Индивидуальная программа профессионального роста педагога. Тема: Мнемотехника
методическая разработка

Индивидуальная программа профессионального роста педагога (мнемотехника)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_programma_professionalnogo_rosta_pedagoga.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа профессионального роста педагога

Фамилия Имя Отчество: Столетова Наталья Анатольевна.

Образование: Высшее.

Индивидуальная тема самообразования: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники».

Начало работы над темой:  сентябрь 2019 год

Конец работы над темой: май 2020 год.

Срок реализации программы: 1 год.

Использование  мнемотаблицы в режимных моментах. Во время проведения НОД.

 

Категория обучаемых: 3 - 4 года.

Актуальность: Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. 

Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. 

Мнемотехника — это искусство запоминания. Это система методов и приёмов, которые помогают ребенку успешно и эффективно запомнить информацию, способствуют развитию речи, мышления, зрительной и слуховой памяти.

1. Начать деятельность  с детьми в данном направлении с простых мнемоквадратов: этот приём позволил детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы) - «Овощи», «Фрукты», «Животные».

2. Далеепознакомить детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно) - сказки «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди». Создание книжек раскладушек к русским народным  сказкам в соответствии с возрастом Например: к сказке «Рукавичка» по типу Мнемодорожки.

3. Для составления детьми коротких описательных рассказов применить цветные мнемотаблицы, потому что у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы сенсорные эталоны.

Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Побуждать детей составлять  короткие рассказы (из двух- трех предложений) на тему«Игрушки», «Посуда», «Мебель»

Активно использовать  мнемотаблицы в режимных моментах

«Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания, раздевания на прогулку», «Наблюдение за ростом лука» - весна.

Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений. Стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Перелётные птицы»,  «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие.

Мнемотаблица помогает детям смотреть  на картинку, вспоминать слова и произносить  их. Этот приём способствует быстрому запоминанию стихотворений. В дальнейшем дети смогут создавать, придумывать Мнемотаблицы

Одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

Чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше дети будут готовы к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Цель: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи: 

  • изучить научно-педагогическую литературу по использованию
    мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
  • развивать связную речь у детей дошкольного возраста,  
  • обогатить словарный запас детей
  • привить навыки культуры речи,
  • правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи,
  • расширить круг знаний об окружающем мире,
  • знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений : мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный (сентябрь-октябрь)

Основной (ноябрь-апрель)

Заключительный (май)

                 

Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Срок исполнения

Подготовительный

1.Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей

2.Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет.

3.Постановка цели и задачи проекта

4.Составление плана проекта.

5.Подбор  и создание   дидактических пособий (мнемоквадратов, мнемодорожек,  мнемотаблиц).

Сентябрь -

октябрь

Основной

1.Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней

изображено).

2.Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (например, домик – медведь  )

3.Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на занятиях речевого развития, художественной литературы, окружающий мир, мир природы (пересказ с использованием мнемотаблиц)

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5.Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы:

на занятиях; в свободной деятельности; в продуктивной деятельности; в индивидуальной деятельности.

Ноябрь 

 

 

Декабрь 

 

 

С Декабря по   Апрель

 

 

 

 В течении всего года

Заключительный

1.Проведение  мониторинга

2.Отчёт на итоговом педсовете по теме самообразования

3."Мастер - класс для педагогов"

Май

Структура занятий:

  • Приветствие.
  • При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их мотивация, интересы, соотнесенность образовательной познавательной деятельности.

Работа с мнемотаблицей строится по следующему принципу:

• Рассматривание мнемотаблицы.

• Перекодирование информации.

• Воспроизведение таблицы по памяти.

Как и любая работамнемотехника строится от простого к сложному. 

При проведении занятий педагогом используются здоровьесберегающие технологии, такие как:

1. Дыхательная гимнастика.

2. Гимнастика для глаз, кистей рук, и мышц тела.

3. Положительные эмоции (ободрение, похвала).

4. Подвижные игры.

5. Физкультминутки.

Ожидаемые результаты: 

  • у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
  • появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость.

Сотрудничество с родителями

  • Папка - передвижка «Как научить ребенка читать стихи», , «Развиваем речь в кругу семьи»
  • Консультация на родительском собрании «Значения связной речи в жизни младшего дошкольника»

Работа с педагогами:

  • "Мастер - класс для педагогов"
  • "Отчет о проделанной работе на итоговом педагогическом совете"

Пополнение развивающей предметно - пространственной среды в группе: изготовить  картотеку мнемотаблиц «Рассказываем сказки» в соответствии с возрастом.

Примерный план  на 2019-2020 учебный год

1. Сентябрь  Знакомство с мнемоквадратами.  Познакомить детей с мнемоквадратами. Развивать память, внимание, логическое мышление.

2. Сентябрь  Игра-путешествие«Угадай, где звук».

Развивать внимательность, наблюдательность, продолжать знакомство с мнемоквадратами.

3. Октябрь Знакомство с мнемодорожкой. Обучать составлять короткие предложения по мнемодорожке.  Развивать память, внимательность.

4. Октябрь   Заучивание стихотворения «Наша Таня громко плачет….» с использованием приемов мнемотехники.  Закреплять умение соотносить символы с образами. Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

5. Ноябрь Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»  Закреплять умение соотносить символы с образами. Учить пересказывать сказку близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.

6. Ноябрь  Отгадывание загадок  Учить отгадывать загадки по мнемоквадратам. Закреплять умение соотносить символы с образами.

7. Декабрь  заучивание потешки «Сидит белочка в тележке.».  Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

8.Январь  Заучивание стихотворения «Я сосульку не сосу…» с использованием приемов мнемотехники. Закреплять умение соотносить символы с образами. Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

9.Январь  Рассказывание сказки «Рукавичка». Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

10. Январь  Чтение сказки  «У страха глаза велики ». Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа.

11. Февраль  Заучивание стихотворения «Падает снежок» Формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы.

12. Март  Пересказ сказки «Кот, петух и лиса» Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.

13. Апрель  Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Весна». Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворения, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию. Развивать память, внимание.

14. Апрель  Пересказ текста рассказа «Мышки» по К. Д. Ушинскому  Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.

15. Апрель  Пересказ рассказа «Пришла весна».  Закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице. Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

16. Май  «Сочиняем сказку». Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.

План работы с детьми может изменяться!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального роста педагога

Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их...

Индивидуальная программа профессионального роста педагога

Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их...

Индивидуальный план профессионального роста педагога.

   Педагог дополнительного образования ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих  способностей, приобщении к миру прекрасного. Поэтому...

Самообразованию Индивидуальная программа профессионального совершенствования педагога. Тема: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей»

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования Фамилия         ...

Статья и презентация на тему: "Программа профессионального роста педагога, как механизм, направленный на повышение качества образования"

Каким образом выстроить работу дошкольного учреждения так, чтобы педагоги испытывали потребность в повышении своей квалификации? Какие эффективные методы и приёмы использовать для развития профессиона...