Методика обучения рисованию детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Скраклева Екатерина Михайловна

Данный материал будет полезен для педагогов, работающим с детьми 1,5-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_nod_v_gruppe_rannego_vozrasta.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения НОД в группе раннего возраста

Перед педагогом первой младшей группы стоят такие задачи: привить детям интерес к рисованию; научить их быть внимательными на занятиях; ознакомить воспитанников с материалами и принадлежностями для рисования; научить правильно держать карандаш, не брать его в рот, рисовать только на бумаге; следить за движением руки и регулировать силу нажима; набирать краску на весь ворс кисти, промывать кисть в воде; научить различать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), узнавать и называть изображение предмета по цвету; развивать у детей умение узнавать нарисованные предметы, научить рассказывать о том, что ребенок нарисовал сам; учить устанавливать взаимосвязь между изображением предмета и самим процессом рисования.

Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются.

Рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п. Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовлетворение от результата своего труда.

Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание.

  Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.

Занятия проводятся по подгруппам.

В первую подгруппу отбирают детей с неустойчивым вниманием. Сидят они неспокойно, мешают друг другу, воспитателя слушают невнимательно, процесс рисования речью не сопровождают, цвета различают плохо. Это дети с недостаточной подготовкой.

Вторая подгруппа — малыши, которые во время объяснения могут сосредоточиться всего 3—4 мин, слушают воспитателя и понимают указания, которые он дает всей группе. Речь у этих детей еще пассивная. Рисование словами не сопровождают, но могут ответить на вопросы: Что нарисовано? Что это? Они различают основные цвета, но не называют их, а только находят.

В третью подгруппу отбирают детей с высоким уровнем подготовки к изобразительной деятельности. Их внимание уже более устойчиво, речь выразительна. Дети общаются не только друг с другом, но и со взрослыми. Они понимают объяснение воспитателя, сосредоточивают внимание на объяснении в течение 4-5 мин, начинают планировать свои действия, мысль выражают предложением. Рисование сопровождают речью.

*В I полугодии воспитатель работает с каждой подгруппой отдельно. Продолжительность занятий в первой и второй подгруппах — 5-8 мин, для третьей — 10-12.

*Во II полугодии первую и вторую подгруппы можно объединить. Продолжительность занятий увеличивается до 12— 15 мин.

Занятия со всей группой можно проводить лишь в конце года, когда дети научатся слушать воспитателя, выполнять его указания.

Учитывая, что мелкие мышцы кисти ребенка быстро устают, обучение целесообразно начинать с рисования кисточкой. Дети обучаются держать кисточку легче и быстрее, чем карандаш. Когда малыши научатся сравнительно хорошо держать кисточку, им можно разрешить работать карандашами.

        Учебный материал первой младшей группы дети осваивают в три этапа.

Первый этап включает ознакомление с художественными материалами.

Второй — действия детей по указанию воспитателя, завершение начатого им рисунка.

Третий — создание образов под руководством воспитателя и самостоятельно.

В I полугодии лучше проходить первый и второй этапы, во II — последний.

Основное внимание малышей во время рисования обращается на характер движений. Дети узнают, что рисовать следует карандашом или краской на бумаге. В результате возникают простые изображения, которые они воспринимают и называют.

В 1 полугодии воспитатель знакомит детей прежде всего с материалами (бумагой, краской), принадлежностями (карандашом и кистью), обучает техническим приемам: правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заостренного конца), пользоваться красками и кистью, водить кистью без нажима, набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды, промывать кисть, легко водить карандашом по бумаге, следить глазами за движением руки. Ребенку нужно объяснить, как правильно сидеть за столом, сказать, что рисовать следует только на бумаге, что нельзя стучать карандашом, мять бумагу. Воспитатель учит узнавать и называть изображения на рисунках, сделанных взрослыми, устанавливать связь между изображением и процессом рисования.

      Чтобы рисование было именно изобразительной деятельностью, а не манипуляцией карандашом, нужно направлять внимание детей на создание образов (по показу воспитателя и самостоятельно). Сначала детям предлагают рисовать предметы, которые не требуют точной передачи формы.

Ориентировочные задания I полугодия: капли воды, трава, снег, дождик кап-кап, следы, листики, дорожки, ручейки, ниточки с шариками (дорисовывание ниточек), мячи катятся по дорожке (дорисовывание дорожки), снег падает на дорожку (дорисовывание снега), следы собачки на дорожке, идут ножки по дорожке.

Во II полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом. От малышей требуют точнее изображать предметы с помощью линий и кругов разного размера (по показу и без него). Работая во II полугодии с двумя подгруппами, воспитатель прибегает к целостному или поэтапному объяснению и оказывает индивидуальную помощь.

Рисуя цветными карандашами (травку, столбики, палочки и т.д.), ребенок должен называть предметы и цвет карандаша. Для отработки навыков владения карандашом можно использовать различные штриховки. Например, на занятии «Спрячем зайчика» воспитатель дает детям листы бумаги с изображением цветного зайчика (красного, зеленого, синего). Чтобы лисичка или волк не нашли зайчика, надо спрятать его — заштриховать лист бумаги карандашом того же цвета, что и зайчик. Для такой работы бумагу лучше давать небольшого размера.

Правила рисования карандашом:

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.

 

Правила рисования краской.

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).

6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

    «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

Методика обучения лепки детей раннего возраста в детском саду.

Данный материал будет полезен воспитателям работающимим с детьми первой младшей группы....

Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли с...

Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. Но одного подражания недостаточно для развития способности самос...

Обучение математике детей раннего возраста по методике Л.Г.Петерсон.

В статье освещена эффктивная методика Л.Г.Петерсон обучения математики детей раннего дошкольного возраста,успешно применяемая в моей работе....