Картотека игр и упражнений по толерантности.
картотека (подготовительная группа)
Толерантность - это способность принять другого человека с его особенностями и возможностями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений по толерантности для детей 6-7 лет
Толерантность - это способность принять другого человека с его особенностями и возможностями. Дети сталкиваются в обществе с людьми, непохожими на них по цвету кожи или физическим параметрам, и задача взрослых подготовить их к такой встрече, чтобы не допустить социально нежелательной реакции в их поведении.
Специально подобранные задания игры и упражнения могут помочь правильно организовать такую работу.
Упражнение «Волшебная шкатулка»
Инструкция: «Сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит шкатулку, должен открыть глаза, и заглянуть вовнутрь. Там, в «маленьком волшебном озере» вы увидите самого неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему, и передайте дальше».
После того, как в шкатулку заглянет каждый, задаются вопросы:
Кто самый уникальный и неповторимый человек на свете?
Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
Как мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
«Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в этом роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, принимать себя и других такими, какими
мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью».
Упражнение «А ты мне нравишься»
Дети по кругу начинают фразу и заканчивают ее положительным качеством соседа, идет активизация навыков видеть хорошее в другом человеке, находить слова, выражающие восхищение, удивление, уважение
Игра «Слепой и поводырь»
На свободном пространстве группы раскладываются 3-4 большие машины. Задача ребенка, выступающего в роли «поводыря» с помощью команд объяснить ребенку с завязанными глазами «слепой» куда ему двигаться, чтобы достигнуть цели.
Педагог: что вы испытывали, когда были поводырями? (ответы детей:
боялись, что дети оступятся, упадут)
Педагог: а когда были незрячими людьми? (ответы детей: было страшно,
не знал(а) куда идти.)
Педагог. Вот поэтому так важно быть внимательными и понимать
трудности, с которыми сталкиваются слабовидящие или незрячие люди. Как
мы можем помочь им? Незрячий человек не видит своего собеседника и ему
нужно помочь, назвать себя. А еще взять его за руку, так он будет чувствовать
себя спокойнее увереннее. Возьмитесь за руки, почувствуйте друг друга. Так
гораздо легче общаться.
Упражнение «Глухонемые»
Ребенку дается задание: «Без слов объяснить, что он хочет пить, есть,
болит голова, хочется спать, болит живот».
Обсуждение происходящего (делаем вывод, что таким людям будет
легче, ели мы им будем помогать)
Ребята, а как вы думаете, как общаются глухонемые люди?
Ответы детей.
Педагог: Глухонемые люди общаются с помощью жестов.
Игра «Я тоже».
Цель: научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею, осознать уникальность других, создать атмосферу открытости и доверия.
Ход игры: попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех
остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и
сестер». Если никто в группе не может сказать: «Я тоже» или «У меня тоже»,
участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать: «Я тоже»,
то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы
(можно давать детям фишки). Педагог так же может участвовать.
Обсуждение:
- хорошо ли быть особенным? - каждый ли человек особенный. Почему? - что
делает нас особенными?
Игра «Фисташки». Цель: Поговорить о том, какие у нас различия и что
у нас общего.
Ход игры: Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока
их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в
спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на
следующие вопросы (обсуждение групповое): - Какие фисташки на ощупь?
А какие люди на ощупь? - Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали
человеческое тело? - У фисташек одинаковый размер и форма? А у людей
одинаковые размер и форма? - Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?
- Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут
ломаться и трескаться? -Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие
звуки издают люди? - Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем
снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи? - Съешьте
фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус? -
Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с
людьми?
Игра «Надо договориться».
Цель: развлечь группу; сконцентрировать внимание участников; осознать ценность сотрудничества; показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия; сплотить группу.
Ход игры: детям предлагается сыграть
Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый
участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема
— если участники произнесут число одновременно — группа начинает
сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение: -
как началась игра? - чего хотелось каждому сначала? - почему сначала ничего
не получалось? - как удалось досчитать до десяти? - чему нас учит эта игра?
Игра «Кого я боюсь?».
Цель: выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками; придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными; вербальная разрядка страха.
Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.
Ход игры: напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых
людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей,
которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого
страха, который вы испытывали в детстве. Попросите участников подумать,
кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они
не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям,
которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и
тщательно перемешайте. Покажите группе «шляпу страхов». Пусть участники
по очереди вытаскивают страхи из шляпы. Каждый участник должен
рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе. Испытывает ли он тоже
этот страх? Почему у человека может появиться такой страх? Надо ли этого
бояться? Если нет, то почему? Что можно посоветовать человеку с таким
страхом? Как можно бороться с этим страхом? Обсуждение: -почему мы
боимся некоторых людей, которых даже не знаем? - может быть, кто-нибудь
боится нас? - всегда ли эти страхи оправданы? - могут ли различия быть
пугающими? - как научиться не бояться различий? Дома спросить у родителей,
чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся.
Игра «Угадай, кого мы загадали».
Цель: формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга; способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств; учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.
Ход игры: один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети
загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность,
характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.
Игра «Похвали себя».
Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры: Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель
предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за
красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я
добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.).
После игры — обсуждение: - Легко ли было хвалить себя? - Кого вам легче хвалить, себя или других? - Кто вас хвалит? - Что вы чувствуете, когда вас хвалят? - Вы любите хвалить других?
Игра «Все мы разные»
Цель: Воспитание толерантности у детейьстаршего дошкольного возраста.
Ход игры: Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял
напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия
назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка,
стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у
Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный
бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге,
потом — в другой.
Игра «Мировое приветствие».
Цель: Воспитание толерантности у
детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры: Приветствовать детей без слов принятыми в различных
странах способами: Россия - объятие и троекратное лобызание поочередно в
обе щеки. Китай - легкий поклон со скрещенными на груди руками. Франция -
рукопожатие и поцелуй в обе щеки. Индия - легкий поклон, ладони вытянуты
по бокам. Япония - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам. Испания
- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера. Германия - простое
рукопожатие и взгляд в глаза. Малайзия - мягкое рукопожатие обеими руками,
касание только кончиками пальцев. Эскимосская традиция - потереться друг о
друга носами.
Игра «Я - хороший, ты – хороший».
Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры: Дети находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий
подбрасывает мяч вверх и называет какое-нибудь свое положительное
качество. Затем кидает мяч другому ребенку, и ребёнок называет положительное качество, которое он знает. Мяч, должен побывать у всех.
Игра «Моя семья».
Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Возможность время от времени рассказывать о своей семье является еще
одним источником здорового самоуважения человека. Можно предложить
детям принести фотографии своей семьи или нарисовать членов своей семьи,
а затем рассказать о них.
Игра «Обмен ролями».
Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры: Участникам предлагается объединиться в группы: в пары -
один участник играет роль родителя, другой роль ребенка. Каждой группе
предлагается установить диалог при разрешении проблемной ситуации. При
этом необходимо придерживаться своей роли. Пример ситуации:
Просьба ребенка о покупке игрушки. Подрался с другим ребенком и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов. (Картотека игр и упражнений)
Картотеки игр, упражнений являются хорошим подспорьем в работе учителя - логопеда. В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при включении которых возрастают ...

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям
Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям для детей старшего дошкольного возраста. ...

Картотека подвижных игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
Цель: содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Задачи:Формировать основы толерантного поведения у дошкольниковПродолжать раз...
Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"
Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"...

Картотека игр и упражнений для родителей и детей «Игры и упражнения для развития ребенка 3 - 4 лет»
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления пр...

Картотека подвижных игр по формированию толерантного отношения к сверстникам. 2023г.
Цель: создание условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей....

