Конспект занятия "Беседа об осени"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Танкова Татьяна Александровна

Программное содержание. Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.). Растения и животные присло­ним  изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края. Учить детей по значкам и рисун­кам календаря описывать события природы.

Материал. Календарь природы, загадки об осени, стихотво­рение А. С. Пушкина «Осень» и другие стихи детей, репродукции кар­тин на тему «Золотая осень», пластинки с произведениями П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь», «Ок­тябрь», «Ноябрь»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_beseda_ob_oseni.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

Тема: « Беседа об осени»

Программное содержание. Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.). Растения и животные прислоним  изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края. Учить детей по значкам и рисункам календаря описывать события природы. Развивать межполушарные взаимодействия. Закрепить признаки осени.

Материал. Календарь природы, стихотворение А. С. Пушкина «Осень» и другие стихи детей, репродукции картин на тему «Золотая осень», QR коды с произведениями П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»).,осенние раскраски, нейроигра «Листопад»., карточки «Повтори движение»., «признаки осени»., нейроклассики., картинка анимация мульт-героя «Осеньчика»

Ход  занятия:

Воспитатель: Ребята к нам сегодня в гости пришел мульт-герой. Вы догадались как его зовут?

Дети: да это осеньчик. А какое время года вам напоминает осеньчик?

Дети: осень

А наши ребята как раз знают красивые стихотворения об этом чудном времени года:

Кристина:

Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.

Вова:

Птицы к югу улетели,

Листья в парках пожелтели,

То и дело дождик льёт

Или ветер в окна бьёт…

-Что случилось?- кто-то спросит

Просто наступила осень.

Арина:

Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далёкий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года
Осенью зовётся.

Дети читают стихи и воспитатель, не объявляя автора и названия, тоже присоединяется и выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина («Унылая пора! Очей очарованье!..»).

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

Обращает внимание детей на красоту поэтического выражения.

Воспитатель: Ребята, осеньчик для нас, что то приготовил. (Проходим к столу около уголка природы)

Что это?

Дети: Это  страницы календаря и иллюстрации месяцев осени: сентябрь октябрь ноябрь, на веревке висят картины: как животные, насекомые  готовятся к зиме

Воспитатель: Посмотрите, как менялось состояние природы осенью.

  • Какая погода была в конце сентября?
  • Какие были дни: холодные или теплые; солнечные или пасмурные, дождливые; тихие или ветреные?
  • Как это видно из календаря?
  • Стало теплее или холоднее?
  • Изменилась ли погода в ноябре? Как это видно из календаря?
  • Как выглядели деревья трава в сентябре, октябре, ноябре?
  • Что стало осенью с насекомыми? Что происходит осенью с птицами?
  • Какой сейчас месяц? Это какой месяц осени по счету? Дети: ноябрь последний месяц осени  (идет предпоследняя неделя ноября — последнего осеннего месяца), скоро наступит зима.

Воспитатель: А мне осеньчик рассказал, что осень вдохновляет некоторых людей писать стихи, музыку, картины. Таким был А. С. Пушкин, он любил осень, у него создавалось поэтическое настроение и рождались красивые стихи, послушайте еще один :

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь у двора.

 - Дети, какое это стихотворение?

(Это красивое, грустное, лирическое стихотворение).

Воспитатель: Ребята, осеньчик вас приглашает  пройти на выставку в осенний лес (репродукции на тему осени заранее развешаны по группе)

 «Покружились, покружились, в лесу осеннем очутились!»

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1.Дети проходят по массажным дорожкам и смотрят 1 картину об осени: Б.М. Кустодиев Осень в провинции. Чаепитие.  По QR коду одновременно звучит музыка П. И. Чайковского «сентябрь». Прослушиваем отрывок и рассуждаем музыку какая она?

Д:быстрый темп, громкие звуки ,мелодия рассказывает о первых днях осени и о любимой забаве людей того времени — охоте.

Воспитатель:

1.Что мы видим на этой картине?

Стоит тёплая осенняя погода, которая заставляет местных жителей выходить на прогулку и наслаждаться жёлтыми солнечными деньками.
В нижнем углу пейзажа расположились две купчихи, которые пьют чай из самовара. Под чаепитие они ведут тихую мирную беседу, чтобы развлечься и скоротать погожий денёк.
Женщины очень аппетитно накрыли свой стол пирогами, булками и сезонными фруктами. Особое внимание привлекает арбуз, который красуется ярким пятном с центре застолья.
2.какими красками она нарисована? Зелеными, желтыми, красными

3.какая осень на картине?
Осень Кустодиева полна позитива, тепла, света и достатка. Она такая яркая и сочная, что зрителю невольно хочется попасть туда и насладиться чаепитием с  купчихами.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Проходят по массажным дорожкам ко 2 картине. рассмотрите картину,Е.Левитан «золотая осень»

 Воспитатель продолжает  рассказ:  под впечатлением  красоты П. И. Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца, наводит на код, дети слушают отрывок  композиции «Ноябрь».   

Первая часть начинается широкой мелодией, которая напоминает русскую народную песню. В середине характер музыки меняется: она становится задорной и радостной. В заключительной части возвращается лирическая тема

Воспитатель:

1.Какая же здесь нарисована осень? (Нарядная, золотая, веселая, красивая)

2.Как вы думаете, как художник назвал свою картину? приводят свои ответы Да, художник назвал эту картину «Золотая осень).

3.А как вы думаете, почему он назвал ее «золотая»? Много желтых, оранжевых красок

4.Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

Д: Теплые, радостные веселые.

В: Золотая осень восхищала и радовала художника.

5.Что интересного, красивого изобразил художник? Лес, луг, речку,березовую рощу

6. А какого цвета трава на лугах?  Зеленого.

В: Посмотрите внимательно: зеленая ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.

7. А чего больше – теплых красок или холодных?  Теплых

8.  А посмотрите на небо на картине. Какое оно?

Д: Голубое, с легкими белыми облачками

Вот как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной

--------------------------------------------------------------------------------------------------

3.Проходят по массажным дорожкам к 3  картине. Е.Волкова «Октябрь» По QR коду одновременно звучит музыка П. И. Чайковского «октябрь».

Какая композиция :

В мелодии преобладают грустные интонации. композитор отразил в музыке грустный осенний пейзаж. Природа в октябре подводит итог календарного цикла и готовится к зимнему оцепенению: солнечных дней становится меньше, небо затягивают серые тучи, птицы улетают на юг, с деревьев облетает последняя листва, и всё вокруг становится безотрадно тоскливым.

1.Какими цветами на картине художник изобразил осень?

Холодные – т.к. художник хотел передать настроение осени.

 На картине много серо-голубого, желтого, белого, цветов. Эти цвета вызывают у нас немного грустное настроение, ведь лето закончилось, но в то же время и радостно, что скоро придет зима и наступит наш любимый праздник Новый год!.

2.Какие деревья на картине? Есть ли листья на деревьях?

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Нейроклассики: дети прыгают в кольца ,в которых лежат карточки «Повтори за мной» выполняя упражнения по карточкам доходят к другим карточкам, где нарисованы признаки осени и называют его.

Двигаемся к коврику с пенечком,и подушками садимся, лежат на разносе осенние листья и висит дерево с ветками

---------------------------------------------------------------------------------------------------

В:

1.Что мы здесь видим? (осенние листья и дерево с ветками)

2.Как вы думаете, зачем они здесь лежат  (Можно сделать осеннее дерево)

Точно, а еще можно, когда будем прикреплять листочки составить предложения: «за что вы любите осень?» или мне нравится осень

Создадим свое осеннее дерево,и осеньчик порадуется. Возьмите по листочку и каждый прикрепит расскажет за что он любит осень? И приклеит свой листочек на дерево:

  • Золотая красота природы: листья на деревьях становятся жёлтыми, красными и оранжевыми, словно кто-то рассыпал яркие конфетки.
  • Грибной сезон: в лесу можно собирать грибы и ягоды, а потом готовить из них вкусные блюда.
  • Уютные вечера: можно сидеть дома, пить горячий чай с печеньем и смотреть мультфильмы.
  • Новый учебный год: встреча с друзьями после лета, новые знания и интересные занятия.
  • Осенние праздники: День знаний, День учителя, а потом и любимый Новый год!
  • Тёплые вещи: можно носить яркие шарфики, уютные свитера и красивые резиновые сапожки.
  • Урожай: много вкусных фруктов и овощей: яблоки, груши, тыквы, морковь.
  • Дождик: можно наблюдать за каплями за окном и слушать, как они стучат по крышам.
  • Разнообразные игры: собирать гербарий, делать поделки из осенних листьев, играть в листопад.
  • Особенная атмосфера: всё вокруг готовится к зиме, и каждый день приносит что-то новое и интересное.

Воспитатель: Вот какое яркое получилось у нас осеннее дерево. Думаю, осеньчик будет в восторге.

Ребята, нам пора возвращаться из осеннего леса в наш сад. Давайте скажем волшебные слова: «Покружились, покружились, и в нашем саде очутились!»

Воспитатель: Вы многое сегодня вспомнили про осень,а в благодарность осеньчик передает вам такую корзину с нейроигрой «осенний листопад», осенние раскраски для создания осеннего альбома в наш уголок природы., а также билеты в осенний лес на следующую экскурсию.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Свободная деятельность после занятия:

Продолжая ознакомление с песком, глиной, камнями, воспитатель уточняет с детьми значение природных материалов для  животных.

В уголке природы 3 картины «Рыбки в аквариуме, птица в клетке,черепаха в террариуме,3 тарелки: песок,камни,глина

 Дети делают выводы:

          1.песок нужен:

  • рыбам в аквариуме (он лежит на дне, на нем растут растения)
  • птице в клетке (он лежит на дне, она его клюет)
  • черепахе в террариуме;

2.камни не нужны никому, но они могут быть

  • на песке в аквариуме, за ними рыбки могут прятаться,
  • крупные камни можно поместить в террариум
  • мелкие камешки— к птице в клетку;

3.глина не нужна этим животным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»

Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....

Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"

В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа

Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...

Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.

методическая разработка: конспекта игрового досуга  для детей разновозрастной  группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...

Конспект по ФЭМП «Осень. Деревья осенью»

Активизация интереса к математике в процессе организованной образовательной деятельности....