План по самообразованию на тему "Воспитание патриотических чувств и формирование представлений о явлениях общественной жизни у детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Коткина Полина Анатольевна

План по самообразованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovania.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Ивановская  средняя общеобразовательная школа Оренбургского района"

(дошкольный уровень)

Индивидуальный план работы по самообразованию

воспитателя

Коткиной Полины Анатольевной

на 2025-2026 учебный год

Тема: «Воспитание патриотических чувств и формирование представлений о явлениях общественной жизни у детей дошкольного возраста»

Оренбургский район, с. Ивановка, 2025г.

   Пояснительная записка

 

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                                                                                                         Д.С. Лихачёв

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.

Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным места.

Актуальность

Дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания.

Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Цель:

1. Цель: изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического

воспитания дошкольников.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой

литературы;

- Разработать перспективный план работы с детьми;

- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Патриотизм

в саду»

Формы проведения

- учебная деятельность на игровой основе

- консультативная работа с родителями

Методы и приемы проведения

- наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий; театрализация; изготовление подарков.

- словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми младшего возраста; конкурсы стихов, беседы.

- игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.

План по самообразованию

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

2. Козлова С.А.  "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".

Папка по самообразованию

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление уголка в группе  «Моя Родина – Россия».

Экскурсии по родному городу.

 

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Оформление предметно-развивающей среды.

 

Картотека игр.

Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Экскурсия в краеведческий музей города.

Выставка работ детского творчества.

 

Составление рассказа «Как я сходил в музей»

 

Январь

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

Развлечение «Игры наших бабушек».

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность  «Главные праздники России».

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества» совместно с инструктором физ.воспитания.

 

 

 

 

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

 

Март

Беседы  «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Выставка детских работ «Мамин портрет».

 

Апрель

 

 

 

 

 

Краткосрочный проект «Космос».

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

 

Май

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Подготовка и проведение праздника «День Победы» совместно с муз. руководителем.

Утренник, посвящённый Дню Победы.

 

Сентябрь - Май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

 

Работа с семьёй

Сентябрь

 

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Статья, фотовыставка «Моё любимое место в городе»

Октябрь

 

Консультация «Как воспитать маленького патриота».

Статья

Ноябрь

 

Оформление альбома «История нашего города».

Альбом «История нашего города».

Февраль

 

 

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март

 

 

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Акция «Посади дерево».

Май

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Статья

Самореализация

Март

 

Отчёт по теме самообразования.

Выступление с докладом на семинаре.

Май

Показ открытого мероприятия

Развлечение  «Игры наших бабушек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Картотека игр по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300406","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"350"}}]]...

Перспективный план на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, развитие навыков самосознания и заботы о собственном здоровье....

Перспективный план на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Перспективный план на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»...