Проект в подготовительной группе №9 "Радуга" "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа)

Сулейманова Алсу Флюсовна

Проект «Скоро в школу»

Подготовительная группа

Воспитатель: Сулейманова А.Ф.

Содержание:

1.   Паспорт проекта
2.   Вид проекта
3.   Цель, задачи, направления проекта
4.   Принципы реализации проекта
5.   Актуальность проекта
6.   Этапы проекта
7.   Ожидаемый результат
8.   Поэтапный план реализации проекта
9.   Перспективы развития и применения проекта в практике
10. Заключение

11. Список литературы

12. Приложение

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skoro_v_shkolu.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Скоро в школу»

Подготовительная группа

Воспитатель: Сулейманова А.Ф.

Содержание:

1.   Паспорт проекта
2.   Вид проекта
3.   Цель, задачи, направления проекта
4.   Принципы реализации проекта
5.   Актуальность проекта
6.   Этапы проекта
7.   Ожидаемый результат
8.   Поэтапный план реализации проекта
9.   Перспективы развития и применения проекта в практике
10. Заключение

11. Список литературы
12. Приложение

Паспорт проекта

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2024 г. – май 2025г.)

Вид проекта: детско-педагогический, информационный, практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители.

База внедрения проекта: подготовительная к школе группа №9 «Радуга».

Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель проекта: стимулировать развитие познавательной активности и деятельности детей. Повысить интерес к школе и сформировать у детей подготовительной группы положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Принципы реализации проекта:

- личностно-ориентированный подход в целенаправленном процессе воспитания положительного отношения к школе;

- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

- единство содержания форм и методов работы;

- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей;

- принцип доступности;

- принцип системности и последовательности.

Направления проекта совместной деятельности  с детьми:

1. Уменьшение влияния психологического стресса перед школой

2. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других

3. Развитие речи и мелкой моторики

4. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте

5. Развитие элементарных математических представлений.

Взаимодействие с родителями

Задачи проекта:

1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей данного возраста.

2. Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка к школе, желания учиться.

3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Актуальность проекта:

Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным  длительным  занятиям  проходит  гладко. Такой ребенок  спокойно  и  без  капризов  ходил  в  детский сад,  и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры.  Поэтому  надо  хорошо  понимать  готов ли  ребенок пойти  в  школу.  Быть  готовым  к  школе – это не  значит уметь  писать  и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение  ребенка  к  школе  формируется  до  того,  как  он  в  нее  пойдет.  И здесь важную роль  играет информация  о  школе  и  способ  ее  подачи  со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная  причина  ошибок  родителей  при  подготовке  детей  к  школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Проект «Скоро в школу»  разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Этапы работы над проектом:
I этап – диагностика-аналитический (сентябрь 2024 г.)
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
II этап – реализация проекта (октябрь 2024 г. – апрель 2025 г.)
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2022г.)
Создание презентации «Первый класс!»
Оформление папки с материалами проекта.

Ожидаемый результат:

- наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;

- сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;

- эмоционально положительное отношение к школе.

Поэтапный план реализации проекта:

I этап – диагностико-аналитический (сентябрь 2024 г.)

II этап – реализация проекта (октябрь 2024 г. – апрель 2025 г.)

НОД:
— Составление рассказа по теме: «Экскурсия в школу»;
— Рисование на тему: «Школа»;
— Конструирование на тему: «Портфель».
2. 1.Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары»;
2.2. Дидактические игры на школьную тематику.

2.3. Дидактические и пальчиковые игры, направленные на подготовку руки к письму.

2.4. Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа».
3. Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах.
4. Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни.
5. Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе.
6. Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
7. Просмотр мультипликационных фильмов «Маша идет в школу», «Лесная школа».
8. Рассказы педагогов с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах;
9. Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т.д.

10. Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Мои родители — школьники».
11. Слушание и заучивание песен о школе.

12. Серия занятий «Играем, пишем, читаем».

13. Занятия в кружках «АБВГДейка», «Веселая математика», с логопедом.

14. Оформление страничек к книжке-самоделке «Азбука».


2. Мероприятия:
2.1. День Отца («Это мой папа!» в подготовительной группе) (октябрь).
2.2. День Матери (семейный творческий конкурс «Мама мастерица!», посвященный Дню Матери) (октябрь).
2.3. Мини-проект «Зимушка-Зима» (декабрь).
2.4. «Есть такая профессия – Родину защищать» (спортивно — музыкальный праздник «Наши защитники») (23 февраля).

2.5. «Международный женский день – 8 Марта» (мини-концерт для мам)

2.6. Досуг «Страна Знаний» (май)

III этап – итоговый (май 2025г.)
Мероприятия: 
1. Защита проекта в виде досуга «Страна Знаний».
2. Оформление презентации проекта «Первый класс!».
3. Оформление папки с материалами проекта.

Перспективы развития и применения проекта

в образовательной практике

Практическая значимость:
Практическая значимость проекта  «Скоро в школу» в детском саду заключается в подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы.
В ходе реализации проекта планируется  тесное взаимодействие воспитателей  и родителей по формированию у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.

Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «Скоро в школу», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей.
В первую очередь уделяется внимание личностной готовности ребенка к школе, мотивационной готовности.

Список литературы:
1. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

3. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1

4. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
5. Ваш ребенок идет в школу: Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов н/Д: Феникс, 2005
6. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003
7. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» — журнал « Воспитатель ДОУ» 2012

8. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе СПб. : Речь, 2008
9. Панфилова М. А. Лесная школа. : Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2002
10. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
11. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. — Спб. : Питер, 2004.-205с.
12. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. — М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.
13. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, — 112с.
14. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013

15. Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» - «Детство-Пресс», 2004, - 63с.
16. Примерная общеобразовательная  программа дошкольного образования  «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

17. Программа кружка «Веселая математика», автор-разработчик: Баргатина Л.В.

18. Программа кружка «АБВГДейка», автор-разработчик: Мозговых А.А.

19. Групповой проект «Малыш и книга», автор-разработчик: Баргатина Л.В.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Организация занятий по проекту «Скоро в школу»

(31 занятия – 1 раз в неделю)

Комплекс занятий включает в себя следующие блоки

1 блок: «Введение в школьную жизнь»

 Цель:                                                                                                      

- дать будущему первокласснику представление об образе настоящего школьника. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни». Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения;   

- обучать общению и сотрудничеству через материал дидактической игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание;                                                                                                                

- формировать наличие первоначального уровня знаний и умений; уровня предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровня развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом. В области структурных компонентов развития личности – уровня сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности детей к школе, уровня мотивации.

Тематический план занятий  1 блока «Введение в школьную жизнь»

Тема занятия

Цель занятия

1.

Школьник и дошкольник

Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника.  

Познакомить со школьным  правилом «Готов к уроку», «Урок окончен». Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.

Познакомить детей со школьной  нормой общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом «Поднятая рука».

2.

Для чего ходят в школу

 Создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса.

3.

Учимся работать дружно

создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса.

2 блок: занятия в кружке «Веселая математика»

 Цель:                                                                                                                        

- формировать основы логического мышления, освоение и развитие логических способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения;                             

- развивать речь и коммуникативные навыки

На занятиях 2 блока будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; подготовка к оперированию знаками.

Тематический план

 

Тема занятия

Цель занятия

1.

Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами.

 Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

2.

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет.

3.

Представления об элементарных геометрических фигурах.

Знать названия геом. фигур и уметь их отличать.

4.

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное ориентирование по клеткам.

5.

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени.

6.

 Сравнение количества предметов

на наглядной основе.

Соотношение количества предметов между двумя группами.

7.

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу.

8.

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества.

3 блок: «Основы грамоты»

(включает занятия в кружке «АБВГДейка», и занятия с логопедом)

 Цель:                                                                                                                           

- формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие рассказы;                                                                                                      

- формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.

На занятиях этого блока используются  игры со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Тематический план занятий  3 блока «Основы грамоты»

Тема занятия

Цель занятия

1.

Ау нас сегодня – капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки.

2.

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий. Считалки

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой.

3.

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками.

Развитие фонематического слуха и зоркости.

4.

Письмо коротких линий с закруглением вверху.

В мире звуков и букв.

Соотношение звуков и знаков.

5.

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки.

6.

Ориентировка на линованной бумаге. Игра «Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета.

7.

Речь (устная и письменная) – общее представление.

Штриховка-копирование.

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

8.

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные».

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Знакомство.

Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.

Оборудование: игрушка-персонаж «Учитель», знак «Поднятая рука»; именные медали для каждого ребенка, мягкая игрушка, как предполагаемый символ класса.

Ход занятия

«Учитель» встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят «кругом» и садится вместе с детьми.

«Учитель»: - Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. А давайте поиграем? Если согласны похлопайте в ладошки.

- Где мы с вами находимся?

- Сейчас какое время года?

- А вам хочется познакомиться со мной получше?

«Учитель»: - Меня зовут Мария Ивановна.  Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть домашние животные, два кота. Я люблю мороженое. Не люблю ссоры и драки. Самое большое мое увлечение рисовать. Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.

Расскажу вам обо всем:

Отчего бывает гром,

И про север, и про юг,

И про все, что есть вокруг,

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу.

Научу вас рисовать,

Строить, шить и вышивать.

«Учитель»: - А что такое школа? (Ответы детей.) Правильно!

Воспитатель: - Давайте ребята посмотрим презентацию о школе.

«Учитель»: - Школа — это чудесный дворец знаний, с уроками, открытиями, учениками и тетрадками, учителями и одноклассниками. Здесь вы познакомитесь с удивительным Миром Знаний, многому научитесь.

Воспитатель: - Теперь пришло время Марии Ивановне с вами познакомиться.

«Учитель»: -  Сейчас я встану в центр круга, и ко мне будут подбегать те, кого я позову, Будьте внимательны! Итак, начали:

- Ко мне бегут мальчики. (Мальчики подбегают к воспитателю, у которого в руках игрушка) - Спасибо, молодцы, садитесь на место.

- Ко мне бегут девочки.

- Ко мне бегут те, у кого серые глаза.

- Ко мне бегут те, кто любит мороженое.

- Ко мне бегут те, у кого есть бантики.

- Ко мне бегут те, кто живет на улице Ползунова.

- Ко мне бегут те, кто будет учиться в 1-ом классе.

 (Все дети подбегают к учителю, он их обнимает.)

- Вот здорово, теперь я узнал, кто из вас любит мороженое, а у кого серые глаза.

«Учитель»: - Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.

- Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»!

- Давайте еще громче! Раз, два, три!

Воспитатель: - Ребята, в чем дело, почему учитель – Мария Ивановна не слышит ваши имена? Что же делать?

Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднятой руки. В ходе обсуждения воспитатель подводит детей к этому правилу.

Воспитатель: - Послушайте дети, что предлагает нам …. - поднимать руку? Ребята, давайте попробуем познакомиться таким способом: если хочешь ответить — подними руку. Покажите, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку (введение знака).

(Таким, образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.)

Воспитатель: - Для чего нам нужно это правило? ( Чтобы познакомиться).

Учитель:  - Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?

( Учитель спрашивает, трех-четырех детей используя, новое правило)

Воспитатель: - Ребята, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, мы согласны принять его в нашу жизнь?

Тренинг

- Мальчик, как тебя зовут?

Воспитатель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятой руки. Если ребенок сразу ответил, то, спрашивает у детей:

- Правильно ли …ответил на вопрос? Выполнил ли он моё задание?

- Давай еще раз?

- Мальчик, как тебя зовут?

- Понравилось ли вам отвечать по-школьному?

- Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?

Игра «Снежный ком»

«Учитель»:  - Я сейчас назову свое имя. Слева от меня сидит Даша, и прежде чем назвать свое имя, она назовет мое. Тот, кто сидит за Дашей, сначала назовет мое имя, потом ее, и только лишь потом свое. И так далее. Значит, тому, кто будет говорить последним, нужно будет назвать сначала все имена по порядку, а только потом свое, И еще: когда произносишь чье-то имя. Нужно глядеть в глаза этому человеку.

«Учитель»:  -  Хорошо мы поиграли?

«Воспитатель»:  -  Ребята, пора прощаться. Нашего учителя, Марию Ивановну вернем на свое место, на полку.

Итог занятия

- Ребята, у нас в детском саду я провожу занятия, а учитель в школе …

- Какое у нас теперь есть школьное правило?

- Когда нужно поднимать руку?

- Зачем люди знакомятся?

- Что можно сделать, если ты забыл чье-то имя?

- Интересно ли было?

ЗАНЯТИЕ № 2

 

Тема: Школьник и дошкольник. Я – ученик.

Цель:  Осознание нового статуса школьника. Познакомить со школьными правилами и правилами вежливости. Познакомить детей с пространством школы.

Задачи: Ознакомление с пространством школы. Показать в игровой форме разницу между статусом школьника и дошкольника. Познакомить с правами и обязанностями школьника.

Оборудование: Права и обязанности школьника,  мультфильм о школьниках.

Ход занятия

Воспитатель и игрушка-персонаж «Учитель» встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят «кругом» и садится вместе с детьми.

«Учитель»: - Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. Я долго думала с чего мы начнем наше занятие и решила прочитать вам стихотворение.

А Кондратьевой « Здравствуйте» (читает учитель)

- Здравствуйте!-

Ты скажешь человеку.

-Здравствуй!-

Улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают друг другу здоровья. Любая встреча начинается со слов приветствия.

- Какие слова приветствия вы знаете?

(рассказ учителя о разных способах приветствия : раскланиваться, снимать шляпу, обмениваться рукопожатием, реверанс, дает краткую историческую справку о возникновении данных форм приветствия; предлагает детям обменяться рукопожатием мальчикам,  девочкам присесть в реверансе).

- А умеете ли вы здороваться по-школьному? Давайте попробуем.

(Дети предлагают разные варианты.)

- А вы знаете о молчаливом приветствии? (варианты детей)

- Чтобы молча поздороваться, надо встать рядом со столом, а как называются столы в школе? (парты). Давайте попробуем, поздороваться, как школьники.

ШКОЛЬНИКИ ДОШКОЛЬНИК

- Ребята, через год вы первый раз пойдете в 1 класс. Скажите, а как вас будут называть? (школьники, первоклассники).

- А что вы делаете сейчас, пока не  попали в школу?  Как вас  называют? (дошкольники)

- Пока вы еще не ходите в школу, вас называют дошкольниками. Скажите, чем отличаются школьники от дошкольников? (школьники отличаются от дошкольников тем, что ходят в школу, учатся на уроках, дома делают домашние задания.

- А что делают дошкольники? (играют, бегают).

- А может ли школьник играть и бегать?  

- На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может иногда вести себя как школьник, а иногда как дошкольник. Нужно только знать, когда вы должны вести себя как школьники, а когда можно снова превратиться в дошкольников.

Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумайте, как нужно вести себя в этой ситуации — как школьник или как дошкольник. Кто хочет ответить, поднимает руку и ждет, пока я его спрошу. Мы будем выполнять это задание, как школьники, и будем пользоваться правилом «поднятой руки».

«Учитель»: - На уроке, на прогулке, дома. Во время приготовления уроков. На перемене. В школьной столовой. Во время игры в футбол. С друзьями. В школьной библиотеке.

Игра «Море волнуется раз»

«Учитель»: -  «Большое спасибо, вы прекрасно справились с этим трудным заданием. Вы знаете, когда можно вести себя как школьник, а когда — как дошкольник. А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы быстро превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. Сейчас мы с вами сыграем в игру, которую многие из вас, наверное, знают. Эта игра называется «Море волнуется, раз», но мы будем играть в нее по-особенному. Вместо морской фигуры мы будем изображать фигуры школьника и дошкольника. Водящий будет говорить: «Море волнуется, раз, море волнуется, два, море волнуется, три, фигура школьника (или дошкольника) на месте замри». Пока морё волнуется, можно ходить, а на слове «замри» нужно замереть, изображая названную фигуру. Водящий выбирает самого школьного школьника или самого дошкольного дошкольника. Первым водящим буду я. Встаньте, пожалуйста, и подойдите ко мне.

Можно усложнить задание, называя не роли школьника или дошкольника, а различные ситуации из жизни детей: на уроке, на и дома с мамой и т. д.

«Учитель»: -  «Замечательно, вы отлично умеете превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. А сейчас проверим, знаете ли вы, как школьник ведёт себя в школе. Встаньте, пожалуйста, в круг и послушайте стихотворение Т. Пушкаревой.

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ПЕРВОКЛАССНИКАМ

Когда вы впервые приходите в школу,

Немедленно, тут же начните с футбола,

Пусть вместо мяча у вас будет портфель,

А вместо ворот - ваша школьная дверь.

Затем хорошо бы немного подраться,

Кого-то толкнуть и над ним посмеяться.

Мелом на стуле соседа писать,

Чем-нибудь гадким испачкать тетрадь.

Когда же вы вволю навеселитесь,

Спокойно, с ногами на парту ложитесь.

Ведь так хорошо на уроках поспать

Или о чем-то своем помечтать!

Как вам понравились эти советы!

Скажите, пожалуйста, мне по секрету.

«Учитель»: -  Что в этих советах – шутка?

- Расскажите, а как должны вести себя школьники?

(По ходу беседы озвучиваются права и обязанности школьника.)

Игра «Угадай-ка»

— Дети, как вы считаете, вы уже много знаете про школу и школьников? Тогда давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Вы сейчас на листе бумаги нарисуете школьника или дошкольника. Но вот кого именно вы будете рисовать — это ваш секрет. Дети в группах должны будут этот секрет угадать. Договорились?

Дети самостоятельно выполняют рисунки.

«Учитель»: -  Я вам предлагаю посмотреть мультфильм о школьниках, согласны?

Итог занятия

Упражнение «Пиктограммы»

Цель: развивать умение анализировать свои эмоциональные переживания на протяжении всего занятия.

Воспитатель с помощью пиктограмм предлагает детям вспомнить, как менялось их настроение на протяжении занятия, выбрать лицо, отражающее их состояние после занятия, и объяснить, почему каждый выбрал именно то, что выбрал.

ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Форма устного ответа 

Цель:  показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор»

Оборудование: мяч, знаки «Я» и «Хор», ордена, рисунки детей на тему «Что я люблю».

Ход занятия

«Учитель»: -  Здравствуйте, дети! Давайте начнем наше занятие по-школьному  тихо, спокойно. А это значит, что у нас хватит времени на отгадывание загадок.

Создание проблемной ситуации

Учитель загадывает загадки и провоцирует детей на шумные ответы.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит)

Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш... (Малыш)

Она красива и мила,
Имя ее – от слова «зола». (Золушка)

«Учитель»: -  Как вы думаете, ребята, почему у меня испортилось настроение?

(дети: мы шумели)

 «Учитель»: -  А почему так произошло?

«Учитель»: -  Что же делать? Как поступают школьники?

(Дети обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что в школе иногда требуется отвечать всем вместе, то есть хором.)
Учитель вводит знаки «Хор» и «Я».

Упражнение в применении знаков «Хор» и «Я»

«Учитель»: -  Сейчас я буду задавать вам вопросы и показывать один из этих знаков. Смотрите внимательно, когда надо отвечать хором, а когда поднимать руку и отвечать по одному. (Учитель задает вопросы и показывает один из знаков)

- Как звали сказочного героя, которого бабка и дед слепили из теста? («Хор»)

- Правда ли, что Колобок смог уйти и от Зайца, и от Медведя? ( «Хор»)

- Каких сказочных героев ты знаешь? («Я»)

- Правда ли, что самая длинная шея – у жирафа? ( «Хор»)

«Учитель» показывает рисунок.

– Хором назовите имя этого героя! Как вы узнали, что надо отвечать хором? Я ведь не показала вам никакого значка. Какие вы внимательные! Действительно, если внимательно слушать задание, можно точно определить, как надо отвечать: хором или по одному.

Игра на внимание

Воспитатель: - Давайте поиграем и определим: кто самый внимательный. Я буду задавать вопрос и бросать мяч. Если на вопрос надо отвечать хором, вы приседаете и отвечаете на вопрос, тогда я не смогу никому бросить мяч. Если я задаю вопрос и на него надо отвечать одному человеку, я бросаю мяч тому, кто знает ответ и знаком показывает мне, что готов отвечать.
- Кто знает, какое сейчас время года?

- Скажите хором: сколько месяцев в году?

- Кто знает, почему птицы осенью улетают в теплые края?

Игра «Пчелы»

Воспитатель: -  Кто видел пчелок? Чем они занимаются?
- А пчелки все одинаковые или нет?
Вы сейчас будете пчелками. Пчелки умеют действовать по звонку.  Пчелки, слушайте меня внимательно: я буду вас охранять. Когда все будет в порядке, я дам один звонок – вы можете спокойно собирать с цветочков сладкий нектар. Если вдруг я замечу что-то подозрительное – дам два звонка, вы собираетесь вместе. Если прилетят трутни, я дам три звонка – вы должны замолчать, перестать жужжать.


   
Упражнение в применении знаков «Поднятая рука» [1] и «Хор» [2]

Воспитатель: -  Я сейчас буду вас испытывать.
Проверим, как вы умеете работать по знакам [1] и [2]. Я буду загадывать вам загадки и показывать, какого ответа жду от вас: хорового или индивидуального.

- Сорок одежек, и все без застежек. [2] (Кочан капусты)

- Висит сито, не руками свито. [1] (Паутина)

- Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапку нашел. [2] (Гриб подосиновик)

- У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя. [1] (Рука, пальцы)

- Два брата живут через дорогу, а друг друга не видят. [1] (Глаза)

Итог занятия

«Учитель»: -  Чему вы научились сегодня? Чем полезно новое школьное правило? Что нового вы узнали друг про друга?

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Играем, общаемся, учимся дружно.

Цель:  Повторить правила честной и дружной игры, формировать этические нормы взаимоотношений через работу в парах; развивать внимание, воображение, логическое мышление.

Оборудование: знаки «Поднятая рука» и «Хор», новый знак «Мы»; цветные билеты для распределения детей в группы, конверты от зайчика и бельчонка с морковками.

Ход занятия

«Учитель»: - Сегодня мы с вами отправляемся в далекое плавание. На каком транспорте нужно плыть по морю? Каждый пассажир должен иметь билет.

Учитель раздает детям билеты.

– На столах стоят кораблики тех же цветов, что и билеты. Как узнать, где чей корабль?

Дети. По цвету.

«Учитель»: - Рассаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Удобно ли вам?

Знакомство в группах: игра «Зеркало»

Воспитатель: - В одиночку такое плавание не совершить, поэтому нам нужна дружная команда. Члены команды должны понимать друг друга с полуслова. Сейчас мы проверим, как вы готовы к путешествию. Дети выходят в круг, становятся лицом друг к другу и договариваются между собой, кто – зеркало, а кто – смотрящийся в него. Смотрящийся в зеркало показывает движение, а зеркало повторяет его. Вначале образец игры показывает воспитатель с любым из детей.

Введение нового знака взаимодействия

«Учитель»: - Весело вам было играть? А вот Бельчонок и Зайчонок играли, играли и поссорились.

(разыгрывает воспитатель при помощи игрушек)

– Поспорили Зайчонок и Бельчонок, чья морковка длиннее. Один кричит: «Моя!», другой: «Нет, моя!» Ругались, ругались и даже подрались.

«Учитель»: - Понравилось ли вам, как спорили друзья? Почему? Как можно им помочь? Давайте мы поможем незадачливым друзьям решить их спор. Как узнать, чья морковка длиннее? Сравните морковки и приготовьтесь дать ответ.

 «Учитель»: - Ребята, как я узнаю, что вы выполнили работу?

(Дети предлагают варианты)

«Учитель»: - А я предлагаю сделать еще проще: взяться за руки и поднять их. Давайте попробуем, вы же работали в парах.

Знак  «Мы»

«Учитель»: - Помогли ли мы зверям решить их спор?

- Ссоры или драки могут решить спор? (Нет)

Итог занятия

«Учитель»: - Нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Вот мы и дома. -Почему нам это путешествие удалось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальных занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ «Скоро в школу»

Данная программа применяется в работе с детьми, которые по результатам диагностики психологической готовности к школе еще не готовы к началу регулярного обучения в школе. Программа предназначена для к...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Данное заняти направлено на развитие интереса к исследованию и эксперементированию, развитие умения делать выводы и четко излагать свои мысли, способствование развитию познавательной активности детей,...

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Сказка» «Скоро в школу»

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Сказка» «Скоро в школу»...

Интегрированная деятельность детей в подготовительной группе. Тема: «Скоро в школу»

Интегрированная деятельность детей в подготовительной группе на тему: " Скоро в школу"Цель: Формирование мотивации и готовности к обучению детей в школе....

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Скоро в школу»

Родительское собрание в подготовительной группе  Тема: «Скоро в школу»...

Образовательный проект в подготовительной группе Подсолнухи «Скоро в школу мы пойдем»

Цель: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическо...