КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
консультация

Кузнецова Александра Александровна

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»

Подготовил воспитатель:

Кузнецова Александра Александровна

Первой квалификационной категории

2023 г.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Концепции развития личности ребенка, а также регионального компонента в образовательном процессе дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека впервые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре своего народа, является важной частью нравственно патриотического воспитания, поскольку раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Поэтому в последнее время обращение к народным истокам, декоративно прикладному и фольклором искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов детских садов. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живет маленький гражданин.

Поэтому не случайным важным моментом в воспитательной работе стало целенаправленное возрождение культурных традиций русского народа, знакомство детей с его фольклором. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Большую часть своего времени современные дети проводят в детском саду и кому, как не воспитатель, нужно взять на себя роль человека, который познакомит их с русской народной культурой, покажет её красоту и разнообразия. А через различные активные формы работы разбудит интерес к родной культуре и природе, воспитает чувство любви к Родине, гордость за достижения своей страны, уважение к народным традициям.

Необходимо в процессе приобщения к русской народной культуре стремиться вызвать у детей интерес, эмоции радости, любования, восхищения гордости. Дети обладают повышенной эмоциональностью. А это значит, что материал для них должен содержать эмоции; красота должна постигать я через эстетическое эмоции — наслаждение, восхищение, любования, а ценности «родина», «труд» — через нравственные эмоции: сострадание, любовь, гордость и тд. Известно, что полюбить можно то, что знаешь. Если дошкольникам не рассказывать о том, как жили их предки, трудно воспитать в них чувство любви и уважения к своему народу, и поэтому необходимо воспитывать детей в национальных традициях своего народа, создавать условия для активного приобщения ребят к культурному богатству русского народа.

Направления для перспективного плана

1. Знакомство с национальным бытом

2. Знакомство с устным народным творчеством

3. Знакомство с народными промыслами

4. Знакомство с русскими народными играми

5. Знакомство с народными праздниками

Работа по приобщению дошкольников к народной культуре должна быть основана на общеизвестных принципах

Принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенность — предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;

Принцип доступности — предлагаемая информация должна быть адаптирован к восприятию детей дошкольного возраста;

Принцип научности и достоверности — содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей;

Принцип наглядности и занимательности — образовательный материал должен вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик;

Принцип исторической последовательности обобщающих факторов;

Принцип комплексного и интегративного подхода — приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различных видов и форм взаимодействия с детьми;

Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Успех приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре зависит от форм и методов обучения и воспитания. Таким образом, выделяют основные формы приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре:

1.Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др., на основе единого содержания.

2. Беседы. Беседы с детьми могут быть по содержанию по сказкам.

3. Видео просмотры, которые могут использоваться и на занятиях, и в свободное время (чаще во вторую половину дня); при этом педагог может выступать в роли организатора процесса, но и сами дети могут выбрать этот вид деятельности. Это могут быть просмотры мультфильмов, созданных на основе народного фольклора и сказок, презентации о национальных промыслах, мастер классы по изготовлению и росписи народных игрушек, слушание русских народных песен, онлайн посещения выставок произведений народного прикладного искусства, музеев и т.д.

4. Развлечения и праздники, знакомящие дошкольников с русской народной культурой. Праздники и развлечения — это радостные и яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа Подготовка и проведение традиционных народных праздников предполагает использование всех компонентов народной культуры: устного и музыкального фольклора, песен, танцев, сказок, пословиц, поговорок, художественных промыслов.

5. Фольклорные концерты и театрализованные представления, могут быть подготовлены и проведены, как воспитателями, так и старшими детьми.

6. Целевые прогулки, экскурсии. Дети любят путешествовать, поэтому воспитатель стоит проявлять фантазию для выбора тем для целевых прогулок и экскурсий они могут быть очень разнообразны. Чтобы вызвать у детей интерес к родной стране, её природе, труду людей, проводя целевые прогулки, воспитатель может использовать различные произведения фольклора, песни и стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, игры. Это расширяет кругозор детей, память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

7. Игровые методы. Воспитатель может знакомить детей с различными народными играми, они заключают в себе огромный потенциал не только как жанр устного народного творчества, но и оказывают огромное влияние на умственное, речевое, физическое, эмоциональное развитие детей. Их можно включать в физкультурные занятия, праздники, развлечения, дети с удовольствием играют самостоятельно в свободное время.

8. Метод моделирования и конструирования. Дети с удовольствием занимаются продуктивными видами деятельности. Знакомя их с различными видами декоративно прикладного искусства, воспитатель может предложить детям обводить трафареты.

Конечно, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей. В семье дети получают первые представления о культуре своего народа. Поэтому воспитателю необходимо целенаправленно проводить работу с родителями.

Для них можно провести:

Анкетирования, родительские собрания, консультации, мастер классы. Именно в семье формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам, без чего этнокультурная осведомленность дошкольников так и останется на уровне теории.

Таким образом, одним из важных педагогических условий формирования представлений дошкольников о русской национальной культуре является активное включение родителей.

Таким образом, родители детей обязательно должны стать – и становятся – полноправными участниками педагогического процесса.

Одним из условий успешного решения задач является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует накоплению информации.

С этой целью в нашем детском саду создана «Комната русского быта». В ней дети могут увидеть предметы быта (печь, люльку, прялку, керосиновую лампу и т.д.), кухонную утварь (глиняную и деревянную посуду, самовар, кочергу, ухват, чугунок). Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет им с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа.

Каждый ребёнок неповторим, но каждый – это личность и много есть различных путей, ведущих к одной цели – воспитанию здорового, гармонично-творческого, нравственного и культурного человека. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальным благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение и само чувствование народа.

Список использованных источников:

1.Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, - М.: Сфера, 2007.

2.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. - 2005. - №1.- С. 36-46

3.Акимова Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч : образование, ребёнок, ученик - 2007.№2. - С. 21-23.

4.Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей дошк. возр. / Т.Н. Поштарева // Дошкольное воспитание. — 2007. —№12.—С. 28-36

5.Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. ООО ТЦ Сфера, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми по приобщению к здоровому образу жизни.

Формы и методы работы с детьми по приобщению к здоровому образу жизни.В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровн...

Формы и методы работы с детьми по приобщению к здоровому образу жизни.

Формы и методы работы с детьми по приобщению к здоровому образу жизни.В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровн...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ БЕЛГОРОЩИНЫ

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ.Особенность требований к качеству образования современной российской об...

Консультация для педагогов: «Формы и методы работы опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ»

Консультация для педагогов: «Формы и методы работы опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ»...

консультация для воспитателей. Формы и методы работы с родителями в приобщении детей к здоровому образу жизни

Данный материал будет полезен всем воспитателям в работе с родителями по приобщению к здоровому образу жизни детей....

консультация для воспитателей тема «Формы и методы работы с детьми по приобщению к народной культуре»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению,...