Круглый стол для воспитателей Тема: «Профессиональные затруднения педагогов при общении с родителями»
консультация

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Тогда возникает вопрос, почему же остается актуальной проблема общения воспитателей и родителей воспитанников детского сада?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya_vospitateley._kolosova_o.n.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Разработал воспитатель МБДОУ

«ДС № 267 г. Челябинск»

первой квалификационной категории

Колосова О.Н.

Круглый стол для воспитателей

Тема: «Профессиональные затруднения педагогов при общении

с родителями»

Цель: поиск резервов для более эффективной работы.

Задачи:

  1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями.
  2. Содействовать повышению уверенности в себе.
  3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Тогда возникает вопрос, почему же остается актуальной проблема общения воспитателей и родителей воспитанников детского сада?

Трудностей в организации общения с родителями много:        это и

непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, нет единых требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к работе педагога снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Справедливости ради надо сказать, что многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Будем откровенны, не всегда трудности общения с родителями возникают по вине самих родителей.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников, считая v что ВО всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Зачастую родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Сегодняшний круглый стол мы посвятим вопросу общения с родителями, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

        Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!

Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные — это

  • улыбка,
  • имя собеседника,
  • комплимент.

        Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общения с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя доброжелательная улыбка!

        Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

1.Упражнение «ПРАВИЛО ТРЁХ ПЛЮСОВ» (улыбка, имя собеседника, комплимент). 

Упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг)

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству.

Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а также можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

По окончании игры все, возвращаются на места.

Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником.

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника
  3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня так же!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»), чаще говорить «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...’. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело — это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

  1. Педагогический тренинг ’’Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями”.» (раздать всем анкеты, подсчет баллов и в конце семинара огласить результаты

Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

I

  1. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  2. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  3. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  4. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  5. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  7. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  9. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  10. У слышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  11. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  12. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет, Вы не приемлете?
  13. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  14. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" -1 очко, "нет" - 0 очков.

(Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.)

Следующее задание, Уважаемые педагоги, обратимся к вашему опыту работы, делимся на 3 команды (за столами)

  1. Упражнение «ОБЪЯВЛЕНИЕ».

Цель: упражнение воспитателей в составлении неординарного объявления для родителей. (придумать еще одно объявление) Поделить всех на з команды, раздать всем, по объявлению, чистую бумагу, ручку)

Инструкция: Составьте объявление для родителей для размещения в контактных группах.

  1. Напомнить родителям о своевременной оплате за посещение детского сада, так как у них бывает задолженность.
  2. Пригласить всех родителей на субботник.
  1. ?

  1. Упражнение «Решение педагогических ситуаций»

Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.

  1. ситуация: -мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;
  2. ситуация: - родители приводят явно не долеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;
  3. ситуация: - мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;
  4. ситуация: - мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?
  5. Подведение итогов.

Вывод: эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Воспитатель должен стать инициатором в организации общения с родителями, обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Нет готовых рецептов воспитания, которые можно «взять» и "приложишь" к ребенку. Педагог может дать некоторые рекомендации родителям по воспитанию детей. В какой форме вы это сделаете — это ваш выбор. Самое главное, чтобы выбранная вами форма оказалась наиболее эффективной.

А мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:

- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы за круглым столом с воспитателями на тему "Обогащение сенсорного опыта детей"

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуются его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и в...

круглый стол для воспитателей на тему:"Речь воспитателя- основной источник развития речи детей в детском саду"

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником этих знаний выступает воспитатель. Дети дошкольного возраста...

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....

Круглый стол для воспитателей на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»

Круглый стол для воспитателейна тему:«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»...

Круглый стол для воспитателей дошкольных учреждений «Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями)»

Круглый стол для воспитателей дошкольных учреждений«Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями)»...

Круглый стол для воспитателей «Как повысить мотивацию и профессионализм педагогов ДОУ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как помочь педагогам детских садов повысить интерес и желание заниматься любимым делом в современных усл...

КРУГЛЫЙ СТОЛ для воспитателей «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями».

   У педагогов и родителей  единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми ли...