Паспорт мини музея "Жила-была кукла..."
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Солигаличского муниципального округа Костромской области

 

 

Паспорт

мини-музея народной куклы

 

«Жила-была кукла…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Корсакова С.Б.

 

 

 

1. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: мини-музей народной куклы «Жила-была кукла…»

Профиль музея: познавательно-исторический, исследовательский.

Адресность: предназначен для воспитанников и родителей группы, детского сада.

Направление работы: создание тематических коллекций и экспозиций, исследовательская деятельность, совместная художественная и трудовая деятельность. 

Дата открытия: 23 декабря 2024г.

Руководитель: Корсакова Светлана Борисовна, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Месторасположение мини- музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей; коллекции мини-музея располагаются на стене, в коробках-корзинках и полке в виде домика в спальной комнате, некоторые из них оформлены в виде сюжетных экспозиций.

Цель: формировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы.

Задачи:

- расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

- обогащение предметно-развивающей среды;

- через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси;

- приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;

- воспитание у детей интереса к культуре своих предков, любви к русской национальной культуренародному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

- развитие у детей познавательной активности;

- привлекать родителей к изготовлению кукол для мини-музея.

Принципы:

- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

- принцип опоры на интересы детей;

- принцип наглядности;

- принцип последовательности;

- принцип доступности

- принцип вариативности

- принцип многофункциональности

- принцип сотрудничества и взаимодействия.

 

Пояснительная записка

Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Начинать приобщение к ценностям русской культуры необходимо уже с малых лет. Дети в этом возрасте доверчивы и открыты. Чтобы помочь ребенку более эмоционально воспринимать знания о народных традициях, быте и обычаях русского народа я решила использовать в своей работе тряпичную народную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Именно кукла может рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях. Народная кукла - это уникальный феномен. Это прекрасный способ обратиться к своим корням. Ни в одной культуре мы не найдем такого богатства обрядов, традиций и обычаев.

«В куклы играть - бытие познавать» - так гласит русская пословица. Именно в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие и познавать жизнь. Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно – нравственные ценности нашего народа, мы решили, что нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную тряпичную куклу через создание мини-музея «Жила-была кукла…» Такая форма работы поможет расширить знания детей о традициях в использовании кукол, будет способствовать повышению интереса к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитанию бережного отношения к культуре своего народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

 

Актуальность

Актуальность выбранной темы связана с тем что в наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», когда ослабевают любовь и уважение к Родине, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей и гражданской позиции? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством родного края. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству.

 

2. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мини- музей предназначен для формирования первичных представлений у детей о музеях, для познавательного, художественно- эстетического развития детей, развития художественных навыков. Главным назначением этого музея является знакомство детей с историей русской куклы, с народным творчеством, воспитание интереса и любви к своему народу.

Формы деятельности:

- поисковая;

- фондовая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная

 

3. ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

N

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап.

Заседание родительского клуба «Дочки-сыночки»

 

Изучение литературы, материала о истории народной куклы

 14 ноября 2024г

 

Ноябрь 2024г.

1.Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

2

Практический этап.

1. Сбор экспонатов.
2.Оформление выставки.
3.Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение экскурсий.

 Ноябрь 2024г.- июль 2025г

Создания мини-музея «Жила-была кукла…».

3

Подведение итогов

 Презентация работы мини-музея

 Апрель 2025г.

Выставка экспонатов мини-музея

Выступление на МО с опытом работы


 

5.ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ

 Разделы мини-музея:

- в мини- музее представлены разные виды народных кукол: обрядовые, обережные, игровые;

- «Календарь народных кукол»

- «История народных кукол»;

- «Библиотека народных кукол»;

- «Куклы в живописи»;

- «Мастерская народной куклы»

 

Особенности использования:

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно- ролевых игр. Игрушки могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе занятий, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.

 

6. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Экскурсии

2. Театрализованная деятельность

 3. Игровая деятельность

 4. Мастер – класс

5. Семинар

6. Обмен опытом

7. Работа с родителями

 

 7. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ  

-  Подбор коллекций детских презентаций по теме «Кукла».

- Проведение экскурсий для детей других групп детского сада.

- Пополнение картотеки стихотворениями, песнями, потешками о куклах.

- Подборка конспектов мероприятий с детьми в мини – музее.

 

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России- издательство «Просвещение» ,2009.

2.Долгова, В «Славянские куклы-обереги своими руками» -Изд.2-е-Ростов н/Д: Феникс,2015.

3.Лыкова, И.А. «Игрушки изначальные: история происхождения, культурные традиции, педагогический потенциал»-М.: Издательский дом «Цветной мир»,2011.

4.Шайдурова, Н.В. «Традиционная тряпичная кукла»: учебно-методическое пособие- СПб .: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011

5.Яковлева, Н.Н «Использование фольклора в развитии дошкольника»-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011

6.Кирюшатова Т. «Кукольные чудеса», издательство «Алтей», Москва, 2021 год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini-muzeya_zhila-byla_kukla.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Солигаличского муниципального округа Костромской области

Паспорт

мини-музея народной куклы

«Жила-была кукла…»

Воспитатель Корсакова С.Б.

1. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: мини-музей народной куклы «Жила-была кукла…»

Профиль музея: познавательно-исторический, исследовательский.

Адресность: предназначен для воспитанников и родителей группы, детского сада.

Направление работы: создание тематических коллекций и экспозиций, исследовательская деятельность, совместная художественная и трудовая деятельность. 

Дата открытия: 23 декабря 2024г.

Руководитель: Корсакова Светлана Борисовна, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Месторасположение мини- музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей; коллекции мини-музея располагаются на стене, в коробках-корзинках и полке в виде домика в спальной комнате, некоторые из них оформлены в виде сюжетных экспозиций.

Цель: формировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы. 

Задачи:

- расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

- обогащение предметно-развивающей среды;

- через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси;

- приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;

- воспитание у детей интереса к культуре своих предков, любви к русской национальной культуренародному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

- развитие у детей познавательной активности;

- привлекать родителей к изготовлению кукол для мини-музея.

Принципы:

- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

- принцип опоры на интересы детей;

- принцип наглядности;

- принцип последовательности;

2

- принцип доступности

- принцип вариативности

- принцип многофункциональности

- принцип сотрудничества и взаимодействия.

Пояснительная записка 

Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Начинать приобщение к ценностям русской культуры необходимо уже с малых лет. Дети в этом возрасте доверчивы и открыты. Чтобы помочь ребенку более эмоционально воспринимать знания о народных традициях, быте и обычаях русского народа я решила использовать в своей работе тряпичную народную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Именно кукла может рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях. Народная кукла - это уникальный феномен. Это прекрасный способ обратиться к своим корням. Ни в одной культуре мы не найдем такого богатства обрядов, традиций и обычаев.

«В куклы играть - бытие познавать» - так гласит русская пословица. Именно в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие и познавать жизнь. Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно – нравственные ценности нашего народа, мы решили, что нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную тряпичную куклу через создание мини-музея «Жила-была кукла…» Такая форма работы поможет расширить знания детей о традициях в использовании кукол, будет способствовать повышению интереса к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитанию бережного отношения к культуре своего народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Актуальность 

Актуальность выбранной темы связана с тем что в наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», когда ослабевают любовь и уважение к Родине, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей и гражданской позиции? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством родного края. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству.

3

2. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мини- музей предназначен для формирования первичных представлений у детей о музеях, для познавательного, художественно- эстетического развития детей, развития художественных навыков. Главным назначением этого музея является знакомство детей с историей русской куклы, с народным творчеством, воспитание интереса и любви к своему народу.

Формы деятельности: 

- поисковая;

- фондовая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная

3. ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

N

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап.

Заседание родительского клуба «Дочки-сыночки»

Изучение литературы, материала о истории народной куклы

 14 ноября 2024г

Ноябрь 2024г.

1.Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

2

Практический этап.

1. Сбор экспонатов.
2.Оформление выставки.
3.Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение экскурсий.

 Ноябрь 2024г.- июль 2025г

Создания мини-музея «Жила-была кукла…».

3

Подведение итогов

 Презентация работы мини-музея

 Апрель 2025г.

Выставка экспонатов мини-музея

Выступление на МО с опытом работы

4

5.ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ

 Разделы мини-музея:

- в мини- музее представлены разные виды народных кукол: обрядовые, обережные, игровые;

- «Календарь народных кукол»

- «История народных кукол»;

- «Библиотека народных кукол»;

- «Куклы в живописи»;

- «Мастерская народной куклы»

Особенности использования:

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно- ролевых игр. Игрушки могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе занятий, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.

6. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Экскурсии

2. Театрализованная деятельность

 3. Игровая деятельность

 4. Мастер – класс

5. Семинар

6. Обмен опытом

7. Работа с родителями

 7. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ  

-  Подбор коллекций детских презентаций по теме «Кукла».

- Проведение экскурсий для детей других групп детского сада.

- Пополнение картотеки стихотворениями, песнями, потешками о куклах.

- Подборка конспектов мероприятий с детьми в мини – музее.

7

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России- издательство «Просвещение» ,2009.

2.Долгова, В «Славянские куклы-обереги своими руками» -Изд.2-е-Ростов н/Д: Феникс,2015.

3.Лыкова, И.А. «Игрушки изначальные: история происхождения, культурные традиции, педагогический потенциал»-М.: Издательский дом «Цветной мир»,2011.

4.Шайдурова, Н.В. «Традиционная тряпичная кукла»: учебно-методическое пособие- СПб .: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011

5.Яковлева, Н.Н «Использование фольклора в развитии дошкольника»-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011

6.Кирюшатова Т. «Кукольные чудеса», издательство «Алтей», Москва, 2021 год.

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Паспорт мини музея "Куклы пупсы"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»   Составили воспитатели Синькевич С.С.Сулейманова А.И.   СОДЕРЖА...

Паспорт мини музея " Любимая кукла"

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и ...

Паспорт мини-музея "народная кукла"

Представляю вашему вниманию описание мини-музея "Народная кукла" который можно организовать в группе....

Паспорт мини-музея «КУКЛЫ НАШИХ ПРАБАБУШЕК»

Цель: привитие и укрепление интереса к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Задачи:Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушк...

Паспорт мини-музея «Народная тряпичная кукла»

Цель:  приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной тряпичной куклой....

Паспорт мини-музея "Народные куклы"

Народные куклы имеют большое значение в воспитании детей,формировании их мировоззрения.Через игру с куклойй ребенок учится выражать свои чувства,приобретая опыт общения и разрешения конфликтов.В опред...