Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Сенсорные прогулки: учимся наблюдать и исследовать»
статья

Современные дети всё чаще проводят время за экранами гаджетов, а не на природе. Между тем простые прогулки могут стать мощным инструментом развития — если превратить их в увлекательное сенсорное путешествие. Что это такое и как организовать такие прогулки для ребёнка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_v_gaz_sensor_prog.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

        

Статья в газету ДОУ

«Маленькая страна»

«Сенсорные прогулки: учимся наблюдать и исследовать»

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                 Воспитатель:                 

                                                                                           Кашина Елена Александровна.                                          

                                                                                                                                                                                                           

с. Кабанск      

2022 год                                                                      


Современные дети всё чаще проводят время за экранами гаджетов, а не на природе. Между тем простые прогулки могут стать мощным инструментом развития — если превратить их в увлекательное сенсорное путешествие. Что это такое и как организовать такие прогулки для ребёнка?

Что такое сенсорное развитие?

Сенсорное развитие — это формирование у ребёнка способности воспринимать и анализировать мир через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Это фундамент для развития:

  • внимания и наблюдательности;
  • памяти и мышления;
  • речи и воображения;
  • эмоциональной отзывчивости.

Прогулки на природе — идеальная среда для сенсорного развития: здесь ребёнок получает богатый поток разноплановых впечатлений в естественной обстановке.

Как устроить сенсорную прогулку?

Главное — не просто пройтись, а направить внимание ребёнка на разные аспекты окружающего мира. Вот несколько идей для наблюдений и исследований.

1. «Слушаем природу»

  • остановитесь и закройте глаза на 1–2 минуты: какие звуки вы слышите?
  • попробуйте угадать, какая птица поёт;
  • прислушайтесь к шуму ветра в листве, журчанию ручья, скрипу веток.

2. «Трогаем и ощущаем»

  • найдите предметы с разной текстурой: гладкую кору, шершавый камень, мягкий мох, колючую хвою;
  • сравните температуру разных поверхностей (солнечная сторона дерева и теневая);
  • позвольте ребёнку потрогать землю, песок, воду в луже.

3. «Изучаем запахи»

  • вдохните аромат цветущих растений, свежескошенной травы, влажной земли после дождя;
  • сравните запах соснового леса и берёзовой рощи;
  • обратите внимание, как меняются запахи в зависимости от времени года.

4. «Ищем цвета и формы»

  • соберите листья разных оттенков и составьте из них палитру;
  • найдите природные объекты круглой, треугольной, овальной формы;
  • понаблюдайте, как свет и тень создают узоры на земле.

5. «Экспериментируем»

  • бросьте в лужу камешки разного размера — сравните брызги и звук;
  • подуйте на одуванчик и проследите, как разлетаются семена;
  • положите на ладонь листок и понаблюдайте, как он падает.

Советы для родителей

  1. Не спешите. Дайте ребёнку время исследовать то, что его заинтересовало. Даже пятиминутное разглядывание жука может быть ценнее быстрой пробежки по парку.
  2. Задавайте открытые вопросы. Вместо «Это берёза?» спросите: «Как ты думаешь, чем это дерево отличается от других?»
  3. Используйте сравнения. «Этот камень холодный, как лёд», «Этот лист шершавый, как наждачная бумага».
  4. Ведите «дневник наблюдений». Рисуйте или фотографируйте интересные находки, записывайте впечатления.
  5. Повторяйте маршруты. Наблюдайте, как меняется одно и то же место в разное время года.
  6. Будьте примером. Показывайте собственный интерес к природе: «Смотри, как красиво солнце отражается в капле!», «Какой удивительный запах у этой травы!»

Почему это важно?

Регулярные сенсорные прогулки:

  • развивают наблюдательность и любознательность;
  • улучшают координацию и моторику (когда ребёнок наклоняется, приседает, трогает);
  • снижают уровень стресса и повышают эмоциональный фон;
  • формируют бережное отношение к природе;
  • обогащают словарный запас (ребёнок узнаёт новые слова для описания ощущений).

Важно помнить

  • Для малышей 2–4 лет достаточно 15–20 минут целенаправленных наблюдений.
  • Для детей 5–7 лет можно увеличить время до 30–40 минут.
  • Всегда учитывайте интересы ребёнка: если он увлечён муравьём, не торопите его.
  • Безопасность превыше всего: объясняйте, какие растения и насекомые могут быть опасны.

Сенсорная прогулка — это не урок, а совместное приключение. Ваше внимание и искренний интерес к миру помогут ребёнку открыть для себя бесконечное разнообразие природы и развить ценные навыки наблюдения и исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в газету ДОУ "Маленькая страна" "Театрализованная деятельность в жизни детей"

Театр - один из эффективных способов воздействия на ребёнка, где ярко проявляется принцип обучения: «Учить – играя!»....

Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» Выставка поделок «Новогодний калейдоскоп»

Пришла зима веселаяС коньками и салазками,С лыжнею припорошенной,С волшебной старой сказкою.      Прекрасное время года – зима! Замечательна она и тем, что в это время г...

Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Азбука дорожного движения»

Дорога с ребенком в детский сад и обратно - идеальный способ не только давать знания, но прежде всего формировать у детей навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблужд...

Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Как научить ребенка дням недели»

  Можно сделать простой календарь с днями недели и повесить на видное место в квартире. При любом случае можно будет обращаться к данному календарю, чтобы выяснить какой сегодня день, како...

Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Почему не стоит заменять сказки мультфильмами: взгляд психолога и педагога»

Современные родители нередко сталкиваются с соблазном заменить чтение сказок просмотром мультфильмов: так проще занять ребёнка, освободить время для домашних дел, да и малыш обычно охотно соглашается ...

Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Эксперименты дома: простые способы развить любознательность дошкольника»

Каждый ребёнок — прирождённый исследователь. В возрасте 3–6 лет дети особенно активно познают мир: задают тысячи вопросов, пробуют всё на ощупь, стремятся понять, как устроены вещи. К...

Статья в газету ДОУ «Маленькая страна» «Королева осень в гостях у ребят»

К ребятам в гости прилетела на волшебном зонтике Королева осень. И ей так понравилось в нашей группе, что она решила у нас остаться и немного погостить! А ещё у Королевы осени есть осенние листочки. И...