Мастер класс для педагогов ДОУ «Сказкотерапия: сочиняем истории для коррекции поведения»
консультация

1. Цели и задачи

Цель: обучить педагогов методике сочинения терапевтических сказок для коррекции поведенческих трудностей у дошкольников.

Задачи:

  • познакомить с основами сказкотерапии и её потенциалом в работе с детьми;
  • освоить алгоритм создания коррекционной сказки;
  • отработать навыки сочинения сказок на конкретные поведенческие проблемы;
  • развить рефлексивные умения педагогов в применении метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mas_kl_skazkoter.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Сказкотерапия: сочиняем истории для коррекции поведения»

                                                                              Воспитатель :

Кашина Е.А.

с. Кабанск

2022 год.

1. Цели и задачи

Цель: обучить педагогов методике сочинения терапевтических сказок для коррекции поведенческих трудностей у дошкольников.

Задачи:

  • познакомить с основами сказкотерапии и её потенциалом в работе с детьми;
  • освоить алгоритм создания коррекционной сказки;
  • отработать навыки сочинения сказок на конкретные поведенческие проблемы;
  • развить рефлексивные умения педагогов в применении метода.

2. Продолжительность и формат

  • Формат: комбинированное занятие (теория + практика + рефлексия).
  • Количество участников: 6–10 человек.

3. Необходимое оборудование

  • ноутбук и проектор (для презентации);
  • бумага для записей, ручки, фломастеры;
  • карточки с изображениями персонажей и предметов;
  • магнитная доска и маркеры;
  • заготовки с алгоритмом сочинения сказки;
  • аудиозапись спокойной фоновой музыки.

4. Ход мастер-класса

Этап 1. Вступительная часть (15–20 мин)

Содержание:

  • приветствие, создание доброжелательной атмосферы;
  • актуализация темы: «Зачем детям нужны сказки?» (обсуждение в кругу);
  • краткий теоретический блок:
  • что такое сказкотерапия и как она работает;
  • механизмы воздействия сказки на поведение ребёнка;
  • показания к применению (тревожность, агрессия, страхи, непослушание, социальная адаптация и др.);
  • принципы подбора и создания терапевтической сказки.

Ключевые тезисы:

  • Сказка — безопасный канал для выражения чувств и проработки конфликтов.
  • Через сказочных героев ребёнок идентифицирует себя и находит способы решения проблем.
  • Сказка формирует позитивные модели поведения и укрепляет самооценку.

Этап 2. Алгоритм сочинения сказки (20 мин)

Представление технологии (по Р. М. Ткач): сказка строится как «дерево» с чёткой последовательностью этапов.

  1. Зачин (присказка) — вступление, знакомство с героями и миром сказки.
    Примеры: «Жил-был…», «В одном волшебном лесу…», «Однажды в далёкой стране…».
  2. Проблема — герой сталкивается с ситуацией, отражающей трудность ребёнка.
    Формула: «И вдруг однажды…».
  3. Развитие — герой пробует разные способы решения, сталкивается с препятствиями.
    Формула: «Из-за этого…».
  4. Кульминация — наивысшая точка напряжения, кризис, который герой преодолевает.
  5. Развязка — позитивное разрешение конфликта, награда за усилия.
    Важно: развязка должна быть оптимистичной и понятной ребёнку.
  6. Мораль — вывод, который делают герои (и слушатель).
    Формула: «И поняли они, что…», «С тех пор…».

Правила создания терапевтической сказки:

  • сюжет должен быть узнаваем для ребёнка (сходство с его ситуацией);
  • герой — позитивный образец, но с понятными слабостями;
  • проблема решается через действия героя, а не волшебством;
  • язык — простой, образный, с повторами и ритмом;
  • финал — обязательно надежный и ободряющий.

Этап 3. Практическая работа (40 мин)

Задание: сочинить сказку для ребёнка 4–6 лет с конкретной поведенческой проблемой (на выбор).

Шаги:

  1. Участники делятся на 2–3 группы.
  2. Каждая группа получает карточку с описанием проблемы (например:
  • страх расставания с мамой в ДОУ;
  • агрессия по отношению к сверстникам;
  • нежелание убирать игрушки;
  • ревность к младшему брату/сестре).
  1. Используя алгоритм, группы сочиняют сказку:
  • выбирают героя (животное, игрушка, сказочный персонаж);
  • прописывают зачин, проблему, развитие, кульминацию, развязку, мораль;
  • оформляют краткий текст (0,5–1 страница).
  1. Группы по очереди зачитывают сказки, остальные участники задают вопросы и дают обратную связь.

Примеры героев для разных возрастов:

  • 3–4 года: игрушки, зверушки, капельки, листочки;
  • 5–6 лет: принцы/принцессы, волшебники, супергерои, феи.

Этап 4. Рефлексия (15 мин)

Методы:

  • «Дерево творчества» — участники прикрепляют на макет дерева:
  • плоды — если мастер-класс был полезен;
  • зелёные листья — если остались вопросы;
  • жёлтые листья — если что-то не понравилось.
  • Устное обсуждение:
  • Что было самым ценным?
  • Какие трудности возникли при сочинении?
  • Как планируете применять метод в работе?

5. Методические рекомендации

  • Для усиления эффекта: рассказывайте сказку, а не читайте; используйте интонацию, жесты, мимику.
  • Время сказки: 5–10 минут (для дошкольников).
  • Повторение: одну и ту же сказку можно рассказывать 2–3 раза с небольшими вариациями.
  • Индивидуальность: адаптируйте сюжет под конкретного ребёнка (включите его имя, любимые игрушки, места).
  • Безопасность: избегайте пугающих деталей, насилия, неоднозначных моралей.

6. Примеры коротких терапевтических сказок (для вдохновения)

  1. «Зайчик и страх темноты»
    Проблема: страх спать одному.
    Герой: зайчонок Пушик.
    Решение: находит «волшебный фонарик» (метафора внутренней смелости).
    Мораль: «Темнота не страшна, если ты знаешь, что ты в безопасности».
  2. «Мишка-неряха»
    Проблема: не убирает игрушки.
    Герой: медвежонок Топтыжка.
    Решение: игрушки «уходят» от него, он ищет их и возвращает, убирая комнату.
    Мораль: «Когда всё на местах, играть веселее!».

7. Итоги мастер-класса

Ожидаемые результаты:

  • педагоги освоили алгоритм сочинения терапевтической сказки;
  • приобрели опыт анализа поведенческих проблем через призму сказкотерапии;
  • получили инструменты для индивидуальной и групповой работы с детьми.

Рекомендации для дальнейшей работы:

  • вести «сборник сказок» для разных ситуаций;
  • включать сказкотерапию в занятия по развитию эмоциональной сферы;
  • сотрудничать с родителями (рассказывать сказки дома).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сказкотерапия для детей - эффективный способ воспитания"

Любите ли Вы сказки? Читаете ли их своим детям, воспитанникам? Есть ли у Вас любимые сказки?Почему то я уверена, что на все эти вопросы практически каждый человек ответит "ДА!" Сказки ...

Мастер класс для педагогов ДОУ «Сказкотерапия как метод коррекции речи»

Мастер класс для педагогов ДОУ «Сказкотерапия  как метод коррекции речи»...

Мастер – класс для педагогов ДОУ "Сказкотерапия в работе с детьми с нарушениями речи"

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к...

Мастер-класс для педагогов по сказкотерапии

Мастер-класс предназначен для педагогов с целью ознакомления с инновационным методом-сказкотерапией в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов по сказкотерапии «Цветок мечты».(16 мая 2019г.)

Мастер-класс  для педагогов по сказкотерапии «Цветок мечты».(16 мая 2019г.)...

Мастер-класс для педагогов на тему "Сочинять лимерики - это весело!"

Освоение технологии составления стихотворных небылиц с использованием модели...