Авторское дидактическое пособие «Речевые варежки»
методическая разработка (младшая группа)

Рязанцева Наталья Александровна

Авторское дидактическое пособие «Речевые варежки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторское дидактическое пособие «Речевые варежки»

                                                                       автор Рязанцева Н.А.

Направление: Развитие речи
Возрастная группа: 3-4 года (младшая группа)

1. Методическое обоснование

Актуальность: У детей младшего дошкольного возраста часто наблюдается бедность активного словаря, трудности в построении простых фраз и составлении описаний. Данное пособие через тактильные ощущения и игровую мотивацию решает эти проблемы.

Новизна: Сочетание элементов сенсорного развития (разные материалы на варежках) и речевых задач в формате «оживающей» игрушки, с которой можно вести диалог.

Цель: Развитие связной речи и активизация словаря детей 3-4 лет через тактильное восприятие и игровое взаимодействие.

Задачи:

Образовательные: Активизировать в речи детей существительные, прилагательные и глаголы по основным лексическим темам («Одежда», «Зима», «Семья»). Упражнять в составлении простых предложений (из 2-3 слов).

Развивающие: Развивать тактильное восприятие, зрительное внимание и мелкую моторику.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к одежде, умение дожидаться своей очереди в игре.

Принципы ФГОС ДО, реализуемые пособием:

Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых в игровой деятельности.

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

  1. Подробный конспект ООД с использованием пособия «Речевые варежки»

Тема: «В гостях у Варежки-говорушки»

Возраст: 3-4 года.
Время: 15 минут.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование:

Авторское пособие «Речевые варежки» (2 варежки: одна простая, вторая с кружком-липучкой на ладошке для сменных элементов).

Набор сменных тактильных элементов на липучках: белый мех (снежок), синий бархат (сосулька), красная бусина (ягодка), картинка с изображением мамы.

Игрушка-мишка в шарфе.

Ход деятельности:

I. Вводная часть (3-4 минуты)

Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель обращает их внимание на грустного мишку, который сидит в шарфе, но без варежек.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это мишка. Он грустный. Он собирался гулять, надел теплый шарф, а варежки потерял. На улице холодно, лапки замерзнут. Давайте поможем мишке?»

Мотивация.
Воспитатель достает красивую коробку: «Я, кажется, знаю, где мы можем найти варежки для мишки!»

II. Основная часть (9-10 минут)

Знакомство с пособием. Тактильное обследование.
Воспитатель достает из коробки первую варежку (без липучки).

Воспитатель: «Смотрите, какая варежка красивая! Она теплая, мягкая. Давайте ее потрогаем. (Дети трогают). Какая она? (Мягкая, теплая, пушистая). Это варежка-молчунья. Она умеет слушать».
Достает вторую варежку (с липучкой).

Воспитатель: «А это варежка-говорушка! Она умеет рассказывать истории. Смотрите, у нее есть волшебная серединка».

Игровое упражнение «Что у варежки на ладошке?»
Воспитатель по очереди прикрепляет к варежке-говорушке элементы, обыгрывая их.

Элемент «Белый мех» (снежок): Надевает варежку на руку, шевелит пальцами. «Здравствуйте, ребята! Я — Варежка-говорушка. Посмотрите, что к мне прилипло? (Показывает мех). Это снежок! Он какой?» (Белый, холодный, мягкий). Давайте поиграем в снежки! (Имитирует бросок). Бросаем снежок — «Плюх!».

Элемент «Синий бархат» (сосулька): Меняет элемент. «Ой, а теперь что это? Сосулька! Какая она? (Холодная, твердая, скользкая). Кап-кап, сосулька тает».

Элемент «Красная бусина» (ягодка): «Теперь ягодка! Какая ягодка? (Красная, круглая, маленькая). Мы ее съели — ам!».

Дидактическая игра «Подарок для мамы» (активизация глаголов).
Воспитатель прикрепляет элемент с картинкой «мама».

Воспитатель (голосом варежки): «Это моя мама. Я её очень люблю. Я ей помогаю. А вы мамам помогаете? Что вы делаете?» (Дети отвечают: мою посуду, убираю игрушки, складываю одежду). Варежка хвалит детей.

Физкультминутка «Варежки» (1,5-2 минуты)

Мы варежки надеваем, (надевают воображаемые варежки)
Крепко за руки хватаем. (хлопают в ладоши)
Топ-топ, походили, (топают ногами)
И немножко поплясали. (кружатся)
В ладоши громко хлопнули — раз, два, три! (хлопают)
И немного отдохни. (садятся на места)

III. Рефлексия (2-3 минуты)

Закрепление.
Воспитатель обращается к мишке: «Мишка, теперь ты не будешь грустить. Мы тебе подарим эти теплые варежки! (Прикладывает варежки к мишке). Ребята, давайте вспомним, что нам рассказывала Варежка-говорушка? (Про снежок, сосульку, ягодку, маму). Молодцы!»

Оценка деятельности.
Воспитатель хвалит всех детей: «Вы сегодня были такие внимательные, помогли мишке, красиво говорили! Варежке-говорушке с вами было очень интересно».

3. Практическая значимость и результаты применения

Практическая значимость: Пособие мобильно, безопасно и привлекательно для детей. Оно позволяет решать широкий круг речевых задач в индивидуальной работе и в подгруппе. Меняя тактильные элементы, можно бесконечно варьировать занятия по темам («Животные», «Еда», «Игрушки»).

Результаты :

Повысилась речевая активность: Дети стали чаще инициировать общение, количество слов в словаре увеличилось.

Улучшилось качество речи: В активной речи детей появились прилагательные (мягкий, холодный), глаголы (помогаю, мою).

Вырос познавательный интерес: Дети с нетерпением ждут новых встреч с варежкой, что создает положительную мотивацию к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Авторское многофункциональное пособие "Чудо варежка" к сказке "Рукавичка"

Авторское многофункциональное пособие "Чудо варежка" к сказке "Рукавичка"...

ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)

Дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)...

Авторское дидактическое пособие "Речевая пирамида"

Дидактическое пособие для развития речи...

Дидактическое пособие "Укрась варежку"

Использование в  работе  с детьми  при реализации образовательных областей «Познание»,  «Социализация», «Коммуникация».Сенсорное ...

Авторское дидактическое пособие "Елочка" для реализации технологии синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В переводе с французского, синквейн означает «5 строчек». Классический синквейн представляет собой нечто похожее на японское нерифмованное стихотворение. Существуют определенные правила на...