Консультация для педагогов на тему «Познавательное развитие в старшей группе в условиях реализации ФОП ДО»
материал (старшая группа)

Рязанцева Виктория Николаевна

Цели и задачи познавательного развития в старшей группе (5–6 лет)

Согласно ФОП ДО, познавательное развитие направлено на формирование у детей любознательности, интереса к познанию, первичных представлений о мире и развитие интеллектуальных способностей. Основные задачи для старшей группы включают:

  • Расширение представлений о свойствах объектов окружающей среды (материал, ритм, количество, часть и целое, динамика и покой и т. д.) и их причинно-следственных связях.
  • Пополнение знаний о планете Земля, родном городе, Отечестве, обычаях и традициях народа.
  • Освоение умений и навыков, необходимых будущему школьнику: поиск информации в справочных источниках, использование детских энциклопедий, выделение основной мысли в материале.
  • Вовлечение детей в проектную деятельность (индивидуальную и групповую) с распределением ролей.
  • Расширение спектра интересующих детей тем, развитие навыка приводить аргументы в беседе. detsad34.edusev.ru +1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему «Познавательное развитие в старшей группе в условиях реализации ФОП ДО»

Цели и задачи познавательного развития в старшей группе (5–6 лет)

Согласно ФОП ДО, познавательное развитие направлено на формирование у детей любознательности, интереса к познанию, первичных представлений о мире и развитие интеллектуальных способностей. Основные задачи для старшей группы включают:

  • Расширение представлений о свойствах объектов окружающей среды (материал, ритм, количество, часть и целое, динамика и покой и т. д.) и их причинно-следственных связях.
  • Пополнение знаний о планете Земля, родном городе, Отечестве, обычаях и традициях народа.
  • Освоение умений и навыков, необходимых будущему школьнику: поиск информации в справочных источниках, использование детских энциклопедий, выделение основной мысли в материале.
  • Вовлечение детей в проектную деятельность (индивидуальную и групповую) с распределением ролей.
  • Расширение спектра интересующих детей тем, развитие навыка приводить аргументы в беседе. detsad34.edusev.ru +1

Методы и формы работы

Для эффективного познавательного развития используются различные методы и формы деятельности:

  • Занятия: познавательные, комплексные, интегрированные.
  • Дидактические и развивающие игры: «Четвёртый лишний», «Логические цепочки», «Найди по описанию», математическое лото и домино, игры Никитина, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. pavlenko-ds28.edusev.ru
  • Наблюдения на прогулке и в группе.
  • Опыты и эксперименты в «уголке познания» или «лаборатории» (например, с магнитами, водой, воздухом, светом и тенью).
  • Экскурсии (по территории сада, в парк, библиотеку).
  • Использование иллюстраций, карт, глобуса, энциклопедий.
  • Просмотр образовательных видеофильмов и презентаций.
  • Беседы на познавательные темы. pavlenko-ds28.edusev.ru

Основные направления познавательного развития

  1. Сенсорная культура и математические представления:
  • Совершенствование восприятия формы, цвета, величины, фактуры предметов.
  • Умение проводить сложные сравнения (по длине, ширине, высоте), упорядочивать предметы по нескольким признакам.
  • Формирование элементарных математических представлений: счёт в пределах 10, понимание отношений между числами, знание цифр от 0 до 9, решение простых задач на сложение и вычитание, измерение длины, ширины, высоты предметов с помощью условной мерки. pavlenko-ds28.edusev.ru
  1. Ознакомление с миром природы:
  • Углубление знаний о животных (диких и домашних), растениях, насекомых, птицах, рыбах.
  • Формирование понимания взаимосвязей в природе (цепи питания).
  • Наблюдение за явлениями погоды, сезонными изменениями.
  • Экологическое воспитание: формирование бережного отношения к природе, понимания необходимости защиты окружающей среды. pavlenko-ds28.edusev.ru
  1. Ознакомление с предметным и социальным миром:
  • Знание видов транспорта, профессий, инструментов, видов посуды, мебели и т. д., понимание их назначения.
  • Расширение представлений о родной стране, городе, его достопримечательностях.
  • Знание государственной символики (флаг, герб, гимн).
  • Знакомство с культурой и традициями народов России.
  • Формирование представлений о школе. pavlenko-ds28.edusev.ru

Роль воспитателя

Воспитатель выступает в нескольких ролях:

  • Источник информации и организатор познавательной среды.
  • Партнёр-исследователь, который удивляется вместе с детьми и помогает найти ответ на вопрос.
  • Наставник, который учит детей способам познания (как наблюдать, сравнивать, делать выводы). pavlenko-ds28.edusev.ru

Рекомендации для педагогов

  • Индивидуализация работы: учитывать уровень развития познавательных интересов каждого ребёнка. Некоторые дети склонны к анализу и установлению связей между объектами, другие предпочитают практический опыт. alibekova-ozgdou18.edumsko.ru
  • Использование проблемных ситуаций: создавать условия, когда дети сталкиваются с несоответствием между своими представлениями и научными фактами, что стимулирует поиск ответов и развитие любознательности. maam.ru
  • Интеграция методов: сочетать наглядные, практические и словесные методы (наблюдения, эксперименты, рассказы, беседы). nsportal.ru
  • Применение современных технологий: использовать компьютеры, интерактивные доски, планшеты для демонстрации презентаций и образовательных материалов. maam.ru
  • Организация проектной деятельности: вовлекать детей в коллективные и индивидуальные проекты, что развивает навыки планирования, сотрудничества и презентации результатов. pavlenko-ds28.edusev.ru +1

Итог познавательного развития в старшей группе

К концу этапа дети должны проявлять любознательность, задавать вопросы, самостоятельно придумывать объяснения явлениям, обладать начальными знаниями о математике, природе и обществе, быть способными к простейшим интеллектуальным операциям (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Это создаёт прочную основу для успешного обучения в школе. pavlenko-ds28.edusev.ru

Для более детального изучения темы можно обратиться к следующим источникам:

  • ФОП ДО (содержательный раздел).
  • Методические рекомендации Минпросвещения (письмо от 13.02.2023 №ТВ-413/03).
  • Картотеки игр и занятий по познавательному развитию (например, на сайтах nsportal.ru и infourok.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему: "Воздух и его свойства"

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Задачи: Образовательные: Способствовать дальнейшему познанию ...

Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Очищение воды с помощью фильтра"

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Задачи:Образовательные:- способствовать формированию представлений...

Художественно-эстетическое развитие детей старшей группы в условиях реализации ФГОС в ДОУ.

Художественно-эстетическое развитие детей старшей группы в условиях реализации ФГОС в ДОУ....

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Детей старшей группы В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС в доу

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Он строится на  взаимодействии воспитателя и детей и направлен н...

Итоговое занятие педагога-психолога по познавательному развитию в старшей группе

Итоговое занятие педагога-психолога по познавательному развитию  в старшей группе...

Выступление на тему: "Художественно-эстетическое развитие детей старшей группы в условиях реализации ФГОС в ДОУ"

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует...

Консультация для педагогов По теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные ...