Круглый стол для воспитателей Тема: «Профессиональные затруднения педагогов при общении с родителями»
консультация
У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Тогда возникает вопрос, почему же остается актуальной проблема общения воспитателей и родителей воспитанников детского сада?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработал воспитатель МБДОУ
«ДС № 267 г. Челябинск»
первой квалификационной категории
Колосова О.Н.
Круглый стол для воспитателей
Тема: «Профессиональные затруднения педагогов при общении
с родителями»
Цель: поиск резервов для более эффективной работы.
Задачи:
- Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями.
- Содействовать повышению уверенности в себе.
- Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Тогда возникает вопрос, почему же остается актуальной проблема общения воспитателей и родителей воспитанников детского сада?
Трудностей в организации общения с родителями много: это и
непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, нет единых требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к работе педагога снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.
Справедливости ради надо сказать, что многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Будем откровенны, не всегда трудности общения с родителями возникают по вине самих родителей.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников, считая v что ВО всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Зачастую родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Сегодняшний круглый стол мы посвятим вопросу общения с родителями, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные — это
- улыбка,
- имя собеседника,
- комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общения с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя доброжелательная улыбка!
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
1.Упражнение «ПРАВИЛО ТРЁХ ПЛЮСОВ» (улыбка, имя собеседника, комплимент).
Упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг)
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству.
Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а также можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».
По окончании игры все, возвращаются на места.
Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником.
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня так же!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»), чаще говорить «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...’. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело — это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
- Педагогический тренинг ’’Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями”.» (раздать всем анкеты, подсчет баллов и в конце семинара огласить результаты
Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
I
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- У слышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет, Вы не приемлете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" -1 очко, "нет" - 0 очков.
(Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.)
Следующее задание, Уважаемые педагоги, обратимся к вашему опыту работы, делимся на 3 команды (за столами)
- Упражнение «ОБЪЯВЛЕНИЕ».
Цель: упражнение воспитателей в составлении неординарного объявления для родителей. (придумать еще одно объявление) Поделить всех на з команды, раздать всем, по объявлению, чистую бумагу, ручку)
Инструкция: Составьте объявление для родителей для размещения в контактных группах.
- Напомнить родителям о своевременной оплате за посещение детского сада, так как у них бывает задолженность.
- Пригласить всех родителей на субботник.
- ?
- Упражнение «Решение педагогических ситуаций»
Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.
- ситуация: -мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;
- ситуация: - родители приводят явно не долеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;
- ситуация: - мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;
- ситуация: - мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?
- Подведение итогов.
Вывод: эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Воспитатель должен стать инициатором в организации общения с родителями, обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Нет готовых рецептов воспитания, которые можно «взять» и "приложишь" к ребенку. Педагог может дать некоторые рекомендации родителям по воспитанию детей. В какой форме вы это сделаете — это ваш выбор. Самое главное, чтобы выбранная вами форма оказалась наиболее эффективной.
А мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы за круглым столом с воспитателями на тему "Обогащение сенсорного опыта детей"
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуются его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и в...

круглый стол для воспитателей на тему:"Речь воспитателя- основной источник развития речи детей в детском саду"
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником этих знаний выступает воспитатель. Дети дошкольного возраста...

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»
Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....

Круглый стол для воспитателей на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»
Круглый стол для воспитателейна тему:«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»...

Круглый стол для воспитателей дошкольных учреждений «Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями)»
Круглый стол для воспитателей дошкольных учреждений«Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями)»...
Круглый стол для воспитателей «Как повысить мотивацию и профессионализм педагогов ДОУ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как помочь педагогам детских садов повысить интерес и желание заниматься любимым делом в современных усл...

КРУГЛЫЙ СТОЛ для воспитателей «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями».
У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми ли...