Родительская гостиная как эффективная форма взаимодействия с семьей в ходе приобщения дошкольников к духовным ценностям народа
консультация
Предварительный просмотр:
Управление образования Тайшетского района
МКУ « Центр развития образования Тайшетского района»
Районный методический семинар
« Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»
Представление опыта работы по теме:
«Родительская гостиная как эффективная форма взаимодействия с семьёй в ходе приобщения дошкольников к духовным ценностям народа»
Подготовила:
Михайлова Лариса Александровна,
воспитатель l кв. категории, детского сада «Белочка»
Тайшет, 2025г.
Родительская гостиная как эффективная форма взаимодействия с семьёй в ходе приобщения дошкольников к духовным ценностям народа.
В последнее время мы всё чаще стали слышать от родителей, что у них возникают сложности при воспитании ребёнка. Мол, дети стали другие, ничто их не интересует кроме гаджетов. Вот в наше детство мы играли в разные игры, что- то мастерили, а их не заставишь. Когда я слышу эту фразу, у меня сразу возникает вопрос: а что такое другое вы предлагаете своему ребёнку? Как много времени вы уделяете малышу? Общение между родителями и детьми ограничено сейчас в силу многих причин. Нарушились традиции связывающие поколения. Детский сад, конечно, не может заменить семью. Но может помочь в эффективном взаимодействии взрослых и детей посредством их приобщения к духовным ценностям народа. С этой целью я выбрала такую интересную форму работы, вернее, взаимодействия, как родительская гостиная. Такая форма организации работы с родителями предполагает использование познавательных бесед, театрализованных представлений, песен, хороводов, игр, потешек, танцев, мастер – классов и многого другого в более непринужденной атмосфере, атмосфере семейного уюта, отдыха, душевных бесед в уютной гостиной.
В прошлом году, когда дети были ещё маленькими, Форму работы Гостиная я использовала при организации деятельности с детьми, где я- это бабушка-сказочница, а дети мои гости. Мы знакомились с устным народным творчеством, хореографией, играми, прикладным искусством. Я делала фотоотчеты с таких мероприятий для родителей, а дети вечером делились яркими впечатлениями и эмоциями от полученных знаний или увиденного, будь то путешествие в мир тряпичной куклы или знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Родители по достоинству оценили наши встречи в гостиной. Многие говорили: как у вас здорово! Мы тоже так хотим! Мне и самой казалось, что теперь, когда дети подросли, одной бабушки-сказочницы (в роли воспитателя) им маловато. Так появилась мысль о привлечении родителей к совместной работе по нравственно – патриотическому воспитанию. Ведь, согласно ФГОС ДО, родители являются полноправными участниками образовательного процесса.
Для эффективности работы по взаимодействию с родителями в нетрадиционной форме разработала план. Первым пунктом стало анкетирование, с целью выявления родителей, желающих помочь в организации и проведении гостиных. Одним из вопросов анкеты был вопрос, из которого мы могли узнать, с чем родители могут прийти к нам в гости, посетить нашу Гостиную. Был предложен следующий перечень:
-чтение;
- рисование;
- музыка;
- игры;
- изготовление игрушек;
- участие в совместных спектаклях и развлечениях;
- помощь в организации праздников;
- участие во встречах с интересными людьми;
- предложить своё.
Родители, не все конечно, но большинство, предложили свою помощь.
Выявилась группа родителей, мы назвали её «идейная группа», с которой разработали план проведения встреч в форме Гостиной.
Впоследствии, с каждым приглашённым гостем обговаривался план проведения мероприятия, распределялись роли, если этого требовал сценарий, готовили реквизит.
С детьми разучивается музыкальный материал, стихи, сценки соответственно сценарию.
Так, мы пригласили в нашу «Музыкальную» гостиную балалаечницу Новокрещенных Анну Сергеевну. Она познакомила детей с русским народным музыкальным интрументом- балалайкой. Дети узнали, что балалайка - музыкальный символ России. Несмотря на то, что у неё всего три струны, звучание её весело и задорно. Анна Сергеевна вместе со своей дочерью Анисьей приготовили замечательные частушки, под звучание которых дети сами пускались в пляс. После музыкального выступления каждый из ребят хотел попробовать себя в роли балалаечника.
Появление следующей гостьи в нашей гостиной мы приурочили к теме недели: «Почта». Со своей семейной коллекцией к нам в гостиную пришла Кононова Ольга Викторовна. Она познакомила ребят с разнообразием почтовых марок. Ею было представлено несколько альбомов на разные темы: корабли, старинные машины, мультфильмы, бабочки, животные Австралии, кошки, спорт, птицы. Особенно детей заинтересовали марки с изображением старинных и современных поездов. Алексей – сын Ольги Викторовны с гордостью сообщил, что начал собирать эти марки его дедушка, а впоследствии мама продолжила его дело. Не удивлюсь, если и Алексей решит заняться филателией. После такой встречи дети в группе пришли к мысли, что тоже хотят собрать коллекцию игрушек своих родителей.
В преддверье новогодних праздников ребят ожидало чудо. Случайно за окном группы дети увидели Дедушку Мороза и пригласили его к себе в группу. Дедушкой стал папа Ромы – Юрий Николаевич.
Он принёс новогодние игрушки для ёлки, но игрушки не простые, а старинные. Наш гость рассказал ребятам историю каждой игрушки: зайчики, белочки, ежики-это герои русских народных сказок, фигурка космонавта-эта игрушка была создана в честь первого космонавта Ю.А.Гагарина и мн.другие. Этими игрушками украсили елочку в группе, весело водили вокруг красавицы ёлки хороводы, пели песни, рассказывали стихи. Ребята поблагодарили дедушку за подарки и пригласили к себе на утренник.
«Без игр прожить ребёнку никак – никак нельзя!». Под таким девизом прошло родительское собрание в нашей группе, на котором присутствовали не только взрослые, но и дети. Собрание мы тоже провели в форме родительской гостиной. Познакомили родителей с разнообразием игр, поговорили о важности игр для развития ребёнка. Родители совместно с детьми отправились на поезде в страну игр. Весело провели время, играя в любимые игры детей, вспоминая свои любимые игры детства. Закончилось собрание в «вагоне – ресторане», где родители примерили на себя роль официантов. По прошествии мероприятия, родители уходили со словами благодарности за хорошо проведённое время.
Так как гостиная работает уже второй год, у нас появились свои традиции. Ведь традиции организуют связь поколений, на них держится духовно- нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Поэтому так важно выработать у детей уважение к ним, позитивное отношение, желание поддерживать их и сохранять. Мы начали с простейших традиций. Например, во время приветствия и прощания ребята обнимаются. Это настраивает детей на положительные эмоции. Хотя на Руси объятия несли иной характер, мы всё - таки используем их, поясняя, что в это время два сердечка договариваются друг с другом не ссориться, не обижать друга. Недавно мы познакомились с ещё одним видом приветствия – поклоном. Он означает, что человек доверяет своему собеседнику, ведь во время поклона, мы не видим, что он делает. Каждая наша встреча заканчивается чаепитием. Дети и гости садятся за накрытый стол. Чай разливаем из самовара. Ребята предлагают угощение гостю и друг другу. Это учит их быть более внимательными и доброжелательными друг к другу. Так как, чаще всего мы встречаемся во второй половине дня, чаепитие приобщаем к полднику. Есть у нас ещё одна традиция – если мы приглашаем гостей, то обязательно готовим для них подарки. Никогда приглашённый гость не уходит с пустыми руками. Чаще всего это работы сделанные руками детей.
Темы для подобной формы работы могут быть разнообразными. Мы проводим родительские гостиные раз в месяц. Определённого графика у нас нет, всё зависит от занятости родителей.
Я с уверенностью могу рекомендовать данную форму организации работы с родителями как эффективную форму работы по приобщению детей к духовным ценностям народа. Данная форма организации взаимодействия помогла мне вовлечь семью на основе сотрудничества в процесс воспитания, образования и развития детей; Помогает вовлечь ребёнка в разнообразные виды деятельности, раскрывающие особенности взаимоотношений. Повысилась педагогическая компетентность родителей, сконцентрировалось их внимание на детях, усилилось чувство удовлетворённости процессом воспитания детей.
Родительские гостиные способствуют более близкому общению детей и родителей, помогают наладить доверительные отношения ребёнок – родитель, родитель – воспитатель, что впоследствии упрощает взаимодействие между ними.
Предлагаю использовать мой опыт работы по взаимодействию с семьей в воспитании нравственно – патриотических качеств у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста
Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление ...

Родительский клуб - эффективная форма взаимодействия с семьей
Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с родителями...
Методическая разработка на тему: «Семейная гостиная как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях»
Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а...

Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи
Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи...
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей
Семья – первый и основной фактор успешной социальной адаптации ребенка. Ее включенность в работу образовательного учреждения, степень контакта родителей и специалистов, наличие общих целей и алг...

Практика Детско-родительский клуб, как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи
Деятельность детско-родительского клуба за 2023г....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ
В проекте рассматривается проблема семейного воспитания, семейных традиций и обычаев. Цель проекта повысить значимость семьи и семейных традиций в понимании детей и их родителей....
