педагогический проект ""Сенсорное развитие детей"
проект (старшая группа)

Казакова Елена Леонидовна

Цель проекта: способствовать сенсорному развитию детей дошкольного возраста и формированию сенсорной культуры детей дошкольного возраста и взрослых посредством использования традиционных и инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сенсорное развитие детей29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР на тему:

«Сенсорное развитие детей»

     Актуальность проекта состоит в том, что развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

     Сенсорное развитие ребенка – это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания, которое формирует определенное звено сенсорной культуры. Но если усвоение данного опыта ребенком происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается: поверхностным, неполноценным. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни дошкольника.

     Именно поэтому актуально становится разработка проекта по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

     Цель проекта: способствовать сенсорному развитию детей дошкольного возраста и формированию сенсорной культуры детей дошкольного возраста и взрослых посредством использования традиционных и инновационных технологий.

     Задачи проекта:

  1. Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей дошкольного возраста.
  2. Использование дидактических игр и упражнений в непосредственной образовательной деятельности.
  3. Применение сенсорных эталонов в практической деятельности детей.
  4. Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.

Ожидаемые результаты проекта

для детей:

- научились играть в дидактические игры;

- формирование интереса детей к обследованию окружающих предметов;

- вырос уровень сенсомоторного развития.

для педагогов:

- пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом;

- создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр;

- создание «Картотеки дидактических игр»;

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах сенсорного воспитания дошкольников, отборе содержания по данной теме, повышения качества педагогического труда.

 для родителей:

- получили методические рекомендации по развитию у детей сенсомоторных способностей;

- научились создавать условия дома для дидактических игр и правильно подбирать их;

- повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме;

- проявляют интерес к дальнейшему сотрудничеству с детским садом и развитию детей.

Участники реализации проекта: дети, педагоги, родители.

Сроки проекта: 10.11.2025 по 10.12.2025

Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Цель

1.

Подготовительно-проектировочный этап

- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в соответствие с ФАОП.

- Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта.

- Изучение методической литературы, интернет-ресурса, подбор материала.

- Составление перспективного плана совместных действий с детьми.

- Создание предметно- развивающей среды для работы по реализации проекта.

- Определение уровня сенсорного развития детей.

- Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.

2.

Практический этап

- Реализация содержания проекта.

-  Отслеживание процессов, анализ состояния.

- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.

- Ознакомление детей с дидактическими играми и упражнениями по сенсорному развитию.

3.

Обобщающе - результативный этап

- Обобщение и распространение опыта

4.

Презентация проекта

- Презентация проекта.

План мероприятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

«Физическое развитие»

1. «Принеси кеглю» (по цвету).

2. «Обойди красную (желтую, зеленую, синюю) кеглю».

3. «Собери шарики в ведерки» (величина, цвет)

4. «Светофор»

5. «Прокати обруч»

Игра

Подвижная игра

Игровое упражнение

«Социально-коммуникативное развитие»

1. «Что стоит у нас в группе».

2. «Посмотри вокруг и назови, что похоже на круг (квадрат, треугольник)»

3. «Положи маленький кубик на большой», «Посади большую куклу на большой стул»

Беседа

Игра

Упражнение-игра

«Познавательное развитие»

1. «На какую фигуру похож предмет».

2. «Какого цвета предмет?»

3. «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару»

4. «Найди предмет указанной формы», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя»

5. «Волшебные фигуры»

6. «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Какие цвета использованы?»

7. «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки», «Дальше – ближе»

8. «Собери матрешку», «Разбери матрешку», «Собери пирамидку», «Разбери пирамидку»

Беседа

Д/игра

Д/игры на развитие тактильных ощущений

Д/игры и упражнения для закрепления понятия формы

Презентация

Д/ игры и упражнения на закрепление цвета

Д/игры и упражнения на закрепления понятия величины

Д/игры на развитие восприятия, внимания, памяти

«Речевое развитие»

1. «Шарики воздушные – очень непослушные»

2. Чтение загадок про геометрические фигуры.

3. Разучивание потешек

4. Чтение художественной литературы: р.н.с. «Колобок», «Теремок», «Три медведя», стихи С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», А. Барто «Мяч»

5. «Чей домик?», «Что катится, что не катится?»

Развлечение

Игры на развитие зрительного восприятия

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Рисование красками на темы: «Одуванчики и жуки на лугу», «Огоньки ночью», «Листочки деревьев», «Апельсин».

2. «Ёлочки и грибочки», «Домик и флажки», «Курочка и цыплята»

3. «Шагаем и танцуем»

4. Лепка «Конфеты на тарелочке»

5. «Звуковые коробочки»

НОД с использованием нетрадиционных техник рисования Выкладывание из мозаики

Игра

НОД

Д/игра

Работа с родителями

1. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

2. Дидактических играх по сенсорному развитию

3. «Как развивать у ребенка сенсорные способности посредством дидактических игр и упражнений»

4. Родительское собрание «Сенсорное развитие ребенка»

Консультация

Папка – передвижка

Памятка

Мастер-класс

Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о сенсорных эталонах, преобразована предметно – развивающая среда. Во многом благодаря этому, у детей вырос уровень сенсорного развития и восприятия.

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр.

Все вышеперечисленное еще раз доказывает практическую значимость данного проекта. В перспективе развития проекта планируется дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов, дополнение системы дидактическими играми и материалами, а также продолжение работы по использованию инновационных и проектных технологий по сенсорному развитию.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонне развитой личности ребенка, но и даст толчок для развития познавательной деятельности, развития речи и сенсорных эталонов, взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»....

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Актуальность проекта:Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а...

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).Сенсорное развитие является условием успешного овладения...

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Детям сложно группировать предметы по сенсорным признакам: величине, форме или цвету. Некоторые малыши не умеют выделять форму и величину предметов, другие – не могут группировать однородные пре...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»Приложение к проекту № 1 (анкета для родителей);Приложение № 2 (Мастер-класс для родителей «Сенсорное раз...