«Планирование трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
консультация
Предварительный просмотр:
«Планирование трудовой деятельности с детьми
старшего дошкольного возраста»
Туймазы 2025г.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления
Виды труда (слайд 2)
- Самообслуживание
-Хозяйственно-бытовой труд
-Труд в природе.
-Ручной труд
Главная роль в организации труда дошкольника принадлежит воспитателю. Своим ежедневным кропотливым трудом он реализует программу трудового воспитания.
Педагогический процесс требует системности, собранности, целеустремленности. |
Большую помощь в этом оказывает конкретный план деятельности на каждый день по организации труда дошкольников.
При планировании важно отметить следующие моменты: (слайд 3)
1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);
2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);
3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд); (Слайд 4)
4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда);
5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;
6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.
Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом. |
Общаясь с детьми повсеместно, давая им поручения, привлекая к самообслуживанию, воспитатель видит, кто из детей какими навыками владеет, чего им недостает.
Педагог хорошо знает, какой ребенок постоянно отказывается от работы, кто нуждается в помощи или надеется на опеку, у кого обнаруживается большая активность, самостоятельность, интерес к труду.
Эти и другие проявления в труде позволяют педагогу определить уровень развития трудовой деятельности каждого воспитанника и группы детей в целом. |
Содержание труда дошкольников определяется образовательной программой, по которой работает ДОУ. К ее реализации воспитатель подходит постепенно.
Планируя работу по трудовому воспитанию в любой возрастной группе, педагог должен взять конкретный объем труда, наметить одну частную задачу (или 2—3, если речь идет о совершенствовании, закреплении действий, об упражнении в нем). В младшем возрасте обучению трудовой деятельности начинают с навыков самообслуживания ( слайд 5,6)
В младшей группе детей распределяют на 4подгрупы, в средней, старшей и подготовительной к школе группах- в 5 подгрупп. Все виды работы планируются поочередно с каждой подгруппой.
Организация дежурств в каждой возрастной группе соответствует возрасту и возможностям детей. Во второй младшей группе начинают с дежурства по столовой во второй половине учебного года.
В работе с детьми среднего возраста воспитатель ставит более сложные задачи: усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола) со второй половины начинается обучение дежурству по подготовке материалов к занятию (слайд 7,8)
В старших группах вводится дежурство по природному уголку. В каждом виде дежурств участвуют уже по два дежурных. Каждая подгруппа дежурит 1 раз в неделю. (слайд 9)
При планировании, помимо указания цели (трудовой задачи), педагог отмечает, на что надо обратить внимание в процессе ее реализации ребенком (или детьми), учитывает образовательные и воспитательные задачи, осуществляемые в ходе выполнения трудовой цели.
Прежде всего, воспитатель планирует задачу по обучению детей трудовым навыкам: навыкам самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда, труда по уходу за животными и растениями. (слайд 10)
Совместный труд детей и взрослых планируется со второй младшей группы. В группах среднего и старшего дошкольного возраста этот вид трудовой деятельности планируют чаще.
В старшей и подготовительной к школе группах вводится коллективный труд, предусматривающий одновременную организацию все детей группы. Это хозяйственно бытовой труд, направленный на поддержание порядка в группе, участке, труд в природе, ручной труд. (слайд 10). Такая форма объединения детей в трудовом обращении упражняет их в самостоятельной организации деятельности целого коллектива; развивает умение трудиться вместе, дает возможность оценить сформированность детского коллектива. В процессе организации коллективного труда детям предлагают объединиться в новые подгруппы по интересам.
Дежурство предполагает участие нескольких детей и может строиться как труд рядом, общий и совместный труд.
При планировании коллективных видов труда предусматриваются задачи воспитания:
|
Ручной и хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста, труд в природе воспитатель планирует и организует по-разному, прежде всего выявляя желающих:
- «Кто хочет вместе со мной подготовить все необходимое для занятия по аппликации на завтра?»
Планирование не должно быть жестким, поскольку оно будет ограничивать возможности детей в свободное и удобное время принять участие в труде с интересующим их материалом.
Как следует планировать эту работу с детьми по ручному труду?
Примерно 2–3 раза в неделю с небольшой подгруппой детей (3–6) в часы после дневного сна, когда остальные заняты самостоятельной деятельностью, игрой, например: «Привлечь детей к изготовлению коробок для природного материала. Добиваться аккуратности. Воспитывать желание делать необходимые для работы вещи». |
Эпизодически нужно планировать беседу с детьми о том, как они сегодня (вчера) трудились (какая работа была более интересной и почему, дружно, слаженно ли работали, помогали ли, какого результата добились, какую пользу своим трудом принесли окружающим).
В плане нужно предусматривать совместную работу взрослых и детей по подготовке атрибутов для игры, по подготовке материалов для занятий. При планировании совместной работы детей со взрослыми, надо намечать конкретные формы участия воспитателя в этой деятельности (участника, советчика, помощника, организатора).
Требования к планированию трудовой деятельности дошкольников:
1. Планированию подлежит труд, организуемый со всеми детьми (фронтальная работа, например: уборка участка, группы, работа на огороде, в саду, совместный труд взрослых и детей). Планируется и проводится один раз в неделю. 2. Планируется труд, содержание которого меняется эпизодически (работа дежурных в уголке природы, по подготовке к занятиям, по столовой, ручной и самообслуживающий труд) и ежедневно (поручения). Труд планируется либо эпизодически, либо каждый день. 3. Ежедневно планируется труд детей на участке детского сада во время дневной или вечерней прогулки. Труд планируется ежедневно. |
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
-повысится интерес дошкольников к труду
-сформируются навыки совместной деятельности
- сложится коллектив детей и групповое самоуправление
-расширятся представления детей об окружающем мире
-создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления
-укрепятся товарищеские связи, установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, сотрудничество и поддержка станут нормой поведения.
-сформируется чувство общественного долга
-труд станет для детей потребностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста
Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста....

Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании
Доклад для методического объединения по экологии и трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста....

"Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании"
Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем - просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал...
Опыт работы: "Использование природного материала в трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Рассматриваются вопросы использования природного материала в трудовой деятельности старших дошкольников...

Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста
Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе образования: теория и практика: сборник методических работ. Вып. 17. Часть 2. Воронеж: воронежский государственный педагогический университет...

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
Статья "ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья знакомит с разными видами трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.Приводит примеры организации трудовой деятельности....