План по самообразованию на тему "Воспитание патриотических чувств и формирование представлений о явлениях общественной жизни у детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ивановская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района"
(дошкольный уровень)
Индивидуальный план работы по самообразованию
воспитателя
Коткиной Полины Анатольевной
на 2025-2026 учебный год
Тема: «Воспитание патриотических чувств и формирование представлений о явлениях общественной жизни у детей дошкольного возраста»
Оренбургский район, с. Ивановка, 2025г.
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачёв
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.
Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.
В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным места.
Актуальность
Дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания.
Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.
Цель:
1. Цель: изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического
воспитания дошкольников.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой
литературы;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Патриотизм
в саду»
Формы проведения
- учебная деятельность на игровой основе
- консультативная работа с родителями
Методы и приемы проведения
- наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий; театрализация; изготовление подарков.
- словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми младшего возраста; конкурсы стихов, беседы.
- игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.
План по самообразованию
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников". 2. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". 3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". | Папка по самообразованию |
Работа с детьми | Сентябрь | Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия». Экскурсии по родному городу.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. | Оформление предметно-развивающей среды.
Картотека игр. |
Октябрь | Беседа по теме «Улица, на которой я живу». | Выставка рисунков "Улицы нашего города". | |
Ноябрь | Ознакомление с символикой России, родного города, области. Экскурсия в краеведческий музей города. | Выставка работ детского творчества.
Составление рассказа «Как я сходил в музей»
| |
Январь | Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. | Коллективное оформление книги «Русское народное творчество». Развлечение «Игры наших бабушек». | |
Февраль | Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России». Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества» совместно с инструктором физ.воспитания. |
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
| |
Март | Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» | Выставка детских работ «Мамин портрет».
| |
Апрель
| Краткосрочный проект «Космос». | Викторина «Что вы знаете о космосе». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
| |
Май | Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Подготовка и проведение праздника «День Победы» совместно с муз. руководителем. | Утренник, посвящённый Дню Победы.
| |
Сентябрь - Май | Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. |
| |
Работа с семьёй | Сентябрь
| Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» | Статья, фотовыставка «Моё любимое место в городе» |
Октябрь
| Консультация «Как воспитать маленького патриота». | Статья | |
Ноябрь
| Оформление альбома «История нашего города». | Альбом «История нашего города». | |
Февраль
|
| Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». | |
Март
|
| Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников. | |
Апрель | Работа по благоустройству территории детского сада. | Акция «Посади дерево». | |
Май | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | Статья | |
Самореализация | Март
| Отчёт по теме самообразования. | Выступление с докладом на семинаре. |
Май | Показ открытого мероприятия | Развлечение «Игры наших бабушек». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Консультация для воспитателей...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства. Дошколь...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Картотека игр по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300406","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"350"}}]]...
Перспективный план на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, развитие навыков самосознания и заботы о собственном здоровье....
Перспективный план на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Перспективный план на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»...

