Паспорт мини музея "Жила-была кукла..."
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Солигаличского муниципального округа Костромской области
Паспорт
мини-музея народной куклы
«Жила-была кукла…»
Воспитатель Корсакова С.Б.
1. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: мини-музей народной куклы «Жила-была кукла…»
Профиль музея: познавательно-исторический, исследовательский.
Адресность: предназначен для воспитанников и родителей группы, детского сада.
Направление работы: создание тематических коллекций и экспозиций, исследовательская деятельность, совместная художественная и трудовая деятельность.
Дата открытия: 23 декабря 2024г.
Руководитель: Корсакова Светлана Борисовна, воспитатель, высшая квалификационная категория.
Месторасположение мини- музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей; коллекции мини-музея располагаются на стене, в коробках-корзинках и полке в виде домика в спальной комнате, некоторые из них оформлены в виде сюжетных экспозиций.
Цель: формировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы.
Задачи:
- расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси;
- приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
- воспитание у детей интереса к культуре своих предков, любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- развитие у детей познавательной активности;
- привлекать родителей к изготовлению кукол для мини-музея.
Принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы детей;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип доступности
- принцип вариативности
- принцип многофункциональности
- принцип сотрудничества и взаимодействия.
Пояснительная записка
Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Начинать приобщение к ценностям русской культуры необходимо уже с малых лет. Дети в этом возрасте доверчивы и открыты. Чтобы помочь ребенку более эмоционально воспринимать знания о народных традициях, быте и обычаях русского народа я решила использовать в своей работе тряпичную народную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Именно кукла может рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях. Народная кукла - это уникальный феномен. Это прекрасный способ обратиться к своим корням. Ни в одной культуре мы не найдем такого богатства обрядов, традиций и обычаев.
«В куклы играть - бытие познавать» - так гласит русская пословица. Именно в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие и познавать жизнь. Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно – нравственные ценности нашего народа, мы решили, что нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную тряпичную куклу через создание мини-музея «Жила-была кукла…» Такая форма работы поможет расширить знания детей о традициях в использовании кукол, будет способствовать повышению интереса к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитанию бережного отношения к культуре своего народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Актуальность
Актуальность выбранной темы связана с тем что в наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», когда ослабевают любовь и уважение к Родине, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей и гражданской позиции? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством родного края. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству.
2. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини- музей предназначен для формирования первичных представлений у детей о музеях, для познавательного, художественно- эстетического развития детей, развития художественных навыков. Главным назначением этого музея является знакомство детей с историей русской куклы, с народным творчеством, воспитание интереса и любви к своему народу.
Формы деятельности:
- поисковая;
- фондовая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная
3. ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
N | Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительный этап. | Заседание родительского клуба «Дочки-сыночки»
Изучение литературы, материала о истории народной куклы | 14 ноября 2024г
Ноябрь 2024г. | 1.Определение темы и названия музея. 2. Выбор места для размещения. |
2 | Практический этап. | 1. Сбор экспонатов. | Ноябрь 2024г.- июль 2025г | Создания мини-музея «Жила-была кукла…». |
3 | Подведение итогов | Презентация работы мини-музея | Апрель 2025г. | Выставка экспонатов мини-музея Выступление на МО с опытом работы |
5.ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Разделы мини-музея:
- в мини- музее представлены разные виды народных кукол: обрядовые, обережные, игровые;
- «Календарь народных кукол»
- «История народных кукол»;
- «Библиотека народных кукол»;
- «Куклы в живописи»;
- «Мастерская народной куклы»
Особенности использования:
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно- ролевых игр. Игрушки могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе занятий, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.
6. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
1. Экскурсии
2. Театрализованная деятельность
3. Игровая деятельность
4. Мастер – класс
5. Семинар
6. Обмен опытом
7. Работа с родителями
7. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Подбор коллекций детских презентаций по теме «Кукла».
- Проведение экскурсий для детей других групп детского сада.
- Пополнение картотеки стихотворениями, песнями, потешками о куклах.
- Подборка конспектов мероприятий с детьми в мини – музее.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России- издательство «Просвещение» ,2009.
2.Долгова, В «Славянские куклы-обереги своими руками» -Изд.2-е-Ростов н/Д: Феникс,2015.
3.Лыкова, И.А. «Игрушки изначальные: история происхождения, культурные традиции, педагогический потенциал»-М.: Издательский дом «Цветной мир»,2011.
4.Шайдурова, Н.В. «Традиционная тряпичная кукла»: учебно-методическое пособие- СПб .: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011
5.Яковлева, Н.Н «Использование фольклора в развитии дошкольника»-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011
6.Кирюшатова Т. «Кукольные чудеса», издательство «Алтей», Москва, 2021 год.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Солигаличского муниципального округа Костромской области
Паспорт
мини-музея народной куклы
«Жила-была кукла…»
Воспитатель Корсакова С.Б.
1. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: мини-музей народной куклы «Жила-была кукла…»
Профиль музея: познавательно-исторический, исследовательский.
Адресность: предназначен для воспитанников и родителей группы, детского сада.
Направление работы: создание тематических коллекций и экспозиций, исследовательская деятельность, совместная художественная и трудовая деятельность.
Дата открытия: 23 декабря 2024г.
Руководитель: Корсакова Светлана Борисовна, воспитатель, высшая квалификационная категория.
Месторасположение мини- музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей; коллекции мини-музея располагаются на стене, в коробках-корзинках и полке в виде домика в спальной комнате, некоторые из них оформлены в виде сюжетных экспозиций.
Цель: формировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы.
Задачи:
- расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси;
- приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
- воспитание у детей интереса к культуре своих предков, любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- развитие у детей познавательной активности;
- привлекать родителей к изготовлению кукол для мини-музея.
Принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы детей;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
2
- принцип доступности
- принцип вариативности
- принцип многофункциональности
- принцип сотрудничества и взаимодействия.
Пояснительная записка
Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Начинать приобщение к ценностям русской культуры необходимо уже с малых лет. Дети в этом возрасте доверчивы и открыты. Чтобы помочь ребенку более эмоционально воспринимать знания о народных традициях, быте и обычаях русского народа я решила использовать в своей работе тряпичную народную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Именно кукла может рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях. Народная кукла - это уникальный феномен. Это прекрасный способ обратиться к своим корням. Ни в одной культуре мы не найдем такого богатства обрядов, традиций и обычаев.
«В куклы играть - бытие познавать» - так гласит русская пословица. Именно в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие и познавать жизнь. Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно – нравственные ценности нашего народа, мы решили, что нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную тряпичную куклу через создание мини-музея «Жила-была кукла…» Такая форма работы поможет расширить знания детей о традициях в использовании кукол, будет способствовать повышению интереса к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитанию бережного отношения к культуре своего народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Актуальность
Актуальность выбранной темы связана с тем что в наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», когда ослабевают любовь и уважение к Родине, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей и гражданской позиции? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством родного края. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству.
3
2. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини- музей предназначен для формирования первичных представлений у детей о музеях, для познавательного, художественно- эстетического развития детей, развития художественных навыков. Главным назначением этого музея является знакомство детей с историей русской куклы, с народным творчеством, воспитание интереса и любви к своему народу.
Формы деятельности:
- поисковая;
- фондовая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная
3. ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
N | Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительный этап. | Заседание родительского клуба «Дочки-сыночки» Изучение литературы, материала о истории народной куклы | 14 ноября 2024г Ноябрь 2024г. | 1.Определение темы и названия музея. 2. Выбор места для размещения. |
2 | Практический этап. | 1. Сбор экспонатов. | Ноябрь 2024г.- июль 2025г | Создания мини-музея «Жила-была кукла…». |
3 | Подведение итогов | Презентация работы мини-музея | Апрель 2025г. | Выставка экспонатов мини-музея Выступление на МО с опытом работы |
4
5.ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Разделы мини-музея:
- в мини- музее представлены разные виды народных кукол: обрядовые, обережные, игровые;
- «Календарь народных кукол»
- «История народных кукол»;
- «Библиотека народных кукол»;
- «Куклы в живописи»;
- «Мастерская народной куклы»
Особенности использования:
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно- ролевых игр. Игрушки могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе занятий, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.
6. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
1. Экскурсии
2. Театрализованная деятельность
3. Игровая деятельность
4. Мастер – класс
5. Семинар
6. Обмен опытом
7. Работа с родителями
7. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Подбор коллекций детских презентаций по теме «Кукла».
- Проведение экскурсий для детей других групп детского сада.
- Пополнение картотеки стихотворениями, песнями, потешками о куклах.
- Подборка конспектов мероприятий с детьми в мини – музее.
7
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России- издательство «Просвещение» ,2009.
2.Долгова, В «Славянские куклы-обереги своими руками» -Изд.2-е-Ростов н/Д: Феникс,2015.
3.Лыкова, И.А. «Игрушки изначальные: история происхождения, культурные традиции, педагогический потенциал»-М.: Издательский дом «Цветной мир»,2011.
4.Шайдурова, Н.В. «Традиционная тряпичная кукла»: учебно-методическое пособие- СПб .: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011
5.Яковлева, Н.Н «Использование фольклора в развитии дошкольника»-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011
6.Кирюшатова Т. «Кукольные чудеса», издательство «Алтей», Москва, 2021 год.
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Паспорт мини музея "Куклы пупсы"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка» Составили воспитатели Синькевич С.С.Сулейманова А.И. СОДЕРЖА...

Паспорт мини музея " Любимая кукла"
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и ...
Паспорт мини-музея "народная кукла"
Представляю вашему вниманию описание мини-музея "Народная кукла" который можно организовать в группе....

Паспорт мини-музея «КУКЛЫ НАШИХ ПРАБАБУШЕК»
Цель: привитие и укрепление интереса к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Задачи:Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушк...

Паспорт мини-музея «Народная тряпичная кукла»
Цель: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной тряпичной куклой....

Паспорт мини-музея "Народные куклы"
Народные куклы имеют большое значение в воспитании детей,формировании их мировоззрения.Через игру с куклойй ребенок учится выражать свои чувства,приобретая опыт общения и разрешения конфликтов.В опред...