессиях»

- обогатится предметно-развивающаяся образовательная среда.

Формы и методы работы с дошкольниками:

-экскурсии и наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей, родителей, представителей профессий;

-просмотр и обсуждение мультфильмов;

-непосредственно образовательная деятельность;

-сюжетно-ролевые и дидактические игры;

-работа с лепбуком «В мире профессий»;

- художественно – творческая деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией.

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

-выставки творческих работ детей, продукты проектной деятельности;

-буклеты, памятки, консультации и рекомендации для родителей по теме;

-выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ;

-презентация на родительском собрании «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»;

-презентация педагога по теме самообразования;

- участие в творческих конкурсах на разных уровнях;

-выступление на педсоветах и родительских собраниях, размещения своих методических разработок в Интернет - сообщества.

План работы над темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

Организационно-ознакомительный

Постановка проблемы.

Подбор литературы.

Определение целей и задач.

Сентябрь 2025г.

Основной (практический)

Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации.

Составление плана работы с детьми и родителями.

Практическая деятельность по реализации творческого плана.

Октябрь-Ноябрь 2025г.

Декабрь2025 г.

Январь 2026-

Май 2028г.

Заключительный

Подведение итогов

Составление презентации о проведенной работе (мероприятиях)

Представление материалов на педсоветах, семинарах ДОУ, ГМО воспитателей, рекомендации для педагогов для дальнейшего применения в своей работе.

В течении окончания каждого учебного года.

Литература по теме самообразования:

Время работы с материалом

Название, автор

Результат

В течение всего периода работы над данной темой.

1. Акопян Л.М., Кожевникова А.В., Шапиева И.Н.  Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: методические рекомендации, 2021.

  2. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ

Сфера, 2014.

    3. Бутылкина Г. Все профессии нужны, все профессии важны // Ребенок в детском саду. – 2004.

4. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А.

Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008

5. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2016.

6. Дунаева О. В. Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной

социализации// Научно-методический

электронный журнал «Концепт». – 2015.

    7. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2006.

    8. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое

пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2014

     9. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Эксмо, 2005.

    10. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. – М.: Сфера, 2016.

Изучение методических рекомендаций,

подбор игр и бесед по теме,

оформление проектной деятельности

Поэтапно-творческий перспективный план

на 2025-2026 учебный год

1

Серия экскурсий по д/с «Кто работает в детском саду?»

Январь-февраль 2026г.

2

Наблюдения за трудом взрослых (помощник воспитателя, плотник, дворник и др.)

В течение года

3

Проведение консультаций.

Папка-передвижка «Роль семьи в ранней профориентации ребёнка»

Ноябрь 2025г.

4

Проект «Кто работает в детском саду?»

 Март 2026г.

5

Проект «Профессии наших родителей»

Апрель-май 2026г.

6

Совместные мероприятия

Встречи с интересными людьми «В гостях у нас наши родители»

7

Организация сюжетно-ролевых игр

В течение года

8

Создание альбома «Кто работает в детском саду?», «Профессии наших родителей»

В течение года

9

Привлечение к обновлению РППС.

Помощь родителей в изготовлении дидактических игр, альбомов, в пополнении уголка ряжения.

В течение года

10

Д/и «Домино «Профессии», «Собери картинку», «Профессии», «Кому, что нужно для профессии?»

В течение года

11

Обновление  и пополнение картотеки:

Пополнение картотеки бесед по профессиям.

В течение года

12

Проведение консультаций.

Информация для родителей «Произведения для детей по профессиям»

Март 2026г.

Поэтапно-творческий перспективный план

на 2026-2027 учебный год

1

Проект «Работники библиотеки»

Экскурсия в библиотеку

Сентябрь-октябрь 2026г.

2

Совместные мероприятия

Встречи с интересными людьми «В гостях у нас наши родители»

Ноябрь-декабрь 2026г.

3

Привлечение к обновлению РППС.

Помощь родителей в изготовлении дидактических игр, альбомов, в пополнении центров.

В течение года

4

Буклет «Что нужно знать ребёнку о профессиях взрослых»

Декабрь 2026г.

5

Проект «Пожарно-спасательный отряд»

Экскурсия в пожарную часть

Январь- февраль2027г.

6

Квест-игра «Все профессии нужны, все профессии важны»

Май 2027г.

7

Организация сюжетно-ролевых игр

В течение года

8

Обновление и пополнение картотеки:

пополнение картотеки бесед по профессиям.

В течение года

Поэтапно-творческий перспективный план

на 2027-2028 учебный год

1

Проект «работники ГИБДД»

Сентябрь-октябрь 2027г.

2

Обновление и пополнение центра по правилам дорожного движения

В течение года

3

Совместные мероприятия

Встречи с интересными людьми «В гостях у нас наши родители»

Ноябрь 2026г.

4

Организация сюжетно-ролевых игр

В течение года

5

Проект «работники почты»

Экскурсия в почтовое отделение

Январь-февраль 2028г.

6

Обновление и пополнение картотеки:

Пополнение картотеки бесед по профессиям.

В течение года

7

Проект «Предприятия г.Канска»

Март-апрель 22028г.

8

Организация досуга «Кто работает в театре?»

Май 2028г.

9

Подбор наглядной информации для родителей.

Декабрь 2027г.

Март 2028г.

На протяжении всего периода использования данной темы будут созданы игровые пособия, подготовлены материалы к сюжетно-ролевым играм, пополнен иллюстративный материал.

Практическое представление опыта работы по данной теме:

– организация экскурсий;

- представление опыта работы по данной теме;

- участие детей в чемпионате профессий среди детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального роста педагога

Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их...

Индивидуальная программа профессионального роста педагога

Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их...

Индивидуальная программа профессионального и личностного роста педагога

quot;Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр в образовательном процессе"«Развитие связной речи у детей дошкольного возра...

Индивидуальная программа профессионального и личностного роста воспитателя

Индивидуальная программа профессионального и личностного роста воспитателя "Развитие познавательной активности детей 3-7 лет с помощью ТРИЗ технологии"...

Индивидуальная программа профессионального роста

Индивидуальная тема самообразования: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»....

Индивидуальная программа профессионального роста педагога. Тема: Мнемотехника

Индивидуальная программа профессионального роста педагога (мнемотехника)...