Семинар-практикум «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ»
методическая разработка
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» общеразвивающего вида
Семинар-практикум
«Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ»
Цель: создание системы работы по внедрению технологии - "метод проектов"
Задачи:
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
- Повышать методический уровень педагогов в овладении технологий проектирования
- Способствовать творческому поиску педагогов
1. Теоретическая часть.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Давайте вспомним, что такое проект, проектная деятельность
Проект (буквально « брошенный вперед») - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Проектная деятельность- это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.
Почему именно это направление инновационной деятельности привлекает внимание педагогов?
- Технология « метода проектов», где отношения «ребенок-взрослый» уникальны, строятся на соучастии в деятельности,- это общение на равных.
В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими дошкольниками, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней. Затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству.
- В процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт. Педагог ведет детей, опираясь на возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно ориентированное взаимодействие и индивидуально - дифференцированный подход. Так, в младшем возрасте ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем - эпизодически участвует и вступает в партнерские отношения, в старшем - сотрудничает с детьми и взрослыми.
- В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе Воспитатели, активно использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.
- В результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, информации, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.
В связи с введением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации заметно активизировался интерес педагогов к проектам, педагогическому проектированию и проектной деятельности дошкольников. Проектная технология позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с заявленными принципами ФГОС.
В ходе реализации проекта можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Проектная деятельность – это прежде всего деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Проект можно использовать как метод, форму организации или технологию обучения.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.
Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе:
- Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка).
- Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).
- Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).
- Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
- Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).
- Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования).
- Система инновационной оценки "портфолио" (проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)
Советы педагогам
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить РППС
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Работа по реализации проекта, осуществляемого в группах, обязательно заканчивается вполне реальным, осязаемым для ребенка результатом: презентацией, концертом, альбомом, созданной книжкой и др.
Таким образом, метод проектов помогает вовлечь ребенка дошкольного возраста в процесс активной познавательной деятельности, позволяющей детям осознать, где, каким образом и для каких целей могут быть применены полученные знания. Эта технология – технология 21 века, предусматривающая умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. Поэтому способность ДОУ, как первого звена образования использовать в своей работе проектный метод имеет большое значение.
2. Практическая часть.
Педагогическая игра-импровизация
"Кто хочет стать знатоком проектного метода?"
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.
Оборудование: карточки, на которых обозначены этапы проекта, медали победителей.
Алгоритм игры:
- вводная информация ведущего игры;
- оборудование "игровой площадки";
- ознакомление участников с правилами игры;
- проведение игры;
- рефлексия.
Ведущий: Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше обще ние пройдет в форме игры "Кто хочет стать знатоком проектного метода?". Вам как игрокам будут предложены девять вопросов. На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо быстро один ответ. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание "Знаток проектного метода (1 или 2 степени)".
Вопросы игрокам:
- Что такое педагогическое проектирование?
-дань моде; - догма профессиональной деятельности педагога;
- вид педагогической деятельности
2. Место эпиграфа в структуре проекта:
-начале;
-в середине;
-им можно закончить проект.
3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности ?
-коллективный;
-исследовательский;
-долгосрочный
4. Что такое гипотеза?
-короткая аннотация проекта;
-опасение педагога о неудачной реализации проекта;
-предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Кто является основоположником проектного метода?
-американский педагог демократ Джон Дьюи;
- великий русский педагог К.Д. Ушинский;
- французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".
6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
-реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
-выдвижение гипотезы;
-открытый показ деятельности по теме проекта.
7. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
-репродуктивный;
- поисковый;
-творческий.
8. Какое содержание педагогической деятельности является характерным для подготовительного этапа?
- Определение средств необходимых для реализации проекта;
- Составление перспективных планов.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Презентация полученных результатов.
9. Презентуя проект, педагог должен:
- показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
- проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособие которое окажет практическую помощь коллегам;
- привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы
Вид проекта, характеризующийся в основном экспериментальной деятельностью детей, результаты которого оформляются в виде газет, коллажей, детского дизайна.
- информационно-практико-ориентированный
- исследовалельско-творческий
- ролево-игровой
11. Назовите виды проектов по целевой установке?
12. Назовите виды проектов по количеству участников?
13. Назовите виды проектов по срокам реализации?
14. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для заключительного этапа?
- Определение средств необходимых для реализации проекта;
- Подведение итогов, прогноз на будущее.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Презентация полученных результатов.
15. Вид проекта, характеризующийся организацией творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы?
16. Приведите пример исследовательско - творческого вида проекта?
17. Приведите пример индивидуального вида проекта?
18. Приведите пример ролево-игрового вида проекта?
19. Назовите структурные компоненты проектного метода?
20. Нужна ли проектная деятельность в ДОУ? Обоснуйте почему?
21.Проектная деятельность – это…
- форма продуктивной деятельности.
- инициативный тип индивидуального или коллективного поведения.
- особый способ существования.
22. Структура проекта- это..
- форма продуктивной деятельности.
- последовательностьэтапов любого проекта.
- желаемый конечный результат.
8. Рефлексия
Упражнение "Мишень"
Литература.
- Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
Советы педагогам.
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Советы педагогам.
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоя...

Педагогический совет на тему: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс».
Цель: внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения....

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ»
Обеспечивание условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практике технолог...

Семинар - практикум «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций»
Данный материал поможет повысить методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования, будет способствовать творческому поиску и внедрению педагогических инноваций....

Презентация по теме самообразования «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс»
Данная тема столь обширна, что я затрону лишь несколько аспектов, основываясь на собственном опыте....
Методическая разработка "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ"
Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.1. Ведение. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему про...
Методическая разработка "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ"
Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.1. Ведение. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему про...

