КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека

Мирманова Елизавета Аликовна

Пальчиковые игры — это игровые упражнения для детей, в которых движения пальцев и кистей сочетаются с проговариванием (или пропеванием) стихов, сказок, потешек.

Основные цели и польза пальчиковых игр:

  1. Развитие мелкой моторики.
    Укрепляются мышцы кистей и пальцев, улучшается координация, точность и ловкость движений. Это готовит ребёнка к будущим действиям: письму, рисованию, лепке, застёгиванию пуговиц, работе с ножницами и т. п.

  2. Стимуляция речевого развития.
    Движения пальцев активируют зоны головного мозга, связанные с речью (в т. ч. центр Брока). В результате:

    • расширяется словарный запас;

    • улучшается артикуляция и дикция;

    • речь становится более чёткой и ритмичной;

    • снижается риск речевых нарушений.

  3. Интеллектуальное развитие.

    • тренируется память (нужно запоминать последовательность движений и текст);

    • развивается внимание и умение его распределять;

    • формируется пространственное восприятие (понятия «право‑лево», «высоко‑низко»);

    • стимулируется воображение и творческое мышление (через образы стихов и сказок).

  4. Психоэмоциональное благополучие.

    • создаётся положительный эмоциональный фон;

    • укрепляется доверие и тактильный контакт между ребёнком и взрослым;

    • снижается психическое напряжение;

    • развивается эмоциональная отзывчивость.

  5. Социализация и навыки подражания.
    Ребёнок учится повторять действия за взрослым, следовать инструкции, взаимодействовать в процессе игры.

  6. Развитие сенсорного восприятия.
    Стимулируются тактильные рецепторы, что усиливает межполушарное взаимодействие и общую сенсорную интеграцию.

  7. Подготовка к учебной деятельности.
    Развиваются усидчивость, способность концентрироваться на задаче, что важно для дальнейшего обучения.

  8. Физиологическое воздействие.
    Активизация моторной коры через движения пальцев повышает работоспособность головного мозга в целом.

Важные нюансы:

  • Начинать можно с первых месяцев жизни (сначала взрослый выполняет движения, затем совместно, позже — самостоятельно).

  • Занятия должны быть короткими (1–5 минут для малышей, до 10–20 минут для старших дошкольников) и проходить в игровой форме.

  • Нельзя принуждать ребёнка — игра должна вызывать интерес и радость.

  • Текст нужно произносить чётко и выразительно, синхронизируя движения с ритмом речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

От своевременной сформированности мелкой моторики зависит речевое и интеллектуальное развитие детей. Представленные пальчиковые игры в сопровождении стихотворных текстов пригодятся педагогам дошкольны...

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста  по лексическим темам....

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи,творческие способности и фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего те...

Картотека "Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста" по программе "Ладушки"

Пальчиковая гимнастика это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....