Беседа "Реки и озера Республики Алтай"
материал (подготовительная группа)

Конспект беседы "Реки и озера Республики Алтай" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_reki_iozera_respubliki.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Усть – Канский детский сад» филиал «Светлячок»

Воспитатель: Колесникова Алла Ивановна

с.Усть - Кан

2025 г

Цель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного края, культуре, быте коренного народа Республики Алтай,
  • продолжать знакомство с национальной одеждой и особенностями украшения орнаментом, узорами,
  • знакомить с символикой (значением герба) Республики Алтай.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление,
  • развивать предпосылки к поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения.

Воспитательные: воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе родного края, интерес к жизни и традициям алтайцев и русских.

Ход занятия

Орг момент

Воспитатель: Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос

- Про какую страну так говорят?

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На страну эту смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тайгу, где идёт зима,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Россия – это наша Родина. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – край, под названием Республика Алтай. Мы, жители Алтая, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем.

2.Дидактическая игра «Угадай правильно»

Воспитатель: Как называется Республика, в которой мы живём? (Саха, Алтай, Бурятия)  

Дети: Алтай

Воспитатель: Назовите город, который является центром нашей Республики. (Барнаул, Горно-Алтайск, Бийск ).

Дети: Горно - Алтайск

Воспитатель: Как называется район, в котором мы живём?

(Кош - Агашский, Усть- Канский, Онгудайский ).

Дети: Усть – Канский

Воспитатель: Назовите две главные реки республики (Амур и Волга, Лена и Енисей, Катунь и Бия).

Дети: Катунь и Бия

3.Отгадай загадку

Воспитатель: 

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная…

Дети: Озеро

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать одним словом: дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Прослушайте, пожалуйста, эту запись и ответьте на вопрос, что вы представили себе, услышав эти звуки (шум реки)

Основная часть

Воспитатель: Мы с вами отправимся в путешествие по красивым местам- Республики Алтай. Познакомимся с реками и озерами, которые делают нашу Республику самым красивым местом. До начала путешествия, проведем разминку.

Физминутка

По Республике дружно мы шагаем (марш на месте)                                  

Справа от нас – зеленый луг (поворот).                                                                 

Слева находится лес (поворот).                                                                               

В таком лесу полно чудес.                                                                                     

Белка с ветки на ветку скок (прыжки).                                                                   

Филин крыльями машет. Ух!                                                                                 

Аж захватывает дух (взмахи руками).                                                                         Солнце над березами светит нам (поворот головы).                                                                Мы рады ягодам, грибам (наклоны).

№1

Воспитатель: Отдохнули, отправляемся в путешествие. В Республике Алтай  много озёр и рек.  Реки нашей республики берут начало в горах, с ледников, вытекают из озёр и болот. Течение их быстрое, поэтому их называют горными. В горных  реках вода течёт с большой скоростью. Главная река Катунь.  Начинается от горных ледников и течет по ущельям, имеет много порогов, водопадов и сливается с рекой  Бией, вытекающей из Телецкого озера, образуя одну из величайших рек Мира – «Обь».                                                                                                            

Существует очень интересна легенда, в которой Бия значится мужчиной (Бий), Катунь (Хатун) женщиной. Женщина хотела перегнать мужчину, но он оказался проворней и пересек ей дорогу. Две бурные горные реки с бешеной, скоростью вырываются из скал, и сливаясь, превращаются в один Тихий и спокойный проток.

А сейчас мы поговорим об озерах нашей республики.

№2

Озёра Алтая невероятно живописны. Здесь есть озёра с бирюзовой водой, а есть почти белые, полные жизни и почти мёртвые, в которых не водится никакая рыба. Одни озёра легкодоступны для отдыха. Другие расположены высоко в горах, и к ним непросто подняться. Самое большое озеро Республики, которое заслуживает особого внимания, это озеро Телецкое.  Своё название оно получило от русских первопроходцев, которые заселили его берега, и звали их телесами. Его называют Золотое озеро. Существует легенда: однажды на Алтае наступил голод, в одной семье не было еды, но был большой слиток золота, хозяин взял золото и пошёл по дворам, чтобы обменять золото на продукты, но ни кто не хотел менять золото на продукты и тогда хозяин пошёл на гору Алтын и бросил золото в озеро и бросился сам. И с того времени начали называть Телецкое озеро – Золотое озеро.

 На его правом берегу расположен государственный природный заповедник, где находится жемчужина этих мест — водопад Корбу.  здесь водится много видов рыб: налимы, хариусы, таймени. По берегам озера живёт много медведей,

№3

Зимой озёра на Алтае частично или полностью покрываются льдом, исключение составляет Гейзерное озеро. Благодаря термальным источникам, водоём не замерзает даже при отрицательной температуре.   Гейзерное  озеро её еще называют  голубым озером с удивительно  красиво бирюзовым цветом воды и дном из ярко голубого ила и песка. На дне этого горного водоёма бьют термальные источники   которые поднимают со дна красивейший ярко – голубой  ил.

Воспитатель: И конечно, когда вы приезжаете на природу, нужно соблюдать некоторые правила. Знаете, какие?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Не оставляйте мусор на берегу!

Не бросайте камни и мусор в воду!

Не рвите растения!

Не выливайте в воду никакие жидкости!

Не ловите насекомых!

Не ловите рыбу сетями!

Не разоряйте птичьи гнезда!

Не губите головастиков и лягушек!

Воспитатель:  Озера и другие водоемы надо беречь и охранять. Ведь это дом для растений, птиц, рыб и других животных. Водоемы очень нужны людям, мы не может жить без воды, и берем ее для себя из озер и рек. Водоёмы украшают нашу Землю!

Вот сколько интересного вы узнали сегодня о реках и озёрах Республики Алтай.                                                                                      Возьмите карандаши и лист бумаги и нарисуйте или озеро или реку какие вам больше всего запомнились, а потом расскажете о том что нарисовали.

Рефлексия

-Наша беседа подошла к концу, хотелось бы узнать о чем мы свами сегодня говорили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Золотое озеро Горного Алтая"

Формирование представления о разнообразии природы Горного Алтая, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны; закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе....

«Люби и знай свою Республику Алтай!»

Ход занятияЦель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай.Задачи:Образовательные:обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного ...

Открытое итоговое занятие в старшей группе Моя Малая Родина-Республика Алтай

Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его  природе ,быте  коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге....

НОД "Моя малая Родина Республика Алтай"

Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его  природе ,быте  коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге.продолжать знакомство с н...

Программа по этнокультурной составляющей для детей старшего дошкольного возраста. Республика Алтай Чойский район с.Сейка . Воспитатель Глущук Анна Викторовна

Использование национально - регионального компонента в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада «Рябинка»...