Собственный педагогический опыт воспитателя по теме "Воспитание патриотических чувств и формирование представлений о явлениях общественной жизни у детей дошкольного возраста"
материал

Коткина Полина Анатольевна

Собственный педагогический опыт 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polnyy_opyt.odt187.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»

Собственный педагогический опыт воспитателя

воспитатель

Коткина Полина Анатольевна

Тема: «Воспитание патриотических чувств и формирование представлений о явлениях общественной жизни у детей дошкольного возраста»

Оренбургский район, с. Ивановка 2025

Структура описания собственного педагогического опыта

1. Сведения об авторе.

2. Условия формирования опыта.

3. Теоретическая база опыта.

4. Актуальность и перспективность опыта.

5. Новизна опыта.

6. Адресность опыта.

7. Трудоёмкость опыта.

8. Технология опыта.

9. Результативность опыта.

10. Приложения.

1.Сведения об авторе.

C:\Users\User\Downloads\BDK2u5Q6xHMp22jqAg81QrLr0quFcnuEVYZ6kZ5L3dJYr49wN3_r-onc-o6PpL5AkwjdNJBjlw3-u9I06lZBHmB2.jpg

1.Дата рождения 29.07.1994 г.

2.Должность воспитатель

3.Образование (учебное заведение, год окончания, специальность, квалификация) «Башкирский экономико-юридический техникум», 2016 г., специальность юрист.

4.Стаж педагогической работы 1 год

5.Стаж в данном учреждении 1 год

6.Категория (дата присвоения) высшая квалификационная категория нет

2.Условия формирования опыта.

 «Только тот, кто любит,

Ценит и уважает накопленное    

И сохранённое, предшествующим

Поколением, может любить Родину,

Узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

          Опыт моей работы начал складываться в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Ивановская СОШ» и продолжается по настоящее время, где я проработала в должности воспитателя 1 год.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

На современном этапе развития общества возрастает значимость патриотического воспитания. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных тем.

Мы сейчас подходим к новым условиям работы в условиях введения Федеральных ГОС стандартов в дошкольном образовании.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю мною было продумано, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Установить связь посёлка с городом, подвести к понятию, что посёлок – это маленькая частица нашей большой страны.

В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение. Патриотическое воспитание ученые понимают, как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью».

До сих пор актуальны и очень ценны работы по духовно-нравственному воспитанию педагога-гуманиста и философа В. А. Сухомлинского. Он видел приоритет в формировании нового поколения сознательной молодежи, воспитании настоящих патриотов, которые по настоящему любят Родину, гордятся своим народом и его историческим прошлым, ответственных за его будущее. Эту важнейшую закономерность воспитания В. А. Сухомлинский определял по-своему: воспитывать маленького ребенка так, чтобы у него были ценности, которые достались ему дорогой ценой. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного и мирового наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка, – всего, из чего для каждого начинается Родина.

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях настоящего времени. Патриотами не рождаются, ими становятся. Важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Чувство патриотизма у ребенка дошкольного возраста проявляется в потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Ребенок начинает понимать и проявлять такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Основными направлениями патриотического воспитания детей являются: формирование представлений о семье – семья, род и родословная; ознакомление с явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа; формирование знаний о родном крае. Благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям.

Педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников имеет интегративный характер. Формы взаимодействия детского сада с детьми и их родителями в настоящее время разнообразны. Планируя свою работу с детьми, педагоги применяют следующие формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, игры, викторины. В последнее время актуально стало использование в работе проектной технологии.

Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. Именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Также немало важным в педагогическом процессе является взаимодействие с семьей воспитанников, привлечение взрослых в совместной деятельности. Особенное значение в нравственно-патриотическом воспитании детей имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи нужно объяснять и прививать чувства сопричастности к малой Родине, постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и прочее.

Достижения в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами педагоги и родители будут знать и любить историю своей Родины. Никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет любить и гордиться своей страной, своим народом, своим городом.

Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Прикосновение к «живым» документам истории семьи вызывает яркие эмоции, заставляет бережно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданином России.

Работа с родителями включает в себя совместные праздники по народному календарю, а также посвящённые Дню защитника Отечества, Дню Победы, Экскурсии, совместное творчество, посещение музея и т. д.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т. д.) – можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

3.Теоретическая база опыта.

На современном этапе развития общества возрастает значимость патриотического воспитания. Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю мною было продумано, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Установить связь посёлка с городом, подвести к понятию, что посёлок – это маленькая частица нашей большой страны.

Методическая разработка «Растим патриотов России» представлена в следующих направлениях:

  • Моя семья – дом- детский сад
  • Мой родной поселок- частица Оренбургской области
  • Россия – Родина моя
  • Земля наш общий дом
  • Достижение эффективных результатов при организации деятельности патриотической направленности предоставляется возможным лишь при соблюдении ряда требований:
  • Учёт возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста;
  • Всемерное развитие их эмоциональной сферы
  • Учёт опыта семейного воспитания, традиций.

Все эти положения взаимосвязаны и должны реализоваться в единстве.

Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется при интегрированном подходе к решению этой проблемы. В чем же в данном случае заключается интегрированный подход?

Для успешной деятельности по формированию представлений о явлениях общественной жизни и формированию патриотических чувств мною были выбраны следующие приоритеты:

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны носить не только воспитывающий, но и обучающий характер.
  • Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.).
  • Большое место в приобщении детей к культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями,
  • Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей изобразительным искусством.

Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а поминанию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и дошкольников.

По своим наблюдениям я уже давно отметила для себя, как интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. А в достаточной ли мере мы взрослые, родители и педагоги, поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Поэтому я считаю, что суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданный трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.  

Моя главная цель в этом направлении – совместная деятельность с родителями.

Моя главная задача в работе с дошкольниками - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему:

  • Семья.
  • Труд людей.
  • Традиции.
  • Общественные события и т. д.

При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

4.Актуальность и перспективность опыта.

     Вопрос нравственно-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Современный ребенок находится в беспредельном информационном потоке, получаемом благодаря телевидению, компьютерным играм и это воздействие не всегда позитивное.

    В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, где воспитание, а не обучение, является приоритетным.  Появилось множество инновационных программ. Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

    Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.

Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

    Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Я, считаю, что важной частью нравственно-патриотического воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Уже с детства ребенок должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сенситивным периодом для воспитания высоких социально нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ним на всю жизнь.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

      Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны занять мы, педагоги.

       Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

В настоящее время воспитание патриотических чувств, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Задача педагога: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему - семья, труд людей, традиции, общественные события и т. д. При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём. Именно поэтому меня заинтересовал процесс формирования представлений о явлениях общественной жизни воспитания патриотических чувств.

Данный опыт не исчерпывает проблемы формирования патриотических чувств у дошкольников. Перспективы мы видим в разработке проблемы преемственности патриотического воспитания в детском саду и в начальной школе.

На современном этапе развития общества возрастает значимость патриотического воспитания. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.   Мы сейчас работаем в условиях введения Федеральных ГОС стандартов в дошкольном образовании.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю мною было продумано, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Установить связь посёлка с городом, подвести к понятию, что посёлок – это маленькая частица нашей большой страны.

Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется при интегрированном подходе к решению этой проблемы.

В чем же в данном случае заключается интегрированный подход?

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и познавательно – речевого, художественно – эстетического, социально – личностного, а также физического развития.

Взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы. Прогулка в лес, поле, к реке предполагает решение комплекса задач: познавательной, эстетической и в конечном счете нравственной.

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.  

Задачи:

1.Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

2. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

3. Расширение представлений о России, как о родной стране, об Оренбурге, как о родном городе.

4. Воспитание патриотизма, уважение к культурной прошлой России средствами эстетического воспитания, такими как изобразительная деятельность, художественное слово.

Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

Приоритеты.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

4.Другим важным направлением работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью.

5.Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. При знакомстве с природой края, решаются не только природоохранные задачи, но и воспитывается любовь к каждому объекту в природе.

6.Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны.

Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим воинам, другим памятным местам.

Средства.

- Примеры проявления героизма.

- Взгляды на патриотизм в летописях.

- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

- Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.

Взаимосвязь всех участников процесса.

Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, герб семьи, проведение совместных мероприятий, праздников, развлечений, экскурсий, консультаций, родительских собраний. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать.

5. Новизна опыта.

Новизна опыта работы состоит в изучении особенностей формирования духовно-нравственных отношений и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родной страны.

Воспитание было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский отмечал, что для каждого конкретного возраста ребёнка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности.

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и понятными. Центральным звеном социализации ребенка является гуманистическое воспитание с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребёнка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Организация работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного детского сада.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и познавательно – речевого, художественно – эстетического, социально – личностного, а также физического развития.

Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, за свой край, за свою семью, вызвать у них восхищение творчеством русского народа вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём. Именно поэтому меня заинтересовал процесс формирования представлений о явлениях общественной жизни и воспитания патриотических чувств.

Это очень сложный, но в тоже время важный и нужный процесс работы. Да и само слово звучит строго и важно патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы новые подходы – проектная деятельность как часть комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.

Воспитательно – образовательный – творческий проект «Моя семья, дом, детский сад» позволит систематизировать знания по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, что способствует формированию психологической активности ребёнка к школе и соответствует принципам примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Использование проектной деятельности как средство воспитания любви к Родине, к самому близкому – к родному дому и детскому саду будет наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, участниками педагогического процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей. Для этого я стараюсь наладить доверительные отношения со всеми членами семьи воспитанников.

6. Адресная направленность

 Данный опыт работы могут использовать воспитатели ДОУ, как дополнение к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (в образовательной области «Познание» - раздел «Формирование целостной картины мира»).

7. Трудоемкость опыта

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Прежде чем начать работу в детском саду, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме и провела анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с историей, традициями и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.

8. Технология опыта

Работу по воспитанию патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Изучив теоретические основы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию: М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

         Работая по данной теме, я составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Для того, чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я использовала различные методы и приемы: занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; использование средств мультимедиа; работа в книжном уголке; рисование; оформление семейных альбомов.

Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, я больше внимание уделяю комплексному подходу в формировании у дошкольников основ патриотического воспитания.

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:

«Мой дом. Моя семья»,

«Детский сад»,

«Труд взрослых»,

«Родной поселок».

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

1)      специально организованные занятия

2)      беседы,

3)      наблюдение,

4)      чтение художественной литературы,

5)      сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры,

6)      тематические праздники,

 7)     целевые прогулки, экскурсии.

         Блок 1 «Моя семья. Мой дом»

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и в формировании положительных морально нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй я организую сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери» - где дети учатся заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу.

Играя в игру «Больница», ребята также учатся проявлять доброту, учатся культуре общения.

В игре «Строители» дети учатся трудиться в коллективе. В группе оборудован уголок ряженых и есть все необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д. Ушинский «Петушок с семьей» и др.

При чтении сказки «Доктор Айболит» К. Чуковского не только знакомила детей с трудом врачей, а в первую очередь обращала их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях.

Читая «Федорино горе», акцент делала на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала основы здорового образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.

Вместе с детьми играли в дидактические игры: «Чей малыш», «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку». С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры: «Салочки- догонялочки», «Лохматый пес», «Гуси, гуси», «Воробушки и автомобиль», «Смелые мышки», «Пустое место», «Кто раньше дойдет до флажка?», «Курочка-хохлатка», которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому.

Изготовили открытку для мам на 8 Марта и папам на День защитника отечества. Провела беседы «Моя семья», «Кто Я?». Совместно с родителями оформили семейный фото – альбом, генеалогическое древо семьи. Рисовали посуду для кукол, портреты членов семьи, а потом их рассматривали. Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.

Блок 2. «Мой детский сад»

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией. Сначала я организовала знакомство детей со своей группой: с загадками, с различными заданиями. Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении группы. Например, в столовой (когда я ем, я глух и нем), в игровых зонах (поиграл – убери).

Были проведены экскурсии по детскому саду.

Блок 3. «Мой родной поселок»

Младшим дошкольникам трудно еще представить себе, что такое родной поселок, город, но их необходимо с этим понятием знакомить.

Работа по воспитанию любви к родному поселку, началась с бесед, в ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родном поселке. Продемонстрировала детям альбом с фотографиями родного поселка, где дети узнали знакомые здания. Объяснила, что у каждой улицы есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома.

Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «поселок». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий.

В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, сообщала детям название страны и часто его повторяла. Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что все это придумал, сделал русский народ.

Познакомила детей с жилищем русского человека; разъяснила понятие «горница», рассказала о ее устройстве, воспитывая интерес к особенностям русского характера, русским традициям.

С детьми провела занятие внутри детского сада в подготовительной группе «Люби и знай свой край».

 Ежегодно проводятся праздник «День Победы» с целью расширять и углублять знания детей о великом празднике.

         Блок 4. «Труд взрослых»

Детей своей группы я прежде всего начала знакомить с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях.

В первую очередь познакомила с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день.

Организовала экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, где познакомила детей младшей группы с трудом медицинской сестры, поваром. Кроме этого, в течение года знакомила детей с трудом шофера, дворника.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение.

Моя главная задача — вызвать у детей чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

Для развития патриотических знаний дошкольников использую метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям.

Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул воспитания любви к родному краю.

В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно- ролевой игры.

Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, природный материал, календарь природы, представлены книги с иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города.

В книжном уголке выставлена детская и художественная литература соответственно         возрасту     детей, находятся фотоальбомы «Наш город» (герб города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов), «Наши родители» (профессии).

Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса.

Совместно с родителями моих воспитанников, я стараюсь учить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей

9. Результативность опыта.

Мониторинг показал, что качество проводимой работы по патриотическому воспитанию дошкольников повысился.

Дети проявляют активный интерес к словам и действиям взрослых, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких.

-Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.

-   Отвечают на вопросы о своей семье и ближайших родственниках.

Называют свое имя, фамилию, пол, возраст. Научились говорить о себе в первом лице - «Я», высказывать свои желания («Я хочу», называть любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи).

-   Стали охотно посещать детский сад, включаются в общий ритм жизни, с доверием относятся к воспитателю.

- Рассматривают сюжетные картинки, иллюстрации в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентируются в ближайшем окружении (в группе ДОУ, на участке ДОУ и в семье).

-   Научились наблюдать за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Анализируя свою работу сделала для себя вывод: чтобы современный, воспитатель был интересен современному ребенку, он должен сам развиваться.  

10. Приложение

  1. Ветохина А. Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург, 2011г.
  2. Козлова С. А. Мой мир. Москва, 2000г.
  3. Шаламова Е. И. Методическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ.2011г.
  4. 4.Комарова Т. С. Народное искусство в воспитание детей. Москва, 2004г.
  5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва, 2003г.
  6. 6.Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Санкт – Петербург,2010г.
  7. Жуковская Р. И. Родной край. Москва, 1990г.
  8. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
  9. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009
  10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  11. Далинина Г.Н. Дошкольнику – Об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.
  12.  Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005
  13.  Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009
  14.  Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008
  15. Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.
  16. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005
  17. Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005
  18. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Сфера, 2010
  19.  Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
  20. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006
  21. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Картотека игр по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300406","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"350"}}]]...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач:• сохранение и...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»...