Картотека игр и упражнений по толерантности.
картотека (подготовительная группа)

Ачкасова Ольга Борисовна

Толерантность - это способность принять другого человека с его особенностями и возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений по толерантности для детей 6-7 лет

Толерантность - это способность принять другого человека с его особенностями и возможностями. Дети сталкиваются в обществе с людьми, непохожими на них по цвету кожи или физическим параметрам, и задача взрослых подготовить их к такой встрече, чтобы не допустить социально нежелательной реакции в их поведении.

Специально подобранные задания игры и упражнения могут помочь правильно организовать такую работу.

Упражнение «Волшебная шкатулка»

Инструкция: «Сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит шкатулку, должен открыть глаза, и заглянуть вовнутрь. Там, в «маленьком волшебном озере» вы увидите самого неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему, и передайте дальше».

После того, как в шкатулку заглянет каждый, задаются вопросы:

Кто самый уникальный и неповторимый человек на свете?

Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

Как мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

«Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в этом роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, принимать себя и других такими, какими

мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью».

Упражнение «А ты мне нравишься»

Дети по кругу начинают фразу и заканчивают ее положительным качеством соседа, идет активизация навыков видеть хорошее в другом человеке, находить слова, выражающие восхищение, удивление, уважение

Игра «Слепой и поводырь»

На свободном пространстве группы раскладываются 3-4 большие машины. Задача ребенка, выступающего в роли «поводыря» с помощью команд объяснить ребенку с завязанными глазами «слепой» куда ему двигаться, чтобы достигнуть цели.

Педагог: что вы испытывали, когда были поводырями? (ответы детей:

боялись, что дети оступятся, упадут)

Педагог: а когда были незрячими людьми? (ответы детей: было страшно,

не знал(а) куда идти.)

Педагог. Вот поэтому так важно быть внимательными и понимать

трудности, с которыми сталкиваются слабовидящие или незрячие люди. Как

мы можем помочь им? Незрячий человек не видит своего собеседника и ему

нужно помочь, назвать себя. А еще взять его за руку, так он будет чувствовать

себя спокойнее увереннее. Возьмитесь за руки, почувствуйте друг друга. Так

гораздо легче общаться.

Упражнение «Глухонемые»

Ребенку дается задание: «Без слов объяснить, что он хочет пить, есть,

болит голова, хочется спать, болит живот».

Обсуждение происходящего (делаем вывод, что таким людям будет

легче, ели мы им будем помогать)

Ребята, а как вы думаете, как общаются глухонемые люди?

Ответы детей.

Педагог: Глухонемые люди общаются с помощью жестов.

Игра «Я тоже». 

Цель: научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею, осознать уникальность других, создать атмосферу открытости и доверия.

Ход игры: попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех

остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и

сестер». Если никто в группе не может сказать: «Я тоже» или «У меня тоже»,

участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать: «Я тоже»,

то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы

(можно давать детям фишки). Педагог так же может участвовать.

Обсуждение:

- хорошо ли быть особенным? - каждый ли человек особенный. Почему? - что

делает нас особенными?

Игра «Фисташки». Цель: Поговорить о том, какие у нас различия и что

у нас общего.

Ход игры: Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока

их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в

спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на

следующие вопросы (обсуждение групповое): - Какие фисташки на ощупь?

А какие люди на ощупь? - Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали

человеческое тело? - У фисташек одинаковый размер и форма? А у людей

одинаковые размер и форма? - Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?

- Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут

ломаться и трескаться? -Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие

звуки издают люди? - Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем

снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи? - Съешьте

фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус? -

Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с

людьми?

Игра «Надо договориться». 

Цель: развлечь группу; сконцентрировать внимание участников; осознать ценность сотрудничества; показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия; сплотить группу.

Ход игры: детям предлагается сыграть

Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый

участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема

— если участники произнесут число одновременно — группа начинает

сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение: -

как началась игра? - чего хотелось каждому сначала? - почему сначала ничего

не получалось? - как удалось досчитать до десяти? - чему нас учит эта игра?

Игра «Кого я боюсь?».

Цель: выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками; придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными; вербальная разрядка страха.

Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.

Ход игры: напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых

людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей,

которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого

страха, который вы испытывали в детстве. Попросите участников подумать,

кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они

не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям,

которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и

тщательно перемешайте. Покажите группе «шляпу страхов». Пусть участники

по очереди вытаскивают страхи из шляпы. Каждый участник должен

рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе. Испытывает ли он тоже

этот страх? Почему у человека может появиться такой страх? Надо ли этого

бояться? Если нет, то почему? Что можно посоветовать человеку с таким

страхом? Как можно бороться с этим страхом? Обсуждение: -почему мы

боимся некоторых людей, которых даже не знаем? - может быть, кто-нибудь

боится нас? - всегда ли эти страхи оправданы? - могут ли различия быть

пугающими? - как научиться не бояться различий? Дома спросить у родителей,

чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся.

Игра «Угадай, кого мы загадали».

Цель: формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга; способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств; учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.

Ход игры: один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети

загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность,

характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.

Игра «Похвали себя». 

Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель

предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за

красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я

добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.).

После игры — обсуждение: - Легко ли было хвалить себя? - Кого вам легче хвалить, себя или других? - Кто вас хвалит? - Что вы чувствуете, когда вас хвалят? - Вы любите хвалить других?

Игра «Все мы разные»

Цель: Воспитание толерантности у детейьстаршего дошкольного возраста.

Ход игры: Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял

напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия

назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка,

стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у

Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный

бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге,

потом — в другой.

Игра «Мировое приветствие».

Цель: Воспитание толерантности у

детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: Приветствовать детей без слов принятыми в различных

странах способами: Россия - объятие и троекратное лобызание поочередно в

обе щеки. Китай - легкий поклон со скрещенными на груди руками. Франция -

рукопожатие и поцелуй в обе щеки. Индия - легкий поклон, ладони вытянуты

по бокам. Япония - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам. Испания

- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера. Германия - простое

рукопожатие и взгляд в глаза. Малайзия - мягкое рукопожатие обеими руками,

касание только кончиками пальцев. Эскимосская традиция - потереться друг о

друга носами.

Игра «Я - хороший, ты – хороший».

Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: Дети находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий

подбрасывает мяч вверх и называет какое-нибудь свое положительное

качество. Затем кидает мяч другому ребенку, и ребёнок называет положительное качество, которое он знает. Мяч, должен побывать у всех.

Игра «Моя семья».

Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Возможность время от времени рассказывать о своей семье является еще

одним источником здорового самоуважения человека. Можно предложить

детям принести фотографии своей семьи или нарисовать членов своей семьи,

а затем рассказать о них.

Игра «Обмен ролями».

Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: Участникам предлагается объединиться в группы: в пары -

один участник играет роль родителя, другой роль ребенка. Каждой группе

предлагается установить диалог при разрешении проблемной ситуации. При

этом необходимо придерживаться своей роли. Пример ситуации:

Просьба ребенка о покупке игрушки. Подрался с другим ребенком и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов. (Картотека игр и упражнений)

Картотеки игр, упражнений являются хорошим подспорьем в работе учителя - логопеда. В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при включении которых возрастают ...

Игры и упражнения,развивающие толерантность.

Игры и упражнения,развивающие толерантность....

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям для детей старшего дошкольного возраста. ...

Картотека подвижных игр по формированию толерантного отношения к сверстникам

Цель: содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Задачи:Формировать основы толерантного поведения у дошкольниковПродолжать раз...

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"...

Картотека игр и упражнений для родителей и детей «Игры и упражнения для развития ребенка 3 - 4 лет»

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления пр...

Картотека подвижных игр по формированию толерантного отношения к сверстникам. 2023г.

Цель:  создание  условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей....