10 способов установить контакт с ребёнком с РАС
статья
Аутизм — это не болезнь, которую нужно лечить, а особенность восприятия мира. И главный вызов для родителей и окружающих — не «исправить» ребёнка, а найти способ общения с ним. Неврологические особенности делают привычные нам способы установления связи малоэффективными. Там, где работает эмоциональное заражение у нейротипичных детей, для ребёнка с РАС требуется другой, более деликатный и осознанный подход.
Данная статья систематизирует современные взгляды на установление контакта с детьми с расстройством аутистического спектра. Представленные 10 приёмов — это не просто список действий, а целостная философия взаимодействия, основанная на уважении к личности ребёнка и его уникальному способу бытия в мире.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Установление контакта с ребёнком с расстройством аутистического спектра (РАС) требует терпения, понимания и следования его интересам. Главный принцип — входить в его мир, а не заставлять его выходить в ваш.
Вот 10 эффективных приёмов, которые помогут установить контакт:
- Следуйте за интересом ребёнка (Присоединение)
Не вмешивайтесь и не направляйте, а станьте внимательным наблюдателем. Что его привлекает? Качание машинки, верчение колёсиков, выстраивание предметов в ряд? Сядьте рядом и начните делать то же самое, но без давления. Если он крутит колёсико, подайте ему другую машинку с крутящимся колесом. Так вы покажете, что его мир важен и интересен для вас.
- Используйте невербальное общение
Для многих детей с РАС слова — это «белый шум». Говорите на языке тела:
· Подстройтесь под его уровень: сядьте или встаньте так, чтобы ваши глаза были на одном уровне с ним.
· Используйте мимику и жесты: улыбайтесь, кивайте, используйте преувеличенные, но спокойные выражения лица.
· Контролируйте свои жесты: Двигайтесь плавно и предсказуемо, чтобы не испугать.
- Создавайте позитивные ассоциации
Станьте источником приятного. Вы — не тот, кто всегда что-то требует («Сядь», «Посмотри», «Сделай»), а тот, кто приносит радость.
· Выдавайте любимую игрушку или лакомство через вас.
· Инициируйте весёлую игру (мыльные пузыри, щекотку, кружение).
· Ваше появление должно предвещать что-то хорошее.
- Работайте «за компанию» (Параллельная деятельность)
Начните делать своё дело рядом с ребёнком, не требуя от него взаимодействия. Например, стройте башню из его же кубилов рядом с ним. Он может сначала игнорировать вас, но его периферическое внимание будет фиксировать ваше присутствие как безопасное и ненавязчивое. Со временем он может начать брать кубики из вашей башни или, наоборот, добавлять свои.
- Используйте визуальную поддержку
Дети с РАС часто лучше воспринимают зрительную информацию, чем слуховую.
· Расписание: используйте картинки, чтобы показать последовательность действий (сначала занятие, потом пузыри).
· Карточки PECS: чтобы он мог просить желаемое, показывая на картинку.
· Социальные истории: короткие истории с картинками, которые объясняют, как вести себя в той или иной ситуации.
- Уважайте сенсорные особенности
Поймите, что может быть неприятно или, наоборот, приятно для его нервной системы.
· Тактильные ощущения: одни дети любят глубокое давление (объятия, заворачивание в плед), другие его не переносят.
· Звуки: говорите тише, выключите фоновый шум (телевизор), если видите, что ребёнок перегружен.
· Зрение: уберите лишние предметы из поля зрения, чтобы помочь сконцентрироваться.
- Комментируйте, а не задавайте вопросы
Вместо того чтобы засыпать вопросами («Что это?», «Какого цвета?»), просто описывайте то, что происходит или что делает ребёнок.
· Он качает машинку → Вы: «Машинка едет вперед-назад».
· Он строит башню → Вы: «У тебя высокая башня получилась».
Это снижает давление и обогащает пассивный словарный запас.
- Вводите элемент сюрприза и юмора
Неожиданные, но безопасные ситуации могут привлечь внимание и вызвать положительную реакцию.
· Наденьте игрушку на голову и сделайте вид, что не понимаете, куда она делась.
· «Ошибитесь», пытаясь надеть носок на руку.
Ключ— в спокойной и доброжелательной реакции. Смех — мощнейший инструмент для установления связи.
- Озвучивайте его состояния и эмоции (Эмоциональное отражение)
Помогите ребёнку понять, что с ним происходит, называя его чувства.
· Он плачет → Вы: «Ты расстроился, потому что машинка сломалась».
· Он смеется → Вы: «Тебе так весело прыгать на диване!».
Это показывает,что вы его понимаете на глубоком уровне, даже если он не может это выразить.
- Будьте предсказуемы и терпеливы
Для ребёнка с РАС мир полон хаоса. Ваше постоянство — его опора.
· Придерживайтесь режима дня.
· Используйте ритуалы (приветствие, прощание, начало игры).
· Не ждите быстрых результатов. Контакт может установиться через неделю, а может — через несколько месяцев. Цените малейшие признаки: мимолётный взгляд, принятие игрушки из ваших рук, приближение к вам.
Важно помнить: каждый ребёнок с РАС уникален. То, что сработает с одним, может не сработать с другим. Наблюдайте, экспериментируйте мягко и всегда ориентируйтесь на комфорт и интерес ребёнка. Выстраивание доверительных отношений — это самый главный и ценный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
В работе рассказывается о различных путях сближения детей, которые первый год посещают детский сад....
Тренинг "Как установить контакт с ребенком"
Тренинг можно проводить с воспитателями, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, и с родителями. Здесь описан теоретический материал и даны игры и упражнения....

Как установить контакт с ребенком
Цель: формирование представлений о стилях педагогического общения.Задачи: Дать представление о стилях взаимодействия с детьми.Помощь в создании преимуществ личностно – ориентированно...
Как установить контакт с ребенком?
Как восстановить контакт с ребёнком? Продолжая тему родительского сближения с ребёнком, следует выделить несколько важных моментов, благодаря которым становится возможным взаимный душевный и эмоционал...

Особенности работы педагога в период адаптации: как установить контакт с семьёй. Семинар-практикум
Расширение спектра возможностей взаимодействия с родителями в период адаптации позволит педагогу легче установить контакт с семьёй, особенно важный в этот сложный момент....
Как установить контакт с ребенком с РАС
Как установить констакт с ребенком с РАС...

