Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Почему не стоит заменять сказки мультфильмами: взгляд психолога и педагога»
статья

Современные родители нередко сталкиваются с соблазном заменить чтение сказок просмотром мультфильмов: так проще занять ребёнка, освободить время для домашних дел, да и малыш обычно охотно соглашается на «мультики». Однако специалисты единодушны: полноценной заменой сказкам мультфильмы стать не могут — и вот почему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_v_gaz_skazki.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Статья в газету ДОУ

«Маленькая страна»

«Почему не стоит заменять сказки мультфильмами: взгляд психолога и педагога»

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                 Воспитатель:                 

                                                                                             Кашина Елена Александровна                                      

                                                                                                                                                                                                               

                                                                             

        с. Кабанск

                                                    2023 год.


Современные родители нередко сталкиваются с соблазном заменить чтение сказок просмотром мультфильмов: так проще занять ребёнка, освободить время для домашних дел, да и малыш обычно охотно соглашается на «мультики». Однако специалисты единодушны: полноценной заменой сказкам мультфильмы стать не могут — и вот почему.

1. Развитие воображения и мышления

Когда ребёнок слушает сказку, его мозг активно работает:

  • создаёт собственные образы героев и мест действия;
  • додумывает детали, которых нет в тексте;
  • выстраивает причинно-следственные связи между событиями.

В мультфильме всё уже готово: образы заданы аниматорами, сюжет упрощён, а визуальное восприятие преобладает над мыслительным. В результате фантазия ребёнка остаётся невостребованной.

2. Нравственное воспитание

Сказки — это кладезь нравственных уроков, поданных без навязчивых нравоучений:

  • учат различать добро и зло;
  • показывают последствия плохих поступков;
  • демонстрируют ценность семьи, дружбы, трудолюбия, сострадания.

Многие современные мультфильмы, напротив, упрощают моральные дилеммы или вовсе их игнорируют. Например, в экранизациях сказок часто убирают линию жертвенности («Русалочка»), а герои побеждают без усилий.

3. Эмоциональный интеллект

Через сказки ребёнок:

  • учится сопереживать героям;
  • распознаёт сложные чувства (страх, вину, радость);
  • видит, как персонажи справляются с трудностями.

Мультфильмы же нередко подменяют глубину эмоций яркими эффектами и поверхностным юмором. Дети запоминают не внутренние переживания, а внешние действия (драки, погони), что может искажать их представление о реальных отношениях.

4. Родительское внимание и общение

Чтение сказки — это особый ритуал близости:

  • зрительный контакт и тактильное взаимодействие (объятия, поглаживания);
  • возможность обсудить сюжет («Как ты думаешь, почему герой так поступил?»);
  • ответы на вопросы ребёнка в моменте.

При просмотре мультфильма общение сводится к минимуму: родитель занят своими делами, а ребёнок поглощён экраном. Даже если мультфильм смотрят вместе, диалог часто ограничивается репликами вроде «Тихо, смотри!».

5. Языковое развитие

Сказки обогащают речь:

  • вводят новые слова и обороты;
  • тренируют слуховое восприятие;
  • развивают память (ребёнок запоминает сюжет, повторяет фразы).

В мультфильмах язык часто упрощён, а диалоги сведены к коротким репликам или шуткам. Кроме того, быстрая смена кадров не даёт времени осмыслить услышанное.

6. Культурный код и традиции

Сказки — это:

  • связь с историей и культурой народа;
  • передача ценностей через поколения;
  • знакомство с архетипами (герой, мудрец, злодей).

Мультфильмы, особенно зарубежные, могут подменять традиционные образы на чуждые культурные модели. Например, современные интерпретации сказок иногда искажают роли женских персонажей, навязывая агрессивность или легкомысленность вместо доброты и мудрости.

Как найти баланс?

Мультфильмы не нужно исключать полностью — они могут быть полезны, если:

  1. Выбирать осознанно. Отдавайте предпочтение экранизациям с сохранённой моралью (советские мультфильмы, качественные адаптации классики).
  2. Смотреть вместе. Обсуждайте с ребёнком поступки героев, задавайте вопросы: «Почему он так поступил?», «Как бы ты поступил на его месте?».
  3. Сочетать с чтением. После мультфильма прочитайте оригинальную сказку — это поможет сравнить версии и углубить понимание.
  4. Ограничивать время. Не заменяйте сказками весь досуг — чередуйте чтение, игры, творчество.

Вывод: сказка — это не просто история, а инструмент развития, воспитания и эмоциональной связи. Мультфильмы могут дополнять, но не заменять её. Уделяйте время совместному чтению — и вы подарите ребёнку не только яркие впечатления, но и ценный жизненный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в газету ДОУ "Маленькая страна" "Театрализованная деятельность в жизни детей"

Театр - один из эффективных способов воздействия на ребёнка, где ярко проявляется принцип обучения: «Учить – играя!»....

Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» Выставка поделок «Новогодний калейдоскоп»

Пришла зима веселаяС коньками и салазками,С лыжнею припорошенной,С волшебной старой сказкою.      Прекрасное время года – зима! Замечательна она и тем, что в это время г...

Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Азбука дорожного движения»

Дорога с ребенком в детский сад и обратно - идеальный способ не только давать знания, но прежде всего формировать у детей навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблужд...

Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Как научить ребенка дням недели»

  Можно сделать простой календарь с днями недели и повесить на видное место в квартире. При любом случае можно будет обращаться к данному календарю, чтобы выяснить какой сегодня день, како...

Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Сенсорные прогулки: учимся наблюдать и исследовать»

Современные дети всё чаще проводят время за экранами гаджетов, а не на природе. Между тем простые прогулки могут стать мощным инструментом развития — если превратить их в увлекательное сенсорное...

Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Эксперименты дома: простые способы развить любознательность дошкольника»

Каждый ребёнок — прирождённый исследователь. В возрасте 3–6 лет дети особенно активно познают мир: задают тысячи вопросов, пробуют всё на ощупь, стремятся понять, как устроены вещи. К...

Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Королева осень в гостях у ребят»

К ребятам в гости прилетела на волшебном зонтике Королева осень. И ей так понравилось в нашей группе, что она решила у нас остаться и немного погостить! А ещё у Королевы осени есть осенние листочки. И...