Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Сенсорные прогулки: учимся наблюдать и исследовать»
статья
Современные дети всё чаще проводят время за экранами гаджетов, а не на природе. Между тем простые прогулки могут стать мощным инструментом развития — если превратить их в увлекательное сенсорное путешествие. Что это такое и как организовать такие прогулки для ребёнка?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Статья в газету ДОУ
«Маленькая страна»
«Сенсорные прогулки: учимся наблюдать и исследовать»
Воспитатель:
Кашина Елена Александровна.
с. Кабанск
2022 год
Современные дети всё чаще проводят время за экранами гаджетов, а не на природе. Между тем простые прогулки могут стать мощным инструментом развития — если превратить их в увлекательное сенсорное путешествие. Что это такое и как организовать такие прогулки для ребёнка?
Что такое сенсорное развитие?
Сенсорное развитие — это формирование у ребёнка способности воспринимать и анализировать мир через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Это фундамент для развития:
- внимания и наблюдательности;
- памяти и мышления;
- речи и воображения;
- эмоциональной отзывчивости.
Прогулки на природе — идеальная среда для сенсорного развития: здесь ребёнок получает богатый поток разноплановых впечатлений в естественной обстановке.
Как устроить сенсорную прогулку?
Главное — не просто пройтись, а направить внимание ребёнка на разные аспекты окружающего мира. Вот несколько идей для наблюдений и исследований.
1. «Слушаем природу»
- остановитесь и закройте глаза на 1–2 минуты: какие звуки вы слышите?
- попробуйте угадать, какая птица поёт;
- прислушайтесь к шуму ветра в листве, журчанию ручья, скрипу веток.
2. «Трогаем и ощущаем»
- найдите предметы с разной текстурой: гладкую кору, шершавый камень, мягкий мох, колючую хвою;
- сравните температуру разных поверхностей (солнечная сторона дерева и теневая);
- позвольте ребёнку потрогать землю, песок, воду в луже.
3. «Изучаем запахи»
- вдохните аромат цветущих растений, свежескошенной травы, влажной земли после дождя;
- сравните запах соснового леса и берёзовой рощи;
- обратите внимание, как меняются запахи в зависимости от времени года.
4. «Ищем цвета и формы»
- соберите листья разных оттенков и составьте из них палитру;
- найдите природные объекты круглой, треугольной, овальной формы;
- понаблюдайте, как свет и тень создают узоры на земле.
5. «Экспериментируем»
- бросьте в лужу камешки разного размера — сравните брызги и звук;
- подуйте на одуванчик и проследите, как разлетаются семена;
- положите на ладонь листок и понаблюдайте, как он падает.
Советы для родителей
- Не спешите. Дайте ребёнку время исследовать то, что его заинтересовало. Даже пятиминутное разглядывание жука может быть ценнее быстрой пробежки по парку.
- Задавайте открытые вопросы. Вместо «Это берёза?» спросите: «Как ты думаешь, чем это дерево отличается от других?»
- Используйте сравнения. «Этот камень холодный, как лёд», «Этот лист шершавый, как наждачная бумага».
- Ведите «дневник наблюдений». Рисуйте или фотографируйте интересные находки, записывайте впечатления.
- Повторяйте маршруты. Наблюдайте, как меняется одно и то же место в разное время года.
- Будьте примером. Показывайте собственный интерес к природе: «Смотри, как красиво солнце отражается в капле!», «Какой удивительный запах у этой травы!»
Почему это важно?
Регулярные сенсорные прогулки:
- развивают наблюдательность и любознательность;
- улучшают координацию и моторику (когда ребёнок наклоняется, приседает, трогает);
- снижают уровень стресса и повышают эмоциональный фон;
- формируют бережное отношение к природе;
- обогащают словарный запас (ребёнок узнаёт новые слова для описания ощущений).
Важно помнить
- Для малышей 2–4 лет достаточно 15–20 минут целенаправленных наблюдений.
- Для детей 5–7 лет можно увеличить время до 30–40 минут.
- Всегда учитывайте интересы ребёнка: если он увлечён муравьём, не торопите его.
- Безопасность превыше всего: объясняйте, какие растения и насекомые могут быть опасны.
Сенсорная прогулка — это не урок, а совместное приключение. Ваше внимание и искренний интерес к миру помогут ребёнку открыть для себя бесконечное разнообразие природы и развить ценные навыки наблюдения и исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в газету ДОУ "Маленькая страна" "Театрализованная деятельность в жизни детей"
Театр - один из эффективных способов воздействия на ребёнка, где ярко проявляется принцип обучения: «Учить – играя!»....
Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» Выставка поделок «Новогодний калейдоскоп»
Пришла зима веселаяС коньками и салазками,С лыжнею припорошенной,С волшебной старой сказкою. Прекрасное время года – зима! Замечательна она и тем, что в это время г...
Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Азбука дорожного движения»
Дорога с ребенком в детский сад и обратно - идеальный способ не только давать знания, но прежде всего формировать у детей навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблужд...
Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Как научить ребенка дням недели»
Можно сделать простой календарь с днями недели и повесить на видное место в квартире. При любом случае можно будет обращаться к данному календарю, чтобы выяснить какой сегодня день, како...
Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Почему не стоит заменять сказки мультфильмами: взгляд психолога и педагога»
Современные родители нередко сталкиваются с соблазном заменить чтение сказок просмотром мультфильмов: так проще занять ребёнка, освободить время для домашних дел, да и малыш обычно охотно соглашается ...
Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Эксперименты дома: простые способы развить любознательность дошкольника»
Каждый ребёнок — прирождённый исследователь. В возрасте 3–6 лет дети особенно активно познают мир: задают тысячи вопросов, пробуют всё на ощупь, стремятся понять, как устроены вещи. К...
Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Королева осень в гостях у ребят»
К ребятам в гости прилетела на волшебном зонтике Королева осень. И ей так понравилось в нашей группе, что она решила у нас остаться и немного погостить! А ещё у Королевы осени есть осенние листочки. И...