Использование современных технологий для популяризации чтения у детей дошкольного возраста
статья

Ермолаева Алёна Сергеевна

Статья " Использование современных технологий для популяризации чтения у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermolaeva_doklad.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ермолаева А.С.

Воспитатель

МАДОУ «ЦРР - детский сад №73»

Использование современных технологий для популяризации чтения у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Но современный мир диктует условия, в которых традиции чтения с каждым годом утрачивают своё значение для формирования личности ребенка. Доступные гаджеты, являясь мощным мотивационным фактором воздействия как на общество в целом, и в, частности, на развитие ребенка, вытесняют книгу, потребность и интерес к ней постепенно утрачиваются. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации.

Таким образом, вопрос о значимости и приобщению детей к чтению литературы можно отнести к достаточно важным и значимым в современных условиях, когда преобладание электронных технологий превалирует. И это является достаточно серьезным тревожащим фактором, так как под воздействием новых электронных технологий, в первую очередь, страдает речевое развитие ребенка— речь становится более конкретной, более сухой, дети реже употребляют в речи прилагательные, которые насыщают нашу жизнь эмоциями. Нельзя сказать, что оградив детей от воздействия современных гаджетов, можно будет решить проблему. Важно создать условия, которые станут основой для возникновения мотивации у ребенка по привлечению к чтению книг. Условия, в которых книга сможет соперничать с современными технологиями в глазах современного ребенка. Создавая мотивационную привлекательность для возникновения интереса к книге, мы способствуем развитию ребенка. В процессе общения с книгою ребенок учится думать, учится анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение развивает речь, делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу, учит сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Как создать условия, чтобы учесть все перечисленные позитивные эмоции у ребенка по отношению к процессу чтения? На современном этапе развития образования в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Закона "Об образовании" № 273-ФЗ от одним из направлений развития дошкольного образования является инновационная деятельность.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь. С нашей точки зрения, можно рассматривать такие инновационные формы работы с дошкольниками и их родителями, как «Буккроссинг», «Досуговое чтение» или «Домашнее чтение», «Буктрейлер».

«Буккроссинг».

Что такое буккроссинг? Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку).
Это книжная библиотека, которая доступна для всех участников образовательного процесса. Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.
Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к чтению и литературе.
Правила участия в буккроссинге:

• Посмотреть книги в своей библиотеке и «отпустить книги на волю» из «плена» книжного шкафа;

• Выбрать книги, которыми вы хотите поделиться и принести их в детский сад, дайте возможность прочитать их другим детям и взрослым;

• В книгу просим вложить небольшое письмо о том, чья это книга, кем и когда прочитана и тому подобное;

• Книги приносить в хорошем состоянии;

• Вы можете прийти и взять любую книгу или журнал себе, прочитать и отдать другому человеку, или вернуть обратно;

• На нашей книжной полке каждый найдёт для себя книгу по душе;

• Принесённые вами книги принесут пользу, увлекут и порадуют многих читателей;

• Просьба относиться к книгам бережно.

Книги созданы, чтобы их читали, но многие забывают об этом. К сожалению, в современном мире, книги либо складывают на антресолях, где они пылятся до скончания веков, либо выкидывают. Ваши старые книги могут научить и вдохновлять многих – просто поделитесь ими через буккроссинг!

«Досуговое чтение» или «Домашнее чтение»

Когда наступают долгожданные выходные, возникает вопрос: чем заняться в свободное время, когда все члены семьи не обременены домашними делами? С целью решения данного вопроса придумали для детей и родителей технологию домашнего чтения. Воспитатели организовывают в группе читательский уголок, где размещают стенд, на котором представлены списки детей, а также названия книг, которые родители могут прочитать с ребятами дома. Подборка тематической литературы осуществляется воспитателями в рамках образовательной программы с учетом возрастных особенностей детей данной группы. Таким образом, родители вместе с детьми выбирали любую книгу из списка, чтобы прочитать её самостоятельно дома, а затем, возвращаясь в детский сад, ставили отметку о прочтении на данном стенде.
Цель данной технологии – это возрождение традиций семейного чтения. Далее, чтобы воспитатели удостоверились, была ли прочитана выбранная книга, родителям предложено сделать фотоотчеты на тему «Читаем дома»; создать творческие работы «Любимая книга, прочитанная дома», «Мой любимый герой книги»; подготовить материалы для организации выставки «Наша домашняя библиотека» или выставки-конкурса «Книжки-самоделки, книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками», изготовить лэпбуки.

«Буктрейлер».
Все мы в любом возрасте очень любим кино и мультфильмы. И в детском саду мы тоже можем создать и показать ребятам короткий фильм. Но это будет не просто маленький сюжетный ролик, а, скорее, ролик-мотивация. Буктрейлер — короткий видеофрагмент, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Увидев его, заинтересовавшись тем, какие персонажи появились на экране и что с ними будет происходить далее, ребенок обязательно захочет узнать их историю целиком. Главная цель создания таких короткометражек — это развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств.

Буктрейлеры могут быть: игровые (минифильм по книге), неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами), анимационные (мультфильм по книге).

По планировании содержания работы по созданию буктрейлера в работе с дошкольниками и родителями можно выделить основные этапы:

1) Первый этап: выбор литературного произведения

Главное условие: сюжет книги, которая выбрана в качестве основы для создания буктрейлера, должен быть не знакомым детям. На этом этапе удобно провести работу по развитию творческого воображения дошкольников, используя прием «открытый финал произведения», тем самым предлагая детям придумать свой вариант финала книги. Такая творческая работа может быть интересной формой работы по взаимодействию с родителями воспитанников, в сотрудничестве с которыми появятся новые варианты финала. Такой творческий союз непременно станет инструментом для укрепления детско-родительских взаимоотношений, что является важной задачей взаимодействия детского сада и семьи.

2) Второй этап: Создание сценария к буктрейлеру

На данном этапе необходимо определить вид буктрейлера, продумать сюжет и написать текст, который станет основой творческого продукта. Это достаточно сложная задача для дошкольников, поэтому на данном этапе главная роль отводится взрослым.

Родители воспитанников при создании творческого продукта (сценария буктрейлера) могут стать соавторами. В то же время роль детей продолжает быть активной, дети должны быть вовлечены в творческий процесс. В данном случае уместно использовать прием «Мозговой штурм», который может стать толчком для саморазвития личности ребенка в специально созданных условиях.

При создании сценария важно учитывать, что сюжет буктрейлера - это основа видеоролика, то содержание, которое будет определять идею и воплощение творческого продукта. Необходимо учитывать, что мотивационная интрига, посредством которой к содержанию буктрейлера будет приковано внимание будущих зрителей, должна стать определяющей при написании сценария. Это необходимо, чтобы ребенку непременно захотелось узнать, как будут развиваться события в книге, которую анонсируют в сюжете буктрейлера. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень ответственно и продуманно. Важно учитывать и то условие, что видеоролик не должен быть длинным, не более 2 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя, в нашем случае – внимание дошкольника.

3) Третий этап: Съемка сюжета буктрейлера.

На этом этапе основной формой работы является театрализованная деятельность, посредством которой на этапе репетиции осуществляется съёмка частей сюжета буктрейлера. Активная роль принадлежит детям и родителям, которые могут стать как соавторами в подготовке материальной базы импровизированного спектакля, так и участвовать в роли актеров, принимающих участие в съемках.

4) Четвертый этап: выбор средств для создания буктрейлера и практическая реализация – процесс создания буктрейлера с помощью программных средств. Здесь можно использовать любой видеоредактор, который станет инструментом для создания видеоролика.

5) Пятый этап : Демонстрация буктрейлера.

В работе со старшими дошкольниками реализация данного этапа должна стать отправной точкой для продвижения творческого продукта.

Формы работы по демонстрации буктрейлера могут быть достаточно разнообразны, главное учитывать условие, посредством которого дети смогут выбрать из предложенных педагогом вариант, каким образом будет проходить «секретная» презентация новой сказки.

Практический совет на этапе просмотра буктрейлера: важно обратить внимание на эмоциональное состояние зрителей, на уровень интереса, который должен проявиться в процессе просмотра.

Все дети любят, когда им читают вслух, а совместное чтение с родителями очень благоприятно влияет на отношения в семье. У малышей постоянно работает фантазия, в процессе обсуждения какой-либо литературы они учатся слышать, слушать и беседовать.

У детей значительно расширяется кругозор, увеличивается словарный запас, улучшается память. Описанные выше технологии способствуют формированию бережного отношения к книгам, а любовь к литературе должна прививаться с раннего детства, ведь «дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», – говорил Цицерон.

Литература

1. Суворова, В. Книгообмен, книговорот – что дальше? /Валерия Суворова // Вестник библиотек Москвы. – 2009. - № 3. – С. 14-16.

2. Новоселова, Е. Охотниками за смыслом / Елена Новоселова // Российская газета. - 2007. – С. 9.

3. Банина Т. В. Буктрейлер: смотреть нельзя читать // Образование: ребенок и ученик. 2015. № 2, С. 24.

4. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие Сост. О. В. Рыкова – Вологда: ВОУНБ, 2016. – 23 с.

5. Волкова Н. В. Буктрейлер как «визуальное эссе» в контексте формирования читательского интереса // культура. Духовность. Общество. 2015. № 16. С. 209-213.

6. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В.Гончарова и [др.]; под ред. Е.В.Гончаровой — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

"Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"  Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования....

Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста».

Семинар-практикум «Использование  современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста»....

Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»

Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...

Заседание клуба молодой заинтересованной семьи «Семицветик» Тема: «Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...

«Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...

Опыт работы "Использование современной технологии "Рефлексивный круг" с детьми старшего дошкольного возраста"

Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе вообще и личностной готовности его к школе, в частности....